УДК 341
ББК 67.9 © М.Д. Давитадзе, 2018
Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право
ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Мевлуд Демуралович Давитадзе,
профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Одинцовский филиал МГИМО (143007, Одинцово, ул. Ново-Спортивная, д. 3)
E-mail: Md2063@mail.ru
Аннотация. Рассматриваются правовые механизмы в рамках международного права по защите прав гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера. Важное место в статье уделено положениям Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны от 1949 года и двум дополнительным протоколам к нему от 1977 года.
Ключевые слова: международное право, гуманитарное право, вооруженные конфликты международного и немеждународного характера, гражданское население, гражданские и военные объекты, боевые действия, жертвы, депортация.
PROTECTION OF CIVILIANS IN SITUATIONS OF ARMED CONFLICT UNDER INTERNATIONAL LAW
Mevlud D. Davitadze,
Professor of Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics Odintsovo branch of MGIMO (143007, Odintsovo, ul. Novo-Sportivnaya, d. 3)
Abstract. This article examines the legal mechanisms under international law for the protection of the rights of the civilian population in armed conflicts of an international and non-international character. The article focuses on the provisions of the Geneva Convention relative to the protection of civilian persons in time of war of 1949 and its two additional protocols of 1977.
Keywords: international law, humanitarian law, armed conflicts of international and non-international character, civilian population, civil and military objects, military operations, victims, deportation.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Давитадзе М.Д. Защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов в рамках международного права. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):185-91.
Как показывает история развития человечества, многие народы и государства в период своего существования развязывали вооруженные конфликты или сами становились их жертвами, в результате чего страдало мирное население. За 3 400 лет истории было всего 250 лет всеобщего мира. Остальное время на планете велись войны (около 15 тысяч войн), в которых погибло около 5 000 000 000 человек. Это соответствует 2/3 нынешнего населения Земли. В ХХ веке две мировые войны унесли жизни почти 100 000 000 человек [1]. Среди жертв, помимо военнослужащих, числится и гражданское, т.е. мирное, население.
Рост жертв в условиях вооруженных конфликтов среди мирного населения потребовал соответствующего реагирования со стороны международного сообщества для обеспечения безопасности гражданского населения в рамках международного права вооруженных конфликтов.
Известно, что ранее право вооруженных конфликтов (далее ПВК) содержало нормы, защищающие только представителей вооруженных сил государства, а невооруженное гражданское население и объекты невооруженного характера оставались за рамками действий гуманитарных и других норм международного права, хотя в отдельных его нормах предусматривалась необходимость обеспечения прав мирного населения в условиях вооруженных конфликтов.
Данная проблема стала весьма активно обсуждаться в международных институтах после Второй мировой войны, в которой потери среди мирного населения оказались катастрофическими: 25 млн человек в мировых масштабах, а СССР потерял более 10 млн человек из числа гражданского населения.
С целью решения данной проблемы представителями международного сообщества 12 авгу-
ста 1949 года была принята Женевская конвенция
0 защите гражданского населения во время войны1. Указанная конвенция в 1993 году СБ ООН была включена в состав норм международного права и стала обязательной для исполнения не только для стран, присоединившихся к этой конвенции, но и для сторон военных (вооруженных) конфликтов.
В связи с разрастанием вооруженных конфликтов в современном мире после Второй мировой войны возникла необходимость правового регулирования правил ведения боевых действий. На этой основе Женевская конвенция в 1977 года была дополнена двумя Дополнительными протоколами:
• Дополнительный протокол от 8 июня 1977 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I, далее — ДП-1);
• Дополнительный протокол от 8 июня 1977 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II, далее — ДП-П).
В соответствии со ст. 48 ДП-1 для обеспечения уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов конфликтующие стороны, находящиеся в районе вооруженного противостояния, должны беспрерывно проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между объектами гражданскими и военными. Объекты гражданского назначения ни в коем случае не должны быть целью нападения или репрессалий и в силу своего назначения должны обладать иммунитетом от посягательства в период вооруженных конфликтов со стороны участников конфликта для обеспечения жизнедеятельности и существования населения как в период вооруженных конфликтов, так и после окончания военных действий. При этом согласно ст. 52 ДП-1 к военным объектам относятся те, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия по достижению желаемых результатов.
