Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ДЕТЕЙ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ НА ПРИМЕРЕ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ'

ЗАЩИТА ДЕТЕЙ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ НА ПРИМЕРЕ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
194
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ / ВООРУЖЁННЫЙ КОНФЛИКТ / ПРАВОЗАЩИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенова Р.О.

В статье рассматривается механизм защиты прав детей в условиях вооруженного конфликта. Проводится анализ международно-правовой позиции Великобритании по этому вопросу. Акцентируется внимание на проблеме участия несовершеннолетних в вооруженных конфликтах. Также в статье предлагаются меры по совершенствованию международно-правовых механизмов защиты прав детей, в частности, приведение системы национального законодательства в соответствие с международными стандартами и стимулирование работы правозащитных организаций.The article deals with the mechanism of protection of children's rights in armed conflicts. The author analyzes the international legal position of the United Kingdom on that topic. The author focuses on the problem of the participation of minors in armed conflicts. The article also suggests measures to improve international legal mechanisms for the protection of children's rights, in particular, bringing the system of national legislation in line with international standards and stimulating the work of human rights organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ДЕТЕЙ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ НА ПРИМЕРЕ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ»

Для цитирования: Семенова Р.О. Защита детей в вооруженных конфликтах на примере соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии / Науч.рук. к.ю.н., Аксенов А.Б.; ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» // Океанский менеджмент. 2022. № 1С(14). С.71-73.

Семенова Р.О.

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Юридический факультет Студентка, 2 курс

Научный руководитель: к.ю.н., доцент Аксенов А.Б.

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Юридический факультет Кафедра международного и европейского права

ЗАЩИТА ДЕТЕЙ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ НА ПРИМЕРЕ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ

ИРЛАНДИИ

Аннотация. В статье рассматривается механизм защиты прав детей в условиях вооруженного конфликта. Проводится анализ международно-правовой позиции Великобритании по этому вопросу. Акцентируется внимание на проблеме участия несовершеннолетних в вооруженных конфликтах. Также в статье предлагаются меры по совершенствованию международно-правовых механизмов защиты прав детей, в частности, приведение системы национального законодательства в соответствие с международными стандартами и стимулирование работы правозащитных организаций.

Ключевые слова. Защита прав детей, вооружённый конфликт, правозащитная организация, международный стандарт, международное гуманитарное право.

PROTECTION OF CHILDREN IN ARMED CONFLICT ON THE EXAMPLE OF THE

UNITED KINGDOM OF GREAT BRITAIN AND NORTHERN IRELAND

Annotation. The article deals with the mechanism of protection of children's rights in armed conflicts. The author analyzes the international legal position of the United Kingdom on that topic. The author focuses on the problem of the participation of minors in armed conflicts. The article also suggests measures to improve international legal mechanisms for the protection of children's rights, in particular, bringing the system of national legislation in line with international standards and stimulating the work of human rights organizations.

Keywords. Protection of children's rights, armed conflict, human rights organization, international standard, international humanitarian law.

Актуальность темы исследования выражается в том, что дети, являясь одной из уязвимых групп населения, в наибольшей степени подвергаются опасностям во время вооруженных конфликтов, так как они, в силу физических и психических особенностей организма не имеют возможности самостоятельно осуществлять защиту своих прав. В связи с этим, обеспечение их безопасности является одной из ключевых обязанностей государства и международных организаций, однако обеспечить их полную защиту от таких угроз, как вербовка, насилие, социальная дезинтеграция и других нарушений их неотъемлемых прав, можно только путем взаимодействия международного сообщества со сторонами конфликта, применения к ним мер принудительного характера.

Великобритания одна из первых законодательно закрепила преимущественную защиту прав и интересов ребенка. Дж. Локк уже в XVII веке, одним из первых заявил о необходимости наделения ребенка правами. Национальное законодательство Великобритании в области защиты детей формируется с учетом международных стандартов. Основными документами в Великобритании о защите прав ребенка являются Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года; Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года; Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей от 3 декабря 1986 года; Закон о детях (Children Act); Национальные Стандарты Великобритании по организации фостерного воспитания (UK National Standards for Foster care), утвержденные в 1999 году. Международно-правовые стандарты защиты детей в условиях вооруженных конфликтов включают: заботу, сохранение культурных традиций, системы воспитания, единства семей; содержание в помещениях, отдельно от взрослых, в случае ареста, задержания или интернирования; облегчение

репатриации и возвращения в места постоянного проживания либо размещения в нейтральном государстве; эвакуацию только с согласия родителей или опекунов; идентификацию детей с помощью опознавательных медальонов и иных средств; запрет для воюющих сторон призывать на военную службу детей, не достигших возраста 15 лет и др.

Все вышеперечисленные международно-правовые стандарты неукоснительно соблюдаются Соединенным Королевством. Однако Соединенное Королевство в вопросе о непосредственном вовлечении детей в вооруженные конфликты не желает поддерживать стандарт, противоречащий национальной практике страны, который запрещает детям принимать непосредственное участие в боевых действиях. Согласно 1 статьи Конвенции о правах ребенка, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее [1]. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах от 25 мая 2000 года закрепляет минимальный возраст призыва в вооруженные силы, запрещает любые формы вербовки детей для участия в вооруженных конфликтах, обязывает государства принимать все возможные меры для обеспечения того, чтобы военнослужащие, не достигшие 18-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях [2].

