Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ПРАВА НА ДОСТУПНОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ АФГАНИСТАНА'

ПРОБЛЕМЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ПРАВА НА ДОСТУПНОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ АФГАНИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ / ПРАВО НА ДОСТУПНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полгар М.А., Угланов Р.А.

В статье рассматриваются вопросы имплементации права на доступное и качественное образование, как одной из целей устойчивого развития государства, в правовую систему Афганистана. Установлены обстоятельства, препятствующие полноценной реализации данного права, и предложены концептуальные пути их разрешенияThe article examines the implementation of the right to affordable and quality education, as one of the goals of sustainable development of the state, in the legal system of Afghanistan. The circumstances that prevent the full realization of this right have been established, and conceptual ways of their resolution have been proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ПРАВА НА ДОСТУПНОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ АФГАНИСТАНА»

Таким образом, система образовании Грузии не была готова к новым вызовам общества, что во многом на данный момент определяет основные направления реформации системы получения образования.

Рассмотрев опыт Грузии в обеспечении доступного и качественного образования для всех подведем итоги.

Во-первых, образование - это одно из главных составляющих показателей любого государства, как одного из необходимых для человека благ.

Во-вторых, рассмотренный положительный и отрицательный опыт Грузии показал, что в Грузии реализация права на образование в основном соответствует критериям, установленным на международном уровне. Кроме того, в результате проводимых в Грузии реформ Болонского формата, система образования и науки, при ее соответствующем должном совершенствовании и развитии материально-технической базы, старается в перспективе соответствует европейским стандартам. Опыт Грузии в Болонской системе представляет интерес для Российской Федерации, как участницы процесса, который покажет положительные и отрицательные стороны, которые могут быть учтены Россией для своей политики в области международного сотрудничества в системе Болонского процесса.

В-третьих, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Грузии отмечены проблемы в реализации качественного образования, обусловленных отсутствием технической возможности осуществления образовательного процесса при помощи дистанционных технологий. Тем не менее, Грузия предпринимает меры для решения обозначенной проблемы, что показывает тенденцию Грузии к совершенствованию сферы образования.

Пристатейный библиографический список:

1. Кецбаиа К.И., Кутуьидзе И.Ш. Современные проблемы науки и грузинская наука (Краткий обзор). // Наука и образование сегодня. 2018. №6 (29). С. 92-93.

2. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблей ООН от 10 декабря 1948 года. // Российская газета, №67, 05.04.1995.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года. // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - №17 (1831). - Ст. 291.

4. Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. 16.11.1945. Лондон. // [Электронный ресурс] URL: https://ifap.ru/ofdocs/unesco/unescoc.pdf

5. Шабалина О.Л., Шабалин Г.Ю. Генезис права на образование в международном праве. // Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2015. С. 104-107.

6. Гаприндашвили М., Жорданиа О. Очерки истории Грузии. — Мецниереба, 1990. — 614 с.

7. Вачнадзе Г.Н. История Грузии (с древнейших времен до наших дней). Тбилиси, Артануджи. - 474 с.

8. Карамурзов Р.Б. О некоторых индикаторах образования в странах СНГ и Грузии в 1990 - 2010 гг. // Социально-гуманитарные знания. 2014. №7 (спец.выпуск).

9. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. (Минск, 8 декабря 1991 г.). // Постановление ВС РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1.

10. Болонский процесс: европейское пространство высшего образования : учеб. Пособие / А.В. Макаров. -Минск : РИВШ, 2015. - 260 с.

11 . Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о сотрудничестве в области культуры, науки и образования. // Бюллетень международных договоров, март 1999 г., № 3.

12. Закон Грузии «Об общем образовании» от 08.04.2005 №1330-Ic. // [Электронный ресурс] URL: https://matsne.gov.ge/ru/document/download/29248/54/ru/pdf

13. Черешнева Л. А., Гаджиева У. Грузия сегодня: актуальные проблемы и новые вызовы в системе образования. // Via in tempore. История. Политология. 2021. Voiume 48. №1. С. 97-106.

Для цитирования: Полгар М.А., Угланов Р.А. Проблемы имплементации права на доступное и качественное образование в правовую систему Афганистана / Науч.рук. к.ю.н., Сибилева А.Ю.; ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», Юридический факультет Института «Таврическая академия», г. Симферополь // Океанский менеджмент. 2022. № 1С(14). С.55-59.

Полгар М.А.

ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» Юридический факультет Института «Таврическая академия», г. Симферополь

Магистрант Угланов Р.А.

