Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ ФРАНЦИИ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ ФРАНЦИИ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
598
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ГЁТЕБОРГСКИЙ ПРОТОКОЛ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС ФРАНЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернядьева А.С.

Статья посвящена актуальной проблеме изменения климата в мире и особенностям национального законодательства республики Франция по этому вопросу. Также проводится анализ международно-правовой позиции Франции в сфере борьбы с изменением климата и обеспечения экологических прав человека. В статье особо акцентируется внимание на особенностях национально-правовых механизмов Франции по обеспечению благоприятной экологической обстановке в стране.The article is devoted to the actual problem of climate change in the world and the peculiarities of the national legislation of the Republic of France. The author analyzes the international legal position of France in the field of combating climate change and ensuring environmental human rights. The author pays special attention in the article to the peculiarities of the national legal mechanisms of France to ensure a favorable environmental situation in the country

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ ФРАНЦИИ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

8. Цели развития тысячелетия: доклад за 2015 год. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк. 2015.

9. Абашидзе А.Х., Солнцев А.М., Киселева Е.В., Конева А.Е., Круглов Д.А. Достижение целей устойчивого развития (2016-2030): международно-правовое измерение // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016. № 1. С. 65-78.

10. Бекяшев К.А. Бекяшев Д.В. Вклад Российской Федерации в развитие современного международного права // Актуальные проблемы российского права 2019. №7. С. 106-114.

11. Сахаров А.Г., Колмар О.И. Перспективы реализации Целей устойчивого развития ООН в России// Вестник международных организаций. Т. 14. № 1 (2019) С. 189-206.

12. Трифонов С.Г. Трифонова К.В. Конституционно-правовой аспект имплементации международно-правовых норм о социальном обеспечении в российское законодательство // Правовой порядок и правовые ценности: сборник научных статей III Национальной научно-практической конференции 27-28 сентября 2019 г. Ростов н/Д. 2019. С. 87-95.

13. Распоряжение Президента РФ от 13 декабря 2012 № 563-рп «О межведомственной рабочей группе при Администрации Президента Российской Федерации по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития».

14. Смирнова Т.С., Камышников И.Н. Проблемы реализации целей устойчивого развития в России. // Московский экономический журнал. 2019. № 8. С. 61.

15. Российская газета. 9 мая 2018 г.

16. Регионы России и Цели устойчивого развития ООН. Российская ассоциация содействия ООН. Доклад. 2019. 87 с.

17. United Nations Development Programme. Human Development Reports. Russian Federation. Human Development Indicators. [Электронный ресурс] URL : http ://hdr.undp. org/en/countrie s/profile s/RU S.

18. Доклад о человеческом развитии 2019. За рамками уровня доходов и средних показателей сегодняшнего дня: неравенство в человеческом развитии в XXI веке. 2019 By the United Nations Development Programme 1 UN Plaza, New York. 608 р.

Для цитирования: Чернядьева А.С., Еремина И.С. Международно-правовая позиция Франции по вопросам экологии и экологической безопасности // Океанский менеджмент. 2021. № 3(12). С.23-27.

Чернядьева А.С.

Научный руководитель: Еремина И.С.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ ФРАНЦИИ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме изменения климата в мире и особенностям национального законодательства республики Франция по этому вопросу. Также проводится анализ международно-правовой позиции Франции в сфере борьбы с изменением климата и обеспечения экологических прав человека. В статье особо акцентируется внимание на особенностях национально-правовых механизмов Франции по обеспечению благоприятной экологической обстановке в стране. Ключевые слова: изменение климата, цели устойчивого развития, Гётеборгский протокол, экологический кодекс Франции.

FRANCE'S INTERNATIONAL LEGAL POSITION ON ENVIRONMENTAL ISSUES

AND ENVIRONMENTAL SAFETY

Abstract. The article is devoted to the actual problem of climate change in the world and the peculiarities of the national legislation of the Republic of France. The author analyzes the international legal position of France in the field of combating climate change and ensuring environmental human rights. The author pays special attention in the article to the peculiarities of the national legal mechanisms of France to ensure a favorable environmental situation in the country

Keywords: climate change, Sustainable Development Goals, the Gothenburg Protocol, the Environmental Code of France

Актуальность темы исследования обусловлена важностью борьбы с проблемами изменения климата, в том числе при проведении мероприятий по сохранению благоприятной окружающей среды. Антонио Гутерриш - Генеральный секретарь ООН с

2017г. - отметил, что «изменение климата представляет собой серьезную угрозу для здоровья и безопасности человека и для растущего числа экосистем» [1, с.9].

