Научная статья на тему 'Международно-правовые акты Программы ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) и специфика правового регулирования экологических отношений учредительными документами СНГ'

Международно-правовые акты Программы ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) и специфика правового регулирования экологических отношений учредительными документами СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5069
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СНГ / СНГ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / ЕNVIRONMENTAL LAWS / ENVIRONMENTAL LEGISLATION OF THE CIS / CIS / ENVIRONMENTAL LAW / RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES / UNITED NATIONS ENVIRONMENT PROGRAMME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быковский Вадим Кириллович

В статье проанализирована специфика правового регулирования экологических отношений учредительными документами СНГ, их соотношение с международно-правовыми актами Программы ООН по охране окружающей среды, исследовано международное со-трудничество стран СНГ в области охраны окружающей среды, сделаны соответствующие выводы. Регулирование экологических отношений на региональном международном уров-не, в том числе в рамках интеграционных объединений как СНГ способствует повышению эффективности охраны окружающей среды и рационального использования природных ре-сурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International instruments for the protection of the United Nations Environment Programme and specifics of legal regulation of environmental relations the constitutive documents of the CIS

The article analyzes the specifics of legal regulation of environmental relations the constitutive documents of the CIS, their relationship with the international instruments for the protection of the United Nations Environment Programme and investigated international cooperation of the CIS countries in the field of environmental protection, made the appropriate conclusions. The regulation of environmental relations at the regional international level, including in the framework of integration associations as the CIS enhances the effectiveness of environmental protection and rational use of natural resources.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые акты Программы ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) и специфика правового регулирования экологических отношений учредительными документами СНГ»

Международно-правовые акты Программы ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) и специфика правового регулирования экологических отношений учредительными документами СНГ

БЫКОВСКИЙ ВАДИМ КИРИЛЛОВИЧ

ведущий научный сотрудник Института проблем безопасности СНГ, доцент кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук

Аннотация: В статье проанализирована специфика правового регулирования экологических отношений учредительными документами СНГ, их соотношение с международно-правовыми актами Программы ООН по охране окружающей среды, исследовано международное сотрудничество стран СНГ в области охраны окружающей среды, сделаны соответствующие выводы. Регулирование экологических отношений на региональном международном уровне, в том числе в рамках интеграционных объединений как СНГ способствует повышению эффективности охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Ключевые слова: экологическое законодательство, экологическое законодательство СНГ, СНГ, экологическое право, рационального использования природных ресурсов

International instruments for the protection of the United Nations Environment Programme and specifics of legal regulation of environmental relations the constitutive documents of the CIS

BYKOVSKY VADIM KIRILLOVICH

Leading scientific resercher of the Center for economic and legal problems of Eurasian integration, Security Problems Institute of the CIS, Associate Professor Kutafin Moscow State Law University (MSAL), candidate of legal sciences

Abstract: The article analyzes the specifics of legal regulation of environmental relations the constitutive documents of the CIS, their relationship with the international instruments for the protection of the United Nations Environment Programme and investigated international cooperation of the CIS countries in the field of environmental protection, made the appropriate conclusions. The regulation of environmental relations at the regional international level, including in the framework of integration associations as the CIS enhances the effectiveness of environmental protection and rational use of natural resources.

Key words: еnvironmental laws, environmental legislation of the CIS, CIS, environmental law, rational use of natural resources, United Nations Environment Programme

Сотрудничество стран — членов СНГ и Программы ООН по охране окружающей среды в экологической сфере

В настоящее время на современном этапе развития мирового сообщества в условиях глобализации и экономической интеграции происходит укрепление международного и регионального сотрудничества в области охраны окружающей среды. Это значительно усиливает интеграционные процессы. И, как следствие, усложняется регулирование международных экономических отношений, поскольку возникает конфликт между развитием региональных экономик и требованиями сократить вредные выбросы и загрязнение.

В сферу национального и международного экологического регулирования попадают все новые отношения, которые ранее не регулировались на международно-правовом уровне, возникают новые отрасли или институты, которых ранее вообще не существовало. Так, Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ) 2002 г. является новым вектором воздействия на региональные экономики стран СНГ, выстраивая перед ними сложные вызовы1.

