Научная статья на тему 'Нарушения норм международного гуманитарного права как показатель кризисных явлений в международном праве'

Нарушения норм международного гуманитарного права как показатель кризисных явлений в международном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7932
445
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРИБУНАЛ / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / РЕПРЕССАЛИИ / INTERNATIONAL LAW / INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW / HUMAN RIGHTS / INTERNATIONAL TRIBUNAL / ARMED CONFLICT / REPRISALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салогуб Я. Л., Зимин В. В.

В данной статье авторы попытались проследить развитие международного гуманитарного права в разделе соблюдения прав человека в вооруженных конфликтах. Ярко выраженная тенденция к увеличению количества нарушений прав человека в военных конфликтах конца ХХ начала XXI вв. демонстрирует отсутствие реально действующих механизмов международно-правового регулирования данной области международных отношений и подтверждает актуальность исследований этого раздела международного гуманитарного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIOLATIONS OF INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW AS AN INDICATOR OF THE CRISIS PHENOMENA IN INTERNATIONAL LAW

In this article, the authors attempted to trace the development of international humanitarian law, under human rights in armed conflicts. Pronounced tendency to increase the number of human rights violations in the armed conflicts of the late XX early XXI centuries shows the lack of efficient mechanisms of international legal regulation of this area of international relations and confirms the relevance of research in this topic of international humanitarian law.

Текст научной работы на тему «Нарушения норм международного гуманитарного права как показатель кризисных явлений в международном праве»

МЕЖДУНАРОДНОЕ И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

УДК: 341 (091) + 341.22

ББК 67.3(2)С

Салогуб Я.Л., Зимин В.В.

НАРУШЕНИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Salogub Ya.L., Zimin V. V.

VIOLATIONS OF INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW AS AN INDICATOR OF THE CRISIS PHENOMENA IN INTERNATIONAL LAW

Ключевые слова: международное право, международное гуманитарное право, права человека, международный трибунал, вооруженный конфликт, репрессалии.

Keywords: International law, international humanitarian law, human rights, international Tribunal, armed conflict, reprisals.

Аннотация: в данной статье авторы попытались проследить развитие международного гуманитарного права в разделе соблюдения прав человека в вооруженных конфликтах. Ярко выраженная тенденция к увеличению количества нарушений прав человека в военных конфликтах конца ХХ -начала XXI вв. демонстрирует отсутствие реально действующих механизмов международно-правового регулирования данной области международных отношений и подтверждает актуальность исследований этого раздела международного гуманитарного права.

Abstract: in this article, the authors attempted to trace the development of international humanitarian law, under human rights in armed conflicts. Pronounced tendency to increase the number of human rights violations in the armed conflicts of the late XX - early XXI centuries shows the lack of efficient mechanisms of international legal regulation of this area of international relations and confirms the relevance of research in this topic of international humanitarian law.

Первый Всемирный саммит по гуманитарным вопросам состоялся в Стамбуле 23 и 24 мая 2016 года \ Его посетили около 5 тысяч человек, включая первых лиц государств и глав международных организаций. На многочисленных дискуссионных площадках обсуждались вопросы международного гуманитарного права: соблюдение прав человека в период вооружённых конфликтов; предотвращение и пресечение вооружённых конфликтов; изменение подходов и методов анализа проблем, возникающих в процессе вооруженных конфликтов. Данное мероприятие было призвано обогатить теорию и практику международного права и международных отношений в решении ряда гуманитарных проблем, среди которых ведущей оставалась нарушение прав человека в период вооружённых конфликтах. Ярко выраженная тенденция к увеличению количества нарушений прав человека в военных конфликтах конца ХХ - начала XXI вв. демонстрирует отсутствие реально действующих механизмов международно-правового регулирования данной области меж-

1 Всемирный саммит по гуманитарным вопросам // ООН [офиц. сайт]. URL: http://www.un.org/ru/ conf/whs/faq.shtml (дата обращения: 18. 06.2016).

дународных отношений и подтверждает актуальность исследований этого раздела международного гуманитарного права.

