Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ИНДИЯ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ИНДИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
273
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ / ЮНЕСКО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковалишина К.В.

В статье исследуются вопросы обеспечения права на образование в Индии, путем анализа действующего законодательства и практики его применения, приводится официальная статистика ЮНЕСКО, а также данные некоторых независимых исследований. Автором исследуются основные проблемы, возникающие при обеспечении права на образования в Индии, формулируются основные пути решения, основываясь на нормах международного и национального права, а также на современной индийской правовой доктрине.The article explores the realization of the right to education in India by analysing existing legislation and its application, the official statistics of UNESCO, as well as some independent studies. The author explores the main problems encountered in the realization of the right to education in India and formulates the main solutions based on international and national law as well as modern Indian legal doctrine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ИНДИЯ»

Для цитирования: Ковалишина К.В. Обеспечение права человека на образование в республике Индия / Науч.рук. к.ю.н., Пастухова Л.В.; Крымский филиал ФГБОУ ВО РГУП // Океанский менеджмент. 2022. № 1С(14). С.38- 43.

Ковалишина К.В.

Крымский филиал ФГБОУ ВО РГУП Бакалавриат

Научный руководитель: к.ю.н., доцент Пастухова Л.В.

Крымский филиал ФГБОУ ВО РГУП Кафедра государственно-правовых дисциплин, профессор

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ИНДИЯ

Аннотация. В статье исследуются вопросы обеспечения права на образование в Индии, путем анализа действующего законодательства и практики его применения, приводится официальная статистика ЮНЕСКО, а также данные некоторых независимых исследований. Автором исследуются основные проблемы, возникающие при обеспечении права на образования в Индии, формулируются основные пути решения, основываясь на нормах международного и национального права, а также на современной индийской правовой доктрине. Ключевые слова. Международные стандарты обеспечения права на образование, ЮНЕСКО, национальная имплементация норм международного права.

THE RIGHT TO EDUCATION IN THE REPUBLIC OF INDIA

Annotation. The article explores the realization of the right to education in India by analysing existing legislation and its application, the official statistics of UNESCO, as well as some independent studies. The author explores the main problems encountered in the realization of the right to education in India and formulates the main solutions based on international and national law as well as modern Indian legal doctrine.

Keywords. International standards for the right to education, UNESCO, national implementation of international law.

Будучи быстро развивающейся страной, Индия, как государство, сталкивается с социальными проблемами, возникающими в следствие социально-культурной гегемонией и гендерным неравенством, которые приводят к неравенству в доходах и возможностях.

В течение последнего десятилетия показатели успеваемости детей в Индии неуклонно снижались. Это происходит несмотря на увеличение бюджетных расходов на образование - от 36 до 46 млн рупий за десятилетний период (2006-2016 гг.).

Ежегодный доклад о положении в сфере образования [1] и Национальное обследование достижений [2], проводимые правительством Индии, свидетельствуют о том, что, хотя каждый год дети переходят в старшие классы, очень немногие из них добиваются ожидаемых результатов.

Пандемия привела к переходу к онлайн-образованию, и это повлекло за собой последствия. Доклад за 2020 показал, что 5,3% сельских детей в возрасте 6-10 лет не посещали школу в этом году, по сравнению с 1,8% в 2018 году.

С этой целью Фонд Централ Сквер в 2020 году провел исследование [3], в ходе которого изучал правительственные данные о состоянии школьного образования в Индии с 2013 по 2018 год. Необходимо выделить следующие тенденции:

1. Наблюдается неуклонное снижение показателей охвата начальным образованием.

2. Больше девочек зачисляется в школы во все классы. Произошло значительное улучшение общего коэффициента охвата школьным образованием, в период с 2008 по 2015 год он увеличился на 21%. Общий коэффициент охвата школьным образованием для девочек равен или превышает соответствующий показатель для мальчиков на всех уровнях образования.

Правительство и неправительственные организации предпринимают последовательные усилия по обеспечению грамотности и обучения женщин в Индии. С момента обретения независимости было начато осуществление ряда правительственных программ, одним из ключевых компонентов которых является просвещение по вопросам гендерного равенства; в 1952 году в рамках Программы общинного развития была

введена программа социального образования, включая обучение грамоте. Много лет спустя Комиссия по вопросам образования Котари подчеркнула важность ускоренного роста грамотности. В Национальной политике в области образования 1968 года, наряду с одобрением рекомендаций Комиссии Котари, также подчеркивается важность разработки и осуществления программ образования для взрослых и программ непрерывного образования в качестве приоритетных вопросов.