Можно отметить, что международное сообщество обеспокоено проблемой изменения климата на планете и предпринимает все возможные меры по борьбе с этим явлением [2, с.70]. Российская Федерация, являясь членом ООН и постоянным представителем в Совете Безопасности ООН, акцентирует внимание на возможных вариантах решения проблемы изменения климата.

Экологические права входят в систему ключевых прав человека, гарантированных на национальном и на международном уровне [3, с.341]. Существующие механизмы обеспечения экологической безопасности имеют своей целью соблюдение и защиту права человека на благоприятную экологическую обстановку, гарантированную Конституцией РФ [с.145]. В то же время обеспечение экологической безопасности, согласно нормам Заключительного акта СБСЕ 1975 г. можно признать и принципом всеобщей безопасности [5]. На международном уровне, в рамках ведения основной уставной деятельности, ООН приняла Программу развития ООН (ПРОООН), в которой охрана окружающей среды является одной из главных тем, требующей особого внимания со стороны международного сообщества[6].

Таким образом, заявленное исследование связано с двумя важным проблемами международного сотрудничества государств:

1) Защите экологических прав граждан;

2) Экологической безопасности, как одного из принципов всеобщей безопасности;

В данной работе проводится анализ опыта Франции как одной из наиболее развитых стран Европы, успешно проводящей экологическую политику и защищающей экологические права своих граждан. Выбор пал на эту страну, так как республика Франция является одним из самых развитых постиндустриальных государств, которое успешно проводит реформы в сфере экологии и демонстрирует успехи в области охраны окружающей среды.

Научная новизна исследования заключается в том, что в данной статье впервые дается общая характеристика законодательства Франции по вопросам экологии и экологической безопасности и формулируется ее международно-правовая позиция по этому вопросу.

Цель исследования заключается в анализе законодательства во Франции и ее международно-правовая позиция по вопросу сохранения климата и обеспечения в связи с этим экологических прав человека. Это может быть использованным в дальнейшем улучшении общероссийских правовых норм в области охраны окружающей среды. Объектом исследования является экологическое законодательство Французской республики, а также международно-правовые механизмы участия этого государства в решении вопроса изменения климата и его последствий для прав человека.

Настоящая тема не достаточно исследована в научных работах. В них отсутствует полная характеристика правовых норм Франции, касающихся экологии. В отдельных научных статьях раскрываются аспекты правового регулирования экологических вопросов. В качестве примеров проанализируем несколько работ.

А.П. Гоглов и Н.В Данилова отмечают интересную особенность экологической ответственности во Франции: «Субъект, чья деятельность вызывает риск возникновения экологического вреда, должен сообщить об этом административному органу и принять меры для устранения или ограничения угрозы. Если в дальнейшем будет выявлено, что действия были неэффективными, то субъект будет привлечен к ответственности» [7, с.232-240].

Профессор Ф. Роза пишет о том, что некоторые французские компании, в рамках своей основной деятельности обязуются не причинить вред окружающей среде [8, с.118-127].

Л. Гоэн сравнивает экологическую обстановку в РФ и во Франции. В статье отмечено, что Франция в отличие от РФ использует 15% возобновляющихся источников энергии, которые являются более экологически чистыми. Что касается РФ, необходимо отметить огромное количество используемых атомных источников энергии на территории страны, вследствие чего происходит загрязнение воздуха. [9,с.210-213].

Николаева Ю.В. анализирует важный документ в области охраны окружающей среды - Хартию Окружающей среды. Она стала стимулов для ведения дальнейшей успешной экологической политики Франции. Николаева Ю.В. отмечает высокую заинтересованность общества и государства в обеспечении экологической безопасности [10, с.218-228].

Несмотря на принимаемые государством меры экологическая обстановка во Франции остается напряженной и пагубно сказывается на здоровье и как следствие - на продолжительности жизни населения. Вызывает тревогу факт, что ежегодно атмосферное загрязнение становится причиной смерти 48 тысяч французов. Только в Париже по этой причине людей гибнет в 20 раз больше, чем в ДТП [11]. Все это - следствие выброса в атмосферу двуокиси азота - парникового газа, порождающий парниковый эффект, который ведет к глобальному потеплению. Данная статистика объясняет особое внимание французского государства к вопросам экологической безопасности.