Глобализация, затронувшая самые отдаленные уголки планеты, усилила роль международного права, как регулятора международных отношений. Международное гуманитарное право (далее - МГП) является одной из отраслей международного права. МГП понимается как совокупность принципов и действующих обычных и конвенционных норм, обеспечивающих уважение человеческой личности и ее развитие, устанавливающих взаимные права и обязанности субъектов международного права относительно применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, регулирующих отношения между воюющими и нейтральными сторонами и определяющих ответственность за нарушение соответствующих принципов 2. В трудах Гуго Гроция нормы права, регулирующие поведение сторон во время военных действий, упоминаются как «право войны» 3.

2 Леншин С.И., Тюркин М.Л. Правовой режим вооруженных конфликтов и международное гуманитарное право. М., 2009. С. 5.

3 Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994. С. 1.

Говоря о месте МГП в системе международного права, необходимо уточнить несколько положений. Становление и развитие институтов международного гуманитарного права происходило в рамках системы международного права. МГП, как и вообще всё международное право, в рамках предмета регулирования имеет общую задачу - защиту прав человека. МГП регулирует отношения в области защиты прав человека в условиях войны. Как прямо, через механизм защиты населения и военнопленных, так и опосредовано, через ограничение наиболее жестоких методов и способов ведения военных действий.

К пониманию «права войны», как к механизму защиты прав человека в условиях вооружённых конфликтов, современное общество пришло после многочисленных войн, следствием которых стали огромные человеческие потери, показавшие, что «власть имущие» способны истребить целые народы, применяя самые антигуманные методы. Мировое сообщество на современном этапе основной целью определяет защиту прав человека, гуманизацию военных конфликтов, уважение достоинства личности.

Понятие МГП было дано в работах Жана Пикте. Автор классифицировал виды норм международного гуманитарного права и выделил критерии различия сторон, участвующих в конфликте1. Нормативно-правовая база МГП была заложена международными конвенциями и договорами второй половины XIX - начала XX веков: Петербургская декларация 1868 г.2 и Гаагские конвенции 1899 г.3. На заседаниях Гаагской конвенции российский император Николай II заявил о необходимости отказа от вооружений и ведения войн. Подобные предложения из уст российского монарха звучало и во времена Павла I, говорившего о возможности замены

„4

войн между странами поединком правителей . Однако данные предложения не были поддер-

1 Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. М., 1994. С. 79-92.

2 Законодательство и права человека [Электронный ресурс] // Гуманитарное право [офиц. сайт]. URL: http://www.memo.ru/prawo/hum/spb-1868.htm (дата обращения: 15.04.2016).

3 Законодательство и права человека [Электронный ресурс] // Гуманитарное право [офиц. сайт]. URL: http://www.memo.ru/prawo/hum/haag1899.htm (дата обращения: 15.04.2016).

4 Мальтатули П. Император Николай II - инициатор всеобщего разоружения. К 141-летию со дня рождения святого царя-мученика [Электронный ресурс] // Православие. ru [офиц. cайт]. URL: http://www.pravoslavie.ru/37473.html (дата обращения 10.05.16).

жаны другими монархами и главами государств.

Среди принятых соглашений по МГП основополагающими источниками «права войны» являются положения четырёх Женевских конвенций о жертвах войны 1949 года5 и двух Дополнительных Протоколов к ним 1977 года6.

Стоит отметить, что процесс гуманизации ведения войны подаётся как прорыв в соблюдении естественных прав человека, развитии правовых отношений. Это согласуется с идеей Ш. Монтескье, что государства должны творить в периоды войны как можно меньше зла 7. Гуманизация войны не предполагает, что человечество отказывается от данного способа разрешения конфликтов, наоборот, гуманизация рассматривается в рамках отношения к войне, как к обыденному политическому инструменту решения возникающих проблем. К примеру, У. Черчилль считал, что война удел человеческой ра-сы8. Данный подход к оценке правомерности применения военных методов урегулирования конфликтов в международных отношениях противоречит декларируемому ООН принципу неприменения силы и угрозы силы в отношении других стран, являющегося принципом jus co-

9

gens в международном праве .

Итоги локальных войн рубежа тысячелетий демонстрируют отсутствие реально действующих правовых механизмов обеспечения прав человека в условиях военных конфликтов, предусмотренных нормами МГП. На сегодняш-

5 Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Заключена в г. Женеве 12.08.1949); Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Заключена в г. Женеве 12.08.1949); Женевская конвенция

об обращении с военнопленными (Заключена в г. Женеве 12.08.1949); Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (Заключена в г. Женеве 12.08.1949) // ООН [офиц. сайт]. URL: http://www.un.org/ru/humanitarian/law/geneva.shtml (дата обращения: 15.04.2016).

