Кадомцева А.Е.
к.ю.н., доцент
кафедры Международного и морского права ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА СТРАН СНГ
Аннотация: Экологическое право, законодательство, эколого-правовая система стран СНГ основаны на принципах комплексной охраны окружающей природной среды, на нормативно-правовых актах об использовании и охране природных объектов и ресурсов, экологической экспертизе и т.д. Дифференциация правового регулирования экологических проблем связана также с особенностями политических систем отдельных стран СНГ. Осознание состояния окружающей природной среды ускоряет формирование экологического правосознания и оказывает соответствующее воздействие на развитие права и законодательства.
Ключевые слова: экологическое право, экологическое законодательство, механизм охраны окружающей среды, международные соглашения, СНГ, экологический мониторинг, экологический контроль.
SOME ASPECTS OF ENVIRONMENTAL LAW IN THE CIS COUNTRIES
Summary: Environmental law, legislation, and the environmental and legal system of the CIS countries are based on the principles of integrated environmental protection, regulations on the use and protection of natural objects and resources, environmental expertise. Differentiation of legal regulation of environmental problems is also related to the peculiarities of the political systems of individual CIS countries. Awareness of the state of the natural environment accelerates the formation of environmental legal awareness and has a corresponding impact on the development of law and legislation.
Keywords: environmental law, environmental legislation, environmental protection mechanism, international agreements, CIS, environmental monitoring, environmental control.
Во второй половине двадцатого века экологическое законодательство начало формироваться как отрасль права и законодательства. Общий анализ показывает, что во всем мире существуют схожие подходы к правовому обеспечению решения экологических проблем. Правовые механизмы практически идентичны: нормирование, мониторинг, разрешения, экологическая оценка, экологический контроль, юридическая ответственность, экономический механизм охраны окружающей среды. На практике же различия между указанными механизмами очевидны. Законодательство РФ и зарубежных стран в области природоохранной деятельности (экологии) достаточно изменилось и усложнилось.
При соотношении российского и зарубежного экологического законодательства выделяют несколько уровней: а) экологическое законодательство России и стран СНГ; б) экологические законодательство России и стран ЕС; в) экологическое законодательство России и законодательство иных стран (США, Китай, Япония).1
Российское экологическое законодательство и законодательство стран СНГ наиболее взаимосвязаны, так как основы экологического законодательства были заложены еще в законодательстве СССР. В то же время исторические особенности и пост советское развитие предполагают и некоторые особенности, заслуживающие изучения, анализа, сопоставления. Отсутствие государственно-административных границ в окружающей среде означает необходимость и целесообразность обобщения правового опыта в сфере экологии.
В конституциях закрепляются основополагающие экологические положения и принципы. В ее положениях провозглашаются права граждан на благоприятную окружающую среду, меры государства по ее обеспечению. Например:
По Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (Ст.42).
Согласно Конституции Республики Казахстан2 государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека (Ст.31), а граждане обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (Ст.38).
Конституция Республики Беларусь3 определяет право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Также государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в
1 Кичигин Н.В. Российское и зарубежное экологическое законодательство: общее и особенное [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL http://os.x-pdf.ru/20selskohozyaistvo/624119-1-rossiyskoe-zarubezhnoe-ekologicheskoe-zakonodatelstvo-obschee-osobe.php
2 Конституция Республики Казахстан [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL https://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution
3 Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/
целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (Ст. 46). А охрана природной среды - долг каждого (Ст.55).
Во всех странах Содружества были созданы национальные правовые системы по обеспечению охраны окружающей среды. Например:
В Казахстане был приняты нормативные акты, регулирующих использование природных ресурсов (Водный Кодекс, Лесной Кодекс, Кодекс о недрах и переработке минерального сырья и др.) В 1996 г. принята «Концепция экологической безопасности», которая стала основой при создании законодательной базы охраны окружающей среды. Здесь надо отметить: Законы Республики Казахстан «Об охране окружающей среды»; «Об особо охраняемых природных территориях» и Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу Закона: «О земле»; «О недрах и недропользовании». На сегодняшний день в Казахстане создана система экологического законодательства, которую можно разделить на три основные группы:
1. Нормативные акты по охране окружающей среды (природоохранные акты). Законодательные акты: «Об особо охраняемых природных территориях» (2006), Экологический Кодекс (2007) и «О поддержке использования возобновляемых источников энергии».
2. Нормативные акты по природопользованию. Законодательные акты: «О защите растений» (2002), Земельный, Водный и Лесной Кодексы (2003), «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» (2004), «О недрах и недропользовании» (2010).