Фундаментальным законом, в котором закреплены основы экологической политики французского государства является Конституция 1958 г. В статье 69 (раздел 11) Конституции раскрываются особенности деятельности Экологического совета, заключения которого «...по представленным на его рассмотрение проектам законов, ордонансов или декретов, а также по законодательным предложениям...» являются обязательными для Правительства Франции [12, с.81-116]. Совет может назначить одного из своих членов для изложения в палатах Парламента заключения Совета.

Среди стран Европейского Союза первым государством, учредившим специализированное министерство, в компетенцию которого входят вопросы охраны окружающей среды, стала Франция [13, с.580-583]. Оно начало работать еще в 1971г. Оно занималось координацией действий всех министерств по экологическим вопросам, созданием специализированных нормативных актов.

В последние десятилетия ХХ века во Франции была создана развернутая система специализированных природоохранных учреждений, например по сбору и уничтожению отходов (1976), по контролю за качеством воздуха (1981) и по рациональному использованию энергии (1982). В 1990 г. они были реформированы, в соответствии с национальным планом по охране окружающей среды (1990) в Агентство по защите окружающей среды и использованию энергоресурсов (ADEME). Также было создано 26 региональных дирекций по защите окружающей среды (DIREN) [14, с. 316-336].

В XXI веке усилилась роль природозащитных механизмов в правовой политике Франции. В частности, были приняты новые законы (например, закон 1999г. о направлениях в области обустройства и долгосрочного развития территорий).

Франция одной из первых среди всех государств мира приняла Экологический кодекс (2000г.), в котором были систематизированы все принятые до этого акты, посвященные вопросам природопользования и охраны окружающей среды [15].

Основным органом управления по охране окружающей среды является Министерство экологии, устойчивого развития и энергии (Ministere de I'ecologie, du Developpement durableet de I'Energie). Сокращенное наименование министерства — Министерство устойчивого развития. Однако, полномочия по охране окружающей среды присутствуют в компетенции и других министерств Французской республики. Таким образом, все органы исполнительной власти Франции обязаны обеспечивать устойчивое экологическое развитие, что полностью соответствует заявленным в ООН Целям устойчивого развития (Цель № 13) [16]. Для реализации цели №13 устойчивого развития в 2000г. опять одной из первых в мире Франция приняла Национальную программу по борьбе с климатическими изменениями, предусматривающую мероприятия по снижению уровня выброса газов с парниковым эффектом, урегулированию техногенных экологических рисков, в том числе таких, которые способны привести к трансграничному ущербу [17]. В 2003г. были разработаны программы экологизации городского транспорта (изменение технологий двигателя автомобилей, изменение схем движения транспорта в городах, поощрение развития автомобилей на газе и электромобилей и тд).

Хотелось бы также подчеркнуть, что Франция является активным участником абсолютного большинства принимаемых в рамках ООН документов по охране окружающей среды и улучшению экологической обстановки [18]. Франция, являясь страной с развитой сельскохозяйственной культурой, взяла на себя международно-

правовое обязательство в рамках Гётеборгского протокола уменьшить выбросы оксидов азота и летучих органических веществ примерно на 40% за период с 1999 до 2010 г. Протокол требует ограничить и сократить выбросы серы, оксидов азота, аммиака и летучих органических соединений, которые вызваны антропогенной деятельностью и могут стать причиной негативного воздействия на здоровье человека, природные экосистемы, материалы и сельскохозяйственные культуры (ст.2) [19]. В данном протоколе принимает участие всего 33 государства, что, несомненно, недостаточно для борьбы с парниковым эффектом. Россия не принимает участия в данном международно-правовом механизме, что, несомненно, нуждается в исправлении. Таким образом, подведем итог всему вышесказанному.

1. Французская республика, являясь страной Европейского Союза и одной из высокоразвитых индустриальных стран, активно ведет внутреннюю политику по улучшению экологической обстановки на своей территории. В подтверждение этому можно привести принятие Францией одной из первых Экологического кодекса, который стал одним из первых в мире. Проводимая ею активная политика по улучшению экологической обстановке в стране может свидетельствовать о том, что эта страна имеет развитую экономику.