Охрана окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов всегда рассматривались мировым сообществом как наиболее актуальные и важные проблемы современности, в значительной степени определяющие условия существования и развития человеческой цивилизации.

Подпрограмма ЮНЕП по химическим веществам совместно с Глобальным экологическим фондом (ГЭФ) организуют серию субрегиональных семинаров по поддержке осуществления Стокгольмской конвенции о СОЗ. Ее основной целью является оказание помощи развивающимся странам в укреплении их национальных

программ управления химическими веществами в плане ратификации и выполнения ими Стокгольмской конвенции о СОЗ и связанных с ней соглашений, таких как Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия (ПОС) в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле и Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов.2

Эффективные взаимоотношения ЮНЕП налаживаются с Экологическим советом парламентского собрания Союза Беларуси и России3. Совет активно сотрудничает с Межгосударственным советом по гидрометеорологии, Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации и другими отраслевыми органами Содружества.

Советом по образованию СНГ в январе 2000 г. подписано Соглашение о сотрудничестве в области экологического образования, призванное способствовать объединению усилий специалистов различных отраслей.Такой подход позволит более эффективно проводить работу по экологическому воспитанию и образованию разных возрастных групп населения. Выполнению этой задачи служат также создание Информационно-методического центра по данной проблеме и утвержденная Концепция экологического образования для государств - участников СНГ.

Стремясь объединить усилия в разработке нормативно-правовой базы СНГ в сфере экологии, Экологический совет сотрудничает с Межпарламентской ассамблеей государств -участников СНГ (МПА).

1 Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ) 2002 г. // ЮНЕП/ http://www.unepcom.ru/

2 Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия (ПОС) в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле от 31 октября 2008 г. / www.unepcom.ru/

3 Роль Межгосударственного экологического совета в развитии природоохранного сотрудничества и создании нормативно-правовой базы на пространстве Содружества Независимых Государств / http://www.mid.ru/programma-oon-po-okruzausej-srede-unep-/-/asset

В декабре 2012 г. по итогам встречи на высшем уровне Рио+20 Генеральной Ассамблеей ООН было принято решение об «усилении и повышении статуса» Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и учреждении всеобщего членства в ее управляющем органе. До принятия этой резолюции Совет управляющих ЮНЕП состоял лишь из 58 членов. Предыдущие усилия по обеспечению более широкого представительства в управлении ЮНЕП привели к созданию Глобального министерского экологического форума (ГМЭФ), в рамках которого происходят совещания министров окружающей среды, параллельно с Советом управляющих4.

Первая сессия Совета управляющих / Глобального министерского экологического форума прошла в Найроби с 18 по 22 февраля 2013 г.

В марте 2013 г. Генеральная Ассамблея одобрила учреждение Экологической ассамблеи ООН в рамках усилий по укреплению и повышению статуса Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), штаб-квартира которой находится в Найроби. Согласно заявлению ЮНЕП этот шаг отражает будущее полное участие всех 193 стран -членов ООН в управляющем органе ЮНЕП.

Совет Управляющих ЮНЕП, в рамках которого ежегодно проводится крупнейшее совещание ми-

нистров охраны окружающей среды, теперь будет называться Экологической ассамблеей ООН.

Главные задачи ЮНЕП состоят в анализе и оценке состояния глобальной окружающей среды, предупреждении об экологических угрозах, развитии международного права в области окружающей среды в интересах устойчивого развития, содействии повышению осведомленности общественности о международной природоохранной политике и деятельности, предоставлении помощи в разработке политики и оказании консультативных услуг правительственным и неправительственным организациям.

Российская Федерация традиционно принимает активное участие в деятельности ЮНЕП, основываясь на целесообразности и реальной возможности использования потенциала этой организации для решения приоритетных для России экологических задач. В основные задачи сотрудничества России и ЮНЕП входят развитие политического диалога с органами власти Российской Федерации, ответственными за выработку и проведение национальной и междун ародной политики в области окружающей среды; участие в продвижении программ ЮНЕП и содействие Российской Федерации в разработке и осуществлении проектов, в том числе в рамках Глобального экологического фонда (ГЭФ); развитие сотрудничества с государственными, научными, неправительственными организациями и деловыми кругами.