К гражданскому населению согласно ч. 1 ст. 50 ДП-1 к Женевской конвенции от 12 августа 1949 г.
1 Вступила в силу 21 октября 1950 года и действует под эгидой Международного комитета красного креста.
относятся лица, не принадлежащие ни к одной из категорий лиц, указанных в статье 4 А, (1, 2, 3 и 6) Третьей конвенции и в статье 43 Протокола 1, принятом на дипломатической конференции в Женеве 8 июля 1977 г.
При возникновении сомнений в условиях вооруженных конфликтов относительно того, является ли какое-либо лицо, находящееся в районе вооруженного противостояния, гражданским лицом, согласно указанному Протоколу оно признается таковым. Кроме того, нахождение отдельных лиц среди гражданского населения, не подпадающих под определение гражданских, не лишает данное население их гражданского характера. Все лица, находящиеся в районах вооруженного конфликта и подпадающие под определение гражданского населения, пользуются соответствующей защитой в рамках Женевской конвенции 1949 г. и норм международного гуманитарного права.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ДП-1 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями.
В отношении гражданского населения запрещаются насилие, угроза насилия и любые акты террористического характера с целью их запугивания. Гражданское население, а также отдельные гражданские лица не могут быть и не должны стать объектами нападения [2] со стороны кого бы то ни было за исключением случаев, когда они принимают непосредственное участие в военных действиях.
Конвенцией строго запрещается нападение неизбирательного характера в отношении гражданского населения и на объекты, не имеющие военного характера (ч. 4 ст. 51).
К нападению неизбирательного характера относятся:
а) нападения, которые не направлены на конкретные военные объекты;
б) нападения, при которых применяются методы или средства ведения военных действий, которые не могут быть направлены на конкретные военные объекты;
в) нападения, при которых применяются методы или средства ведения военных действий, последствия которых не могут быть ограничены, вследствие чего могут быть поражены военные объекты и гражданских лиц или гражданские объекты без различия.
Кроме вышеуказанных к неизбирательным видам нападения относятся:
• нападение путем бомбардировки любыми методами или средствами, при котором в качестве единого военного объекта рассматриваются явно отличающиеся друг от друга военные и гражданские объекты, расположенные в городе, в деревне и иных населенных пунктах, где сосредоточены гражданские лица [3] и гражданское невооруженное население;
• нападение с целью получения военного преимущества, которое попутно может повлечь за собой потери среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и ущерб гражданским объектам [3].
В рамках ДП-1 не допускается конфликтующими сторонами использование, присутствие или передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты определенных пунктов или районов от военных действий в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия и операции, содействовать или препятствовать им [4].
В порядке репрессалий запрещаются нападения на гражданское население или на отдельных гражданских лиц.
Дополнительный протокол I предусматривает защиту, т.е. меры предосторожности в отношении гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов при нападении и в отношении последствий. Соответствующие меры достаточно подробно раскрыты в ст. 57-58 протокола. А в ст. 68-71 протокола установлены права и обязанности сторон вооруженного конфликта по оказанию помощи гражданскому населению, пострадавшему в результате вооруженного противостояния.
В соответствии с 4-й Женевской конвенцией и Дополнительным протоколом каждая сторона при всех обстоятельствах и любых условиях должна обращаться с гражданским населением без различия, основанного на признаках расы, цвета кожи, пола,
языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного статуса, должна с уважением относиться к личности, чести, убеждениям и религиозным обрядам всех таких лиц. Согласно указанной конвенции также запрещены и будут оставаться запрещенными в любое время и в любом месте в условиях вооруженного противостояния следующие действия независимо от того, совершают ли их представители гражданских или военных органов.
К таким запрещенным действиям, в частности, относятся:
• насилие над жизнью, здоровьем и физическим или психическим состоянием лиц;
• убийство;
• пытки всех видов, будь то физические или психические;
• телесные наказания и увечья;
• надругательство над человеческим достоинством, в частности, унизительное и оскорбительное обращение, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой его форме;
• взятие заложников;
• коллективные наказания или угрозы совершить любое из вышеуказанных действий. Истории известны случаи гуманного отношения
к жертвам вооруженных конфликтов. Например, в античном Китае защите гражданского населения придавалось большое значение. Традиционно считалось необходимым проводить различие между воинами и простыми людьми.
