Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕФОРМИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

К ВОПРОСУ О РЕФОРМИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / КОДИФИКАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ / ФРАГМЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коляда Н.И., Чернядьева Н.А.

В статье анализируется современное состояние механизма охраны окружающей среды и исследуются наиболее значимые на сегодняшний день проблемы. Анализируются отраслевые признаки международного экологического права, его источники и эффективность регулирования международно-правовых отношений в сфере охраны окружающей среды. Делается вывод о том, что в целях прогрессивного развития международного экологического права требуется разработка и принятие универсального кодифицированного международно-правового акта, регулирующего международное экологическое право.The article analyzes the current state of the environmental protection mechanism and examines the most significant problems. The article analyzes the sectoral features of international environmental law, its sources and the effectiveness of regulating international legal relations in the field of environmental protection. It is concluded that for the progressive development of international environmental law, it is necessary to develop and adopt a universal codified international legal act regulating international environmental law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕФОРМИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

3. Дети и вооруженный конфликт в Южном Судане Доклад Генерального секретаря от 14.12.2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

4. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. [Электронный ресурс] URL:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

5. МОТ. Борьба против эксплуатации детского труда. Международное бюро труда. М. 2002. [Электронный ресурс] URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—europe/—ro-geneva/—sro-mo scow/documents/publication/wcms_308706.pdf

6. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах от 25 мая 2000 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

7. Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда [Конвенция 182] от 1 июня 1999 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

8. Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

9. Резолюция 1261 (1999) принятая Советом Безопасности 25 августа 1999 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

10. Резолюция 1379 (2001) принятая Советом Безопасности 20 ноября 2001 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

11. Резолюция 1460 (2003) принятая Советом Безопасности 30 января 2003 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

12. Резолюция 1539 (2004) принятая Советом Безопасности 22 апреля 2004 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

13. Резолюция 1612 (2005) принятая Советом Безопасности 26 июля 2005 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

14. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов [Электронный ресурс] URL: https://www.icrc.org/ru/doc

15. Приложение II Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

16. Замечания Генерального секретаря к брифингу Совета Безопасности по вопросу о детях в вооруженном конфликте: введение практического руководства по интеграции вопросов защиты детей в мирные процессы 12 февраля 2020 г. [Электронный ресурс] URL: https://undocs.org/ru7S/PV.8721

17. Канцелярия Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о детях и вооруженных конфликтах. [Электронный ресурс] URL: https://childrenandarmedconflict.un.org/ru/six-grave-violations/

18. Зайцева Л. И. Медиация как альтернативный способ разрешения споров в международном публичном праве // Известия БГУ. 2013. №5. С. 86-93.

19. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org

20. Международное право: учебник/ отв. ред А.Н. Вылегжанин. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат. 2009. 1012 с.

Для цитирования: Коляда Н.И., Чернядьева Н.А. К вопросу о реформировании международно-правового механизма охраны окружающей среды // Океанский менеджмент. 2021. № 3(12). С.9-12.

Коляда Н.И.

Научный руководитель: Чернядьева Н.А.

К ВОПРОСУ О РЕФОРМИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье анализируется современное состояние механизма охраны окружающей среды и исследуются наиболее значимые на сегодняшний день проблемы. Анализируются отраслевые признаки международного экологического права, его источники и эффективность регулирования международно-правовых отношений в сфере охраны окружающей среды. Делается вывод о том, что в целях прогрессивного

развития международного экологического права требуется разработка и принятие универсального кодифицированного международно-правового акта, регулирующего международное экологическое право. Ключевые слова: Международно-правовой механизм, охрана окружающей среды, международное экологическое право, кодификация, принципы, фрагментация.

ON THE ISSUE OF REFORMING THE INTERNATIONAL LEGAL MECHANISM FOR ENVIRONMENTAL PROTECTION

Abstract. The article analyzes the current state of the environmental protection mechanism and examines the most significant problems. The article analyzes the sectoral features of international environmental law, its sources and the effectiveness of regulating international legal relations in the field of environmental protection. It is concluded that for the progressive development of international environmental law, it is necessary to develop and adopt a universal codified international legal act regulating international environmental law.

Keywords: International legal mechanism, environmental protection, international environmental law, codification, principles, fragmentation.