6 Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Женева, 8 июня 1977 года; Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов (Протокол II). Женева, 8 июня 1977 года // ООН [офиц. сайт]. URL: http://www.un.org/ru/humanitarian/ law/geneva.shtml (дата обращения: 15.04.2016).

7 Монтескье Ш. О духе законов / пер. с фр. А.В. Матешук. М., 1999. С. 9.

8 Черчилль У. Мировой кризис. М., 1932. С. 264.

9 Часть 4; статья 2; глава I Устава ООН // ООН [офиц. [офиц. сайт]. URL: http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-i/index.html (дата обращения: 15.04.2016).

ний день, спустя почти 70 лет с момента своего формального закрепления, МГП находится в состоянии близком к кризису, как и та область современных международных отношений, которую регулирует МГП. В отечественной доктрине международного права единой точки зрения в отношении понимания данной ситуации как кризисной ещё не сложилось. Но по мнению некоторых правоведов, обстановка бездействия и стагнации в деятельности международных институтов, обеспечивающих защиту прав человека в условиях вооруженных конфликтов, позволяют дать такую оценку1. Подобной позиции придерживается Председатель Конституционного суда России В.Д. Зорькин, заявляя о необходимости, полного пересмотра существующего Устава ООН2. По его мнению, кризис в основополагающей для международных отношений отрасли права - международном праве, распространяется и на его составную часть - МГП.

Если кризисные явления, проявляясь на практике, ставят под угрозу функционирование большинства структурных элементов системы, то можно говорить о системном кризисе. События новейшей истории позволяют зафиксировать случаи игнорирования норм международного гуманитарного права, а также примеры стремления отдельных субъектов права обойти принципы МГП или использовать их положения с выгодой для себя.

Деятельность Международного трибунала по бывшей Югославии (далее - МТБЮ) - один из наглядных тому примеров. В МТБЮ, по словам бывшего Главного прокурора Карлы Дель Понте, главными военными преступниками были признаны представители сербской стороны3, что подтверждается решениями МТБЮ. Около сотни, что составляет две трети от общего количества, обвиняемых - представители сербской стороны. Создается впечатление, что в своих решениях МТБЮ не учитывал обоюдного характера совершения преступления в этой войне. Как обвиняемые, так и те, чья вина уже была доказана, присутствовали с каждой стороны конфликта, кроме представителей коалиции НАТО.

В отношении сербской стороны было вы-

1 Власенко Н.А. Кризис права: проблемы и подходы к решению // Журнал российского права. 2013. № 8. С. 44-46.

2 Зорькин В.Д. Верховенство права и императив безопасности // Российская газета. Федеральный выпуск № 5782 (109). 16 мая. 2012.

3 Милошевич Бронислав. Продолжать ли Белграду сотрудничество с МТБЮ [Электронный ресурс] // Памяти Слободана Милошевича [офиц. сайт] URL: http ://slobodan-memoria. narod.ru/st/borisl2. htm (дата обращения: 15.04.2016).

несено лишь несколько оправдательных приговоров, против более десятка оправдательных приговоров для других противоборствующих сторон. Сюда можно отнести освобождение лидеров албанцев, которых та же Карла Дель Понте обвиняла в торговле человеческими органами для трансплантации4. Проигнорированы судом и факты бомбардировки мирного населения авиацией коалиции НАТО в 1999 г. Материалы о людских потерях в результате бомбардировок и обстрелов стали основой для двухтомной «белой книги», увидевшей свет в 2000 г. Книга содержит отчёты экспертов и фактические доказательства военных преступлений всех сторон конфликта. К таким доказательствам можно отнести документально подтвержденный обстрел колонны беженцев 13 мая 1999 г. в районе При-зрани, недалеко от деревни Кориша. Колонна насчитывала около 500 албанских беженцев, возвращавшихся на места постоянного проживания. Итог: 48 убитых и 60 раненых и травмированных5. 14 апреля в районе деревень Мея и Бистражин другая колонна беженцев подверглась ракетному обстрелу НАТО. Результаты еще более ужасающие - 73 убитых и 36 раненых. И это самые первые страницы двухтомного труда сербских следователей6.

