УДК 341 ББК 67.412
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10238
ЗАПРЕЩЕНИЕ НАПАДЕНИЙ НА ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ
И ГРАЖДАНСКИЕ ОБЪЕКТЫ В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Диана Исрафилкызы КАШДАЕВА, магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]
Мадина Низамовна АЛИЕВА, доцент кафедры конституционного и международного права Юридического института Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук
Научная специальность: 12.00.10 — международное право; европейское право
Аннотация. В статье рассматриваются правовые механизмы в рамках международного права по защите прав гражданского населения и его защита в условиях вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера. Особое внимание уделено положениям Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны от 1949 г. и двум дополнительным протоколам к нему 1977 г.
Ключевые слова: международное право, гуманитарное право, вооруженные конфликты международного и немеждународного характера, гражданское население, гражданские и военные объекты, боевые действия.
Annotation. The legal mechanisms within the framework of International law for the protection of the rights of civilians and their protection in armed conflicts of an international and non-international nature are examined. An important place in the article is given to the provisions of the Geneva Convention for the Protection of Civilian Persons in Time of War of 1949 and two additional protocols to it of 1977.
Keywords: international law, humanitarian law, armed conflicts of an international and non-international character, civilian population, civilian and military installations, military operations.
Как показывает история развития человечества, многие народы и государства в период своего существования развязывали вооруженные конфликты или сами становились их жертвами, в результате чего страдало мирное население. Рост жертв в условиях вооруженных конфликтов среди мирного населения потребовал соответствующего реагирования со стороны международного сообщества для обеспечения безопасности гражданского населения в рамках международного права вооруженных конфликтов. Каждое государство в период военных действий рано или поздно сталкивается с проблемой защиты мирного населения и других объектов в рамках международного гуманитарного права (МГП), что привело к его активному развитию.
Главная цель МГП — защита и безопасность непосредственных участников вооруженных конфликтов, а также объектов, необходимых для поддержания жизни граждан воюющих государств. Важно учесть, что в современных условиях постоянного совершенствования военной техники и вооружений становится все сложнее и сложнее совершенствовать защитные механизмы и, следовательно, меры по защите жертв войны необходимо постоянно совершенствовать и развивать.
С целью решения данной проблемы представителями международного сообщества 12 августа 1949 г. была принята Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны. В соответствии с ч. 1 ст. 51 ДП-1 к Женевс-
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020
ким конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями.
Согласно указанной Конвенции запрещены и будут оставаться запрещенными в любое время и в любом месте в условиях вооруженного противостояния следующие действия независимо от того, совершают ли их представители гражданских или военных органов, а именно: насилие над жизнью, здоровьем и физическим или психическим состоянием лиц; убийство; пытки всех видов, будь то физические или психические; телесные наказания и увечья; надругательство над человеческим достоинством, в частности, унизительное и оскорбительное обращение, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой его форме; взятие заложников и т.д.
Запрещается также использование голода среди гражданского населения в качестве метода ведения вооруженных конфликтов и войны с целью получения преимущества над противоборствующей стороной. Все лица, которые не участвовали непосредственно в вооруженном противостоянии и боевых действиях или прекратили участие в них, вне зависимости от того, какие принудительные меры приняты в отношении них, согласно ст. 4 Протокола II имеют право на уважительное и гуманное отношение к своей личности без какого-либо неблагоприятного различия1.
Не допускается отдавать приказ не оставлять никого в живых.
Гражданское население в целом и отдельные гражданские лица не могут быть подвергнуты нападению даже в порядке репрессалий.
По определению, принятому в международном гуманитарном праве, репрессалии — это правомерные принудительные действия государства, направленные на восстановление своих прав, нарушенных другим государством, при помощи действий, иных, чем применение силы или угроза ее применения.
Меры, используемые в качестве репрессалий, должны быть пропорциональны вызвавшему их правонарушению и прекращаются с момента восстановления положения, ему предшествовавшего2.