В настоящее время одной из наиболее опасных и значимых является глобальная проблема мировой экологии. В связи с ростом народонаселения, промышленности, вооруженных конфликтов, испытаний ядерного и химического оружия, увеличения числа отходов возникает необходимость срочного реагирования на состояние окружающей среды со стороны всех субъектов международного права. В решении данной проблемы заинтересовано все мировое сообщество в целом и для ее преодоления необходимо эффективное функционирование международно-правового механизма защиты и охраны экологического баланса нашей планеты. Одним из путей решения может стать создание единой международно-правовой системы обеспечения экологической безопасности [1, С.

14].

Эффективность деятельности механизма по обеспечению экологической безопасности определяется принципами его деятельности, которые закладываются изначально при создании такого механизма [2, С. 21]. Сегодня характерной чертой процесса выработки специальных принципов международного экологического права является то, что он происходит на фоне непрекращающихся дискуссий относительно общей структуры международного права в целом.

Четкость и точность подхода к этой проблеме важны еще и потому, что наличие специальных принципов права, наряду со специфическим кругом общественных отношений и его достаточно крупной общественной значимостью, специфическими нормами, регулирующими эти отношения, достаточно обширным объемом нормативно-правового материала и заинтересованностью общества в выделении новой отрасли права почти по единодушному признанию [3, С.16-18], является условием или критерием, необходимым для оформления международного экологического права в самостоятельную отрасль права.

Специальные принципы-нормы международного экологического права предусмотрены в большинстве многосторонних соглашений о защите окружающей среды. Одной из попыток кодификации специальных принципов-норм международного экологического права стала разработка Международного пакта по окружающей среде и развитию в 1995 году [4, С.57]. Однако, перечень принципов, содержащихся как в международных документах, так и в доктрине не может быть признан исчерпывающим, так как процесс их формирования еще не завершен.

Пока же различные правовые школы и различные ученые предлагают свои варианты специальных принципов международного экологического права, стремясь выводить их как из действующих международных экологических соглашений, так и из большого количества источников, относящихся к категории «мягкого права».

В. Лэнг предлагает выделить три группы принципов по степени их нормативного закрепления:

- существующие принципы (например, принцип ответственности за ущерб окружающей среде);

- формирующиеся принципы (право на здоровую окружающую среду, предупреждение других государств в случае возможного экологического воздействия);

- потенциальные принципы (принцип общей, но дифференцированной ответственности) [5, С.65].

С позиции данного автора принципы экологической безопасности находятся на стадии формирования, это обуславливает необходимость их дальнейшей разработки и систематизации в один нормативный акт.

Проанализировав деятельность международно-правового механизма по охране окружающей среды, можно подвести промежуточный итог о проблематике эффективности его функционирования. Представляется возможным выделить три базовые проблемы, решение которых является наиболее приоритетным в данной сфере.

Во-первых, отсутствие эффективных международно-правовых источников регулирования ставит под угрозу существование отрасли международного экологического права в целом.

Во-вторых, на сегодняшний день существует множество международных договоров и конвенций регулирующих природоохранную деятельность государств, однако все они имею фрагментарный и узконаправленный характер. Критичным для развития международно-правового механизма охраны окружающей среды является отсутствие универсальной и всеобъемлющей Конвенции, которая бы закрепила и упорядочила основные начала правового регулирования охраны окружающей среды на международно-правом уровне, тем самым упраздняя фрагментарный и диспозитивный характер большинства норм.

В-третьих, фрагментация международного экологического права, отсутствие единого универсального кодифицирующего акта привели к расхождениям во мнениях по поводу единой классификации его принципов, без которых представляется спорным существование отрасли международного экологического права в целом.

При всей сложности и многоаспектности анализируемой проблемы регулирования деятельности международного механизма охраны окружающей среды, можно предложить решение выявленных проблем. М.Н. Копылов отмечает, что «проблемы выделения, определения содержания, квалификации и систематизации базовых начал, именуемых принципами, относится к числу наиболее сложных как в любой отрасли международного права, так и в международном праве в целом» [6, С.78]. Формулирование и закрепление принципов международного экологического права в едином нормативно-правовом акте является необходимым условием в связи с развитием этой отрасли международного права.