Случаи массового нарушения норм МГП имели место в период вторжение войск НАТО в Ирак. Обоснованность данного мероприятия по сей день вызывает споры. Озвученные американской стороной причины вторжения в виде защиты прав человека должны были создать достаточное обоснование для данной кампании. Однако возникает вопрос, почему миссия по прекращению нарушений прав человека началась спустя 8 лет, когда в наличии было полтора миллиона убитых и искалеченных людей7. Само мо вторжение сопровождалось использованием запрещённых фосфорных боеприпасов, в частности, во время боёв за город Фалуджа8; массо-

4 Дель Понте К., Судетич Ч. Охота: я и военные преступники. М., 2008. С. 55.

5 Преступления НАТО в Югославии [Текст]: документальные свидетельства 25 апреля - 10 июня 1999 г. Ч.2 / ред. Л.Н. Галенская. Белград, 2000. С. 1-19.

6 Преступления НАТО в Югославии [Текст]: документальные свидетельства Т. 1. 24 марта - 24 апреля 1999 г. Белград, 1999. С. 1-23.

7 Исса А.С. Вооружённые конфликты в персидском заливе в 80-х начале 90-х годов: причины и последствия: автореф. дис. ... канд. истор. наук. М., 1993. С. 10.

8 U.S. official admits phosphorus used as weapon in Iraq.Last Updated:Nov 16, 2005 9:57 АМ ЕТ [Электронный ресурс] // CBCNews [офиц. cайт]. URL: htpp ://www. cbc.ca/news/world/u-s-official-admits-phosphorus-used-as-weapon-in-iraq-1.557818 (дата обращения: 10.05.2016).

вой гибелью гражданских лиц, не являвшихся комбатантами, например, при попытке взрыва моста авиационным ударом, следствием которого стала гибель 130 гражданских лиц1. Но никаких судебных разбирательств по данным случаям не последовало.

Несмотря на негативное отношение во многих странах к подобным фактам нарушения норм МГП, количество нарушений растёт. Недавний обстрел американскими войсками госпиталя «Врачей без границ» в Афганистане2 или или обстрелы войсками Саудовской Аравии больниц и продовольственных складов Саны в Йемене являются серьёзными нарушениями норм международного гуманитарного права. Но даже они не стимулируют современное мировое сообщество пресечь проявления подобной практики.

Чаще всего в настоящее время нормы МГП применяются при оценке деятельности государств, которые по определённым критериям не могут считаться демократическим. Относительно недавний пример с провокацией в 2013 году в Сирии, в Восточной Гуте, где применялись снаряды с отравляющими веществами (зарин). Меры воздействия на сирийское правительство последовали незамедлительно без проведения полноценного расследования данного нарушения, без убедительных доказательств вины сирийской стороны3. Сюда можно отнести сти и признание американским президентом Б. Обамой своей ошибки в планировании вторжения в Ливию4, последствием которого стала гражданская война, до сих пор уносящая десятки человеческих жизней. Нужно отметить, что режим М. Каддафи без каких-либо на то законных оснований был назван «нелегитимным»5, в

1 Военные преступления. Это надо знать всем / Под ред. Р. Гутлена, Д. Риффа. М., 2002. С. 106. (Далее - Военные преступления...).

2 Международная панорама - Число жертв обстрела госпиталя «Врачей без границ» в Афганистане возросло до 30 человек [Электронный ресурс] // ТАСС [офиц. сайт]. URL: http://tass.ru/ mezhdu-narodnaya-panorama/2376878 (дата обращения: 15.04.2016).

3 UN accuses Syrian rebels of chemical weapons use [Электронный ресурс] // The Telegraph [офиц. сайт] URL: http ://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/middl eeast/syria/10039672/UN-accuses-Syrian-rebels-of-chemical-weapons-use.html (дата обращения: 10.05.2016).

4Ошибка президента: Барак Обама дал откровенное интервью каналу Fox News [Электронный ресурс] // Вести [офиц.сайт]. URL: http://www.vesti.ru/ doc.html?id=2741600 (дата обращения 15.04.2016).