Как отмечалось в одном из китайских источников «Ю Бин Пян»: «Не убивать простых людей, а убивать тех, кто неправильно управляет людьми». Иными словами убивать тех, кто создает угрозу безопасности мирного развития и существования человечества. А в «Книге песен» приводится эпизод, который относится к 1136 г. до н.э., когда император Вен во время войны отдал приказ не убивать простых людей и не уничтожать их жилища [5].
Положения, обеспечивающие защиту гражданского населения и объектов невоенного характера, содержались и в Кодексе «Си Ма», согласно
которому защите подлежали не только старики, но и подростки, не проявляющие враждебности [5]. Кроме того, запрещалось уничтожать частные жилые постройки, грабить частные торговые лавки и др.
В античном Китае существовали также обычаи, запрещающие убийство военнопленных и предусматривающие их освобождение после окончания войны и подписания мирного договора.
Богатыми гуманитарными традициями отличается и Индия. Например, в законах Ману говорится о том, что монарх должен защищать свой народ во время войны, солдаты не должны атаковать тех, кто не участвует в боевых действиях.
В законах Ману также содержались нормы, обязывающие воинов щадить земледельцев и запрещающие уничтожение полей, посевов, деревьев и другой собственности. Раненые и больные пользовались покровительством и защитой [5].
В Воинских артикулах Петра I так же содержатся нормы, направленные на защиту жертв войны. Так, в артикуле 104 говорится: «Когда город или крепость штурмом взяты будут, тогда никто да не дерзает хотя вышняго или нижняго чина, церкви, школы или иные духовные дома, шпитали без позволения и указу грабить, или разбивать, разве что гарнизон или граждане в оном сдачею медлить и великой вред чинить будут. Кто против сего преступит, оный накажется яко разбойник, а именно: лишен будет живота». В артикуле 178 запрещалось под угрозой смертной казни ломать не только ранее указанные сооружения, но и дворы обывателей. В артикуле 105 говорится: «Такожде имеет женской пол, младенцы, священники и старые люди пощажены быть, и отнюдь не убиты, ниже обижены (разве что инако от фельдмаршала приказано будет) под смертною казнию». В толковании к этому артикулу дается объяснение, почему нужно щадить указанных лиц: «Ибо оные или невозможности своей или чина своего ради никакова ружья не имеют при себе: и тако чрез сие чести получить не можно, оных убить, которые обороняться не могут» [6, с. 344].
Специальные меры защиты включают оказание специальной помощи раненым, больным, инвалидам, беременным женщинам и материям малолетних детей. При этом согласно Протоколу пред-
усматривается особая защита женщин. Им должна быть обеспечена защита от всяких покушений на их честь, в частности, от изнасилования, принуждения к проституции или любой другой формы покушений на их нравственность.
В Дополнительном протоколе I, кроме того, предусматриваются специальные меры в отношении защиты прав детей. Согласно ст. 77 ДП-1 дети пользуются особым уважением, и им обеспечивается защита от любого рода непристойных посягательств со стороны кого-либо. Конфликтующие стороны обязаны в рамках конвенции обеспечить им защиту и помощь, которые им требуются ввиду их возраста или по любой другой причине. Стороны конфликта должны принять меры по недопущению вербовки и использования детей непосредственно в военных действиях из числа лиц, не достигших пятнадцатилетнего возраста.
В Конвенции также регулируются вопросы, связанные с эвакуацией детей в период конфликта. Согласно ст. 78 ДП-1 ни одна из конфликтующих сторон не принимает меры по эвакуации детей, кроме как своих собственных граждан, в иностранное государство, за исключением случаев, когда вопрос касается временной эвакуации по причинам, связанным с состоянием здоровья или, если они не находятся на оккупированной территории, с их безопасностью [3].
Меры гарантии безопасности лиц, находящихся во власти конфликтующих сторон, подробно регулируются в соответствующих нормах Дополнительного Протокола конвенции. Ст. 73 ДП-1 гласит, что лица, которые до начала военных/боевых действий рассматривались как апатриды или беженцы в рамках международных норм в странах их прибытия, проживания или предоставляющих им убежище, являются лицами, пользующимися защитой в рамках конвенции.
