Научная статья на тему 'Роль оон в защите прав ребенка'

Роль оон в защите прав ребенка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5863
610
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТАВ ООН / ДЕТСКИЙ ФОНД ООН (ЮНИСЕФ) / ЮНЕСКО / КОМИТЕТ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА / ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голубева Т. Ю., Афанасьев М. А.

Работа посвящена деятельности ООН по защите прав ребенка на международном уровне, в ней изучены история возникновения международно-правовой базы в области защиты прав ребенка. Формирование системы и международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка, дана характеристика международных органов в сфере защиты прав детей, их функций и полномочий. Конвенция ООН "О правах ребенка" как основной документ в формировании прав ребенка на международном уровне. Ответственность государства в защите прав детей. Рассмотрена роль ЮНИСЕФ в решении проблем детей на международном уровне. Проблема жестокого обращения с детьми. Ювенальная юстиция особая система правосудия для несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль оон в защите прав ребенка»

Голубева Т. Ю.

Федеральный судья в отставке, Старший преподаватель Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

УДК 341.231.14

Афанасьев М. А.

к.ю.н., заведующий кафедрой конституционного

и международного права Международного еврейского института экономики, финансов и права

РОЛЬ ООН В ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА

Работа посвящена деятельности ООН по защите прав ребенка на международном уровне, в ней изучены история возникновения международно-правовой базы в области защиты прав ребенка. Формирование системы и международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка, дана характеристика международных органов в сфере защиты прав детей, их функций и полномочий. Конвенция ООН "О правах ребенка" как основной документ в формировании прав ребенка на международном уровне. Ответственность государства в защите прав детей. Рассмотрена роль ЮНИСЕФ в решении проблем детей на международном уровне. Проблема жестокого обращения с детьми. Ювенальная юстиция — особая система правосудия для несовершеннолетних.

Ключевые слова: Устав ООН, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), ЮНЕСКО, Комитет по правам ребенка, защита прав детей.

Устав Организации Объединенных Наций (ООН) обязывает Организацию содействовать «уважению прав человека и основных свобод для всех, без различия рас, пола, языка и религии» и объявляет их уважение основой для достижения целей Организации (п. 3 статьи 1 и статья 55).

Все структуры ООН являются элементами международного механизма и служат одному делу: защите прав человека, в том числе несовершеннолетних детей, и гражданских свобод, демократии, ненасилию, взаимопониманию. Этим целям служат и деятельность Генеральной Ассамблеи, и совета Безопасности, и ЭКОСОС, и ЮНИФЕМ (Фонд ООН для развития в интересах женщин), и ЮНИСЕФ (Детский Фонд ООН), и ВОЗ, и ЮНЕСКО, и МОТ, и иные структуры ООН [5, см. ООН официальный сайт].

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей, как правило, рассматривались в контексте существующих проблем использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924 году.

Первым нормативным актом ООН, касающимся только прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. Она подвела благородную моральную базу под охрану прав ребенка [5, см.

ООН официальный сайт]. Однако уже тогда было ясно, что она не обеспечивала надлежащих правовых гарантий и поэтому требовала дальнейшего усовершенствования.

Отмечая двадцатую годовщину принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого было проведено множество мероприятий и выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка [2, см. Конвенция о правах ребенка].

Конвенция о правах ребенка

20.11.1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была одобрена Конвенция ООН о правах ребенка, которая вступила в силу для СССР 15.09.1990 года [2, см. Конвенция о правах ребенка].

Конвенция о правах ребенка явилась первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Это дало блестящие результаты. 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. В первый день Конвенцию подписало 61 государство, что дало основание для ее быстрой ратификации. После ратификации Конвенции двадцатью государствами, в том числе и нашей страной, она вступила в силу 2 сентября 1990 года и стала частью международного права для этих государств [5].

Продолжением международного движения за права детей стала Всемирная встреча на высшем уровне, проходившая в Нью-Йорке с 29 по 30 сентября 1990 года с участием многих глав государств и правительств, министров, постоянных представителей в ООН и представителей мировой общественности. Эта встреча показала, что международное сообщество преисполнено решимости улучшить участь детей, и обладает всеми возможностями для этого. На этой встрече были приняты «Всемирная декларация обеспечения выживания, защиты и развития детей», а также «План действий по ее осуществлению», которые были в тот же день подписаны 163 главами государств и правительств. Эта акция была рассчитана на обеспечение ратификации Конвенции всеми странами.