5 Зорькин В.Д. Верховенство права и императив

безопасности // Российская газета 2012. 16 мая.

то время как правительства, пришедшие к власти в результате данного переворота, подобной «характеристики» не получили.

Повсеместный характер носят пытки и убийства военнопленных, чей статус также регулируется нормами МГП. Известны случаи расстрела израильтянами сдающихся арабских солдат и обратные случаи расстрела арабами пленных израильтян во время многочисленных арабо-израильских конфликтов6. Подобное происходит сейчас на Юго-Востоке Украины7, где взаимная вражда трансформируется в ненависть к любому представителю противоположной стороны.

Отсутствие реально действующего механизма обеспечения соблюдения норм МГП породило такое явление, как репрессалии, считающееся нарушением законов войны. Оно до сих пор имеет свои особые правила использования. Под репрессалиями понимаются ответные действия, возникающие из-за нарушения противником законов и обычаев войны, данное определение вытекает из формулировок 46 статьи первой Женевской конвенции 1949 года8 и 51 статьи I Дополнительного протокола 1977 года9. Сторона может прибегнуть к репрессалиям при соблюдении определенных условий. К примеру, если одна сторона убьёт сто военнопленных, то другая сторона в качестве ответной меры может убить сто военнопленных и не будет считаться виновной. Подобные репрессалии имели место во Франции во время II мировой войны10. В феномене репрессалий можно увидеть важный признак неустойчивости системы МГП, потому что они дозволяют обойти обычаи и правила ведения войны. Устранение этой лазейки в праве может стать важным шагом к укреплению норм международного гуманитарного права, которые в условиях войны являются единствен-

6 Военные преступления... С. 32-35.

7 Григорьев М. Обыкновенный фашизм: Военные ные преступления украинских силовиков (20142016). М., 2016. С.10.

8 Конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Женева, 12 августа 1949 года // Международный Комитет Красного Креста [офиц. сайт]. URL: https://www.icrc.org/ rus/resources/documents/misc/geneva-conventon-1. htm (дата обращения: 18.06.2016).

9 Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Женева, 8 июня 1977 года // Международный Комитет Красного Креста [офиц. сайт]. URL: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/treati es-additional-protocol-1.htm (дата обращения: 18.06.2016).

10 Военные преступления. С. 389.

ной защитой человека от ее жестоких последствий.

Явление репрессалий затрагивает проблему так называемых «серых зон» или пробелов в праве. К неурегулированным и спорным проблемам МГП можно отнести отсутствие четких критериев в оценке ситуации как к вооруженному конфликту, а также критерии разграничения характера вооруженного конфликта - международный или немеждународный Этот вопрос чрезвычайно важен, поскольку от характера конфликта зависит применение норм конкретной системы права (национального или международного) при его урегулировании. Общеизвестна идея представителей Международного комитета Красного Креста о применении единого права для всех видов конфликтов. К сожалению, их призыв устранить данный пробел в МГП остался безответным1.

Примером до сих пор не устраненной коллизии является коллизия между запретом произвольного лишения свободы по ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных сво-бод2 и правом интернирования военнопленных3 ных3 по ст. 4 I Женевской конвенции4.

Обособленно стоит вопрос о законности применения и самого наличия ядерного оружия. Потому что, во-первых, до сих пор остаётся открытым вопрос о законности и целесообразности применения США ядерного оружия против Японии в 1945 г. С юридической точки зрения, американская позиция абсолютно обоснована, поскольку на момент нанесения ядерных ударов

1 Джеймс Г. Стюарт К единому определению вооруженного конфликта в международном гуманитарном праве: анализ интернационализированного вооруженного конфликта // Международный журнал Красного Креста. 2003. № 849. С. 129-130.

2 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Консуль-тантПлюс [офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_29160/660ff5c7a11i0a99d4834a 7fae00fac692d9bd0f/ (дата обращения: 18.06.2016).

3 Конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Женева, 12 августа 1949 года // Международный Комитет Красного Креста [офиц. сайт]. URL: https://www.icrc.org/ rus/resources/documents/misc/geneva-conventon- 1.htm (дата обращения: 18.06.2016).

4 Русинова В.Н. Права человека в вооружённых конфликтах: проблемы соотношения норм гуманитарного права и международного права прав человека. М., 2015. С. 149.