ФГАОУВО «КФУ им. В. И. Вернадского» Юридический факультет Института «Таврическая академия», г. Симферополь

Магистрант

Научный руководитель: к.ю.н., Сибилева А.Ю.

ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» Юридический факультет Института «Таврическая академия», г. Симферополь Кафедра истории и теории государства и права, доцент

ПРОБЛЕМЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ПРАВА НА ДОСТУПНОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ АФГАНИСТАНА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы имплементации права на доступное и качественное образование, как одной из целей устойчивого развития государства, в правовую систему Афганистана. Установлены обстоятельства, препятствующие полноценной реализации данного права, и предложены концептуальные пути их разрешения

Ключевые слова. Защита прав детей, право на доступное образование, устойчивое развитие, международное сотрудничество.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE RIGHT TO ACCESSIBLE AND

QUALITY EDUCATION IN THE LEGAL SYSTEM OF AFGHANISTAN

Annotation. The article examines the implementation of the right to affordable and quality education, as one of the goals of sustainable development of the state, in the legal system of Afghanistan. The circumstances that prevent the full realization of this right have been established, and conceptual ways of their resolution have been proposed.

Keywords. Protection of children's rights, the right to accessible education, sustainable development, international cooperation.

Получения качественного образования является концептуальным направлением развития Афганистана в первой половине XXI века. Проблема свободного доступа к образованию и, как следствие, повышение уровня грамотности населения, оказывает свое влияние на внутригосударственное и международное развитие экономических, социальных, политических и иных сфер. Качественная трансформация данных характеристик напрямую зависит от реализации анализируемого права в правоприменительной практике. Как отмечает М.Г. Ибрагимов и Е.М. Ибрагимова, эффективность правоприменительной деятельности в сфере образования и результаты правоприменения обусловлены реализацией принципов общедоступности и свободы получения образования, включая право выбора форм получения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в соответствии со склонностями и потребностями обучающихся [1, С.129].

Рассматривая содержание права на образование, стоит обратиться к доктринальным положениям. По мнению К.Г. Оганесяна, право на образование является основным правом человека, при этом его цель - удовлетворить потребность человека в информации, а также воспитать и обучить полноправного члена общества [2, С. 2]. О.М. Ильина, в свою очередь, трактует право на образование как существенное конституционное право человека, которое создает непосредственные предпосылки для развития человека и общества в целом [3, С.3,16]. Несмотря на многочисленное количество различных точек зрения касательно содержательного смысла данного права, концептуальным является тот факт, что реализация права на доступное и качественное образование является предпосылкой для эволюционного развития системы общественных отношений.

Положительная динамика правоприменительной практики в сфере образования, которая наблюдалась в Афганистане в последнее десятилетие, характерным образом меняет вектор своего движения в рамках расстановки политических сил. С целью определения дальнейшего направления развития образовательного процесса Афганистана, представляется необходимым обратить внимание на достигнутые результаты в анализируемой сфере. Среди таковых можно выделить следующие достижения:

1. повышение уровня грамотности населения Афганистана в сравнении с 2003

годом, По данным UNESCO Institute for Statistics уровень грамотности в 2020 году среди мужского взрослого населения в возрасте от 15-19 лет (при среднем возрасте - 17,3 года) составляет 51,99%, среди женского взрослого населения - 24,15%. Общий уровень грамотности среди взрослого населения составляет 58,2%. В сравнении с 2003 годом, уровень грамотности в котором составлял 34%, положительная динамика прослеживается весьма значительная [4];

2. Афганистан с 1948 года является членом UNESCO, а с 2003 года - членом ICESCO. Так же в Республике ратифицирован ряд международных конвенций, оказывающих своё влияние на регулирование образовательного процесса и недопущение неравного доступа к образовательной среде;

3. международное сотрудничество в рамках повышения транспарентности образовательного процесса привело к снижению уровня гендерной дискриминации учеников начальных образовательных учреждений, В частности, с 2006 года UNESCO во взаимосвязи со Швецией, Японией, Норвегией, Данией, возглавила одну из самых масштабных программ обучения грамоте, которая охватила 1 242 000 учащихся, в том числе 800 000 женщин и девочек;

4. начиная с 2002 года, в Афганистане совместно с Организацией UNESCO была проведена реформа образования, в рамках которой создана разветвленная сеть административного аппарата по вопросам образовательного процесса, среди которых Министерство образования и Министерство высшего образования, а так же Национальный институт планирования образования;

5. во взаимодействии с UNESCO, Национальным институтом планирования образования, было подготовлено 741 квалифицированный сотрудник образования из всех 34 провинций Афганистана.

