Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ДОСТУПНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ДОСТУПНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПАНДЕМИЯ COVID 19 / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ООН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукьянов Н. В.

Статья посвящена международной проблеме реализации права на образование в условиях пандемии COVID 19. Содержание статьи составляет анализ проблем, с которыми столкнулось мировое сообщество и анализ принимаемых им мер. В ходе исследования была выявлена недостаточность имеющихся международно-правовых средств и были предложены международно-правовые инструменты преодоления сложившихся трудностей.The article is devoted to the international problem of realizing the right to education in the context of the COVID 19 pandemic. The content of the article is an analysis of the problems faced by the community and the measures taken by it. In the course of the research was revealed the insufficiency of available international legal means and were proposed international legal tools to overcome the existing difficulties.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ДОСТУПНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД»

Для цитирования: Лукьянов Н.В. Цифровизация как инструмент реализации права на доступное образование. Международно-правовой подход / Науч. рук. д.ю.н., Чернядьева Н.А.; Крымский филиала ФГБОУ ВО РГУП // Океанский менеджмент. 2021. № 4(13). С. 14-17.

Лукьянов Н.В.

Крымский филиала ФГБОУ ВО РГУП, Факультет подготовки специалистов для судебной системы,

Бакалавриат, 4 курс Научный руководитель: д.ю.н., Чернядьева Н.А.

Крымский филиала ФГБОУ ВО РГУП Кафедра государственно-правовых дисциплин, профессор

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ДОСТУПНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД

Аннотация. Статья посвящена международной проблеме реализации права на образование в условиях пандемии COVID 19. Содержание статьи составляет анализ проблем, с которыми столкнулось мировое сообщество и анализ принимаемых им мер. В ходе исследования была выявлена недостаточность имеющихся международно-правовых средств и были предложены международно-правовые инструменты преодоления сложившихся трудностей. Ключевые слова. Цифровизация, образование, пандемия COVID 19, международное право, ООН.

DIGITALIZATION AS AN INSTRUMENT FOR REALIZING THE RIGHT TO ACCESSIBLE EDUCATION IN A PANDEMIC ENVIRONMENT. INTERNATIONAL LEGAL APPROACH

Abstract. The article is devoted to the international problem of realizing the right to education in the context of the COVID 19 pandemic. The content of the article is an analysis of the problems faced by the community and the measures taken by it. In the course of the research was revealed the insufficiency of available international legal means and were proposed international legal tools to overcome the existing difficulties.

Keyword. Digitalization, education, COVID 19 pandemic, international law, UN

Всемирная эпидемия COVID-19 радикально изменила многочисленные сферы жизни человечества и послужила катализатором множества общемировых проблем. Кризис COVID-19 не ограничивается чрезвычайной ситуацией в области охраны общественного здоровья, поскольку ставит под угрозу основные права человека, включая право на образование.

Ввиду того, что право на образование является основополагающим правом человека, от которого во многом зависит реализация других прав, защита этого права на международном уровне опирается на прочную основу международных конвенций и договоров, ратификация которых налагает на государства обязанность по соблюдению, защите и осуществлению этого права. Всеобщая декларация прав человека, Пакт об экономических, социальных и культурных правах [1, c. 291], Конвенция о правах ребенка [2] закрепляют, конкретизируют и определяют меры обеспечения права на образование на международном уровне.

Несмотря на обширную нормативную базу, пандемия COVID-19, по данным ООН, привела к крупнейшему за всю историю сбою в функционировании систем образования, который затронул почти 1,6 миллиарда учащихся в более чем 190 странах и на всех континентах. [3] Ввиду исключительной ситуации и в целях сохранения жизни людей у стран не было иного выбора, кроме как принимать чрезвычайные меры. Всеобщие режимы изоляции, вводимые для замедления распространения вируса, в силу необходимости ограничивают свободу, привели к ограничению в том числе и права на образование.

По данным ЮНЕСКО, более 100 стран осуществили закрытие школ в масштабах всей страны, что затронуло более половины учащихся во всем мире. [4]

Такие ограничения позволяют государствам бороться с распространением заболевания, однако, противодействуя инфекции, государства не должны забывать об обязанности обеспечить доступность образования, как ключевому элементу данного

права. И в современном контексте, говоря о доступности, приходится говорить не об общепринятом толковании, которое вкладывается во Всеобщую Декларацию прав человека, Пакт об экономических, социальных и культурных правах (открытие школ в зоне пешей доступности учеников, бесплатность образования и т.д.[5]), а именно о наличии технического доступа к образованию.

Мировое сообщество столкнулось с рядом проблем, связанных с неготовностью к быстрому переходу консервативных образовательных систем к цифровым формам обучения, что сильно усугубило и так существующую мировую проблему доступности образования; к имеющемся ранее формам дискриминации: гендерной, экономической и другим, добавилась еще одна, цифровая.

