DOI 10.24411/2227-7315-2020-10060
УДК 349.6 (476) (075.8) + 349.42
О.А. Хотько, А.И. Михнюк
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Введение: реализация прав граждан на достойную жизнь зависит от выполнения требований законодательства в сфере национальной безопасности, отсутствия внешних и внутренних угроз безопасности. Особо охраняемыми сферами, связанными с защитой прав граждан, должна стать экологическая и продовольственная безопасность. Цель: изучение законодательства в области регулирования экологической и продовольственной безопасности и доктринальных положений эколого-правовой и аграрно-правовой науки и выявление их взаимосвязи в контексте имеющихся проблем правового обеспечения защиты прав граждан. Методологическая основа: анализ, сравнительно-правовой метод, обобщение, аналогия. Результаты: проведен анализ правового регулирования экологической и продовольственной безопасности в Республике Беларусь и исследованы вопросы обеспечения защиты прав граждан в данной сфере, а также сравнительный анализ с законодательством Российской Федерации, и стран, входящих в Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС). Выводы: отмечается необходимость обновления законодательства в сфере сельскохозяйственной деятельности путем закрепления эффективных экологических требований, гармонизации и унификации правовых норм стран-участниц ЕАЭС для достижения цели защиты прав граждан.
Ключевые слова: экологическая безопасность, экологическое законодательство, продовольственная безопасность, сельскохозяйственная деятельность.
V.A. Khotko, A.I. Mikhnyuk
PROBLEMS OF LEGAL SUPPORT FOR THE PROTECTION OF CITIZENS' RIGHTS IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL AND FOOD SECURITY
Background: the realization of the rights of citizens to a dignified life depends on the implementation of the requirements of legislation in the field of national security and the absence of external and internal threats to security. Environmental and food security are particularly important areas related to the protection of citizens' rights. Objective: to study legislation on environmental and food security regulation and doctrinal provisions of environmental and agrarian-legal sciences and to identify their relationship and
© Хотько Ольга Александровна, 2020 )
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры экологического и аграрного права (Белорусский 2
государственный университет); е-mail o.a.khatsko@gmail .com 2
© Михнюк Александра Игоревна, 2020 ° Преподаватель кафедры экологического и аграрного права (Белорусский государственный университет); е-mail [email protected]
© Khotko Olga Aleksandrovna, 2020
Candidate of law, Associate professor, Associate professor, Environmental and agrarian law department (Belarusian State University)
© Mikhnyuk Aleksandra Igorevna, 2020
Teacher of law, Environmental and agrarian law department (Belarusian State University) 253
existing legal problems for the protection of citizens' rights. Methodology: analysis of categories «environmental security», «food security», «sustainable development», methods: comparative-legal method, generalization, analogy. Results: the analysis of the legal regulation of environmental and food security in the Republic of Belarus and a comparative analysis with the legislation of the Russian Federation and countries belonging to the Eurasian Economic Union (hereinafter — the EAEU) were conducted, the issues of ensuring the protection of the rights of citizens in this area were studied. Conclusions: the need for updating the legislation in the field of agricultural activity by fixing effective environmental requirements, harmonizing and harmonizing the legal norms of the EAEU member states to achieve the goal of protecting citizens' rights is noted.
Key-words: environmental security, environmental legislation, food security, agricultural activities.
Экологическая и продовольственная безопасность являются обязательным условием устойчивого развития общества и отражают общее состояние защищенности окружающей среды, а также жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия. Деятельность в данной сфере можно определить как часть системы мер по реализации конституционного права на жизнь, достойный уровень жизни, на здоровье, на благоприятную окружающую среду.
Актуальность исследования проблем конституционно-правового обеспечения защиты прав граждан в сфере экологической и продовольственной безопасности обусловлена наличием ряда угроз, возникающих при осуществлении хозяйственной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье человека.
Продовольственная и экологическая безопасность являются самостоятельными составляющими национальной безопасности, между тем они неразрывно связаны и взаимообусловлены. С одной стороны, без надлежащего качества окружающей среды невозможно осуществление эффективного сельскохозяйственного производства. С другой стороны, поддержание основного критерия продовольственной безопасности — самообеспеченности основными видами сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, предполагает интенсивное использование природных ресурсов, прежде всего, земельных, при этом обеспечение рационального их использования невозможно без учета экологической составляющей: природные ресурсы постепенно сокращаются, вследствие интенсификации систем земледелия страдают экосистемы1. Между тем уровень правовой регламентации названных сфер безопасности в Республике Беларусь неоднороден.
