Научная статья на тему 'О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМАХ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ'

О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМАХ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
975
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Володькин Н.Д., Чернядьева Н.А.

В статье рассматриваются международно-правовые механизмы, защиты детей в вооруженных конфликтах. Автор акцентирует внимание на вопросе соблюдения и исполнения обязательств, определенных международным соглашением. В статье предлагаются меры по совершенствованию международно-правовых механизмов защиты прав детей в вооруженных конфликтах.The article deals with international legal mechanisms of the protection of children in armed conflict. The author focuses on the issue of compliance with and enforcement of obligations established by an international agreement. The article measures propose to improve international legal mechanisms of the protection of the rights of children in armed conflict.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМАХ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ»

РАЗДЕЛ I. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Для цитирования: Володькин Н.Д., Чернядьева Н.А. О международно-правовых механизмах защиты прав детей в вооруженных конфликтах // Океанский менеджмент. 2021. № 3(12). С.5-9.

Володькин Н.Д.

Научный руководитель: Чернядьева Н.А.

О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМАХ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В

ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ

Аннотация. В статье рассматриваются международно-правовые механизмы, защиты детей в вооруженных конфликтах. Автор акцентирует внимание на вопросе соблюдения и исполнения обязательств, определенных международным соглашением. В статье предлагаются меры по совершенствованию международно-правовых механизмов защиты прав детей в вооруженных конфликтах.

Ключевые слова: защита прав детей, вооруженный конфликт, международный договор, международное соглашение, международное гуманитарное право.

ON THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF CHILDREN IN ARMED CONFLICT

Abstract. The article deals with international legal mechanisms of the protection of children in armed conflict. The author focuses on the issue of compliance with and enforcement of obligations established by an international agreement. The article measures propose to improve international legal mechanisms of the protection of the rights of children in armed conflict.

Keywords: protection of children's rights, armed conflict, international treaty, international agreement, international humanitarian law.

Актуальность темы исследования выражается в том, что правовая защита гражданских лиц в условиях войны, является очень сложной задачей. Особенно непросто ограничить отрицательное воздействие вооруженных конфликтов на самую незащищенную социальную группу - детей. Факты нарушения прав детей в вооруженных конфликтах установлены, например, в следующих документах, созданных под эгидой ООН:

- Дети и вооруженный конфликт в Сирийской Арабской Республике. Доклад Генерального секретаря ООН от 23.04.2021 [1];

- Дети и вооруженный конфликт в Мьянме. Доклад Генерального секретаря ООН от 17.12.2020 [2];

- Дети и вооруженный конфликт в Южном Судане. Доклад Генерального секретаря ООН от 14.12.2020 [3].

В силу своего психического и физического уровня развития дети не могут должным образам защитить и спасти себя от негативного влияния вооруженный столкновений, поэтому обеспечение их безопасности признается обязанностью, в том числе, и государства, и международных организаций. Конвенция МОТ «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» [Конвенция 182] от 1 июня 1999 года [4] закрепляет участие детей в вооруженных конфликтах, как наихудшую форму детского труда. Как отмечает региональный специалист по Восточной Европе и Средней Азии ИПЕК (Международная программа по искоренению детского труда) К. Гюнтер:

«Наш мир стремительно меняется, но одно должно оставаться неизменным: необходимо соблюдать интересы социально незащищенных слоев общества, к которым относятся и дети. Именно за это выступает Международная организация труда, обладающая весомым авторитетом в обществе и солидным опытом». [5]

Дадим краткую характеристику международно-правовым нормам, которые направлены на защиту прав детей в ситуации вооруженного конфликта.

Основным международно-правовым документом в сфере защиты прав детей является Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. [6] Конвенция закрепляет основные и неотъемлемые права ребенка, определяет международно-правовой статус ребенка, обязывает стран участниц неукоснительно соблюдать положения конвенции. Согласно 1 статьи Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до

достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах от 25 мая 2000 года. [7] Протокол закрепляет минимальный возраст призыва в вооруженные силы, запрещает любые формы вербовки детей для участия в вооруженных конфликтах, обязывает государства принимать все возможные меры для обеспечения того, чтобы военнослужащие, не достигшие 18-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях.