Заседание Государственного совета по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений прошло 27 декабря 2016 г.5

Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил на этом заседании, что стоят важные задачи, касающиеся поэтапного перехода России к модели устойчивого развития, и не просто к модели устойчивого развития, а экологически устойчивого развития, т.е. речь идет о развитии

4 Программа ООН по охране окружающей среды ( ЮНЕП) / http://www.unrussia.ru/ru/agencies/programma-organizatsii-

5 Выступление Президента РФ В.В.Путина на Заседании Госсовета об экологическом развитии России в интересах будущих поколений 27.12.2016 / http://www.putin-today.ru/archives/39164

экономики страны, с упором на решение экологических проблем.

Далее Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что 2017 г. объявлен Годом экологии, а экологическое направление, как приоритетное, заложено в недавно утвержденную Стратегию научно-технологического развития России, учитывая, что Россия располагает колоссальными запасами пресной воды, лесных ресурсов, огромным биоразнообразием и выступает как экологический донор мира, обеспечивая ему почти 10% биосферной устойчивости. Также он обозначил острые экологические проблемы, которые требуют приоритетного решения. Ключевой вопрос -достижение кардинального снижения выбросов вредных веществ в атмосферу, их сбросов в водоемы и в почву прежде всего за счет технологического перевооружения промышленности, внедрения наилучших доступных технологий6.

С 2010 г. по сегодняшний день Российская Федерация поддерживает реализацию национального Плана действий по защите арктической морской среды; Комплексный экосистем-ный подход к сохранению биоразнообразия и уменьшению фрагментации местообитаний на трех модельных территориях Российской Арктики (ЕСОРА); Рамочную Конвенцию по защите морской среды Каспийского моря. Рассматривается создание в Российской Федерации потенциала для внедрения Стокгольмской конвенции о СОЗ и разработки национального плана выполнения, разработки сети водноболотных угодий, борьбы с опустыниванием через устойчивое управление земельными ресурсами, и т.д.

Сотрудничество ЮНЕП со странами СНГ и с российским партнерами базируется на Соглашении о сотрудничестве между Правительством РФ и Программой ООН по окружающей сре-

де (ЮНЕП), подписанном в Найроби 16 апреля 2013 г.

Соглашения Казахстана с ЮНЕП отражают стремления к многоплановому сотрудничеству. В условиях всемирной глобализации Казахстан за годы суверенитета сумел выстроить грамотную политику развития внешних связей, основанную на эффективном сотрудничестве с целым рядом международных организаций. В этом ключе за минувшие годы инициировано и реализовано немало политически, экономически и социально значимых проектов. Программа направлена на информирование о результативности проектов сотрудничества между Казахстаном и международными организациям7.

Страны СНГ активно участвуют в Глобальном экологическом фонде, реализуя Совместное соглашение ЮНЕП, МОТ, ФАО, ВОЗ, ЮНИДО, ЮНИТАР и ОЭСР8.

В соответствии с Соглашением между ЮНЕП и Правительством РФ, подписанным 16 апреля 2013 г., сотрудничество осуществляется по следующим основаниям:

• сохранение биоразнообразия и уменьшению фрагментации местообитаний на трех модельных территориях Российской Арктики (ЕСОРД);

• защита морской среды Каспийского моря;

• создание в России потенциала для внедрения Стокгольмской конвенции о СОЗ и разработки национального плана выполнения;

• разработка сети водноболотных угодий;

• борьба с опустыниванием через устойчивое управление земельными ресурсами и т.д.