При любых обстоятельствах в отношении вышеуказанных лиц запрещаются в любое вре-
мя и в любом месте такие действия, как: посягательство на жизнь, здоровье; жестокое обращение; коллективное наказание; акты терроризма; взятие заложников; рабство и работорговля в любой форме; надругательство над человеческим достоинством; изнасилование; принуждение к проституции; унизительное и оскорбительное обращение либо непристойное посягательство в любой форме; грабеж или угроза совершения в отношении указанных лиц запрещенных действий.
Однако, как свидетельствуют современные реалии, в условиях вооруженных конфликтов не всегда соблюдаются требования Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны и дополнительных к ней протоколов.
Подтверждением этого являются факты гибели мирного населения в условиях вооруженного противостояния.
В ходе армяно-азербайджанской (1990 — 1994) трехлетней войны стороны потеряли убитыми от 15 тыс. до 25 тыс. человек, более 25 тыс. получили ранения, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания.
Статья 4 Женевской конвенции 1949 г.3 «О защите гражданского населения во время войны» запрещает посягательство на жизнь и личную неприкосновенность, а также на честь и достоинство людей, подпадающих под понятие «гражданские лица».
Часто воюющие стороны нарушают все основополагающие гуманитарно-правовые нормы по защите гражданского населения.
История знает яркие примеры трагических событий во времена армяно-азербайджанского конфликта, в котором неоднократно происходила кровавая резня мирных жителей. В период ведения активных боевых действий отмечено много случаев нарушения норм МГП со стороны воюющих в отношении раненых, военнопленных и гражданских лиц, которые охраняются Женевскими конвенциями и дополнительными протоколами к ним.
В период вооруженного конфликта между Северной Осетией и Ингушетией (31 октября — 4 ноября 1992 г.) с обеих сторон погибли 556 человек, ранены свыше 900 человек, пропал без вести 261 человек. Более 60 тыс. проживавших в Пригородном районе ингушей были вынуждены покинуть свои родные места.
В настоящее время в продолжающихся вооруженных конфликтах на востоке Украины и в Сирийской Республике гибнут десятки тысяч
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020
мирных жителей, а количество беженцев среди мирного населения исчисляется в миллионах; при этом мы не учитываем количество разрушенных городов, других населенных пунктов и экономический ущерб.
С 16 ноября 2017 г. по 15 февраля 2018 г. количество жертв конфликта на Донбассе среди мирного населения составило 73 человека: 12 погибших и 61 раненый.
С учетом вышесказанного следует отметить, что мировому сообществу во избежание роста конфликтных ситуаций следует:
во-первых, не допустить вооруженного противостояния между конфликтующими сторонами;
во-вторых, в случае их возникновения с целью недопущения потерь среди мирного населения обязать участников вооруженного противостояния строго соблюдать требования Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны и дополнительных протоколов от 8 июня 1977 г., касающихся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) и защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II).
Подводя итог, можно сказать, что, к сожалению, международное право на современном этапе не может ни остановить войну, ни предотвратить совершение преступления на внутригосударственном уровне.
Однако благодаря международно-правовым нормам тяжесть последствий подобных деяний стала меньше. В связи с этим мировое сообщество возлагает большие надежды на Международный уголовный суд, а также на международные организации, призванные следить за соблюдением прав жертв военных конфликтов, в частности, на Организацию Объединенных Наций (ООН), Международный Комитет Красного Креста (МККК) и Красного Полумесяца и др.
Данные организации имеют в своем распоряжении различные средства воздействия на государства, нарушающие нормы международного гуманитарного права; это могут быть как дипломатические приемы, так и экономическое и силовое воздействие с привлечением международной общественности.
1 Дополнительный Протокол I к Женевским конвенциям от 12.08.1049 г., касающийся жертв международных вооруженных конфликтов, ст. 51 // URL.: https:// www.icrc.org/ru/doc/assets/files/2013/ap_i_rus.pdf (Дата обращения: 20.01.2020)
2 Мельниченко Р.Г. Международное право // URL.: https:// melnichenko.net (Дата обращения: 15.01.2020)
3 Женевская конвенция от 12.08.1949 г. «О защите гражданского населения во время войны» (IV Женевская конвенция) // URL: https://www.icrc.org/ru/doc/assets/ files/2013/ap_i_rus.pdf (Дата обращения: 20.01.2020)
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020