Бывший премьер-министр Индии, Раджив Ганди, признавая, что неграмотность является одним из основных препятствий на пути комплексного развития Индии, еще в 1988 году инициировал Национальную компанию по ликвидации неграмотности в качестве одной из пяти технологических миссий в Индии с упором на функциональную грамотность, в первую очередь для женщин в целях повышения уровня грамотности.

В рамках этой компании работают краткосрочные программы профессиональной подготовки и ориентации в целях повышения профессиональной квалификации и тем самым пытаются улучшить экономическое положение индийских женщин; в том числе предоставление библиотек и читальных залов для создания условий, способствующих распространению грамотности и созданию обучающегося общества, и организация культурных и рекреационных мероприятий при эффективном участии общин.

В дополнение к этой программе, Sarva Shiksha АЬЫуап (SSA; Образование для всех), стала флагманской программой, введенной индийским правительством, в соответствии с восемьдесят шестой поправкой к Конституции Индии, гарантирующей бесплатное и необходимое образование для детей в возрасте от 6 до 14 лет. Эта программа была попыткой стимулировать своевременную универсализацию начального образования (УЭ), что является главной целью SSA. Академические усилия 88Л распространились на вспомогательную программу под названием Махила Самахия (образование в интересах равенства женщин). Эта программа осуществляется в сотрудничестве с правительствами отдельных штатов, и основное внимание в ней уделяется образованию и расширению прав и возможностей женщин в сельских районах, особенно женщин из социально и экономически маргинализованных групп. Кроме того, Махила Самахия внедряет альтернативные парадигмы для усиления мобилизации женщин и расширения их прав и возможностей и успешно переносит акцент на экономические меры в качестве главного результата.

В рамках вышеупомянутых правительственных и неправительственных программ основное внимание уделяется сокращению гендерного неравенства путем обеспечения равных возможностей в области образования для индийского женского населения.

3. Число учащихся частных школ увеличилось с 2013-2014 годов.

4. 85% школ в Индии расположены в сельских районах.

5. 1,1 млн школ в Индии являются государственными.

6. Общее число преподавателей увеличилось как в городских, так и в сельских районах.

Тем не менее, проблема образования всё ещё стоит очень остро в Индии. Так, в разной степени правительство Индии нацелено на решение следующих проблем:

1. Высокие показатели детей, оставивших школу. Серьезной проблемой в системе образования является высокий уровень детей, бросивших обучение в государственных школах. Это объясняется рядом факторов, таких, как нищета, отсутствие туалетов, удаленность школ, детские браки, патриархальный менталитет и культурные факторы.

2. Отсутствие инфраструктуры. Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются государственные школы, является нехватка питьевой воды, электричества, туалетов, низкий уровень гигиены и т.д.

3. Качество подготовки преподавателей. Еще одной проблемой является нехватка подготовленных и квалифицированных учителей. Помимо нехватки квалифицированных учителей, на них также ложится бремя неакадемической работы, которая расходится с их ориентацией на преподавание. Так, согласно исследованию, проведенному Национальным институтом планирования [4] и управления в области образования, преподаватели тратят на преподавание лишь около 19% своего времени, в то время как остальная часть времени занята главным образом административной работой, не связанной с преподаванием.

4. Закрытие школ. Из-за низкой численности учащихся и нехватки учителей многие государственные школы закрываются.

5. Коррупция и утечка средств. Большая часть средств, выделяемых на развитие школ, используется главным образом коррумпированными посредниками. Поскольку эти средства, переведенные из центрального правительства в государственные школы, зачастую доходят до них не в полном объеме.

Какие нормы международного права, регламентирующие право на образование, являются обязательными для Индии? Индия присоединилась к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) 10 апреля 1979 года, статья 13 которого закрепляет признание государством-участником права на образование, элементы, необходимые для полного осуществления этого права, создание государственных школ и запрет на осуществление препятствий для образования частных учебных заведений. Она присоединилась к Конвенции о правах ребенка 11 декабря 1992 года, в статьях 28 и 29 Конвенции закреплено право ребенка на образование на основе равных возможностей. Она ратифицировала Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации 3 декабря 1968 года и в соответствии со статьей 5 Конвенции обязуется запретить и ликвидировать расовую дискриминацию и обеспечить равные возможности при осуществлении права на образование и профессиональную подготовку. Индия подписала Конвенцию о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней 30 марта 2007 года и ратифицировала ее 1 октября 2007 года без оговорок и заявлений. Статья 24 Конвенции закрепляет основные положения, регламентирующие право инвалидов на образование.