В соответствии с Соглашением между ЮНЕП и Правительством РФ, подписанным 16 апреля 2013 г., сотрудничество будет осуществляться по следующим основным направлениям, являющимся приоритетными:

6 Выступление Президента РФ В.В.Путина на Заседании Госсовета об экологическом развитии России в интересах будущих поколений 27.12.2016 / http://www.putin-today.ru/archives/39164

7 Соглашения Казахстана с ЮНЕП http://kazakh-tv.kz/ru/programms/viewArchive?id=10260

8 Материалы семинара по поддержке выполнения Стокгольмской Конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ) 21-25 октября 2002 г/ http://chm.pops.int/Portals/0/docs/from_old_website/documents/implementation

• поддержка развития хозяйственной и иной деятельности, соответствующей установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды, и обеспечения экологической безопасности, в том числе с применением наилучших доступных экологически безопасных технологий;

• сохранение биологического разнообразия, учет экосистемных услуг и управление экосистемами;

• управление водными ресурсами, охрана водных объектов, морской и прибрежной среды от негативного техногенного воздействия;

• сокращение антропогенного воздействия на климатическую систему и смягчение неблагоприятных последствий изменения климата;

• регулирование использования химических веществ, утилизация и переработка отходов и др.

Международная конференция ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. в принятой Декларации определила, что «забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой».

Согласно данным Доклада о состоянии охраны окружающей среды в государствах - участниках СНГ и Предложения по улучшению экологической обстановки 2009 г.9 в государствах Содружества в последние годы природоохранная деятельность, регулируемая на государственном уровне, получила ощутимое развитие. Основными направлениями работы по реализации государственной экологической политики стали:

• принятие в целях создания более четкой нормативной базы в области природопользования и

охраны окружающей среды законов «Об охране окружающей среды»;

• внедрение эффективных экономических методов управления и контроля за природопользованием;

• совершенствование системы органов управления и экологического контроля;

• реализация программы подготовки кадров в области охраны окружающей среды;

• повышение экологической культуры населения.

Регулирование экологических отношений на

региональном международном уровне, в том числе в рамках интеграционных объединений, одним из которых является СНГ, значительно способствует повышению эффективности охраны окружающей среды природной и рационального использования природных ресурсов.

Проблемы экологии находятся в центре внимания деятельности СНГ практически с момента его образования. Это подтверждает включение в международные договоры, которые заключаются в рамках СНГ, природоохранных норм, а также создание органов специальной компетенции в структуре СНГ.

Главами государств СНГ приняты совместные решения по проблемам охраны природной среды, заключено более 10 межгосударственных соглашений по этим вопросам. Правовая природоохранительная база стран СНГ в настоящее время насчитывает более 1250 законодательных актов, охватывающих основные направления природоохранной деятельности. В их числе:

• опросы бережного отношения к природе;

• рациональное использование, сохранение и восстановление природных ресурсов;

• экологическая безопасность, социальная защита населения в случае экологических аварий и происшествий.

Межпарламентская ассамблея (МПА) государств - участников СНГ за прошедшие годы приняла более 40 модельных законодательных

http://www.vkp.ru/docs/47/375.html (16 декабря 2016 г.)

актов в области природопользования и охраны природных ресурсов, которые были использованы странами СНГ в законотворческой деятельности в этой области.

Экологические нормативные правовые акты СНГ можно подразделить на общие и специальные. К общим правовым актам относятся, в частности, учредительные документы СНГ.

Уставным документам СНГ принадлежит особое место в регулировании экологических отношений ввиду их учредительного значения.

К ним относятся следующие: Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, подписанное главами Украины, Республики Беларусь и Российской Федерации (РСФСР) 8 де-

кабря 1991 г. в г. Минск10; Алма-Атинская декларация принятая Советом глав государств СНГ 21 декабря 1991 г.11; Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г.12; Договор о создании экономического союза от 24 сентября 1993 г.13; Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, принятая 5 октября 2007 г.14; Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г. от 14 ноября 2008 г.15; Декларация глав государств - участников Содружества Независимых Государств о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества, утвержденная 5 декабря 2012 г.16. Объем статьи не позволяет проанализировать их полностью.

Основополагающее значение Соглашения о создании Содружества Независимых Государств и других учредительных документов как источников экологического права

Основополагающее значение для создания СНГ имеет Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, подписанное главами Республики Беларусь, Российской Федерации (РСФСР) и Украины 8 декабря 1991 г., в г. Минске, включая Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. Принятым соглашением утверждено, что СССР прекратил свое существование.