СОУГО-19 привел к усилению ряда существующих проблем в области неравенства между теми, у кого есть доступ к цифровым технологиям, и теми, у кого его нет, включая людей из малообеспеченных слоев населения.

Для поиска оптимальных путей обеспечения права на доступное образование представляется полезным изучить правовой опыт зарубежных стран.

Правительства всех стран мира с начала пандемии искали пути к устранению сложившихся трудностей. На вебинаре, посвящённом переходу на дистанционное обучение, проводимым ЮНЕСКО спикеры поделились опытом своих государств и пришли к выводу, что важную роль в разрешении проблемы обеспечения образования в условиях ограничения права на передвижение, играют министерства образования, выступая в качестве связующего звена между государственными органами, частными компаниями, университетами и школами. Зачастую министерства сотрудничают и с образовательными онлайн-платформами для предоставления равного доступа к информации всем учащимся. [6]

Так, министерство образования Италии инвестировало 85 миллионов евро в предоставление оборудования для удаленного обучения учащимся, не имеющим доступа к подобной технике [7].

В Руанде правительство взялось за борьбу с проблемами связи и значительно возросшим спросом на платформы онлайн-обучения, в ответ на который еще не сформировалось предложение. Как следствие, правительство взяло на себя расходы по проведению связи в отдаленные регионы, чтобы снизить финансовую нагрузку на семьи с детьми школьного возраста [8].

Представитель информационной платформы в области образования и науки Южной Кореи (КЕЯ^) отметил необходимость инновационного подхода к онлайн-образованию, который будет включать смесь средств и механизмов для достижения максимальной эффективности. Так, корейская платформа включает не только виртуальные учебные классы, где учащиеся получают индивидуальную помощь, но и раздел для учителей, где они могут обменяться планами уроков, а также базу электронных учебников и открытый информационный портал.

Опираясь на приведенное выше, можно сформулировать выводы по цифровому обеспечению права на доступное образование в условиях пандемии.

1. государства с развитыми экономиками потратили огромные ресурсы для разрешения проблем связанных с цифровизацией образования. Для стран третьего мира такие методы недоступны по экономическим причинам.

2. вводимые меры бессистемны. Мировое сообщество ранее не сталкивалось с подобными ситуациями, и не имело заранее подготовленных правовых и эконмических инструментов. Потому все государства, имея единые проблемы, справлялись с ними по-разному, с разной степенью продуктивности.

3. существующие международно-правовые и национально-правовые механизмы показали свою уязвимость перед непредвиденными обстоятельствами, и в силу отсутствия опережающего правового регулирования, неспособность к обеспечению образования в условиях ограничения права на передвижение и чрезвычайной ситуации.

Основываясь на приведенном выше, можно предложить следующие международно-правовые инструменты повышения доступности образования в условиях пандемии:

1. Государствам необходимо сплотится для достижения единства в действиях по разрешению общемировых проблем; усилить межгосударственное сотрудничество для

создания цифровой образовательной системы, имеющей возможность функционировать в условиях неопределенности, порождаемой многочисленными глобальными вызовами, которые включают кризисы в области здравоохранения, системную социальную несправедливость и экономическое неравенство.

2. С похожими целями ЮНЕСКО в 2020 году создало Глобальную коалицию по вопросам образования, однако на сегодня она не включает в себя ни одного государства. В нее входят международные неправительственные организации, коммерческие компании, СМИ и научно-исследовательские ассоциации. [9]

Как отмечалась ранее, именно государства играют ключевую роль в обеспечении качества образования. Именно они являются субъектами международного права, взявшими на себя обязательства, по обеспечению права на образование. Они обладают опытом по преодолению трудностей в обеспечении доступности данного права и могут поделится им с остальным миром. Остается открытым, за пределами международного права, вопрос о возможностях неправительственных организаций, действовать в общемировых интересах. По той причине, что «в отличие от международных межправительственных организаций, международные неправительственные организации не выступают субъектами международного права... являясь физическими и юридическими лицами частного права»[10] они не берут на себя обязательства перед остальным миром. Они не обладают достаточным опытом даже на уроне одного государства. При этом многие из них являются коммерческими, то есть конечной целью их длительности является получение прибыли.

3. Требуется под эгидой ООН или ее специализированных учреждений и организаций (ЮНЕСКО и МСЭ) создать актуальную программу, включающую систему эффективных мер противодействия деградации образования. В нее должны входить: общий план цифровизации образования по всему миру, инструкции по формированию ИКТ компетентности преподавателей и учеников. Такая программа должна включать правовые нормы, регулирующие минимальные цифровые стандарты обеспечения доступности образования и способы их интеграции в национальные правовые системы с учетом разного экономического развития, а также меры поддержки отстающих стран, для обеспечения безоговорочной реализации права на образование вне зависимости от ограничения других прав.