Конвенция МОТ «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» [Конвенция 182] от 1 июня 1999 года [4] закрепляет участие детей в вооруженных конфликтах, как наихудшую форму детского труда.

Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 года [8] определяет как военное преступление набор или вербовку детей в возрасте до пятнадцати лет в состав вооруженных сил или групп или использование их для активного участия в боевых действиях.

В последние десятилетия Совет Безопасности ООН принял ряд резолюций:1261 (1999) [9], 1379 (2001) [10], 1460 (2003) [11], 1539 (2004) [12] и 1612 (2005) [13] о защите детей, попавших в ситуацию вооруженного конфликта.

По действию можно разделить все современные эффективные международно-правовые механизмы на две группы:

Первая: «до вооруженного конфликта». На данном этапе стороны конфликта обязаны предпринять превентивные меры по отдалению лиц, не достигших 18-летнего возраста от участия в вооруженных конфликтах. К таким мерам относятся:

- Ограничение призывного возраста (статья 1-3 Факультативного протокола к конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах);

- Эвакуация детей (статья 78 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) [14]);

- Недопустимость вербовки детей (статья 4 Факультативного протокола к конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах).

Вторая: «после конфликта» - на этом этапе оказывается защита и поддержка детей, пострадавших в условиях конфликта. Данный этап, является не менее важным, поскольку те душевные и физические травмы, нанесенные детям, попавшим в зону боевых действий, излечить особенно трудно. К таким мерам, стоит отнести:

Обеспечение возвращения детей в семьи, после вооруженного конфликта (ч. 3 ст. 78 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, (Протокол I); ст. 9-10 Приложения II Конвенции о правах ребенка [15]).

Право на защиту и уход, после вооруженного конфликта (статья 9 Протокола I).

Проблемным остается вопрос о защите детей на этапе самого вооруженного конфликта, когда вероятность нарушения их прав и свобод особенно велика. По мнению автора, на этом этапе несмотря на то, что международное право предусматривает определенные механизмы по защите, их реальное исполнение находится на недостаточном уровне. В подтверждение слов автора, приведем слова Генерального Секретаря ООН [16]:

«Дети просто не участвуют в конфликтах.

И все же, как сказала Граса Машел в своем знаменательном отчете за 1996 год: «Миллионы детей вовлечены в конфликты, в которых они не просто сторонние наблюдатели, но и их жертвы».

«Дети в возрасте до 18 лет составляют более 50 процентов населения большинства стран, пострадавших от войны, и относятся к числу наиболее уязвимых, неспособных защитить себя от ее последствий. Около 250 миллионов детей живут в странах, затронутых конфликтом... Эти нарушения наносят непоправимый ущерб самим детям, их общинам и обществам. Они могут подпитывать обиды и разочарования, которые приводят к экстремизму, создавая порочный круг напряженности и насилия».

Рассмотрим существующие международно-правовые механизмы, позволяющие фиксировать и документировать нарушения в отношение детей в вооруженных конфликтах, с целью дельнейшего привлечения виновных к ответственности.

В соответствии с резолюцией СБ ООН 1612 (2005), на основании представленного Генеральным секретарем ООН плана действий по созданию механизма наблюдения и отчетности в отношении детей и вооруженных конфликтов, в 2006 г. был создан механизм Monitoring and Reporting on Grave Violations (далее MRM). Данный механизм призван обеспечить сбор достоверной информации о серьезных нарушениях прав детей в вооруженных конфликтах. [17]

Резолюцией СБ ООН 1261 (1999) были определены шесть видов серьезных нарушений, от которых дети больше всего страдают:

• убийство и калечение детей;

• вербовка или использование детей в качестве солдат;

• сексуальное насилие в отношении детей;

• похищение детей;

• нападения на школы и больницы;

• отказ в гуманитарном доступе к детям.

Очевидно, что наибольшая вероятность их совершения приходится на время вооруженного конфликта.

Стоит обратится к отчетам СБ ООН о совершении серьезных нарушений в отношении детей в вооружённых конфликтах, которые получены, в том числе, с использованием механизма MRM.