С момента подписания данного Соглашения на территориях подписавших его государств не допускалось применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР.

Согласно ст. 4 данного нормативного правового акта стороны соглашения обязались развивать сотрудничество в области охраны окру-

жающей среды, политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, а также содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства. Также стороны соглашения признали, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относится сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности (ст. 7).

В перспективе стороны Договора договорились заключить соглашения о сотрудничестве в данных областях.

10 Ведомости СНД и ВС РФ., 19.12.1991. № 51. Ст. 1798.

11 Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

12 Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1993. № 1.

13 Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1993. № 4.

14 Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

15 Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

16 Российская газета. 2012. 14 декабря.

Государства - члены Содружества пришли к соглашению о сотрудничестве в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Также принято решение о стремлении к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем. Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства.

Государства - члены Содружества решили сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением.

Данным актом уделено внимание вопросу преодоления последствий Чернобыльской катастрофы. В соответствии со ст. 8 стороны осознали планетарный характер Чернобыльской катастрофы и обязались объединять и координировать свои усилия по минимизации и преодолению ее последствий. Они договорились заключить в этих целях специальное соглашение, учитывающее тяжесть последствий катастрофы.

Алма-Атинская декларация, принятая Советом глав государств СНГ 21 декабря 1991 г., подтвердила прекращение существование Союза Советских Социалистических Республик и образование Содружества Независимых Государств. При этом государства - участники Содружества

гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.

Она заключена с целью обеспечения безопасности, в том числе и экологической. В соответствии с ней для обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будут сохранены объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства. Стороны соглашения также подтвердили свою приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.

Большое значение имеет Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г.

Он является одним из основных нормативных правовых актов, который регулирует деятельность по охране окружающей среды на уровне СНГ. Данный тезис вытекает из ст. 5 Устава СНГ. Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств-членов. Соглашения, заключенные в рамках Содружества, должны соответствовать целям и принципам Содружества, обязательствам государств-членов по настоящему Уставу.

Важной для охраны окружающей среды является ст. 2 Устава СНГ, закрепляющая, что одной из целей учреждения СНГ является сотрудничество в экологической области, а также всестороннее и сбалансированное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства.

Другой целью СНГ является сотрудничество в области обеспечения международного мира и безопасности, мирное разрешение споров и конфликтов между государствами (ст. 2). Дан-

ная цель прямо связана с необходимостью обеспечения охраны окружающей среды. При военных действиях причиняется большой вред экосистемам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, охрана окружающей среды -важное направление сотрудничества государств, входящих в СНГ, поскольку является одной из целей создания Содружества.

В соответствии со ст. 4 Устава СНГ к сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствами-членами в рамках Содружества, относятся обеспечение прав и основных свобод человека, включая экологические; охрана здоровья и окружающей среды; сотрудничество в развитии систем транспорта, включая деятельность по повышению его экологичности; борьба с организованной преступностью, включая преступления в экологической области. Данный перечень может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.

Государства - члены СНГ сотрудничают в экономической и социальной областях, а также в области осуществления совместных природоохранных мероприятий, оказания взаимной помощи в ликвидации последствий экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Данные государства также содействуют сотрудничеству и развитию связей между государственными органами, общественными объединениями, экономическими структурами.

По поводу обеспечения безопасности, включая обеспечение экологической безопасности, на территории СНГ можно отметить следующее.

Государства - члены СНГ принимают все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, могущих повлечь за собой нарушение прав человека. Они оказывают друг другу на основе взаимного согласия помощь в урегулировании таких конфликтов, в том числе

и в рамках международных организаций (ст. 16 Устава СНГ).

Кроме того, в соответствии со ст. 20 Устава СНГ государства - члены осуществляют сотрудничество в области права, в частности, путем заключения многосторонних и двусторонних договоров об оказании правовой помощи. Данная деятельность способствуют сближению национального законодательства. В случае противоречий между нормами национального законодательства государств-членов, регулирующего отношения в сферах совместной деятельности, государства - члены проводят консультации и переговоры с целью выработки предложений для устранения этих противоречий.