4. Такая форма взаимодействия возможно при создании открытой для вступления международной структуры, возможно, органа ООН, отвечающей за цифровизацию во всем мире. Ее необходимость диктуется требованием международного взаимодействия по вопросам цифровизации образования и по другим цифровым проблемам, количество которых со временем будет только увеличивается (таковыми, например, выступают международное регулирование криптовалюты, NFT-токенов, краудсорсинга).

5. Российская Федерация неоднократно показывала свою открытость на международной арене к сотрудничеству в области образования и науки. [11] При создании международного органа, отвечающего за цифровизацию, в том числе и в сфере образования во всем мире, можно не сомневается, что Россия примет в ней участие, во благо нашей страны и всего мира.

Не возникает сомнений и в том, что наше государство, в силу территориальных и культурных особенностей, имеет свой специфический и в силу этого ценный опыт, который может лечь в основу международного плана цифровизации образования.

С точностью можно сказать, что пандемия COVID 19 не является последней. Знать заведомо, когда вспыхнет новая мировая проблема мы не можем, но уже сейчас можно с точностью утверждать, что необходимо формирование ответных действий на глобальном уровне. Необходимо снизить уязвимость человечества перед лицом пандемий, найти пути преодоления укоренившегося, в том числе из-за пандемии, неравенства и закрепить цифровые права человека, предназначение которых, в том числе, и в обеспечении основных прав человека, включающих и право на образование.

Пристатейный библиографический список:

1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. №17 (1831)

2. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. // [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/childcon.shtml

3. Концептуальная записка ООН: Образование в эпоху COVID-19, август 2020 года // [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy brief - education during covid-19 and beyond russian.pdf

4. ЮНЕСКО «Меры реагирования ЮНЕСКО в области образования в ответ на COVID-19», 25 марта 2020 // [Электронный ресурс] URL: http://ru.unesco.kz/unesco-s-education-measures-in-response-to-covid-19

5. Итоговый доклад ЮНЕСКО «На пути ко всеобщему обучению. Рекомендации Целевой группы по показателям обучения», сентябрь 2013 год. // [Электронный ресурс] URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/06/UNESCOLTMF-SummaryReportRUweb.pdf

6. Центр компетенций по взаимодействию с международными организациями «Вебинар ЮНЕСКО по переходу на дистанционное обучение: национальные подходы и вызовы» 23 марта 2020 // [Электронный ресурс] URL: https://globalcentre.hse.ru/news/351687003.html

7. ЮНЕСКО «Global Education Coalition» Members» // [Электронный ресурс] URL: https://globaleducationcoalition.unesco.org/members

8. Федоров В.Н. Организация Объединенных Наций и другие международные организации и их роль в XXI веке. — М.: Логос, 2007

9. 1 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования (заключено в Риме 10.02.1998) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=262701&dst=100008#PSp4CnS6p3qaKDev

10. Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области образования, науки и культуры (заключено в Москве 15.02.1994) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13981/

11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области высшего образования (заключено в Ташкенте 27.07.1995) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=1260#UCW4CnSkBBSkDDuk

Для цитирования: Ли В.Р. К вопросу о формировании специального международно-правового режима защиты прав инвалидов / Науч. рук. д.ю.н., Чернядьева Н.А.; Крымский филиала ФГБОУ ВО РГУП // Океанский менеджмент. 2021. № 4(13). С.17-20.

Ли В.Р.

Крымский филиала ФГБОУ ВО РГУП, Факультет подготовки специалистов для судебной системы,

Бакалавриат, 4 курс. Научный руководитель: д.ю.н., Чернядьева Н.А.

Крымский филиала ФГБОУ ВО РГУП Кафедра государственно-правовых дисциплин, профессор

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВАЛИДОВ

Аннотация. В настоящей статье анализируются международно-правовые документы в области защиты прав инвалидов. Изучен подход к улучшению положения людей с ограниченными возможностями с позиции осуществления прав человека. Автор приходит к выводу, что благодаря этим международно -правовым документам были созданы условия для принятия Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах инвалидов.

Ключевые слова. Права человека, инвалид, инвалидность, международно-правовая защита, «мягкое право».

TO THE QUESTION OF THE FORMATION OF A SPECIAL INTERNATIONAL LEGAL REGIME FOR PROTECTING THE RIGHTS OF

DISABLED PERSONS

Annotation. This article analyzes the international legal documents in the field of protecting the rights of persons with disabilities. The approach to improving the situation of people with disabilities from the perspective of the implementation of human rights has been studied. The author concludes that thanks to these international legal documents, conditions were created for the adoption by the UN General Assembly of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities. Key words. Human rights, disabled person, disability, international legal protection, «soft law».

Становление международной защиты прав инвалидов происходило поэтапно. Основой для возникновения международно-правового механизма защиты прав инвалидов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.