2. Принятие различных нормативно - правовых актов и национальных программ, способствующих улучшению экологической обстановки, позволяет:

1) четко сформулировать и поставить перед органами власти и перед обществом задачи по улучшению экологической обстановки;

2) составить четкий перечень действий, принимаемых в целях улучшения состояния окружающей среды и здоровья населения. Он, в свою очередь, определяет ведущие направления политики государства и основные отрасли экономики, которые наиболее остро нуждаются в развитии.

3) предложить другим странам - участникам ООН принять Экологический кодекс, который способствовал бы государствам законодательно закрепить действия и мероприятия по охране окружающей среды, а также выделить особый вид ответственности - экологическая.

3. Франция является государством с последовательной позицией о полноценном внедрении в международно-правовое сотрудничество государств в сфере экологии принципа «Недопущение нанесения вреда - это лучший способ борьбы с экологическими проблемами». Данная норма пока упоминается лишь в нескольких международных договорах, преимущественно регионального масштаба. Например, в пока не вступившей в силу конвенции Совета Европы «О гражданской ответственности за ущерб в результате деятельности, опасной для окружающей среды» 1993г. [20, п. 9 ст. 2.]

Пристатейный библиографический список

1. Мировой океан и морское право. Доклад Генерального секретаря ООН.11 September 2019. Doc. A/74/350 [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru

2. Валеев Р.М. Международное право. Особенная часть Изд-во Статут М.,2010г. 624с.

3. Международная защита прав человека: учебник / отв. ред. А. Х. Абашидзе. - Москва: РУДН, 2017. 465 с.

4. Правовой статус Республики Крым и города Севастополя: актуальные проблемы правового регулирования и реализации. Монография / Под общей научной редакцией И.А. Умновой (Конюховой), Н.А. Фроловой. Симферополь, 2018. 224с.

5. Заключительный акт СБСЕ (Хельсинки, 1 августа 1975 г.) //Ведомости Верховного Совета СССР, 1975г. №33

6. Программа развития Организации Объединенных Наций //Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/

7. Гоглов А.П. Данилова Н.В. Экологическая ответственность в праве Франции// Вестник Томского государственного университета. 2019. № 447. С. 232-240.

8. Роза Ф. Интеграция социальной и экологической ответственности в правовые концепции: проблемы применения закона Франции 2017г. «Об обязанности проявлять должную осмотрительность» //Вестник Юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА).2020 №2 С. 118-127.

9. Гоэн Л. Environmental standards and entrepreneurship in France and in Russia// Актуальные проблемы российского права. 2017. № 17. (80). С. 210-213.

10. Николаева Ю.В. Проблемы экологии во внешней и внутренней политике Франции// Ученые записки Российского Государственного Гидрометеорологического Университета. 2010. № 15. С.218-228

11. От каких экологических проблем страдает Франция? [Электронный ресурс] URL: https://www.ecosever.ru/article/20983.html

12. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. - 8-е изд., исправл. и доп.- М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 81 - 116.

13. Чернядьева Н.А. Европейское право и европейская интеграция // Современное состояние российского законодательства: проблемы и пути совершенствования. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. 2009. Пермь С. 580-583.\

14. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: Учебник / Волков А.М., Зеленцов А.Б., Лютягина Е.А., Федоров В.А.; Под общ. ред.: Волков А.М. - М.: РУДН, 2010. - 362 c.

15. Code de l'environnement (de 18 septembre 2000 année) [Электронный ресурс] URL: https://www.codes-et-lois.fr/code-de-l-environnement/toc-partie-legislative-texte-integral

16. Цели в области устойчивого развития//Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/

17. Экологическая политика Франции в области охраны атмосферы [Электронный ресурс] URL: https://poisk-ru.ru/s925t2.html

18. Multilateral Treaties Deposited with the Secretary-General [Электронный ресурс] URL: https://treaties.un.org/Pages/ParticipationStatus.aspx?clang=_en

19. Protocol to the 1979 Convention on Long-range Transboundary Air Pollution to Abate Acidification, Eutrophication and Ground-level OzoneGothenburg (Sweden), 30 November 1999.STATUS AS AT : 01-03-2020 05:00:52 EDT. [Электронный ресурс] URL: https://treaties.un.org/

20. Details of Treaty No.150 Convention on Civil Liability for Damage resulting from Activities Dangerous to the Environment [Электронный ресурс] URL: https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.