Договор о создании Экономического союза подписанный Советом глав государств СНГ 24 сентября 1993 г. является важным учредительным нормативно-правовым актом.

Важным аспектом в регулировании охраны окружающей среды в рамках Содружества Независимых Государств является необходимость сочетания экологических и экономических интересов сторон, не в ущерб первым, включения в экономические договоры норм, посвященных охране окружающей среды, например, об оценке воздействия на окружающую среду или экологическом страховании.

Согласно ст. 1 Экономический союз создается на основе добровольности участия, уважении суверенитета, территориальной целостности, равенства прав, а также взаимной ответственности договаривающихся сторон за реализацию положений данного Договора.

В соответствии со ст. 2 одной из основных целей создания Экономического союза является решение совместными усилиями экологических проблем, а также ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф.

Другими целями являются создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов, формирование условий стабильного развития экономик договаривающихся сторон в интересах повышения жизненного уровня

их населения, поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений, совместное осуществление экономических проектов, представляющих общий интерес.

В своей деятельности договаривающиеся стороны в рамках Экономического союза руководствуются следующими международно-правовыми принципами:

• невмешательство в дела друг друга, уважение прав и свобод человека;

• мирное разрешение споров и неприменение любых видов экономического давления в отношениях друг с другом;

• ответственность за принятые обязательства;

• исключение любой дискриминации по национальному и иным признакам в отношении юридических и физических лиц договаривающихся сторон;

• проведение взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия мер в случае осуществления экономической агрессии со стороны одного государства или нескольких государств, не участвующих в Договоре, в отношении любой из договаривающихся сторон.

Для обеспечения деятельности Экономического союза договаривающиеся стороны используют существующие и создают новые совместные исполнительные и координационные институты.

Решения Совета глав государств и Совета глав правительств по вопросам функционирования Экономического союза принимаются с общего согласия - консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться как препятствие для принятия решения.

Порядок формирования, функционирования и финансирования институтов Экономического союза, координация их деятельности с деятельностью экономических органов Содружества Независимых Государств регламентируются другими соглашениями.

Таким образом, в уставных документах СНГ значительное внимание уделено экономическим аспектам природоохранной деятельности.

Уже в учредительных документах закреплено, что сотрудничество в области охраны окружающей среды является одним из основных направлений деятельности СНГ. Таким образом, можно сделать вывод, что одной из целей создания СНГ является охрана окружающей среды на межгосударственном уровне.

В заключение следует особо отметить, что охрана окружающей среды - важное направление сотрудничества государств, входящих в СНГ. Достаточное большое количество нормативных актов, регулирующих экологические отношения на уровне СНГ, позволяет сделать вывод о существовании экологического законодательства СНГ в качестве отрасли законодательства.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Выступление Президента РФ В.В. Путина на За- 2. Соглашения Казахстана с ЮНЕП / 1Шр://ка1ак11-

седании Госсовета об экологическом развитии Рос- 1у.к1/ш/рг^гатт8/ую\мАгс1же?И=10260

сии в интересах будущих поколений 27 декабря 2016 3. Программа ООН по охране окружающей среды

г. / http://www.putin-today.ru/archives/39164 // ЮНЕП / http://www.unepcom.ru/

4. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ) 2002 г. // ЮНЕП / http:// www.unepcom.ru/

5. Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия (ПОС) в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле от 31 октября 2008 г.

6. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов от 22 марта 1989 г.

7. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, подписанное главами Украины, Республики Беларусь и Российской Федерации (РСФСР) 8 декабря 1991 г. в г. Минске // Ведомости СНД и ВС РФ. 19.12.1991. № 51. Ст. 1798.

8. Алма-Атинская Декларация, принята Советом глав государств СНГ 21 декабря 1991 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

9. Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1993. № 1.

10. Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г. // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1993. № 4.

11. Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года от 14 ноября 2008 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.