УДК 349.6
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
В.Н. Харьков
На основе анализа норм Конституции России, федеральных и региональных нормативно-правовых актов в статье рассмотрены актуальные вопросы обеспечения реализации экологических прав граждан и их объединений по участию в управлении природопользованием и охраной окружающей среды.
Ключевые слова: экологические права граждан; охрана окружающей среды; общественное участие в управлении природопользованием и охраной окружающей среды.
Проблемы реализации экологических прав граждан представляют собой одно из наиболее актуальных направлений развития теории природоресурсного и экологического права и практики правового регулирования общественных отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды [1].
Согласно Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2); каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 №1337-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Воронежской областной просветительской общественной организации «Русские люди» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 10 части первой статьи 3 Закона Российской Федерации «О недрах» [2] отмечалось, что из приведенных положений Конституции Российской Федерации следует, что владение, пользование и распоряжение природными ресурсами - как деятельность, затрагивающая права и интересы широкого круга лиц, прежде всего граждан, проживающих на соответствующей территории, - предполагают необходимость учета их прав и законных интересов.
Обеспечение конституционных прав граждан в сфере природопользования и охраны окружающей среды предполагает различные организационно-правовые формы определения (дифференциации) законных интересов и прав граждан в сфере природопользования и охраны окружающей
среды; институционализации (закреплении в форме заявлений (обращений) граждан и т.п. в органы государственной власти и местного самоуправления); легитимации (признания компетентными органами власти законного интереса и права граждан на участие в решении соответствующих вопросов природопользования и охраны окружающей среды); защиты (административной и судебной) экологических прав и законных интересов граждан.
Проблемы правового регулирования отношений в сфере обеспечения экологических интересов общества и граждан наиболее подробно были исследованы в трудах М.И. Васильевой, автор предлагает иную классификацию правовых форм реализации экологических прав и интересов [3].
Законодательство Российской Федерации об охране окружающей среды и природопользовании предусматривает ряд организационно-правовых форм общественного участия в данной сфере управления. Так, Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает такие права граждан как: создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; осуществлять другие предусмотренные законодательством права (ст. 11).
Статья 12 названного закона установила права и обязанности общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды. В частности, общественные объединения и некоммерческие организации имеют право:
- разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать
104
на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
- за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности; оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
- организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
- участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
- организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу; рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;
- подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде, осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
Особой формой защиты экологических прав граждан и их объединений является общественный экологический контроль. Статья 68 названного закона установила, что общественный контроль в области охраны окружающей среды
105
осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
Аналогичные права граждан и общественных объединений предусматривает федеральное природоресурсное законодательство. Так, Земельный кодекс Российской Федерации в качестве одного из основных принципов земельного законодательства установил участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации и общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством (ст. 1).
Статья 72.1 ЗК РФ установила, что в Российской Федерации осуществляется общественный земельный контроль, под которым понимается деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных ЗК РФ и затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений.
Лесной кодекс Российской Федерации также закрепляет в качестве принципа лесного законодательства участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах (ст. 1).
Статья 2 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепляет принцип участия граждан и общественных объединений в подготовке решений, касающихся охотничьих ресурсов и среды их обитания, в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся и в иных нормативно-правовых актах Российской Федерации.
Приведенные нормы федерального законодательства устанавливают общие принципы и правила общественного участия в управлении природопользованием и охраной окружающей среды и, в силу положений статей 72 и 76 Конституции России, образуют правовые основы регулирования общественного управления природопользованием и охраной окружающей среды на уровне субъектов Российской Федерации.
Региональные нормативно-правовые акты, регулирующие общественное участие в сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды, отличаются различными подходами в определении предмета правового регулирования, а также в определении формы соответствующего нормативно-правового акта.
В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы, определяющие в дополнение к федеральным нормативно-правовым актам вопросы общественного участия в управлении природопользованием и охраной окружающей среды, а также регулирующие процедурные аспекты такого участия.
Таким общим по отношению к управлению природопользованием и охраной окружающей среды региональным законодательным актом, устанавливающим правовые основы взаимодействия органов публичной власти с гражданами и их объединениями является Закон Республики Саха (Якутия) от 13.07.2005 №525-111 «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) с общественными объединениями» [4]. Данный закон в целом установил, что предметом регулирования являются правовые и организационные отношения, принципы и формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) с общественными объединениями, действующими на территории республики.
