Научная статья на тему 'БОРЬБА С ИЗМЕНЕНИЕМ КЛИМАТА КАК ОДНА ИЗ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

БОРЬБА С ИЗМЕНЕНИЕМ КЛИМАТА КАК ОДНА ИЗ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
738
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕРЫ В БОРЬБЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ КЛИМАТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хмиль И. В., Чернядьева Н. А.

В работе рассматриваются основные аспекты борьбы с изменением климата, проводится анализ положений международных актов, закрепляющих основные принципы и меры в данной сфере. Кроме того, проводится сравнительно-правовой анализ законодательных положений и разработанных на их основе практических мер некоторых государств, имплементированных из международных актов, в целях их реализации на национальном уровне.The main aspects of the fight against climate change are considered in the work. The author analyzes the provisions of international acts that establish the basic principles and measures. The author conducts a comparative legal analysis of legislative provisions and practical measures developed on the basis of them in some States.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БОРЬБА С ИЗМЕНЕНИЕМ КЛИМАТА КАК ОДНА ИЗ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

В заключение можно сказать, что проблема ограничения прав и свобод, во-первых, не противостоит общей тенденции расширения и усиления защиты прав человека, а, напротив, дополняет и существенно ее углубляет, а во-вторых, фокусирует научно-практическая правозащитная мысль и практика по объективной оценке положения дел в области прав человека.

Во Всеобщей декларации прав человека устанавливаются допустимость, критерии и условия ограничения прав и свобод человека и гражданина. Этот стандарт является общепринятым в российской правовой модели для регулирования ограничений прав и свобод, но на практике возникает много вопросов, связанных со спецификацией этой модели в отраслевом законодательстве и серьезных проблем с реализацией этих гарантий в деятельности государственные и местные органы власти.

Ограничения являются приемлемыми для демократического общества и принимаются с целью защиты государственной и общественной безопасности и порядка, с целью защиты прав и свобод других граждан на основе, признанной законом.

Пристатейный библиографический список:

1. Шейнин Х.Б. Допустимые ограничения прав человека в международном праве и по Конституции Российской Федерации // Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры в практике конституционного правосудия. - М.: 2014.

2. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 15. Ст. 1691

3. Брылева Е.А. Неприкосновенность частной жизни: частные и публичные интересы // Информационное право. 2018. № 4. С. 4-7.

4. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. - М.:2017.

5. Алешин В.В. Военное и чрезвычайное положение как специальные правовые режимы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Право и образование. М., 2014. № 11. С. 87-95.

Для цитирования: Хмиль И.В., Чернядьева Н.А. Борьба с изменением климата как одна из целей устойчивого развития: международно-правовой анализ // Океанский менеджмент. 2021. № 3(12). С. 15-19.

Хмиль И.В.

Научный руководитель: Чернядьева Н.А.

БОРЬБА С ИЗМЕНЕНИЕМ КЛИМАТА КАК ОДНА ИЗ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Аннотация: В работе рассматриваются основные аспекты борьбы с изменением климата, проводится анализ положений международных актов, закрепляющих основные принципы и меры в данной сфере. Кроме того, проводится сравнительно-правовой анализ законодательных положений и разработанных на их основе практических мер некоторых государств, имплементированных из международных актов, в целях их реализации на национальном уровне.

Ключевые слова: цели устойчивого развития, изменение климата, международные акты, национальные меры в борьбе с изменением климата.

COMBATING CLIMATE CHANGE AS A SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOAL: INTERNATIONAL LEGAL ANALYSIS

Abstract: The main aspects of the fight against climate change are considered in the work. The author analyzes the provisions of international acts that establish the basic principles and measures. The author conducts a comparative legal analysis of legislative provisions and practical measures developed on the basis of them in some States. Keyword: sustainable development goals, climate change, international instruments, and national measures to combat climate change.

Одной из целей устойчивого развития является борьба с изменением климата и его последствиями. Изменение климата непременно затрагивает права человека, прежде всего право на жизнь и право на благоприятную окружающую среду, влияет на экономическое развитие и использование природных ресурсов.

В современных условиях проблема изменения климата является глобальной, которая существенно усугубляется. Решение данной проблемы является необходимой составляющей для достижения устойчивого развития [1, с.86].

Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций подтвердила поддержку принципов устойчивого развития, в частности такой цели устойчивого развития как «охрана нашей общей окружающей среды» [2].

Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций подчеркивает, что проблема изменения климата носит глобальный характер и требует максимального сотрудничества всех стран, а также их участия в международных мерах борьбы с изменениями климата. Помимо этого, Рамочной конвенцией закреплено следующее положение «Каждая из сторон проводит национальную политику, национальные программы, разрабатывают национальные кадастры выбросов, принимает соответствующие меры по смягчению последствий изменения климата, путем ограничения антропогенных выбросов парниковых газов. Кроме того государства оказывают содействие и сотрудничество в разработке и применении мер в борьбе с изменениями климата, а также в принятии подготовительных мер с целью адаптации к последствиям изменения климата» [3].

Для реализации и детализации Рамочной конвенции было принято Парижское соглашение, которым определена глобальная цель по адаптации, заключающаяся в повышении сопротивляемости и снижения уязвимости к изменениям климата.

Соглашением подчеркивается, что каждая сторона подготавливает на национальном уровне вклады, цели, которых государство намеревается достичь. К 2018 году Парижское соглашение было ратифицировано 175 государствами, 168 из которых предоставили национальные вклады Секретариату Рамочной Конвенции ООН [4].

К проблеме изменения климата было обращено внимание в рамках Глобального доклада 42-й сессии Совета по правам человека, где подчеркивалось, что изменение климата — это реальность, которая затрагивает каждый регион мира и для решения данной проблемы необходима твердая приверженность всех государств действовать совместно [5]. Данное положение также подтверждается заявлением Верховного комиссара ООН по правам человека [6].

Выводы о глобальной проблеме изменения климата, подтверждаются Межправительственной группой экспертов по изменению климата. Группа экспертов отмечает, что потепление климатической системы, изменения в океанах и криосфере, сохранение производительности земельных ресурсов для поддержания продовольственной безопасности по мере увеличения численности населения и усиления негативных воздействий изменения климата на растительный покров, кроме того давление антропогенного воздействия является глобальной проблемой, создающей угрозу для развития и прогресса на пути к достижению целей устойчивого развития [7; 8, с.149-150].

Кроме того, Рио-де-Жанейрская декларации устанавливает для государств обязательство по принятию эффективных законодательных актов в области окружающей среды. Устанавливается положение о том, что экологические стандарты, цели, регламентации и приоритеты должны отражать экологические условия и условия развития, в которых они применяются. Стандарты, применяемые одними странами, могут быть неуместными и сопряженными с необоснованными экономическими и социальными издержками в других странах, в частности развивающихся.

Кроме того, декларация закрепляет обязанность государства по разработке национальных актов, предусматривающих ответственность за причиненный экологический ущерб [9].

В сентябре 2019 Генеральным секретарем ООН был проведен Саммит по климату, в ходе которого было обращено внимание на цели Парижского соглашения, которыми являются удержание прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 градусов по Цельсию в целях ограничения роста температуры до 1,5 градусов по Цельсию, повышение способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата и содействия сопротивляемости к изменению климата, развитию при низком уровне выбросов парниковых газов таким образом, который не ставит под угрозу производства продовольствия [10].

Для реализации целей Парижского соглашения государства разработали свои собственные национальные меры в области борьбы с изменениями климата. Однако, на Саммите по климату было отмечено, что данные меры недостаточны для ограничения изменения климата. Кроме того, было заявлено, что странам необходимо устремиться к достижению «более амбициозных целей» в области борьбы с изменениями климата.

На Саммите по климату прозвучало следующее заявление Генерального секретаря ОНН о том, что «приемлем только значительно более высокий уровень амбициозности обязательств. В связи с этим работа Саммита сосредоточена на областях, лежащих в основе проблемы, - секторах, в которых создаются наиболее высокие выбросы, а также областях в которых обеспечение устойчивости будет иметь наибольшее значение» [11].

Таким образом, можно сказать, что на международном уровне принят ряд основополагающих документов, закрепляющих принципы, цели, направления и меры деятельности в борьбе с изменением климата. При этом государства на основе данных положений разрабатывают на национальном уровне законодательные акты и на их основе реализуют практические меры.