Право на образование является неотъемлемой частью конституционного мандата ЮНЕСКО. Устав ЮНЕСКО гласит, что «все имеют равные возможности для получения образования». Дакарские рамки действий: образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств (приняты Всемирным экономическим форумом, Сенегал, 26 -28 апреля 2000 года) [5] обязует правительства укреплять национальные и региональные механизмы для обеспечения того, чтобы образование для всех было включено в повестку дня каждого национального законодательного органа. Дакарские рамки действий также подчеркнули, что на национальном уровне необходимо принять конкретные меры для укрепления правовых основ права на образование в национальных системах.

По данным ЮНЕСКО, число индийских иностранных студентов, зачисленных на программы обучения за рубежом, удвоилось с 134880 в 2004 году до 278383 в 2017 году [6].

На сегодняшний день большинство детей в Индии по-прежнему посещают государственные школы, по крайней мере на более низких уровнях школьного образования. По данным ЮНЕСКО, в 2016 году более 65% учащихся начальных классов и около 58% учащихся неполных средних школ были зачислены в государственные школы. Однако большинство учащихся в старших классах средней школы (59%) посещали частные учебные заведения, и ожидается, что большинство учащихся на всех уровнях школьного образования в скором времени будут зачислены в частные учебные заведения.

Помимо тревожных показателей детей, бросивших школы, система школьного образования Индии по-прежнему страдает от таких проблем, как высокие показатели соотношения учителей и учащихся, низкообразованные учителя и посредственные результаты обучения. Хотя многие имеющиеся сравнительные данные несколько устарели, они свидетельствуют о существенных недостатках индийской системы. Например, средняя продолжительность школьного обучения среди населения старше 25 лет в 2011 году составляла лишь 5,4 года по сравнению с более чем 13 годами в западных странах, таких как США, Великобритания или Германия. Уровень грамотности среди молодежи также остается ниже общемирового среднего показателя, составляющего 89,6 процента - согласно последним имеющимся данным ЮНЕСКО, в 2011 году он составлял 86,1 процента.

При сопоставлении международных студенческих показателей важно отметить, что данные, представляемые различными учреждениями и правительствами, различаются в силу различий в методологии сбора данных, определениях «международного учащегося» и видах регистрируемой мобильности (кредит, степень и т.д.).

Статистические данные Института ЮНЕСКО являются наиболее надежной точкой отсчета для сравнения, поскольку они составляются на основе одного стандартного метода. Вместе с тем следует отметить, что в него включены только студенты, обучающиеся по программам высшего образования. В нее не включаются учащиеся, обучающиеся по краткосрочным обменам за рубежом, или учащиеся, зачисленные в среднюю школу или обучающиеся по краткосрочным программам языковой подготовки, например.

26 августа 2009 года правительство Индии приняло Закон о праве детей на бесплатное и обязательное образование (далее - Закон о праве на образование). В статье 3(1) главы II Закона содержится положение о том, что каждый ребенок в возрасте от 6 до 14 лет имеет право на бесплатное и обязательное образование в местной школе до завершения начального образования. Это не первая попытка Индии добиться всеобщего начального образования. Неспособность достичь целевых показателей, установленных в пятилетних планах и нескольких ведущих программах, привела к смещению целевого показателя в сторону уменьшения все больше и больше с каждым годом. Однако 86-я поправка к Конституции 2002 года, в результате которой в 2009 году был принят Закон о праве на образование, впервые признала начальное образование в качестве одного из основных прав. Это событие считалось переломным в истории всеобщего начального образования, поскольку оно обеспечило необходимые правовые возможности для нескольких существующих государственных программ по всеобщему начальному образованию в Индии.

Наряду с законодательной базой в Законе о праве на образование был предусмотрен ряд радикальных мер: впервые в нем был определен уровень минимального качества обычной школы. Таким образом, в Законе [7] изложены основные требования к инфраструктуре, квалификации преподавателей и структуре учебных программ, а также порядок проведения классных Закон также запрещает телесные наказания в любой форме. Однако наиболее радикальным положением, включенным в Закон, является статья 12 1(С), которая предусматривает резервирование не менее 25% мест для социально и экономически неблагополучных учащихся на уровне поступления в частные школы без посторонней помощи [8], расходы которых возмещаются государством. Таким образом, закон обеспечил, чтобы частные школы также взяли на себя ответственность за достижение этой более широкой социальной цели.