Для усиления этого процесса на Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств. Это почти случилось в 1997 году, когда 191 государство стало участником Конвенции о правах ребенка. Только США и Сомали пока не присоединились к Конвенции.

По инициативе Франции, проявленной в 1996 году, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка [3, см. Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека в современной России].

Присоединяясь к Конвенции о правах ребенка, государства берут на себя обязательства пересмотреть свое национальное законодательство с тем, чтобы обеспечить его полное соответствие установлениям Конвенции, а также нести ответственность за несоблюдение всех ее требовании перед международным сообществом. Следует контролировать государственную политику в сфере соблюдения прав ребенка со стороны общественности. Конвенция о правах ребенка по существу является «великой хартией вольности» для детей и «мировой конституцией» прав ребенка — важнейшим документом в серии гарантирующих защиту прав человека.

В Конвенции учтены необходимые нормы, касающиеся прав человека, и дано их толкование, принимая во внимание, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения» [2, см. Конвенция о правах ребенка].

Деятельность ООН в сфере защите прав детей.

Во исполнение Конвенции ООН о правах ребенка, в начале 1991 года было организовано совещание представителей государств — участников Конвенции о правах ребенка с целью проведения первых выборов в состав органа по наблюдению за ее соблюдением — Комитета по правам ребенка. (CRC) [2, см. Конвенция о правах ребенка].

На 10 мест было выдвинуто около 40 кандидатов. Избранные в первый состав Комитета эксперты (шестеро женщин и четверо мужчин) являлись гражданами Барбадоса, Бразилии, Буркина-Фасо, Зимбабве, Перу, Португалии, бывшего Советского Союза, Филиппин и Швеции. Их профессиональная подготовка охватывала широкий круг областей, включая права человека и международное право, отправление правосудия в области несовершеннолетних, социальную работу, медицину, журналистику и функционирование правительственных и неправительственных структур.

Комитет по правам ребенка создан в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и обладает следующими функциями:

- получать и рассматривать отчеты государств-участников конвенции;

- консультировать правительства по вопросам прав ребенка; сотрудничает с неправительственными организациями по вопросам прав ребенка [6, см. Комитет по правам ребенка].

Так же появилась возможность выполнить процедуры, необходимые для создания Комитета по правам ребенка и избрания в него десяти независимых экспертов. Комитет, согласно Конвенции, должен рассматривать доклады государств-участников Конвенции о мерах по выполнению установлений Конвенции. На основании изучения этих докладов каждые пять лет Комитет делает замечания, предложения и рекомендации, адресованные государствам-участникам Конвенции. Невыполнение рекомендаций и замечаний Комитета может повлечь упоминание государства, не выполняющего положений Конвенции, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Комитет каждые два года представляет доклад о своей работе Генеральной Ассамблее ООН, в нем приводятся рекомендации, данные государствам после рассмотрения их докладов по выполнению положений Конвенции о правах ребенка.

Если какое-либо государство не выполнило в должной мере рекомендаций, которые были даны при рассмотрении доклада Комитетом, то Генеральная Ассамблея может принять резолюцию, по которой этому государству трудно будет рассчитывать на моральную и материальную помощь со стороны других государств-участников Конвенции и международных организаций. Что отразится на положении детей в этой стране. Поэтому правительства стран-участниц Конвенции должны со всей серьезностью относиться к выполнению всех положений Конвенции и рекомендаций Комитета, чтобы избежать возможного ухудшения положения нуждающихся в помощи детей в своих странах.

Кроме того, еще в 1946 году ООН создала Детский Фонд (ЮНИСЕФ), который до настоящего времени остается главным органом по оказанию помощи детям.

Организация Объединенных Наций координирует свои действия по урегулированию гуманитарных кризисов через комитет, объединяющий все ключевые гуманитарные подразделения и действующий под председательством Координатора чрезвычайной помощи Организации Объединенных Наций. В состав этого Комитета по правам ребенка входят Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) [7, см. ЮНИСЕФ официальный сайт].

Цели и задачи ООН в работе по защите прав ребенка.

Главная цель ООН — поддержание международного мира и безопасности — может быть достигнута, прежде всего, при помощи мирных средств. Только в крайних случаях эта цель достигается с помощью вооруженной силы.

В январе 1993 года Комитет ввел процедурное новшество, рекомендовав Генеральной Ассамблее просить Генерального секретаря подготовить исследование по вопросу о защите детей во время вооруженных конфликтов. Такая просьба была высказана после однодневного «общего обсуждения» данного вопроса, которое было организовано Комитетом в 1992 году и в котором было предложено принять участие органам Организации Объединенных Наций и неправительственным организациям.