С целью защиты гражданского населения и обеспечения ее жизнедеятельности согласно ч. 2 ст. 54 ДП-1 запрещается нападение, уничтожение, приведение в негодность объектов, необходимых для выживания гражданского населения, а именно: сооружений водоснабжения, запасов продуктов питания, продовольствия, производящих продовольствие сельскохозяйственных районов, посевов, скота, ир-
ригационных [3] сооружений и др.2. Запрещается также использование голода среди гражданского населения в качестве метода ведения [3] вооруженных конфликтов и войны с целью получения преимущества над противоборствующей стороной. Указанные объекты не должны стать объектом репрессалий.
В соответствии со ст. 7 ДП-П Женевской [7] конвенции все раненые и больные, независимо от их участия в вооруженных конфликтах, пользуются защитой. При любых обстоятельствах с ними должны обращаться уважительно и гуманно и без всякого различия, в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки им должны оказать при необходимости медицинскую помощь. В свою очередь, согласно ч. 1 ст. 12 ДП4 Женевской [7] конвенции медицинские формирования в любое время в условиях вооруженного конфликта пользуются защитой и не могут быть объектом нападения со стороны конфликтующих сторон. Указанное положение к гражданским медицинским формированиям применяется при условии, что они принадлежат одной из конфликтующих сторон, признаны и уполномочены ими в качестве таковых в рамках п. 2 ст. 9 указанного протокола. С целью предотвращения нападения на стационарные медицинские формирования конфликтующим сторонам предлагается извещать друг друга об их местоположении. Однако согласно ч. 1 ст. 13 указанного Протокола право на защиту гражданских медицинских формирований прекращается в случае совершения действий, выходящих за рамки их гуманитарных функций и наносящих ущерб противнику.
При выполнении медицинским персоналом своих обязанностей не допускается их принуждение к выполнению задач, не совместимых с их гуманитарной миссией, или отдавать предпочтение какому-либо лицу, за исключением медицинского соображения.
Важное внимание в ДП-! к конвенции уделяется защите прав журналистов. В ч. 1 ст. 79 указывается, что журналисты, находящиеся в
2 Исходя из признания жизненно важных для любой стороны, находящейся в конфликте, потребностей в обороне своей национальной территории от вторжения, допускается отступление от запрещений, подобных действий, стороной, находящейся в конфликте, на такой контролируемой ею территории, где этого требует настоятельная военная необходимость.
конфликтной зоне для выполнения профессиональной обязанности в установленных рамках, рассматриваются как гражданское лицо при условии, что они не совершают действия, не совместимые с их статусом.
Согласно ст. 17 запрещается принудительное перемещение гражданских лиц с территории, охваченной вооруженным конфликтом, за исключением случаев обеспечения их безопасности [7]. При необходимости перемещения гражданских лиц со своей собственной территории в связи с вооруженными конфликтами должны применятся соответствующие меры для их приема в условиях, обеспечивающих безопасность, здоровье, питание, гигиену и т.д.
Все лица, которые не участвовали непосредственно в вооруженном противостоянии и боевых действиях или прекратили участие в них, в независимости от того, какие принудительные меры приняты в отношении их согласно ст. 4 Протокол II, имеют право на уважительное и гуманное отношение к своей личности без какого-либо неблагоприятного различия. Не допускается отдавать приказ не оставлять никого в живых. При любых обстоятельствах в отношении вышеуказанных лиц запрещаются в любое время и в любом месте такие действия, как посягательство на жизнь, здоровье, жестокое обращение, коллективное наказание, акты терроризма, взятие заложников, рабство и работорговля в любой форме, надругательство над человеческим достоинством, изнасилование, принуждение к проституции, унизительное и оскорбительное обращение либо непристойное посягательство в любой форме, грабеж или угроза совершения в отношении указанных лиц запрещенных действий.