норм, ограничивающих или запрещающих применение ядерного оружия, не существовало. Приводя подобные аргументы, по мнению президента института «Открытое общество», английского политолога Арье Найера, можно прийти к выводу, что и Освенцим не может считаться преступлением5. Во-вторых, разговоры об запрете использования ядерного оружия наталкиваются на противоречие практики и теории. Практика опирается на открытое намерение стран, имеющих ядерное оружие, обладать им, что подтверждено в Договоре о нераспространении 1968 года6. Теория же говорит о нарушении данным видом оружия общих принципов МГП, таких как «военная необходимость» и «сопутствующий ущерб».

Отдельной проблемой является вовлечение детей в вооружённый конфликт. Дети, как самые беззащитные, в период вооружённых конфликтов становятся не только жертвами непосредственно самих боевых действий, но и прямыми участниками конфликта. По данным доклада Грасы Машел, эксперта по вопросу «Последствий вооружённых конфликтов для детей», в 1996 году 250 тысяч детей служили в рядах войсковых подразделений в более чем 30 различных конфликтах7.

Международное гуманитарное право признаёт преступлением набор и вербовку детей до 15 лет 8. Данная норма противоречит Конвенции ции о правах ребёнка 1989 года, согласно которой ребёнок - каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста 9. Данные факты подтверждают, что участие детей в вооружённых конфликтах до сих пор не попало под прямой запрет, а наоборот, имеет юридическое оформление в одном из самых авторитетных источников международного права.

Дети - это будущее. В прямом и перенос-

5 Найер А. Военные преступления: Геноцид. Террор. Борьба за правосудие. М., 2000. С. 17.

6 Договор о нераспространении ядерного оружия (Одобрен резолюцией 2373 (XXII) Генеральной Ассамблеи от 12 июня 1968 года) // ООН [офиц. сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ con-ventions/npt.shtml (дата обращения: 14.06.2016).

7 Wars against children // ЮНИСЕФ [офиц. сайт]. URL: http://www.unicef.org/graca/ (дата обращения: 14.06.2016).

8 Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 года // ООН [офиц. сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ pdf/rome_statute(r).pdf (дата обращения: 14.06.2016).

9 Конвенция о правах ребенка. Нью-Йорк, 20 ноября 1989 года // Международный комитет Красного Креста [офиц. сайт]. URL: https://www.icrc. org/rus/ re-sources/documents/misc/treaties-children-convention-201189.htm (дата обращения: 18.06.2016).

ном смысле, если дети будут видеть в своей жизни только смерть и разрушения, они не смогут созидать и развивать. Их психика деформирована, и состояние войны для этих людей в будущем - норма. Проблематично ожидать прекращения военных конфликтов на Ближнем Востоке, учитывая, что целые поколения, начиная с 70-х годов XX столетия, видели только смерть и разрушения. Нарушения норм МГП способствовали созданию поколения «детей войны», которые ничего кроме неё не знают и не умеют. Именно это нужно считать основным нарушением прав человека в период вооруженных конфликтов, поскольку дети, прямо или косвенно имеющие отношение к конфликту, не имеют возможности выбирать свое будущее и становятся жертвами перечисленных преступлений. Непосредственные примеры подобного можно увидеть на территории, подконтрольной Исламскому государству (ИГИЛ)1, где из детей создают будущих бойцов. Учитывая, что ИГИЛ смогла поставить операцию «истишхадия» фактически на конвейерный поток, вопрос о том, как будут применяться полученные этими детьми умения, отпадает сам собой.

В условиях возрастания количества локальных войн, современные международные отношения должны строиться на основе требования неукоснительного соблюдения сторонами системного и скоординированного подхода при

разрешении вооруженных конфликтов. Более конкретно - придание нормам МГП в разделе соблюдения прав человека императивного характера, ужесточение объективного контроля со стороны международных организаций, конкретизация проблемных вопросов и устранения пробелов в праве. Все эти меры, проводимые в рамках существующей системы международного права, должны сделать невозможным ситуации, когда право становится предметом манипуляций, и нормы международного гуманитарного права применяются выборочно. Когда оценка последствий подобного правоприменения дается сторонами субъективно, с позиций взаимного обвинения в нарушении норм, но при этом факты нарушения норм никак не расследуются, то их причины не устраняются. Из-за чего продолжает страдать мирное население, в особенности дети.