Однако, несмотря на положительную динамику в сфере осуществления образовательного процесса в Афганистане, стоит сказать, что вызовы, перед которыми стоит государство, подвергают любое достижение краху. Среди первоочередных задач, подлежащих решению, стоит выделить следующие:

1. по-прежнему высокий уровень неграмотности среди молодежи. В возрасте от 1521 года 12 миллионов людей не обладают базовыми навыками чтения, письма и счета. По данным United Nations Development Programme от 2020 года, индекс человеческого развития в Афганистане составляет 0,511%, тем самым позиция в рейтинге, занимаемая Республикой, 169 из 189 стран. Индекс неграмотного населения по-прежнему достаточно высок и составляет 41,8%. В соответствии с рейтингом стран, который был разработан и составлен UNESCO в 2020 году, отражающий уровень грамотности населения среди всех государств мира, Афганистан занимает 170 место [5];

2. на устойчивое развитие Афганистана непосредственно влияет политическая расстановка сил, захват власти Талибаном, организацией, которая находится под санкциями ООН за террористическую деятельность. Как следствие, увеличение вооруженных конфликтов с привлечением детей не позволяет не то, что осуществлять образовательный процесс, а безопасно находиться на территории государства, что является прямым нарушением Конвенции ООН о правах ребенка от 1989 года [6]. Министерством образования Афганистана приняты меры по преодолению вооруженных конфликтов в школах, в частности к каждому классу приставлен вооруженный телохранитель, обеспечивающий безопасность пребывания детей в школах;

3. эпидемиологическая обстановка в стране, связанная с распространением коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 (2019-nCoV), не позволяет детям присутствовать на занятиях в школах и высших учебных заведениях. Уровень экономического развития страны не позволяет реализовывать образовательный процесс с использованием дистанционных технологий;

4. недостаточное финансирование, запрашиваемое у ООН, влечет за собой тяжкие последствия в виде повсеместно распространяющегося голода и увеличению процента детской смертности. По данным Координатора гуманитарной помощи ООН в Афганистане Рамиаз Алакбарова, финансирование находится практически на уровне 37%, более 3-х миллионов детей в возрасте до пяти лет уже находится в состоянии постоянного недоедания, трое из четырех рожденных детей не доживают до года [7];

5. высокий процент нелегальной трудовой занятости детского населения в возрасте

от 7 до 14 лет;

6. эмиграция молодых ученых в страны СНГ с целью дальнейшего обучения и отказ от возвращения на родину приводит к оттоку квалифицированных кадров из страны и замедлению научно-технического, экономического и социального развития страны.

Представляется, что в рамках решения обозначенных задач, негативно сказывающихся на реализации права на доступное и качественное образование, необходимо предложить следующие концептуальные пути решения вопросов, которые стоят перед властями Афганистана, в краткосрочном периоде:

1. в соответствии с ратифицированной Афганистаном Декларацией о безопасных школах, просим оказать международное содействие в части обеспечения безопасного посещения детьми школ и недопущения вовлечения детей в вооруженные конфликты с целью соблюдения Конвенции о правах ребенка [8];

2. все заинтересованные стороны, прежде всего власти Афганистана, должны вернуть учащихся к открытому и доступному для всех образовательному процессу для реализации Цели 4 в области устойчивого развития государства, в том числе учащиеся, относящиеся к числу внутренне перемещенных лиц [9];

3. устранение гендерного неравенства образовательного процесса, в особенности в отдаленных от основных агломераций районах Афганистана;

4. изменение образовательных программ с опорой на формирование базовых навыков и умений у обучающихся для устойчивого развития Афганистана в рамках реализации проекта 0бразование-2030 [10].

В заключении стоит отметить, что поддерживая политику, реализуемую ООН, не представляется возможным решить национальные проблемы без международного сотрудничества. На наш взгляд, необходимо наладить межгосударственные связи, в том числе по вопросам оказания гуманитарной помощи, устранении барьеров, связанных с отправлением легальной государственной власти, установлении мира в Республике. Представляется, что предложенные пути устранения имеющихся недостатков положительно скажутся на образовательном процессе в Афганистане.

Пристатейный библиографический список:

1. Ибрагимов М. Г. Ибрагимова Е. М. Правовое регулирование в сфере образования в контексте государственной образовательной политики // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов-Москва: Саратовский филиал Института государства и права РАН, 2012. - С. 128-131.

2. Оганесян К.Г. Конституционно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере образования: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Оганесян Карен Гаспарович. - Москва, 2012. -23 с.