3. Нормативные акты, регулирующие отношения в области охраны здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Законодательные акты: «О социальной защите граждан пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (1992), «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» (1992), «О радиационной безопасно-Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» (2009).
Экологическое законодательство Армении регулируется статьей 10 Конституции1, где отмечено, что государство обеспечивает охрану и воспроизводство окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов. Нормативную базу экологического законодательства Армении2 составляют: Лесной кодекс Республики Армения (1994); Земельный кодекс Республики Армения (2002); Кодекс Республики Армения О недрах (2002); Водный кодекс Республики Армения (2002); Закон Республики Армения О гидрометеорологической деятельности (2001); Закон Республики Армения Об озере Севан (2001); Закон Республики Армения об экспертизе воздействия на окружающую среду (1995); Закон Республики Армения об охране атмосферного воздуха (1994).
В Республике Таджикистан проблемам экологии и защиты экологической среды придается большое значение. Вопросы охраны природы и природных ресурсов закреплены в Конституции3, ... природные богатства являются исключительной собственностью государства и государство гарантирует эффективное их использование в интересах народа (Ст.13), ... государство принимает меры по оздоровлению окружающей среды. (Ст. 38) и Охрана природы.. обязанность каждого (Ст.44). Одним из ключевых законодательных актов является Закон Республики Таджикистан «Об охране природы» (1993), который определил принятие отраслевых законодательных актов, в частности Водного кодекса (1993), Земельного Кодекса (1996); Законов Республики Таджикистан «О недрах» (1994); «Об охране атмосферного воз-духа» (1996); «Об охране и использовании животного мира» (1994) и др; в 1994 принято Положение «О государствен-ной экологической экспертизе в Республике Таджикистан».
В мире практически нет альтернативы созданной в России и странах СНГ природоохранной деятельности, в частности экологической экспертизе, которая может быть государственной и общественной. В правовом пространстве СНГ экологическая экспертиза получила заслуженное признание в качестве эффективного механизма охраны окружающей среды.
По мнению С.А. Боголюбова, не будет преувеличением констатировать, что экологическая экспертиза и ее законодательное регулирование являются стержнем охраны окружающей среды и всего природоохранного, экологического законодательства. 4
В Российской Федерации принят Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (от 23.11.1995 № 174-ФЗ в ред. от 24.04.2020), который дает понятие, принципы и виды экологической экспертизы; определяет полномочия Президента Российской Федерации,
1 Конституция Армении была принята путем референдума 5 июля 1995 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL https://www.president.am/ru/constitution-2015
2 Экологическое законодательство Республики Армении [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL http://cawater-info.net/library/eco-am.htm
3 Конституция РеспубликиТаджикистан [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL http:// mfa.tj>ru/main/tadzhikistan/konstitutsiya
4 Боголюбов С.А. Стратегическое значение Закона об экологической экспертизе России / Экологическая экспертиза в современной России. Итоги и перспективы. Всероссийская конференция. Москва, 14-15 декабря 2005 г. М.: РГГУ, 2006. С.53.
федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области экологической экспертизы; устанавливает объекты экспертизы федерального и регионального уровня и порядок ее проведения.
В странах СНГ экологическая экспертиза регулируется отдельными законами. Правда, разным является перечень объектов ГЭЭ и сравнение не в пользу РФ, которая значительно сократила перечень объектов экологической экспертизы по сравнению с другими странами СНГ.1 Например: Закон Туркменистана «Об экологической экспертизе»2. Настоящий Закон регулирует отношения в области экологической экспертизы и направлен на предотвращение негативного воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения.
В Республике Казахстан закон «Об экологической экспертизе» (1997) утратил силу, в связи с ведением в действие Экологического Кодекса Республики Казахстан. Глава 7 Кодекса регулирует и определяет порядок проведения экологической экспертизы.
Даже на таком выборочном и поверхностном обзоре законодательства стран Содружества мы видим схожесть нормативно-правовых систем в области экологического права. Все государства при развитии своего экологического законодательства исходили из почти равных условий, но обладали различными возможностями.
В 1992 году Совет глав правительств Содружества принял Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. Этим Соглашением был создан Межгосударственный экологический совет (МЭС). В 2013 году в Минске было принято новое Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств - участников СНГ3. Статья 4 Соглашения 2013 года гласит, что для реализации обеспечения сотрудничества в области охраны окружающей среды создан Межгосударственный экологический совет государств
- участников Содружества Независимых Государств, деятельность которого осуществляется на основании Положения.