Дети и вооруженный конфликт в Сирийской Арабской Республике Доклад Генерального секретаря от 23.04.2021 - доклад охватывает период с 1 июля 2018 по 30 июня 2020: Организация Объединенных Наций подтвердила 4724 серьезных нарушения в отношении детей, от которых в отчетный период пострадали по меньшей мере 4474 ребенка. Ответственность за эти нарушения была возложена на более чем 32 стороны конфликта, включая террористические группы, фигурирующие в перечне Совета Безопасности. Кроме того, Организация Объединенных Наций подтвердила факты 1218 нарушений, которые были совершены в период, предшествовавший отчетному (П. 6, III глава).

Дети и вооруженный конфликт в Мьянме Доклад Генерального секретаря от 17.12.2020 - доклад охватывает период с 1 сентября 2018 по 30 июня 2020: Было подтверждено около 994 грубых нарушений в отношении 974 детей, включая 6-месячных младенцев (845 мальчиков, 123 девочек и 6 детей, пол которых неизвестен). Нарушения имели место в последнем квартале 2018 года (80), в 2019 году (425) и в первой половине 2020 года (469) и приписывались правительственным силам (681), вооруженным группам (67) и неустановленным вооруженным элементам (246). Около 78 процентов нарушений имело место в штате Ракхайн. Среди нарушений, подтвержденных страновой целевой группой, преобладали вербовка и использование детей, причем число случаев использования росло, а также убийство и калечение детей, причем с конца 2019 года наблюдается тревожный рост числа таких нарушений в результате активизации вооруженных столкновений. (П. 25, III глава)

Дети и вооруженный конфликт в Южном Судане Доклад Генерального секретаря от 14.12.2020 - доклад охватывает период с 1 июля 2018 по 30 июня 2020: Все стороны конфликта продолжали совершать в отношении детей все шесть видов грубых нарушений. Совершенные нарушения носили различный характер; при этом 48 процентов детей, связанных со сторонами конфликта, вербовались и использовались в боевых действиях.

Организация Объединенных Наций подтвердила факт совершения в общей сложности 708 нарушений в отношении 618 детей (431 мальчика, 178 девочек и 9 детей, чей пол неизвестен), что представляет собой снижение числа нарушений по сравнению с предыдущим отчетным периодом (см. Doc. S/2018/865). В общей сложности во второй половине 2018 года пострадали 286 детей, в 2019 году — 251 ребенок, а в первой половине 2020 года — 82 ребенка. (П. 11-12, IV глава)

Таким образом, ООН признает нарушения прав детей в ситуации вооруженного конфликта серьезной угрозой международному миру и безопасности, проблемой, решение которой находится в компетенции СБ ООН.

Существенным недостатком является тот факт, что в системе органов ООН работают лишь те механизмы правовой защиты, которые позволяют только фиксировать нарушения, устанавливать ответственных за них лиц, но не позволяют должным образом их предотвратить.

В этой связи, стоит сказать, что предотвращение таких нарушений во время ведения боевых действий - это исключительно сложная задача. Думается, что наиболее эффективным способом защиты детей от вооруженных конфликтов, будет предотвращение такого конфликта. В научной литературе, рассматривается концепция применения медиации для урегулирования споров между государствами, с целью решения конфликта мирным путем. Зайцева Л.И. приводит реальные примеры, когда урегулирование спора вышеуказанным способом позволило смягчить или вовсе избежать вооруженного конфликта: «Подобного института не существует в международном публичном праве, поэтому применение медиации напрямую зависит от готовности международных организаций или других государств вмешаться в конфликт и, по сути, стать его участником, а также от готовности спорящих сторон «вступить» в этот конфликт третье лицо» [18].

Однако с вышеуказанным автором можно согласиться лишь от части. В Уставе ООН [19], мирному разрешению споров посвящена целая глава. Ст. 33 Устава ООН фактически уполномочивает СБ ООН урегулировать споры между государствами мирным путем, а также обязывает эти государства, в первую очередь, разрешать конфликт мирным путем. Такого же мнения придерживаются А.Н. Вылегжанин, Э.С. Кривчикова. [20, c.473 и след.]