В связи с этим необходимым является также рассмотреть национальные меры, реализующих основные положения международных актов в борьбе с изменением климата. Государства, имплементируя нормы международного права, самостоятельно устанавливают приоритетные меры в борьбе с изменением климата.

Так например, в Австрийской Республике законодательством введен запрет на добычу сланцевого газа, разрушающего ландшафты, усилены санкции за нарушение норм о контроле чистоты автомобильных выхлопов. В Федеративной Республике Германии приняты решительные меры по сокращению выбросов углекислого газа. К таким мерам относится понижение налога на транспорт владельцев электромобилей и соответственно повышение налогов для владельцев автомобилей на горючем топливе. Бундесрат также принял решение по отказу от атомной энергетики, и о закрытии предприятий ядерного топливного цикла, о прекращении производства электроэнергии с использованием угля, в целях перехода на альтернативные возобновляемые источники энергии[12].

Разработка и переход на альтернативные источники энергии является основным направлением деятельности в борьбе с изменением климата в Чехии [13, с.16].

Стоит также отметить, что многие государства в борьбе с изменением климата также переходят на альтернативные источники энергии, заменяя ими те источники энергии, которые способствуют росту парникового эффекта и повышению температуры.

Правительством Филиппин в рамках реализации задач Парижского соглашения было принято ряд программ по адаптации к изменению климата — проект по адаптации к изменения климата, основной целью которого является повышение устойчивости фермерских хозяйств и управления природными ресурсами к последствиям изменения климата. Был принят также Проект по Адаптации к изменениям климата и сохранению биоразнообразия [12; 14].

Следует обратить внимание на меры принимаемые Бразилией. В государстве довольно обширное экологическое законодательство, например Бразильская экологическая политика и Закон об экологических преступлениях, Бразильская политика в области изменения климата [15; 16, с.46-48]. Бразилией также было ратифицировано Парижское соглашение, однако министр окружающей среды отметил некоторые проблемы реализации положений Парижского соглашения. В частности он отметил, что: «Параметры сокращения выбросов парниковых газов, которые согласовала Бразилия и другие страны, нас устраивают. Проблема в том, как включить эти принципы и эти задачи в национальное законодательство. Наше главное беспокойство состоит в том, что это законодательство может ограничить свободу действий в том, что касается предпринимательства и управления территорией. Мы будем внимательно следить за этим».

Необходимо отметить, что Российской Федерацией также было ратифицировано Парижское соглашение. Российская Федерация активно выполняет его задачи, в частности в 2017 году, согласно данным ООН выбросы парниковых газов в России уменьшились. Кроме того, в Российской Федерации созданы специальные органы в сфере экологии, например Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, а

также сформирована отдельная отрасль права — экологическое право. В законодательстве, помимо этого, предусматривается ответственность, в том числе уголовная, за ряд экологических преступлений.

Кроме того, в России созданы общероссийские общественные организации, такие как «Подорожник», экологический центр «Зеленая орбита» и другие [17, с.89; 18, с.65-65].

Подводя итог, необходимо отметить, что борьба с изменением климата является одной из целей устойчивого развития. В международном праве присутствуют принципы, акты и меры, направленные на борьбу с изменением климата.

Однако, международно-правовое регулирование является недостаточным. При реализации международных актов и мер могут возникнуть затруднения в отдельных государствах. Кроме того, государства свободны в выборе приоритетных мер в борьбе с изменением климата, что также подчеркивает не системность международного регулирования.

Таким образом, требуется создание универсального, систематизированного, консолидированного международного договора, закрепляющего императивные нормы для государств в борьбе с изменением климата, который будет открыт для подписания всеми государствами.

Пристатейный библиографический список:

1. Бондаренко Л. В., Маслова О. В., Белкина А. В., Сухарева К. В. Глобальное изменение климата и его последствия. // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2018. №2(98). - С. 84-93.

2. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года // [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml

3. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата. Принята 9 мая 1992 года // [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml

4. Парижское соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата. 12 декабря 2015 года. // [Электронный ресурс] URL: https://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_russian_.pdf.

5. Глобальный доклад с последними данными в рамках 42-й сессии Совета по правам человека // [Электронный ресурс] URL: https://www.ohchr.org/RU/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=24956&LangID=R.

6. Заявление Верховного комиссара ООН по правам человека Мишель Бачелет // [Электронный ресурс] URL: https://www. ohchr.org/RU/News Events/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=24956&LangID=R.