Несмотря на разветвленность действующего сейчас международного экологического права оно не имеет консолидирующего и систематизирующего данную отрасль нормативного акта. Эта проблема не разрешается и действующими эколого-правовыми актами общего характера (Стокгольмская декларация по окружающей среде, Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, Всемирная хартия природы). Эти акты не имеют обязательной юридической силы, а поэтому отраженные в них принципы природопользования являются, по сути, общими рекомендациями для соответствующих стран [7 С.83].

Другие международные эколого-правовые акты не имеют универсального характера. Они отличаются между собой предметом регулирования, масштабом действия, принявшими их субъектами, уровнем обеспечения. Немало из этих актов содержит существенные противоречия и не вписывается в современную доктрину международно-правовой охраны окружающей среды.

Необходимость наличия универсального международно-правового кодифицирующего акта является безусловно значимым условием функционирования всего международно-правого механизма защиты окружающей среды. Например, Ю.М. Колосов еще в 1974 г. писал о том, что группа правовых норм и принципов может претендовать на образование самостоятельной правовой отрасли в том случае, когда государства договариваются о формулировании широкого универсального международно-правового акта, содержащего основные принципы международного права в данной области международных отношений. Более того, до появления подобного акта, можно говорить о становлении соответствующей отрасли международного права, а после его вступления в силу - о появлении новой отрасли [8, С.154]. Как нам представляется, такая постановка вопроса Ю.М. Колосовым является весьма актуальной, поскольку разработка и принятие такого кодифицирующего акта являются итоговой фазой, завершением всего процесса каталогизации специальных принципов международного

экологического права. Иными словами, с помощью такого акта будет решена стоящая сегодня перед международным экологическим правом задача: наконец-то появится четкое представление о количестве и качестве специальных принципов международного экологического права.

Таким образом международное сообщество, по сути, осталось без общепризнанного и централизованного регулятора экологического состояния планеты. Механизм защиты окружающей среды должен быть основан на системе специальных принципов функционирования. Думается, что деятельности отдельных субъектов недостаточно, так как проблема носит глобальный, общемировой характер и для ее решения необходимо сплочение усилий всех государств под единым механизмом правового регулирования - создание универсальной всеобъемлющей Конвенции по охране окружающей среды с закреплением в ней основополагающих императивных начал, которые бы упорядочили и кодифицировали международное экологического право.

Пристатейный библиографический список:

1. Максимова М.М. Общемировые проблемы / Современные международные отношения / под ред. А.В. Торкунова. М., 2009. 259 с.

2. Абашидзе А.Х. Принципы международного права: проблемы понятийно-содержательного характера // Московский журнал международного права. № 4. 2017. С. 4-17.

3. Лазарев, М. И. Теоретические вопросы современного международного морского права - М. : Наука, 1983. 301 с.

4. Копылов М. Н., Шевырева Е. А. К вопросу об отраслевых принципах международного экологического права // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2002. №1. - С. 186-196.

5. Lang, W. UN-Principles and International Environmental Law / W. Lang // Max Plank Yearbook of United Nations Law. 1999. Vol. 3. - P. 36-172.

6. Копылов М. Н. Принципы международного экологического права: уроки для развивающихся государств // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2000. №2. С. 75-90.

7. Шемшученко, Ю. С. / Плюс экологизация всей Земли: (проблемы кодификации международного экологического права) / Экологическое право. - 2009. № 2/3: Специальный выпуск. - С. 82-89.

8. Колосов, Ю. М. Массовая информация и международное право / М.: Междунар. отношения, 1974. 313 с.

Для цитирования: Подолян А.К., Чернядьева Н.А. Ограничение действия норм международного права прав человека // Океанский менеджмент. 2021. № 3(12). С. 12-15.

Подолян А.К.

Научный руководитель: Чернядьева Н.А.

ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ПРАВ

ЧЕЛОВЕКА

Аннотация. В современных международных отношениях права и свободы человека находятся в центре интеграционных процессов. Постоянно растущее число международно-правовых норм, ориентированных на правовое регулирование прав и свобод человека, сформировало их международный стандарт, который является общепризнанным для всех государств мира. Ключевые слова: право, человек, ограничение, нормы.

LIMITATION OF INTERNATIONAL HUMAN RIGHTS LAW

Annotation. In modern international relations, human rights and freedoms are at the center of integration processes. The constantly increasing number of international legal norms focused on the legal regulation of human rights and freedoms has formed their international standard, which is universally recognized for all States of the world. Key words: law, person, restriction, norms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.