Статья 4 названного закона определила формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления республики с общественными объединениями, отнеся к таковым:
1) информационный обмен между органами государственной власти, органами местного самоуправления республики и общественными объединениями;
2) участие представителей общественных объединений в работе консультативно-совещательных советов при органах государственной власти и при органах местного самоуправления;
3) проведение Ассамблеи народов Республики Саха (Якутия);
4) участие общественных объединений в подготовке и обсуждении проектов республиканских законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления;
5) привлечение к участию в работе органов государственной власти и органов местного самоуправления представителей общественных объединений в качестве советников, консультантов, членов экспертных, консультативных и координационных общественных советов и групп по социально-экономическим вопросам;
6) проведение органами государственной власти и органами местного самоуправления совещаний, «круглых столов», конференций, семинаров, слушаний и иных форм обсуждения социально-экономических проблем с участием представителей общественных объединений;
7) проведение органами государственной власти и органами местного самоуправления конкурсов целевых программ общественных объединений на предоставление государственных и муниципальных грантов;
8) участие общественных объединений в проведении общественной экспертизы законов республики, нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, общественной экологической экспертизы, общественной экспертизы градостроительной (проектной) документации и иных общественных экспертиз.
Примером специального законодательного регулирования одной из организационно-правовых форм общественного участия в управлении природопользованием и охраной окружающей среды является Закон Чукотского автономного округа от 21.12.2007 №158-ОЗ «Об общественном экологическом контроле в Чукотском автономном округе» [5]. В преамбуле указано, что закон принят в целях реализации прав каждого гражданина, проживающего на территории автономного округа, на благоприятную окружающую среду, обеспечения участия общественных объединений, некоммерческих организаций и граждан в природоохранной деятельности.
Статья 1 названного закона установила, что общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, занимающимися в соответствии с их уставами охраной окружающей среды, а также гражданами за соблюдением субъектами хозяйственной и иной деятельности требований федерального законодательства и законодательства автономного округа в области охраны окружающей среды.
Статья 2 названного закона определила правовое положение общественных экологических инспекторов. Так, институт общественных экологических инспекторов формируется на добровольной основе общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, занимающимися в соответствии с их уставами охраной окружающей среды, общественными экологическими инспекторами могут быть совершеннолетние дееспособные граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории автономного округа, обладающие специальными знаниями и навыками, необходимыми для выполнения задач в области общественного экологического контроля.
Статья 3 названного закона установила права и обязанности общественных экологических инспекторов. В частности, в целях реализации полномочий по осуществлению общественного экологического контроля общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, занимающимися в соответствии с их уставами охраной окружающей среды, общественный экологический инспектор имеет право:
1) проводить обследования объектов хозяйственной и иной деятельности в целях выявления негативного воздействия на окружающую среду;
2) проводить обследования территорий населенных пунктов автономного округа с целью выявления источников загрязнения окружающей среды;
3) запрашивать и получать от руководителей объектов, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, информацию по вопросам соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды;
4) составлять по результатам обследований акты и направлять их должностным лицам органов исполнительной власти автономного округа, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды, для принятия соответствующих мер реагирования по выявленным нарушениям требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
5) обращаться в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды автономного округа с предложениями о проведении совместных мероприятий по обследованию объектов экологического контроля, а также участвовать в проведении указанных совместных мероприятий;
6) осуществлять иные права, предусмотренные федеральным законодательством.
На общественного экологического инспектора возложены обязанности:
1) знать и правильно применять требования законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды;
2) проводить с хозяйствующими субъектами и гражданами разъяснительную работу о необходимости соблюдения требований природоохранного законодательства;
3) незамедлительно информировать должностных лиц органа исполнительной власти Чукотского автономного округа, уполномоченного в сфере государственного экологического контроля, о выявленных нарушениях, осуществлять оперативный сбор информации и материалов, указывающих на факт совершения правонарушений.
Результаты общественного экологического контроля, представленные общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, занимающимися в соответствии с их уставами охраной окружающей среды, в уполномоченный орган исполнительной власти автономного округа, подлежат обязательному рассмотрению. Результатом общественного экологического контроля является акт проверки, составленный общественным экологическим инспектором, и заверенный подписью общественного экологического инспектора, а при проверке объекта хозяйственной деятельности - подписями общественного экологического инспектора и должностного лица проверяемого объекта хозяйственной деятельности.