Приведённые факты подтверждают наличие кризисных явлений как в практической реализации норм международного гуманитарного права, так и в системе международного права в целом. Мир будущего - мир без войн. Несмотря на то, что II мировая война закончилась в сентябре 1945 г., на период с 1945 года по 1997 года приходится более 150 вооружённых конфликтов, унесших жизни 25 миллионов людей, а само человечество в этот период не воевало только 26 дней2.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 29 ноября 1868 года, Санкт-Петербург // Законодательство и права человека [Электронный ресурс] // Гуманитарное право [офиц. сайт]. URL: http://www.memo.ru/prawo/hum/haag1899.htm (дата обращения: 15.04.2016).

2. Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся и сплющивающихся пуль Гаага, 29 июля 1899 года // Гуманитарное право [офиц. сайт]. URL: http://www.memo.ru/ prawo/hum/haag1899.htm (дата обращения: 15.04.2016).

3. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 года) // ООН [офиц. сайт]. URL: http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-i/index.html (дата обращения: 15.04.2016).

4. Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (первая Женевская конвенция) (Женева, 12 августа 1949 года) // ООН [офиц. сайт]. URL: http://www.un.org/ru/humanitarian/law/geneva.shtml (дата обращения: 15.04.2016).

5. Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (вторая Женевская конвенция) (Женева, 12 августа 1949 года) // ООН [офиц. сайт]. URL: http://www.un.org/ru/humanitarian/law/geneva.shtml (дата обращения: 15.04.2016).

6. Женевская конвенция об обращении с военнопленными (третья Женевская конвенция) (Женева, 12 августа 1949 года) // ООН [офиц. сайт]. URL: http://www.un.org/ru/ humanitari-an/law/geneva.shtml (дата обращения: 15.04.2016).

1 Организация, запрещенная на территории РФ.

2 Jackson R.J. NATO and Peacekeeping. // Visiting Fellow Centre for International Studies and Clare Hall, University of Cambridge. Final Report for NATO Fellowship, Due 30 June 1997 // НАТО [офиц. сайт].

URL: http ://www. nato. int/acad/fellow/95-97/j ackson. pdf (дата обращения: 18.06.2016).

7. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (четвертая Женевская конвенция) (Женева, 12 августа 1949 года) // ООН [офиц. сайт]. URL: http://www.un.org/ru/humanitarian/law/geneva.shtml (дата обращения: 15.04.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), (Протокол II) (Женева, 8 июня 1977 года) // Международный комитет Красного Креста [офиц. сайт]. URL: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/geneva-conventon-1.htm (дата обращения: 18.06.2016).

9. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]») (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (подписан в г. Страсбурге 22.11.1984) // КонсультантПлюс [офиц. сайт]. URL:http://www.consultant.ru/ document/ (дата обращения: 18.06.2016).

10. Договор о нераспространении ядерного оружия (одобрен резолюцией 2373 (XXII) Генеральной Ассамблеи от 12 июня 1968 года) // ООН [офиц. сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml (дата обращения: 14.06.2016).

11. Конвенция о правах ребенка. Нью-Йорк, 20 ноября 1989 года // Международный комитет Красного Креста [офиц. сайт]. URL: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/treaties-children-convention-201189.htm (дата обращения: 18.06.2016).

12. Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 года // ООН [офиц. сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/rome_statute(r).pdf (дата обращения: 14.06.2016).

13. Власенко, Н.А. Кризис права: проблемы и подходы к решению // Журнал российского права. - 2013.- № 8.- С. 43-54.

14. Военные преступления. Это надо знать всем / под ред. Р. Гутлена, Д. Риффа. - М.: Текст, 2002. - 486 с.

15. Всемирный саммит по гуманитарным вопросам // ООН [офиц. сайт]. URL: http://www.un.org/ru/conf/whs/faq.shtml (дата обращения 18. 06.2016 года).

16. Григорьев, М.С. Обыкновенный фашизм: Военные преступления украинских силовиков (2014-2016). - М.: Кучково Поле, 2016. - 461 с.

17. Гроций, Г.О праве войны и мира. - М.: Ладомир, 1994. - 868 с.