3. Ильина О. М. Конституционное право на основное общее образование и гарантии его реализации детьми-инвалидами в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / Оксана Михайловна Ильина. - Саратов, 2010. - 28 с.

4. Право на образование: что поставлено на карту в Афганистане? Доклад ЮНЕСКО от 10.09.2021 [Электронный ресурс] - URL: https://ru.unesco.org/

5. Индекс уровня образования Институт статистики ЮНЕСКО от 13.11.2021 2021 [Электронный ресурс] -URL: http://hdr.undp.org/

6. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. [Электронный ресурс] -URL:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

7. Интервью Координатора ООН по Афганистану Рамиаз Алакбарова от 19.07.2021 [Электронный ресурс] -URL: https://news.un.org/

8. Декларация о безопасных школах от 25 мая 2015г. [Электронный ресурс] - URL: https://protectingeducation.org

9. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года [Электронный ресурс] - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml

10. Инчхонская декларация. Образование 2030: Обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни (принята на Всемирном форуме по вопросам образования, проходившем в мае 2015 г. в Инчхоне, Республика Корея). [Электронный ресурс]. -URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002338/233813M.pdf.

СЕКЦИЯ II. Совет Безопасности ООН. Повестка: «Защита детей

в вооруженных конфликтах»

Для цитирования: Чернядьева А.С. Роль Совета Безопасности ООН в обеспечении защиты детей во время вооруженных конфликтов (по материалам Третьей всероссийской конференции в форме ролевой игры «Модель ООН в Крыму») / Науч.рук. к.ю.н., Пастухова Л.В.; Крымский филиал ФГБОУ ВО РГУП // Океанский менеджмент. 2022. № 1С(14). С.59-63.

Чернядьева А.С.

Крымский филиал ФГБОУ ВО РГУП Магистрант

Научный руководитель: к.ю.н., Пастухова Л.В.

Крымский филиал ФГБОУ ВО РГУП Кафедра государственно-правовых дисциплин, доцент

РОЛЬ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ТРЕТЬЕЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ФОРМЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ «МОДЕЛЬ

ООН В КРЫМУ»)

Аннотация. в статье поднимается проблема участия детей в вооруженных конфликтах и предлагаются способы недопущения их участия. В статье рассказывается о проведении конференции «Модель ООН в Крыму» и о ее значении для студентов.

Ключевые слова. Совет Безопасности ООН, защита детей, вооруженные конфликты, «Модель ООН в Крыму».

THE ROLE OF THE UN SECURITY COUNCIL IN PROTECTION OF CHILDREN

DURING ARMED CONFLICTS (BY THE MATERIALS OF THE THIRD ALL-RUSSIAN CONFERENCE IN THE FORM OF THE ROLE GAME «MODEL UN IN

CRIMEA»)

Annotation. The problem of the participation of children in armed conflicts is raised in the article. Ways to prevent the participation of children are proposed in the article. The author tells in the article about the conference "Model UN in Crimea" and its significance for students. Keywords. UN Security Council, child protection, armed conflicts, «Model UN in Crimea».

22-25 октября в стенах Крымского филиала Российского государственного университета правосудия прошла Третья Всероссийская конференция в форме ролевой игры «Модель ООН в Крыму». Организация Объединенных Наций является ключевой международной организацией, обеспечивающей международную безопасность, способствующей международному сотрудничеству. «Модель ООН в Крыму» -конференция, благодаря которой студенты и школьники не только учатся выступать на публике, но и углубляются в теорию международного и национального права.

В октябре 2021г. было решено смоделировать работу комитетов, в обязанности которых входит поддержание международного мира и безопасности (Совет Безопасности ООН) и укрепление мира и безопасности за счет расширения сотрудничества государств в области образования, культуры и науки (ЮНЕСКО).

В данной статье речь пойдет о работе секции Совет Безопасности ООН (далее -СБ ООН). Моделирование работы СБ ООН проводилось впервые. Темой секции стала: «Защита детей во время вооруженных конфликтов». Организаторы и участники постарались максимально близко передать атмосферу взаимоуважения между государствами, которая царит в СБ ООН во время заседаний. Участники общались между собой вежливо, избегая резких высказываний и обвинений в адрес друг друга.

Выбор Совета Безопасности ООН обусловлен тем, что СБ ООН является одним из ключевых органов ООН. В соответствии со ст.24 Устава ООН Совет Безопасности ООН является главным органом ООН, который несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности [1].

СБ ООН стремится поддерживать международный мир и безопасность различными способами: предотвращение конфликтов, оказание содействия в примирении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.