Аналогичные законы приняты в Кабардино-Балкарской Республике [6] и Республике Дагестан [7].
В отдельных субъектах Российской Федерации приняты подзаконные нормативно-правовые акты об общественном участии в управлении природопользованием и охраной окружающей среды, которые, главным
образом, детализируют статус граждан и их объединений как участников соответствующих правоотношений и процедуру такого участия.
К примеру, постановлением Правительства Забайкальского края от 21.06.2011 №211 утверждено Положение об общественных охотничьих инспекторах Забайкальского края [8].
Положение определяет статус общественных охотничьих инспекторов по охране объектов животного мира и среды их обитания на территории края, порядок организации их деятельности. Согласно указанному нормативно-правовому акту общественные охотничьи инспектора - добровольное формирование граждан, созданное с целью их содействия в охране объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Деятельность общественных охотинспекторов основана на строгом соблюдении законности и осуществляется на добровольной и безвозмездной основе. Общественные охотинспектора при решении возложенных на них задач взаимодействуют с Государственной службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Забайкальского края, взаимодействуют с правоохранительными органами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими долгосрочное пользование объектами животного мира, общественными объединениями, иными юридическими и физическими лицами.
Другим примером такого регулирования может служить приказ министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 24.04.2014 №1/329-од «Об утверждении Положения об общественном экологическом инспекторе» [9].
Согласно названному правовому акту общественным экологическим инспектором может быть совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Красноярского края, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для выполнения задач в области общественного экологического контроля, являющийся членом общественного объединения, уставные документы которого предусматривают осуществление общественного экологического контроля на территории края.
Общественному экологическому инспектору указанное Положение предоставляет право:
1) обследовать общедоступные территории населенных пунктов, а также других территорий, доступ на которые не ограничен в соответствии с законодательством, с целью предотвращения, выявления и пресечения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, выявления источников загрязнения окружающей среды;
2) осуществлять проверки соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований законодательства, в том числе нормативов, в области охраны окружающей среды, проводимые совместно с государственными инспекторами по охране окружающей среды;
3) направлять в орган исполнительной власти края обращения с предложениями о проведении совместных мероприятий по проектам экологического контроля, участия в таких проверках;
4) осуществлять информирование органов, уполномоченных в области охраны окружающей среды, о выявленных нарушениях, в том числе о фактах загрязнения окружающей среды, изъятия из естественной природной среды объектов растительного и (или) животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу края, несанкционированной вырубки деревьев и кустарников;
5) фиксировать выявленные нарушения в любой форме, достаточной для принятия последующих действий по привлечению виновных к ответственности.
Однако приведенные нормативно-правовые акты (за исключением Закона Республики Саха (Якутия) от 13.07.2005 №525-III «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) с общественными объединениями») решают в большей или меньшей степени частные вопросы общественного участия в природоохранной деятельности.
Положительным примером формирования головного регионального общественного института, призванного обеспечить координацию общественного участия в решении эколого-правовых вопросов и участия в управлении природопользованием и охраной окружающей среды может служить Постановление Губернатора Ульяновской области от 04.03.2015 №31 «Об Экологической палате Ульяновской области» [10].
Экологическая палата является отраслевой общественной палатой в Ульяновской области, обеспечивающей взаимодействие граждан Российской Федерации с органами государственной власти области и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты их прав и свобод, а также прав общественных объединений, иных некоммерческих организаций при формировании и реализации политики Ульяновской области в сферах природопользования и охраны окружающей среды, а также в целях оказания содействия в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов государственной власти области и органов местного самоуправления в указанных сферах.
Направлениями деятельности Экологической палаты являются:
- оказание гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, иным некоммерческим организациям содействия в организации взаимодействия с органами государственной власти области и органами местного самоуправления по вопросам, возникающим в сферах природопользования и охраны окружающей среды;
- изучение и обсуждение положения дел в сферах природопользования и охраны окружающей среды, осуществляемые в том числе с привлечением граждан Российской Федерации, общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
- выработка и представление органам государственной власти области и органам местного самоуправления рекомендаций по вопросам определения приоритетов их деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также улучшения состояния осуществляемой органами государственной власти области и органами местного самоуправления в указанной сфере правотворческой и правоприменительной деятельности;
- организация и проведение общественных экспертиз проектов законов области, проектов нормативных правовых актов Правительства области и сформированных им исполнительных органов государственной власти области, а также проектов муниципальных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к сферам природопользования и охраны окружающей среды, и представление результатов указанных экспертиз соответствующим органам государственной власти области и органам местного самоуправления;
- осуществление поддержки гражданских инициатив, направленных на развитие сфер природопользования и охраны окружающей среды;
- взаимодействие с органами государственной власти, Общественной палатой области, органами местного самоуправления и общественными палатами муниципальных образований области, а также с общественными объединениями и иными некоммерческими организациями.