Конституция Республики Беларусь содержит правовые положения, касающиеся экологической и продовольственной безопасности, затрагивающие наиболее значимые интересы жизнедеятельности каждого человека, в частности, гарантии обеспечения экологической безопасности вытекают из неотъемлемой составляющей права человека на благоприятную окружающую среду (ст. 46), продовольственной безопасности — права на достойный уровень жизни (ст. 21). Эффективная реализация перечисленных прав достигается только посредством
1 См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 декабря 2017 г. № 962 «О Доктрине национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года» // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь. Национальный центр правовой 254 информации Республики Беларусь. Минск, 2019.
совместных усилий государства, общества и каждого гражданина, направляющих свои действия на обеспечение экологической и продовольственной безопасности. Благодаря этому могут быть реализованы и иные права, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь: право на жизнь (ст. 24), на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды (ст. 34), право на образование (ст. 49).
Вопросы продовольственной безопасности детально урегулированы в Доктрине национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 г. Однако проблемы и направления правового обеспечения экологической безопасности не получили содержательного регулирования на законодательном уровне. Очевидно, что действующий правовой механизм обеспечения продовольственной безопасности не учитывает вопросы экологической составляющей для оценки, мониторинга, прогнозирования и ее регулирования, о чем свидетельствуют используемые в Доктрине национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 г. индикаторы экологической устойчивости сельскохозяйственного производства, отклонение от пороговых значений которых свидетельствует о снижении уровня защищенности национальных интересов, способных в конечном итоге оказать негативное влияние и на конституционно-правовое обеспечение защиты прав граждан в сфере продовольственной и экологической безопасности. В качестве таких индикаторов выступают:
удельный вес неиспользуемых земель сельскохозяйственных организаций; уровень плодородия почв пахотных земель (средний уровень гумуса в почвах пахотных земель);
общая пестицидная нагрузка на один гектар пашни;
доля сельскохозяйственных земель, используемых для получения органической продукции
удельный вес деградированных осушенных земель с торфяными почвами в общей площади сельскохозяйственных угодий
удельный вес нарушенных земель в общей площади земель сельскохозяйственных организаций
доля отходов, образовавшихся в сельском хозяйстве, в общем количестве отходов2.
Очевидно, что оценке подлежит лишь состояние одного природного ресурса — земли, это объясняется тем, что именно земля является основным средством производства в сельском хозяйстве, помимо этого в Республике Беларусь наблюдается «тенденция по сокращению сельскохозяйственных земель и увеличения площади деградированных земель с торфяными почвами: по сравнению с 2000 годом их количество увеличилось на 12%. Также зафиксировано устойчивое снижение содержания гумуса на пахотных землях» [1, с. 71]. В то же время субъекты сельскохозяйственного производства, будучи «основными при-родопользователями, главными потребителями окружающей среды и одними из основных ее загрязнителей» [2, с. 118], оказывают комплексное воздействие на окружающую среду и не ограничиваются исключительно земельными ресурсами. К примеру, мировой аграрный сектор потребляет 69% воды в составе общего
2 См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 декабря 2017 г. № 962 «О Доктрине национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года» // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2019. 255
водопользования, ученые подчеркивают, что вода — главный фактор, лимитирующий производство сельхозпродукции [3, с. 3]. Следовательно, при решении вопросов связанных с обеспечением экологической безопасности, необходимо исходить из комплексного воздействия сельскохозяйственной деятельности на окружающую среду. Данное положение важно учитывать при определении основных направлений взаимодействия аграрной и экологической политик, призванных обеспечить жизнедеятельность человека и человечества («сохранение биоразнообразия, ликвидация голода, недопущение утраты площадей сельскохозяйственных угодий, снижение рисков в результате применения опасных пестицидов и агрохимикатов, уменьшение негативного воздействия на процессы глобального потепления вследствие поступления метана» и иные), которые, как справедливо отмечено в научном исследовании профессором О.Л. Дубовик [4, с. 35], до сих пор не получили правового закрепления.
Стоит отметить, что соглашения государств-участников Содружества Независимых Государств не включают мер по охране окружающей среды в сельском хозяйстве. С учетом того, что Республика Беларусь, Российская Федерация поддержали международную инициативу «Один пояс — один путь», предполагающую сопряжение двух концепций — построения Экономического пояса Шелкового пути и дальнейшего развития евразийских отношений, стоит отметить, что в отношении регулирования продовольственной безопасности в рамках ЕАЭС подготовлен проект Концепции коллективной продовольственной безопасности, в которой, однако, совершенно не упоминается про экологическую составляющую, а ведется речь только о необходимости наращивания и эффек-о тивной реализации производственного потенциала АПК.