Одной из основных задач Совета является содействие в организации и координации исполнения решений в области охраны окружающей среды, принятых в рамках действующих органов СНГ, а также координация политики в области охраны окружающей среды государств -участников Соглашения путем выработки рекомендаций и подготовка рекомендаций по гармонизации нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды.
Среди документов СНГ по обеспечению экологической безопасности можно отметить:
- Соглашение о контроле за транзитной перевозкой опасных и других отходов (Москва, 12 апреля 1996 года.
- Соглашение об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов 1998 года.
- Соглашение об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды 1998 года.
- Соглашение о сотрудничестве в области экологического мониторинга 1999 года.
В качестве международных соглашений, оказывающих значительное влияние на российское и законодательство стран СНГ, следует назвать
- Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция),
- Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте,
- Протокол по стратегической экологической оценке.
Россия не является участницей данных международных соглашений, однако в них участвует большинство стран СНГ, в первую очередь, Казахстан и Белоруссия.
В рамках данных Конвенций и Протокола происходит унификация экологического законодательства стран СНГ в части проведения экологической оценки в трансграничном контексте и стратегической экологической оценки, доступа к правосудию, участию в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды. Необходимо обратить внимание, что указанная ситуация далека от совершенства. Основными «нарушителями» вышеуказанных документов, являются страны СНГ (Казахстан, Белоруссия, Таджикистан). Практика применения соответствующих норм также оставляет желать лучшего.
После присоединения Российской Федерации к Орхусской конвенции нужно быть готовыми к тому, что Российской Федерации необходимо устранять недостатки в законодательстве и правоприменительной практике путем разработки нормативных правовых
1 Кичигин Н.В. Российское и зарубежное экологическое законодательство: общее и особенное [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL http://os.x-pdf.ru/20selskohozyaistvo/624119-1-rossiyskoe-zarubezhnoe-ekologicheskoe-zakonodatelstvo-obschee-osobe.php
2 от 16 августа 2014 года №108-V В редакции Законов Туркменистана от 18.06.2016 г. №419-V, 05.01.2018 г. №685-V, 09.06.2018 г. №54-VI, 02.03.2019 г. №>131-VI [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=69333
3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL http://www.cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3874
актов для имплементации положений указанных международных соглашений и формировании правоприменительной практики.
Применительно к межгосударственным объединениям следует отметить Всемирную торговую организацию (ВТО) и Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В рамках ВТО ограничены возможности 21 государства по установлению новых экологических требований, которые не должны носить дискриминационный характер по отношению к зарубежным производителям и поставщикам. В структуре ОЭСР создано и функционирует специальное подразделение по вопросам окружающей среды.
В связи с вышеизложенным, экологическое законодательство, как отрасль национального законодательства, испытывает сильное влияние процессов глобализации. В указанных условиях мы можем наблюдать процесс унификации экологических законодательств разных стран.
Пристатейный библиографический список:
1. Конституция Российской Федерации. Текст. 1993 // СПС Консультант Рлюс
2. Конституция Республики Беларусь. Текст. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/ (дата обращения 10.05.2020)
3. Конституция Республики Казахстан. Текст. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution (дата обращения 10.05.2020)
4. Конституция Республики Таджикистан. Текст. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// mfa.tj>ru/main/tadzhikistan/konstitutsiya (дата обращения 10.05.2020)
5. Конституция Армении. Текст. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.president.am/ru/constitution-2015 (дата обращения 10.05.2020)
6. Закон Туркменистана «Об экологической экспертизе». Текст [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=69333 (дата обращения 10.05.2020)
7. Экологическое законодательство Республики Армении. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://cawater-info.net/library/eco-am.htm (дата обращения 10.05.2020)
8. Исполнительный комитет СНГ Режим доступа: URL: http://www.cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3874 (дата обращения 10.05.2020)
9. Боголюбов С.А. Стратегическое значение Закона об экологической экспертизе России / Экологическая экспертиза в современной России. Итоги и перспективы. Всероссийская конференция. Москва, 14-15 декабря 2005 г. М.: РГГУ, 2006. С.53.
10. Кичигин Н.В. Российское и зарубежное экологическое законодательство: общее и особенное. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://os.x-pdf.ru/20selskohozyaistvo/624119-1-rossiyskoe-zarubezhnoe-ekologicheskoe-zakonodatelstvo-obschee-osobe.php (дата обращения 10.05.2020)