Однако, как свидетельствуют современные реалии, в условиях вооруженных конфликтов не всегда соблюдаются требования Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны и дополнительных к ней протоколов. Подтверждением этого являются факты гибели мирного населения в условиях вооруженного противостояния, имевшие место как на территории бывшего СССР, так и в различных странах и регионах нашей планеты в настоящее время, в которых десятки тысяч стали жертвами и бежен-
цами. Перед развалом СССР на его пространстве разгорелись несколько вооруженных конфликтов, жертвами которых стали десятки тысяч мирных граждан.
Во время Ошского конфликта (1990 г.) погибли 305 человек (по другим сведениям более 10 тыс. [8]), пострадал 1 371 человек, в том числе 1 071 человек был госпитализирован, сожжено 573 дома, в том числе 74 госучреждения [9].
В ходе армяно-азербайджанской (1990—1994) трехлетней войны стороны потеряли убитыми от 15 тыс. до 25 тыс. человек, более 25 тыс. получили ранения, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания [10]. За время Приднестровского (март—август 1992 года) конфликта с обеих сторон погибли, по разным оценкам, 800— 1 000 человек [10]. По данным Министерства обороны, в ходе конфликта со стороны Молдовы погибло 286 человек, инвалидами остались 284 человека. Приднестровская сторона потеряла около 826 человек, из которых 310 человек — мирные жители, однако эксперты считают, что реальные потери с обеих сторон больше [11]. По разным оценкам, в ходе гражданской войны (1992—1997) в Таджикистане погибли от 60 тыс. до 150 тыс. человек [10].
В период вооруженного конфликта между Северной Осетией и Ингушетией (31 октября—4 ноября 1992 года) с обеих сторон погибли 556 человека, ранены свыше 900 человек, пропал без вести 261 человек. Более 60 тыс. проживавших в Пригородном районе ингушей были вынуждены покинуть свои родные места [12].
Во время вооруженного противостояния на территории Грузии, грузино-абхазского конфликта (1992—1994), с обеих сторон были убиты несколько тысяч человек, сотни тысяч грузин покинули свои дома. Вооруженный конфликт 1992—1993 годов, по обнародованным данным сторон, унес жизни 4 тыс. грузин (еще 1 тыс. пропала без вести) и 4 тыс. абхазов. На территории республики осталось огромное количество мин, унесших жизни около 700 человек. Около 250 тысяч грузин (почти половина населения Абхазии) были вынуждены бежать из Абхазии, из 50 тыс. репатриировавшихся в течение 1994— 1997 годов 30 тыс. снова бежали в Грузию после событий 1998 года [8].
А в результате первого Грузинско-Осетинского конфликта (с ноября 1990-го по июль 1992 года) погибли свыше 3 тыс. мирных жителей, а во втором конфликте (8—12 августа 2008 г.) потери среди мирного населения составили 64—74 человека (по разным источникам). Беженцами в результате конфликта стали более 118 тыс. человек, в том числе около 30 тыс. югоосетинских беженцев находятся в России, еще порядка 15 тыс. человек (этнические грузины) перебрались из Южной Осетии в Грузию и еще 73 тыс. человек покинули свои дома в Грузии, включая большинство жителей Гори [8].
Во время Первой чеченской войны по отдельным данным погибло 30—40 тыс., а по другим сведениям до 120 тыс. мирного населения. По оценке международной неправительственной организации «Международная амнистия» (2007) во Второй чеченской войне погибло до 25 тыс. мирных жителей3.
После распада Югославской федерации на ее бывших республиках также разгорелись вооруженные конфликты, в результате которых жертвы среди мирного населения исчислялись десятками тысяч, а сотни тысяч были изгнаны из родных мест. Например, в результате войны в Хорватии (1991—1995 гг.) погибло 30 тыс. человек, до 500 тыс. человек стали беженцами. Война в Боснии и Герцеговине (1991—1995 гг.) унесла более 200 тыс. жизней, из них — более 180 тыс. — мирные жители [13]. А за период с 10 июня 1999 по 27 февраля 2000 в Косово в результате противостояния число убитых составило 910 человек, раненых 802, а без вести пропали 821 человек [14].
В настоящее время в продолжающихся вооруженных конфликтах на востоке Украины и в Сирийской республике гибнут десятки тысяч мирных жителей, а количество беженцев среди мирного населения исчисляется в миллионах, не считая разрушенных городов, других населенных пунктов и экономического ущерба.