0
? В настоящее время следует осознавать необходимость изменения подхода к
3 эколого-правовым требованиям в свете влияния трансформационных процессов
» экономики, поскольку новые условия диктуют внедрение современной позиции по
1 определенным вопросам, касающимся обеспечения благоприятной окружающей | среды. Развитие общественных отношений, направленных на обеспечение прав ! человека, требует концептуально новых согласованных положений в отраслях
| законодательства, а также наднациональных правовых актах. Целесообразно
ф
| обновление положений, касающихся обеспечения прав человека, его защищен-| ности от угроз техногенного характера. В частности, экологизированные нормы 'I белорусского аграрного законодательства во многом имеют декларативный | характер. К примеру, специальные положения, направленные на соблюдение | экологических требований в процессе осуществления сельскохозяйственного производства, предусмотрены в постановлении Совета Министров Республики I Беларусь от 9 октября 2014 г. № 954 «О мерах по реализации Указа Президента § Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. № 347», определяющее условия осущест-§ вления прямых выплат на единицу площади земельного участка в виде субси-| дий сельскохозяйственным производителям в качестве меры государственной | поддержки. Одним из оснований для отказа в предоставлении таких выплат является снижения уровня плодородия почв по сравнению с зафиксированным на дату последнего агрохимического обследования почв на сельскохозяйственных землях, кроме этого, юридическое лицо лишается половины государственной поддержки при выявлении факта несоблюдения требований о защите окружающей среды. Однако на практике эти положения не нашли реализации, т.к. на 256 данный вид субсидирования бюджетные средства не выделялись.
В Российской Федерации действуют Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2015 г., утвержденная Указом Президента от 19 апреля 2017 г. № 176, Экологическая доктрина, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р., что свидетельствует о большей степени разработанности вопросов правового обеспечения экологической безопасности. Вместе с тем в вышеназванной Стратегии, среди глобальных вызовов экологической безопасности, особо серьезными указаны последствия изменения климата на планете, которые неизбежно отражаются на жизни и здоровье людей, состоянии животного и растительного мира, а в некоторых регионах становятся ощутимой угрозой для благополучия населения и устойчивого развития, а также рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов3, что оказывает негативное воздействие на состояние национальной безопасности. Эти проблемы общие для наших стран, соответственно, вопросы экологической и продовольственной безопасности важны для Республики Беларусь, но и для интеграционных объединений (Союзного государства, ЕАЭС), хотя в нашей стране и не имеется стратегического документа, закрепляющего механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, как, например, в Российской Федерации.
Значимость совершенствования законодательства об экологической безопасности в целях обеспечения прав человека признается учеными, что подтверждается исследованиями Е.Н. Абаниной [5], А.П. Анисимовым [6], Н.Г. Жаворонковой [7], Т.И. Макаровой [8] и др. Правовое обеспечение экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности должно предусматривать научно-ориентированный и системный подход, включая экологизацию законодательства (сельскохозяйственного, транспортного, энергетического и т.д.).
В настоящее время некоторые государства-члены ЕАЭС самостоятельно осуществляют способы закрепления политики в области обеспечения экологической безопасности и разработки основных целей, задач, направлений деятельности, однако, система правовых норм ЕАЭС в рассматриваемой сфере находится в стадии формирования. Изучение нормативных правовых актов, регулирующих экологическую безопасность демонстрирует, что необходимо реализовывать общую стратегию экологической безопасности в контексте эффективного правового регулирования рассматриваемых отношений в рамках евразийского правового пространства. Попытки унифицировать правовую базу в рамках ЕАЭС с целью создания гармонизации норм об экологической безопасности в целом не предпринимались. Мы можем констатировать, что интеграционное правовое поле в рассматриваемой сфере не имеет общих механизмов обеспечения политики в области экологической безопасности, однако усилиями одного государства обеспечить правовое регулирование защиты прав граждан и соблюдения эколого-правовых требований довольно затруднительно и практически невозможно. И хотя Договор о создании Евразийского экономического союза от 29 мая 2014 г. от 29 мая 2014 г. содержит раздел XXV «Агропромышленный комплекс», полагаем, что документ необходимо дополнить положениями об экологической безопасности, сообщающих о направлении на экологизацию сельскохозяйственной деятельности, что позволит в полной мере реализовать гражданам экологические и иные
3 См.: Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176 «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
права, которые в совокупности способствуют защите права на благоприятную окружающую среду», и направлены на решение продовольственной безопасности.