Экологическая палата осуществляет сбор и обработку информации об инициативах граждан Российской Федерации и общественных объединений по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Экологическая палата организует и проводит гражданские форумы и слушания по актуальным вопросам в области природопользования и охраны окружающей среды.
Формирование общественного регионального органа, выполняющего координационные функции по содействию реализации экологических прав граждан в сфере природопользования и охраны окружающей среды, представляется наиболее перспективным подходом организационно-правового обеспечения определения законных интересов граждан в сфере природопользования и охраны окружающей среды, их институционализации, легитимации и защиты экологических прав и законных интересов граждан, предусмотренных как федеральным, так и региональным природоресурсным и природоохранным законодательством.
Кроме того, участие граждан и общественных объединений в правотворчестве на стадии подготовки соответствующих актов, затрагивающих экологические права и интересы граждан, позволит в превентивном порядке обеспечить учет и защиту таких интересов, а также обеспечит сохранение разумного баланса между объективно необходимым, прежде всего в сфере экономического развития, использованием природных ресурсов и конституционными требованиями охраны окружающей среды и защиты фундаментальных экологических прав человека.
Список литературы
1. Харьков В.Н. Экологическое право: учебно-методические материалы (учебное пособие). - Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. - 90 с.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 №1337-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Воронежской областной просветительской общественной организации «Русские люди» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 10 части первой статьи 3 Закона Российской Федерации «О недрах». Документ опубликован не был. См.: СПС «КонсультантПлюс».
3. Подробнее см.: Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - С. 293-401.
4. Закон Республики Саха (Якутия) от 13.07.2005 №525-III «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) с общественными объединениями» (с изм. и доп.) // Первоначальный текст опубликован в издании «Якутия», №143, 09.0S.2005.
5. Закон Чукотского автономного округа от 21.12.2007 №15S-ОЗ «Об общественном экологическом контроле в Чукотском автономном округе» // Региональное издание «Ведомости», №51, 2S.12.2007.
6. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 17.03.2014 №б-РЗ «Об общественном экологическом контроле» // «Официальная Кабардино-Балкария», №11, 21.03.2014.
7. Закон Республики Дагестан от 13.03.2015 №19 «Об общественном экологическом контроле» // «Дагестанская правда», №120-121, 1S.03.2015.
S. Постановление Правительства Забайкальского края от 21.0б.2011 №211 «Об утверждении Положения об общественных охотничьих инспекторах Забайкальского края» (с изм. и доп.) // Первоначальный текст опубликован в издании «Азия-Экспресс», №2б, 30.0б.2011.
9. Приказ министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 24.04.2014 №1/329-од «Об утверждении Положения об общественном экологическом инспекторе» (с изм. и доп.) // Первоначальный текст опубликован в издании «Наш Красноярский край», № 3б, 21.05.2014.
10. Постановление Губернатора Ульяновской области от 04.03.2015 №31 «Об Экологической палате Ульяновской области» // «Ульяновская правда», №30, 12.03.2015.
Харьков Владимир Николаевич, канд. юрид. наук, доц. каф. гражданского и земельного права ТулГУ, тел.8(4872)-35-71-18, E-mail: [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
LEGAL SUPPORT OF PUBLIC PARTICIPATION IN MANAGEMENT OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT AND ENVIRONMENTAL PROTECTION: REGIONAL ASPECT
V.N. Kharkov
Based on the analysis of the norms of the Russian Constitution, Federal and regional normative legal acts of the article deals with current issues of ensuring the implementation of the
environmental rights of citizens and their associations to participate in environmental management and environmental protection.
Keywords: environmental rights; environmental protection; public participation in environmental management and environmental protection.
Kharkov V.N., candidate jurid. Sciences, tel. +7(4872)-35-71-18, E-mail: [email protected] (Russia, Tula, Tula State University)