Устав ООН предусматривает и такое положение, при котором поддержание мира в том или ином районе путем использования мирных средств окажется затруднительным [1, см. Устав ООН].

Так, в течение последнего десятилетия 300 тыс. детей были завербованы в качестве солдат, и за это время в ходе войн погибло 2 миллиона детей, а ещё 6 миллионов получили тяжелые ранения или стали инвалидами. Результатом войн и гражданских беспорядков стало также появление 13 миллионов внутренне перемещенных детей и 10 миллионов детей-беженцев, многие из которых разлучены со своими родителями.

В этой связи, ЮНИСЕФ направляет свои усилия на удовлетворение их потребностей, обеспечивая их продовольствием, питьевой водой, лекарствами и жильем. Кроме того, исходя из стремления содействовать защите детей в условиях вооруженных конфликтов и обеспечивать предоставление им самых необходимых услуг, ЮНИСЕФ разработал концепцию «дети как зона мира» и провозгласил «дни мирной жизни» и «коридоры мира» [7, см. ЮНИСЕФ официальный сайт].

Ещё один элемент деятельности Организации Объединенных Наций в гуманитарной области связан с предупреждением стихийных бедствий и обеспечением готовности к ним. Когда происходят стихийные бедствия, ПРООН координирует работу по оказанию чрезвычайной помощи на местном уровне, одновременно способствуя восстановлению и долгосрочному развитию [5, см. ООН официальный сайт].

В странах, которые в течение длительного времени подвергаются стихийным бедствиям или оправляются от конфликта, гуманитарная помощь все больше рассматривается как один из элементов общих усилий по обеспечению миростроительства наряду с политической и финансовой помощью.

Непосредственно важную и значительную роль в деле обеспечения и защиты детей, вовлеченных в вооруженные конфликты, играет Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) [7, см. ЮНИСЕФ официальный сайт].

Конвенция о правах ребенка и Комитет по правам ребенка придают особое значение международному сотрудничеству и помощи как средству обеспечения эффективной защиты прав детей [2, см. Конвенция о правах ребенка].

Подводя итог, следует отметить, что ООН в немалой степени оправдала свое предназначение. За последние семь десятилетий ООН сделала многое для сохранения мира и защите прав ребенка. Во время разработки Конвенции о правах ребенка международные неправительственные организации предложили закрепить в ней обязанности государств по поддержке национальных механизмов по имплементации данной Конвенции, но данное предложение не получило достаточного количества голосов26. Однако принятие Конвенции способствовало более широкому и глубокому осознанию важности прав детей и необходимости создания механизмов для осуществления контроля за их соблюдением. Поэтому ряд стран в настоящее время учредил институт независимых уполномоченных (омбудсменов) или комиссаров по правам ребенка [5, см. ООН официальный сайт].

Но, кроме успехов в своей деятельности, ООН также столкнулась с некими трудностями и проблемами в своей деятельности, такими как ООН не имеет в своем

распоряжении надежных постоянных сил быстрого реагирования [5, см. ООН официальный сайт].

Как показывает опыт государств, создавших у себя институты уполномоченных по правам ребенка, наличие данных институтов является важным механизмом защиты прав и интересов детей [5, см. ООН официальный сайт]. В первую очередь потому, что они являются независимыми органами, наделенными правом выступать от имени детей и одновременно сосредоточивающими свою деятельность исключительно на защите их интересов.

Литература

1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) //"Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами", Вып. XII, — М., 1956, с. 14 - 47.

2. Конвенция о правах ребёнка Электронный ресурс. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Конвенция_о_правах_ребёнка

3. Утяшев М.М., Утяшева Л.М.. Права человека в современной России: Учебник для ВУЗов и средних учебных заведений. — Уфа: полиграфкомбинат,2003. — 616 с., 2003 Электронный ресурс. — Режим доступа: http://sti.house/grajdanskoe-pravo-uchebnik7tema-rol-mesto-oon-zaschite-prav-77032.html

4. «Роль Организации Объединенных Наций в осуществлении и защите прав детей и внешнеполитические приоритеты России» Корбут Л. В. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.eurasialegal.info/index.php;

5. Организация Объединенных Наций. Официальный сайт Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.un.org/ru

6. Комитет по правам ребенка Электронный ресурс. — Режим доступа: http://studme.org/16420512/pravo/komitet_pravam_rebenka

7. ЮНИСЕФ официальный сайт Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.unicef.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.