Учеными и ранее акцентировалось на необходимость разработки новых подходов к охране окружающей среде в свете новых экологических угроз (изменение климата, возникновение парникового эффекта и др.) и осознания потребности в производстве экологически чистой сельскохозяйственной продукции [9]. Проблемы эффективной защиты прав человека должны быть разрешены путем выполнения требований в области охраны окружающей среды (природоохранных требований, требований экологической безопасности) и точного их закрепления в законодательстве. Важно помнить о том, что применительно к сфере сельскохозяйственного производства охрана окружающей среды является «неотъемлемым условием устойчивого развития сельских территорий» [10], а достижение целей устойчивого развития рассматривается как актуальная комплексная и междисциплинарная проблема в связи с тем, что неблагоприятная экологическая обстановка препятствует устойчивому развитию. Чтобы осуществлять экономические виды деятельности и защищать экологические и связанные с ними права человека, в т.ч. права будущих поколений, поддерживать экологическую безопасность, важен четкий перечень гарантий обеспечения прав граждан, т.е. мер, направленных на обеспечение баланса интересов субъектов зачастую противоречивых направлений деятельности (экономической деятельности и экологической безопасности).
Стоит обратить внимание, что органами государственного управления необходимо проводить политику по поддержке экологоориентированного подхода ° в деятельности, связанной с обеспечением продовольственной безопасности, ? регулированию и стимулированию деятельности по обеспечению экологической
3 безопасности в данной сфере. Кроме того, все граждане, учреждения, органи-» зации должны беречь и охранять окружающую среду в целях недопущения I причинения вреда, жизни и здоровью человека. На наш взгляд, необходимо | обновление законодательства с закреплением строгих экологических требова-! ний, включая повышение экологического образования и соблюдение экологи-§ ческой культуры, внедрение экономических стимулов, усиление юридической | ответственности. Правовая культура в первую очередь влияет на поддержание | окружающей среды в состоянии, благоприятном для жизни и здоровья граж-
4 дан, а в условиях развития техносферы в XXI в. «еще более возрастет значение | жизнеобеспечительной функции природы» [11] и уровень защищенности окру-| жающей среды и соблюдение прав человека будет стоять чрезвычайно остро. На
этом фоне необходимо повышать прежде всего уровень экологической подготовки руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, ё т.к. они наделены правом принятия решений в экологической сфере [12, с. 92]. § В связи с этим, полагаем, в доктрине экологического права следует отвести осо-| бое место для теоретических основ экологической культуры и эколого-правового | культурного поведения, включая экологическое образование и просвещение в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Подтверждением являются Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2015 г., в которой отмечается низкий уровень экологического образования и экологической культуры населения. Эта же проблема касается и граждан Республики Беларусь, поэтому, в свете сложившихся про-258 блем, необходимы совместные усилия.
На основании изложенного, можно сделать следующие выводы. Проблема защиты прав граждан в сфере экологической и продовольственной безопасности — это важнейший компонент национальной безопасности, является приоритетным научным направлением, ставит перед обществом определенные задачи решение которых возможно путем установления нормативных требований и формирования нового правосознания у каждого человека. Для тенденции снижения вредного воздействия техногенных процессов на окружающую среду, необходим современный взгляд на решение данной проблемы, ведь в меняющемся мире, в условиях участия государств в интеграционных процессах, активного развития промышленности, возникает ряд угроз для обеспечения фундаментальных прав человека в связи с тем, что модернизация экономики оказывает существенное влияние на состояние окружающей среды. Необходима гармонизация законодательства ЕАЭС, регулирующего вопросы экологической безопасности, что будет способствовать большему сближению государств в вопросах регулирования экологической безопасности, сохранения благоприятной окружающей среды, природно-ресурсного потенциала. На наднациональном уровне необходимо закрепление правовых основ в области экологии, в условиях трансграничного загрязнения окружающей среды для осознания ответственности за сохранение природы. Положительные результаты правового обеспечения защиты прав граждан могут быть достигнуты только при общей заинтересованности и активном участии государств.