Несмотря на эти меры, предпринятые государством, Закон подвергается резкой критике со стороны индийских исследователей как в отношении его положений, так и в отношении вопросов, связанных с его осуществлением. Каушал [9] отмечает, что, хотя Закон о праве на образование и вселил надежду в школьников, в сфере начального образования наблюдается разительное неравенство как в качественном, так и в количественном отношении, что приводит к неравенству в доступе к нему в различных местах, экономических категориях, социальных группах и по признаку пола. Другая философская школа предпочитает называть Закон «о праве на школьное обучение», но не «образование», утверждая, что слишком много внимания уделяется инфраструктуре, а не качеству обучения [7]. Однако Кришнан, Секхар, Теджа и Свами [10] в своем исследовании отмечают, что школы, учителя, набор, соотношение между учениками и учителями, соотношение учащихся и классных комнат и другие учреждения, предшествующие вступлению в силу Закона о праве на образование, были лучшего качества, чем период, последовавший за его принятием. Ими указывается, что этот закон не обеспечивает ни право на образование, ни право на школьное обучение. Они утверждают, что Закон о праве на образование поощряет мультипликационную и неравноправную структуру образования, а не общую школьную систему.

Как справедливо отмечают российские исследователи [11, С. 26], правительство Индии уделяет повышенное внимание проблеме низкой грамотности среди определенных слоев населения и предпринимает множество инициатив, о которых мы говорили выше. Несмотря на очевидное отставание Индии в реализации права населения на образование, которое подтверждается исследователями, государство предпринимает возможные меры по его сокращению [12, С. 140].

Таким образом, основными проблемами, касающимися каждого уровня образования в Индии, являются качество и актуальность. Индия сталкивается с большими трудностями в удовлетворении растущих потребностей в современной рабочей силе. К числу потребностей, с которыми сталкивается сектор образования Индии, относятся соответствующая учебная программа, квалифицированные преподаватели, финансовая поддержка учащихся и надлежащие условия. Дополнительные проблемы связаны с неспособностью удовлетворить различные языковые, социальные, региональные и местные потребности такой крупной страны в области образования. Недавние достижения в области управления в Индии сделали это особенно подходящим временем для того, чтобы правительство взяло на себя еще больше обязательств по развитию системы образования Индии.

Также на примере состояния обеспечения права человека на образование в Индии, мы можем констатировать его полную зависимость от экономического развития государства и его социальной ориентированности. На уровень обеспеченности права на образования также влияют ограниченные возможности международного контроля в этой сфере, который мог бы оказывать, по крайней мере, политическое влияние на государство.

Для преодоления указанных проблем было бы целесообразно составить планы развития школ Индии в соответствии с Законом о праве детей на бесплатное и обязательное образование 2009 года, это будет способствовать полному проведению в жизнь указанного Закона на федеральном уровне и уровне штатов. Также необходимо улучшить работу по подготовке детей к школе и расширить программы обучения детей в раннем возрасте, принять дополнительные программы, направленные на сокращение высокого уровня детей, прекративших обучение в школах, принимать меры, направленные на расширение доступа подростков к среднему образованию, и развивать и поощрять качественное профессионально-техническое образование для детей, прекративших посещать школу, в целях формирования у детей необходимых навыков. Индия также не ратифицировала ни одну процедуру подачи жалоб (сообщений) в международные органы по контролю за соблюдением договоров по правам человека [13][14], в то время как устранение подобного пробела поспособствует более качественному обеспечению осуществления права на образование.

Пристатейный библиографический список:

1. Annual Status of Education Report (Rural) 2020. Wave 1. February 1, 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://img.asercentre.org/docs/ASER%202021/ASER%202020%20wave%201%20-%20v2/aser2020wave1report_feb1.pdf (Дата обращения: 25.12.2021)

2. National Achievement Survey- State Reports. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ncert.nic.in/src.php?ln= (Дата обращения: 25.12.2021)

3. School Education in India Data Trends and Policies-2020. The Central Square Foundation research. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.centralsquarefoundation.org/school-education-in-india-data-trends-and-policies-2020/ (Дата обращения: 25.12.2021)

4. The National Institute of Education Planning and Administration (NIEPA) report. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.news18.com/news/india/teachers-spend-only-19-of-their-time-in-educating-students-poll-duty-and-surveys-take-up-rest-1884135.html (Дата обращения: 25.12.2021)

5. Дакарские рамки действий: образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств. Приняты Всемирным экономическим форумом, Сенегал, 26-28 апреля 2000 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/events/literacy/dakar.htm (Дата обращения: 25.12.2021)

6. Trines, S. (2018). Education in India. World Education News & Reviews. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wenr.wes.org/2018/09/education-in-india (Дата обращения: 25.12.2021)

7. Bhatty, K. (2014). Review of elementary education policy in India: Has it upheld the constitutional objective of equality? Economic & Political Weekly, 49(43 & 44), 100-107.