18. Дель Понте, К., Судетич, Ч. Охота: я и военные преступники. - М.: Эксмо, 2008. - 106 с.

19. Джеймс Г. Стюарт К единому определению вооруженного конфликта в международном гуманитарном праве: анализ интернационализированного вооруженного конфликта // Международный журнал Красного Креста. - 2003. - № 849-852. - С. 129-175.

20. Зорькин, В.Д. Верховенство права и императив безопасности // Российская газета. - 2012, 16 мая.

21. Исса, А.С. Вооружённые конфликты в персидском заливе в 80-х начале 90-х годов: причины и последствия: автореф. дис. ... канд. истор. наук: 07.00.03 / Исса Ахмед Сауд. - М., 1993. - 15 с.

22. Леншин, С.И., Тюркин, М.Л. Правовой режим вооруженных конфликтов и международное гуманитарное право. - М.: За права военнослужащих, 2009. - 240 с.

23. Мальтатули, П. Император Николай II - инициатор всеобщего разоружения. К 141-летию со дня рождения святого царя-мученика [Электронный ресурс] // Православие.ги [офиц. сайт]. URL:http://www.pravoslavie.ru/37473.html (дата обращения 10.05.16).

24. Международная панорама - Число жертв обстрела госпиталя «Врачей без границ» в Афганистане возросло до 30 человек [Электронный ресурс] // ТАСС [офиц. сайт]. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2376878 (дата обращения: 15.04.2016).

25. Милошевич, Б. Продолжать ли Белграду сотрудничество с МТБЮ [Электронный ресурс] // Памяти Слободана Милошевича [офиц. сайт]. URL: http://slobodan-memoria.narod.ru/st/borisl2.htm (дата обращения: 15.04.2016).

26. Монтескье, Ш. О духе законов / пер. с фр. А. В. Матешук. - М.: Мысль, 1999. - 673 с.

27. Найер, А. Военные преступления Геноцид. Террор. Борьба за правосудие. - М.: Юристъ, 2000. - 365 с.

28. Ошибка президента: Барак Обама дал откровенное интервью каналу Fox News [Электронный ресурс ] // Вести [офиц.сайт]. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2741600 (дата обращения 15.04.2016).

29. Пикте, Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. - М.: Публикации Международного комитета Красного Креста, 1994. - 127 с.

30. Преступления НАТО в Югославии [Текст]: документальные свидетельства 24 марта -24 апреля 1999 г.: [пер. с англ.]. Ч.1 / ред.: Л.Н. Галенская, В.А. Белоконь. - Белград: Май, 1999. - 432 с.

31. Преступления НАТО в Югославии [Текст]: документальные свидетельства 25 апреля -10 июня 1999 г. Ч.2 / ред. Л.Н. Галенская. - Белград: [б. и.], 2000. - 568 с.

32. Русинова, В.Н. Права человека в вооружённых конфликтах: проблемы соотношения норм гуманитарного права и международного права прав человека. - М.: Статут, 2015. - 382 с.

33. Черчилль, В. Мировой кризис. - М.: Государственное военное издательство, 1932. - 328 с.

34. Jackson R.J. NATO and Peacekeeping. // Visiting Fellow Centre for International Studies and Clare Hall, University of Cambridge. Final Report for NATO Fellowship, Due 30 June 1997 // НАТО. Официальный сайт. URL: http://www.nato.int/acad/fellow/95-97/jackson.pdf (дата обращения 18.06.2016 года).

35. UN accuses Syrian rebels of chemical weapons use [Электронный ресурс] // The Telegraph [офиц. сайт] URL:http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/middleeast/syria/10039672/UN-accuses-Syrian-rebels-of-chemical-weapons-use.html (дата обращения 10.05.2016).

36. U.S. official admits phosphorus used as weapon in Iraq.Last Updated:Nov 16, 2005 9:57 АМ ЕТ [Электронный ресурс] // CBCNews [офиц. сайт] URL:htpp://www.cbc.ca/news/world/u-s-official-admits-phosphorus-used-as-weapon-in-iraq-1.557818 (дата обращения: 10.05.2016).

37. Wars against children // официальный сайт ЮНИСЕФ. URL: http://www.unicef.org/graca/ (дата обращения 14.06.2016 года).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.