Великобритания разрешает своим гражданам добровольно поступать в армию с 16 лет. При ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающийся вовлечения детей в вооруженные конфликты в обязательном заявлении Соединенного Королевства было заявлено, что оно понимает, что, хотя и будет стремиться не использовать детей-новобранцев в боевых действиях, протокол "... не будет исключать развертывание военнослужащих ее вооруженных сил в возрасте до 18 лет в принимать непосредственное участие в боевых действиях, если: а) существует реальная военная необходимость развернуть свое подразделение или корабль в районе, в котором ведутся боевые действия; и б) в силу характера и срочности ситуации: - невозможно вывести таких лиц до развертывания; или ii) это подорвало бы оперативную эффективность их корабля или подразделения и тем самым поставило бы под угрозу успешное завершение военной миссии и / или безопасность другого персонала [3]. Таким образом, согласно п. 2 ст. 77 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г., стороны конфликта предпринимают все необходимые меры, чтобы дети, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях. [4]. Этот принцип закреплен также в п. 2 и п. 3 ст. 38 Конвенции ООН о правах ребенка. Кроме того, в случае если в период международного вооруженного конфликта, несмотря на запрет, предусмотренный п. 2 ст. 77 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, дети в возрасте до 15 лет все же призваны в состав вооруженных сил, то они продолжают пользоваться особой защитой. Все военные преступления, относящиеся к незаконному вербованию и участию несовершеннолетних в вооруженных конфликтах наказывается в соответствии с нормами национального и международного права.

Таким образом, данный подход государства к стандарту «прямых восемнадцати» не противоречит нормам международного права. Великобритания, допуская добровольный призыв несовершеннолетних лиц до 18 лет, представляет национальные гарантии того, что призыв действительно имеет добровольный характер, он производится с согласия родителей или законных опекунов призываемых лиц, эти лица получили полную информацию об обязанностях военной службы и представили достоверные доказательства своего возраста до принятия их на военную службу.

Еще одним из эффективных средств защиты прав детей, в том числе во время вооруженных конфликтов является деятельность правозащитных организаций. Она направлена на защиту семьи, культурных традиций, воспитания детей во время вооруженных конфликтов, а также содействует процессу репартации семей, поиску без вести пропавших, возвращению на места постоянного проживания.

Право на создание и вступление в неправительственную правозащитную организацию предусмотрено статьей 11 Приложения 1 Закона о правах человека (Human Rights Act), 1998 Великобритании (Англии) [5]. На территории Соединенного Королевства активно работает более 60 тысяч негосударственных правозащитных организаций, среди них: Международный Комитет Красного Креста, Спасём детей, Союз

прав детей в Англии, Amnesty International, Radda Barnen и другие. Почти каждый третий гражданин Великобритании вовлечен в деятельность какой-либо общественной организации или является ее волонтером. Финансирование происходит за счет пожертвований граждан, товаров, выпускаемых организаций, грантов. Подобные организации также пользуются значительными налоговыми льготами. Так, например, В 2010 году «Спасите детей» получила около £ 300 млн (15 млрд. руб.).

Эти показатели считаются наивысшими в мире, что свидетельствует о высокой эффективности правозащитных организаций на территории Соединенного Королевства и наличии реальной возможности у этих организаций оказывать социальную поддержку детям, попавшим в условия вооруженных конфликтов. Так, на примере активного вовлечения гражданского общества в деятельность правозащитных организаций в Великобритании можно полагать, что данная стратегия способна повысить реальный уровень защиты прав детей в государстве во время вооруженных конфликтов.

Таким образом, основываясь на собственном опыте решения проблемы, указанной в повестке дня, Соединенное Королевство представляет, что принципы особой защиты детей в военных действиях должны соблюдаться всеми участниками вооруженного конфликта, с привлечением системы контроля на универсальном (специализированные учреждения ООН, такие как ЮНИСЕФ, УВКБ, Совет Безопасности) и специальном уровне (МККК и державы-покровительницы) и предлагает следующие методы:

1) Государствам необходимо привести национальное законодательство в соответствие с международными стандартами защиты детей, а более того установить систему исполнительных органов, позволяющую обеспечивать исполнение этих норм.

2) Необходимо укреплять межгосударственное сотрудничество по вопросам финансовой поддержки правозащитных организаций государствами.

3) Государствам следует проводить политику, направленную на широкое вовлечение гражданского общества в деятельность правозащитных организаций.

4) Представляется важным оказывать поддержку по вопросам защиты прав детей странам, где непосредственно ведутся вооруженные конфликты.

Пристатейный библиографический список:

1. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

2. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах от 25.05.2000 [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/rightschild_protocol1.shtml#a1

3. Обязательное заявление Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии при ратификации факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка. [Электронный ресурс] URL: https://web.archive.org/web/20180206131426/https://treaties.un.org/Pages/ViewDetails.aspx?src=IND&mtdsg_no=I V-11 -b&chapter=4&lang=en

4. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/humanitarian/law/geneva.shtml

5. Закон о правах человека Великобритании (Human Rights Act) от 9 ноября 1998 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.legislationline.org/download/id/5695/file/UK_Human_Rights_Act_1998_as_of_2014_en.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.