Все же, стоит сказать, что создание отдельного структурного подразделения ООН, уполномоченного проводить «довоенное урегулирование» позволило бы более эффективно применить инструменты международной медиации. В видении автора, такое подразделения должно состоять из экспертов - профессиональных дипломатов и медиаторов. При наступлении вероятности начала вооруженного конфликта, такой орган обязан будет в него вмешаться в качестве посредника, между конфликтующими сторонами, в той степени, в какой это не нарушало бы суверенитет государств-сторон конфликта.

Нарушение прав детей в вооруженных конфликтах и на сегодняшний день остается довольно серьезной проблемой, для решения которой международному сообществу необходимо совершенствовать существующие правовые механизмы защиты прав детей. В этой связи, автором предлагается развитие международных нормы, направленных на предотвращение конфликтов, возможность «довоенного» урегулирования столкновений интересов государств, путем создания международных механизмов медиации, а в случае невозможности такого предотвращения абсолютное, в той мере в какой это возможно, исключение лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста из зоны вооруженных конфликтов. Из вышесказанного стоит сделать вывод, что международные механизмы по защите прав детей в условиях войны, нуждаются в совершенствовании в той мере, в какой они не позволяют минимизировать негативное воздействие на детей во время вооруженных конфликтов.

Существующая концепция международной медиации, которую, в том числе, поддерживает автор, не будет являться «панацеей от войны». Однако данный способ разрешения конфликтов, при разумно его применении, будет являться эффективным инструментом предотвращения хотя бы небольшой части вооруженных конфликтов, и как следствие, права гражданских лиц, в особенности детей, будут защищены.

Пристатейный библиографический список:

1. Дети и вооруженный конфликт в Сирийской Арабской Республике Доклад Генерального секретаря от 23.04.2021 [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

2. Дети и вооруженный конфликт в Мьянме Доклад Генерального секретаря от 17.12.2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

3. Дети и вооруженный конфликт в Южном Судане Доклад Генерального секретаря от 14.12.2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

4. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. [Электронный ресурс] URL:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

5. МОТ. Борьба против эксплуатации детского труда. Международное бюро труда. М. 2002. [Электронный ресурс] URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—europe/—ro-geneva/—sro-mo scow/documents/publication/wcms_308706.pdf

6. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах от 25 мая 2000 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

7. Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда [Конвенция 182] от 1 июня 1999 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

8. Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

9. Резолюция 1261 (1999) принятая Советом Безопасности 25 августа 1999 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

10. Резолюция 1379 (2001) принятая Советом Безопасности 20 ноября 2001 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

11. Резолюция 1460 (2003) принятая Советом Безопасности 30 января 2003 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

12. Резолюция 1539 (2004) принятая Советом Безопасности 22 апреля 2004 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

13. Резолюция 1612 (2005) принятая Советом Безопасности 26 июля 2005 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

14. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов [Электронный ресурс] URL: https://www.icrc.org/ru/doc

15. Приложение II Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

16. Замечания Генерального секретаря к брифингу Совета Безопасности по вопросу о детях в вооруженном конфликте: введение практического руководства по интеграции вопросов защиты детей в мирные процессы 12 февраля 2020 г. [Электронный ресурс] URL: https://undocs.org/ru/S/PV.8721

17. Канцелярия Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о детях и вооруженных конфликтах. [Электронный ресурс] URL: https://childrenandarmedconflict.un.org/ru/six-grave-violations/

18. Зайцева Л. И. Медиация как альтернативный способ разрешения споров в международном публичном праве // Известия БГУ. 2013. №5. С. 86-93.

19. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

20. Международное право: учебник/ отв. ред А.Н. Вылегжанин. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат. 2009. 1012 с.

Для цитирования: Коляда Н.И., Чернядьева Н.А. К вопросу о реформировании международно-правового механизма охраны окружающей среды // Океанский менеджмент. 2021. № 3(12). С.9-12.

Коляда Н.И.

Научный руководитель: Чернядьева Н.А.

К ВОПРОСУ О РЕФОРМИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье анализируется современное состояние механизма охраны окружающей среды и исследуются наиболее значимые на сегодняшний день проблемы. Анализируются отраслевые признаки международного экологического права, его источники и эффективность регулирования международно-правовых отношений в сфере охраны окружающей среды. Делается вывод о том, что в целях прогрессивного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.