С момента начала вооруженного противостояния на востоке Украины официально зарегистрировано 1 492 851 внутренне перемещенных лиц [15], а на ноябрь 2016 года 1,5 млн человек бежали в другие страны [16]. По данным ООН на середину декабря
3 Amnesty International Issues Reports on Disappearances
2016 года, жертвами конфликта на Украине стали 32 856 человек: 10 056 погибших (включая гражданское население, украинских силовиков, повстанцев и 298 пассажиров рейса МН17), 22 800 пострадавших [17].
С 16 ноября 2017 года по 15 февраля 2018 года количество жертв конфликта на Донбассе среди мирного населения составило 73 человека, 12 погибших и 61 раненых [15]. По данным управления ООН по координации гуманитарной деятельности в Украине, «Более 2 540 гражданских лиц погибли и 9 000 получили ранения в результате боевых действий на востоке Украины, которые начались четыре года назад» [18].
А по другим данным с начала конфликта на Донбассе в середине апреля 2014 года и до 15 мая
2017 года минимум 10 090 человек были убиты, сообщается в 18-м докладе ООН [19].
А с момента начала насилия в Сирии, по оценкам ООН, за время конфликта только на конец 2015 число жертв составляло примерно 300 тыс. и 13 миллионов из 20 млн населения оказались беженцами — в собственной стране из них свыше 4 млн человек бежали из страны [20]. А по другим сведениям на 17 июля 2017 жертвами конфликта в Сирии с момента его начала в 2011 году стали более 330 тысяч человек, среди погибших около 100 тысяч — гражданские лица, в том числе более 18 тысяч детей и 11,5 тысячи женщин [21].
В настоящее время ввиду того, что вооруженное противостояние на востоке Украины и в Сирийской Республике продолжается, нельзя исключить рост жертв и беженцев среди мирного населения.
С учетом вышеуказанного следует отметить, что мировому сообществу во избежание роста конфликтных ситуации следует:
• во-первых, не допустить вооруженного противостояния между конфликтующими сторонами;
• во-вторых, в случае их возникновения с целью недопущения потерь среди мирного населения обязать участников вооруженного противостояния строго соблюдать требования Женевской конвенции от 12 августа 1949 году о защите гражданского населения во время войны и дополнительных протоколов от 8 июня 1977 г., касающихся защиты жертв международных во-
оруженных конфликтов (Протокол I) и защиты
жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II).
Литература
1. http://megapredmet.ru/1-69735.html
2. http://zdamsam.ru/a2266.html
3. https://www.icrc.org/rus/assets/files/2013/ ap_i_rus.pdf
4. http: //www. arspas.ru/kv/norm/gz/mz/ dopprot1.htm
5. https://lib.sale/mejdunarodnoe-pravo-besplatno/istoriya-razvitiya-mejdunarodnogo.html
6. Памятники русского права. М.: Госюриздат, 1961. Вып. 8.
7. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов (Протокол II). Женева, 8 июня 1977 года.
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/
9. https://ria.ru/spravka/20150604/1067754280. html
10. https://pikabu.ru/story/poslevoennyie_ voynyi_4_3926380
11. http://locals.md/2015/tsifra-dnya-kolichestvo-zhertv-pridnestrovskogo-konflikta/
12. http://uaplace.com/istoriya/lokalnye-konflikty-na-territorii-byvshego-sssr-i-rf.html
13. https://aftershock.news/?q=node/382404&full
14. https://ratovi1991-2001.livejournal.com/4321. html
15. https://diana-mihailova.livejournal. com/1808970.html
16. https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/ content/201501240705-b0be.htm
17. https://news.rambler.ru/cis/37214116-vsu-zayavili-o-poyavlenii-v-donbasse-rossiyskogo-spetsnaza/
18. https://lenta.ru/news/2018/04/21/donbasss/
19. http://gordonua.com/news/war/oon-chislo-pogibshih-na-donbasse-prevysilo-desyat-tysyach-193023.html
20. https://ria.ru/world/20150709/1122803798. html
21. https://lenta.ru/news/2 017/0 7/17/ syriawarvictims/