Библиографический список
1. Малкина И.В. Актуальные проблемы охраны окружающей среды в АПК // Акту- ш альные проблемы совершенствования правового регулирования агробизнеса: сборник н научных трудов Белорусс. гос. сельскохоз. академии / редкол. П.А. Саскевич [и др.]. С Горки, 2016. Вып. 1. С. 69-75. Т
2. Боголюбов СА. Правовое обеспечение охраны окружающей среды в сельском S хозяйстве // Аграрное и земельное право. 2006. № 2. С. 106-118. |
3. Семин,А.Н., Намятова Л.Е. Специфические особенности сельскохозяйственного у производства: теоретические и практические аспекты // Экономика сельскохозяй- р ственных и перерабатывающих предприятий. 2019. № 5. С. 2-12. е
4. Дубовик О.Л. Современная аграрная политика ЕС: цели оптимизации, конфлик- | ты, необходимость поиска экологических, социальных и экономических интересов // р Экологическое право. 2019. № 3. С. 35-43. |
5. Абанина Е.Н. Система принципов правового обеспечения экологической безопас- К ности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 4.
С.259-264. |
6. Анисимов А.П. Современные правовые проблемы обеспечения экологической | безопасности в Российской Федерации // Вестник Нижегородской Академии МВД • РФ. 2017. № 3. С. 41-46. (
7. Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Правовое обеспечение экологической безопас- 3 ности в условиях экономической интеграции Российской Федерации. М.: Проспект, 0 2017. 160 с. 0
8. Макарова Т.Н. Проблемы правового обеспечения экологической безопасности в контексте интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации // Правовое обеспечение экологической безопасности в сфере природопользования и энергетики: сборник статей участников Международной научно-практической конференции, посвященной Году экологии в Российской Федерации (Казань, 8 декабря
2017 г.). 2018. С. 33-38. 259
9. Кузьмич И.П., Шахрай И.С. Правовое обеспечение охраны окружающей среды в сельском хозяйстве // Аграрное и земельное право. 2016. № 9. С. 69-80.
10. Актуальные проблемы теории экологического права: коллективная монография / под общ. ред. А.П. Анисимова. М., 2019. 520 с.
11. Васильева М.И. Право на благоприятную окружающую среду как элемент правового статуса личности // Экологическое право. 2005. № 1. С. 19-26.
12. Шапкина ЕА.., Марчук, П.В. Партнерство государства и общества в сфере экологической безопасности // Аграрное и земельное право. 2019. № 4. С. 90-93.
References
1. Malkina I.V. Actual Problems of Environmental Protection in the Agro-industrial Complex // Actual Problems of Improving the Legal Regulation of Agribusiness: collection of scientific works of Belarus. state farm. academies / editorial board. P. A. Saskevich [et al.]. Gorki, 2016. Vol. 1. P. 69-75.
2. Bogolyubov S.A. Legal Support of Environmental Protection in Agriculture // Agrarian and land law. 2006. № 2. P. 106-118.
3. Semin A.N., Namyatova L.E. Specific Features of Agricultural Production: Theoretical and Practical Aspects // Economics of agricultural and processing enterprises. 2019. № 5. P. 2-12.
4. Dubovik O.L. Modern Agricultural Policy of the EU: Optimization Goals, Conflicts, the Need to Search for Environmental, Social and Economic Interests // Environmental law. 2019. № 3. P. 35-43.
5. Abanina E.N. System of Principles of Legal Provision of Environmental Safety / / Bulletin Saratov state law Academy. 2019. № 4. P. 259-264.
6. Anisimov A.P. Current Legal Problems Provision of Environmental Safety in the Russian Federation // Bulletin of Nizhny Novgorod Academy of the interior Ministry. 2017. № 3. P. 41-46.
7. Zhavoronkova N.G., Shpakovsky Yu.G. Legal Support of Environmental Safety in the Conditions of Economic Integration of the Russian Federation. Moscow: Prospect, 2017. 160 р.
8. Makarova T.I. The Problems of Legal Provision of Ecological Safety in the Context of Integration Processes of the Republic of Belarus and the Russian Federation // Legal Maintenance of Ecological Safety in the Sphere of Nature and Power: a collection of articles by participants of the International scientific-practical conference dedicated to the Year of ecology in the Russian Federation (Kazan, December 8, 2017). 2018. P. 33-38.
9. Kuzmich I.P., Shakhray I.S. Legal Support of Environmental Protection in Agriculture // Agrarian and land law. 2016. № 9. P. 69-80.
10. Actual Problems of the Theory of Environmental Law: a collective monograph / edited by A.P. Anisimov. Moscow, 2019. 520 р.
11. Vasileva M.I. The Right to a Favorable Environment as an Element of the Legal Status of the Individual // Environmental law. 2005. № 1. P. 19-26.
12. Shapkina E.A., Marchuk, P.V. Partnership of the State and Society in the Sphere of Environmental Safety // Agrarian and land law. 2019. № 4. P. 90-93.