7. МГЭИК 2019/31/PR // [Электронный ресурс] URL: https://www.ipcc.ch/site/assets/uploads/2019/10/SROCC-p51-press-release-ru.pdf; МГЭИК 2019/24/PR // [Электронный ресурс] URL: https://www.ipcc.ch/site/assets/uploads/2019/08/2019-PRESS-IPCC-50th-IPCC-Session_ru.pdf

8. Снакин В.В. Глобальные изменения климата: прогнозы и реальность. // Жизнь Земли. 2019. Т. 41. №2. - С. 148-164.

9. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года // [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml

10. Саммит ООН по климату. 21 сентября 2019 года. // [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/climatechange/youth-summit.shtml

11. Доклад Генерального секретаря ООН. Мировой океан и морское право. 11 сентября 2019 г. // [Электронный ресурс] URL: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/74/350

12. Доклад о мировом развитии. Развитие и изменение климата. // [Электронный ресурс] URL: http://documents.banquemondiale. org/curated/fr/368171468328209444/pdf/ 530770WDR0201000fficial0Use00nly060.pdf

13. Рязанова Н.Е. Цели устойчивого развития ООН и модернизация профессионального экологического образования: практико-ориентированный подход. // Знание. Понимание. Умение. 2018. №2. - С. 13-23.

14. Всемирная метеорологическая организация. Заявление о состоянии климата в 2018 году свидетельствует об ускорении воздействия изменения климата. // [Электронный ресурс] URL: https ://public.wmo. int/ru/media/

15. Закон № 12187 от 29.12.2009 «Национальная политика Бразилии по изменению климата» //[Электронный ресурс] URL: http://www.braziliannr.com/brazilian-environmental-legislation/law-no-12187-brazilian-national-policy-on-climate-change/

16. Джандубаева Т.З., Ерофеева К.Ю. Глобальное изменение климата: пути правового регулирования в Бразилии. // Юридическая наука. 2018. №6. - С. 46-48.

17. Российская Ассоциация содействия ООН. Регионы России и цели устойчивого развития ООН. Выпуск №6. 2019 г. - 162 с.

18. Игнатенко, Г. В. Международное право: Учебник / Отв. ред. Игнатенко Г. В., Тиунов О. И. -6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 752 с.

Для цитирования: Чернядьева Н.А. Цели устойчивого развития как фактор развития международного и национального права // Океанский менеджмент. 2021. № 3(12). С. 19-23.

Чернядьева Н.А.

ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА

Аннотация. Статья посвящена исследованию целей устойчивого развития как фактору развития международного и национального права. Автор показывает, что ЦУР - это системное и традиционное для ООН направление деятельности. Проведенное исследование показывает, что Россия успешно реализует ЦУР в национальном праве и правоприменительной практике

Ключевые слова: международное право, права человека, цели устойчивого развития (ЦУР), устойчивое развитие, повестка 2030, социально-экономическое развитие Российской Федерации.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS AS A DEVELOPMENT FACTOR FOR INTERNATIONAL AND NATIONAL LEGAL SYSTEMS

Abstract. The article is devoted to the study of sustainable development goals as a factor in the development of international and national law. The author shows that the SDGs are a systemic and traditional direction for the UN. The study shows that Russia successfully implements the SDGs in national law and law enforcement practice. Keywords: international law, human rights, sustainable development goals (SDGs), sustainable development, agenda 2030, socio-economic development of the Russian Federation.

«Истинный преобразующий потенциал Повестки 2030 года может быть реализован с помощью системного подхода, который поможет найти и реализовать компромиссы, предоставляющие максимум дополнительных преференций»

Г. Х. Брундтланд1

Проблема безопасного и стабильного глобального развития была в сфере внимания ООН практически с начала ее деятельности. Обращает внимание п. 3 ст. 1 Устава ООН, которая по своему духу вполне соответствует принятым в 2015 г. Целям устойчивого развития [1]: [ООН преследует Цели...] Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.[2]

В статье 55 Устава ООН установлено, что «С целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, Организация Объединенных Наций содействует:

a) Повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

b) Разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области

1 Бывший премьер-министр Норвегии, бывший генеральный директор Всемирной Организации Здравоохранения, глава Международной комиссии по окружающей среде и развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.