8. Sarin, A., Dongre, A., Khanghta, P., Varshney, N., Gaur, A., & Sengai, A. (2018). Implementation of section 12(1)(C) of the Right to Education Act. Economic & Political Weekly, 53(8), 31-38.

9. Kaushal, M. (2012). Implementation of right to education in India: Issues and challenges. Journal of Management and Public Policy, 4(1), 42-48.

10. Krishna, A. H., Sekhar, M. R., Teja, K. R., & Swamy, B. A. (2017). Primary education during pre and post right to education (RTE) act 2009: An empirical analysis of selected states in India. International Journal of Humanities and Social Science Invention (IJHSSi), 6(11), 41-51.

11. Зиборов, О. В. К вопросу о конституционных основах права на образование в Индии / О. В. Зиборов // Вестник экономической безопасности. - 2018. - № 2. - С. 25-27.

12. Лутошкина, А. К. Право на образование в России и зарубежных государствах: сравнительно-правовой подход / А. К. Лутошкина // Личность, общество и государство в правовом измерении: Материалы национальной научно-практической конференции, Иркутск. - 2021. - С. 135-140.

13. India Homepage. The Office of the High Commissioner for Human Rights (UN Human Rights). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ohchr.org/EN/Countries/AsiaRegion/Pages/INIndex.aspx (Дата обращения: 25.12.2021)

14. Reporting status for India. UN Treaty Body Database. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/ahtB3 (Дата обращения: 25.12.2021)

Для цитирования: Копычинская М.А. О содержании права на образование в практике Европейского суда по правам человека / Науч.рук. д.ю.н., Чернядьева Н.А.; Крымский филиал ФГБОУ ВО РГУП // Океанский менеджмент. 2022. № 1С(14). С.43-48.

Копычинская М.А.

Крымский филиал ФГБОУ ВО РГУП Бакалавриат

Научный руководитель: д.ю.н., Чернядьева Н.А.

Крымский филиал ФГБОУ ВО РГУП Кафедра государственно-правовых дисциплин, профессор

О СОДЕРЖАНИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ ЕВРОПЕЙСКОГО

СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация. В данной статье исследуются подходы ЕСПЧ к толкованию положений статьи 2 Протокола 1 к Европейской конвенции по правам человека и его позиция по оценке происходящих нарушений, отраженных жалобами. Исследуется вопрос возложения ответственности на государство за нарушение указанной статьи на примере постановления ЕСПЧ от 19 октября 2012 года по делу Катан и другие против Молдовы и России.

Ключевые слова. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейский суд по правам человека, образование, право на образование.

ON THE CONTENT OF THE RIGHT TO EDUCATION IN THE PRACTICE OF THE EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS

Annotation. This article explores the approaches of the ECHR to the interpretation of the provisions of article 2 of Protocol 1 to the European Convention on Human Rights and its position on the assessment of violations reflected by complaints. The article examines the issue of imposing responsibility on the state for violation of this article on the example of the ECHR ruling of October 19, 2012 in the case of Katan and Others v. Moldova and Russia.

Keywords. European Convention on Human Rights, European Court of Human Rights, education, right to education.

Развитие европейской интеграции оказывает влияние на многие сферы деятельности государств — членов Совета Европы, в том числе на осуществление социальных прав, которые в современных условиях рассматриваются как необходимая предпосылка демократии. Обеспечение последней, наряду с верховенством права и уважением прав человека, считается главной целью Совета Европы. Для достижения цели № 4 (качественное образование) в области устойчивого развития перед Советом Европы поставлена цель к 2030 году обеспечить равный доступ всех женщин и мужчин к доступному и качественному профессиональному и высшему образованию, что в свою очередь предполагает не только проведение результативной образовательной политики, но и налаженный, эффективный наднациональный механизм защиты права на образование, которым выступает Европейский Суд по правам человека (далее - ЕСПЧ, Суд).

Право на образование относится к правам человека второго поколения [1]. Это имеет значение для понимания природы данного права. Так, его осуществление предполагает непосредственное участие государства. М.Л. Энтин отмечает: «провозглашение экономических, социальных и культурных прав ориентировано на перспективу. Оно задает вектор развития. За соответствующими правами признается программный, рамочный характер. Их наполнение конкретным юридическим содержанием меняется по мере проведения социальных реформ, роста благосостояния, общего улучшения экономической конъюнктуры и т. д.» [2, с. 279].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.