Научная статья на тему 'ПРАВО НА ДОСТУПНОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ НАРОДОВ МИРА: ОПЫТ ГРУЗИИ'

ПРАВО НА ДОСТУПНОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ НАРОДОВ МИРА: ОПЫТ ГРУЗИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ДОСТУПНОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРУЗИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / СНГ / COVID-19

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантазий Ю.В.

В работе рассматриваются характеристики реализации права на доступное образование в Грузии, проводится анализ темы доступного образования для всех народов мира на основе правового опыта Грузии. Выявлены проблемы обеспечения права на образование в связи с изменениями, вызванными пандемией Covid-19 в системе образования Грузии.The paper examines the characteristics of the realization of the right to affordable education in Georgia, analyzes the topic of affordable education for all peoples of the world based on the legal experience of Georgia. The problems of ensuring the right to education in connection with the changes caused by the Covid-19 pandemic in the education system of Georgia have been identified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВО НА ДОСТУПНОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ НАРОДОВ МИРА: ОПЫТ ГРУЗИИ»

16. Overview of the system of technical and vocational education in Pakistan TPO in Pakistan, UNESCO. Education in Pakistan Электронный ресурс: https://unevoc.unesco.org/home/Dynamic+TVET+Country+Profiles/country=PAK

17. Moin A., Fatima H., Kadir T.F. Pakistan's slow progress towards gender parity. // The Lancet. Global Health. February 3. 2018. Электронный ресурс: https://www.researchgate.net/publication/322866450_Pakistan's_slow_progress_towards_gender_parity

18. Sadruddin M. Teaching human rights through global teacher education in Pakistan. 2017. 702 р.

19. Asghar A. Representations of Canadian and Pakistani Muslim teachers about evolutionary science and evolutionary education. Evolution: Education and Propaganda. 2018. 495 р.

20. Tariq R. Madrassas: Religion, Poverty and the Potential for Violence in Pakistan. // IPRI Journal. Winter 2015. Vol.V, № 1. 570 р.

21. Доклад Всемирного Банка «Состояние водных ресурсов, санитарные условия и бедность в Пакистане». 11 ноября 2018. Электронный ресурс: https://regnum-ru.turbopages.org/regnum.ru/s/news/2518262.html

22. Доклад Конгресса США. Связь Пакистана с терроризмом. Сентябрь 2021. Электронный ресурс: https://clck.ru/Z7Nrv

23. Серенко И.Н. Пакистан: актуализация проблемы обеспечения всеобщего образования. М.: «Ближний Восток и современность». 2018. 219 с.

Для цитирования: Пантазий Ю.В. Право на доступное и качественное образование для всех народов мира: опыт Грузии / Науч.рук. Хмиль И.В.; Крымский филиал ФГБОУ ВО РГУП // Океанский менеджмент. 2022. № 1С(14). С.52-55.

Пантазий Ю.В.

Крымский филиал ФГБОУ ВО РГУП Бакалавриат

Научный руководитель: Хмиль И.В.

Крымский филиал ФГБОУ ВО РГУП Магистрант

ПРАВО НА ДОСТУПНОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ НАРОДОВ МИРА: ОПЫТ ГРУЗИИ

Аннотация. В работе рассматриваются характеристики реализации права на доступное образование в Грузии, проводится анализ темы доступного образования для всех народов мира на основе правового опыта Грузии. Выявлены проблемы обеспечения права на образование в связи с изменениями, вызванными пандемией Covid-19 в системе образования Грузии. Ключевые слова. Право на доступное и качественное образование, Грузия, Болонский процесс, СНГ, Covid-19.

THE RIGHT TO ACCESSIBLE AND QUALITY EDUCATION FOR ALL PEOPLES OF THE WORLD: THE EXPERIENCE OF GEORGIA

Annotation. The paper examines the characteristics of the realization of the right to affordable education in Georgia, analyzes the topic of affordable education for all peoples of the world based on the legal experience of Georgia. The problems of ensuring the right to education in connection with the changes caused by the Covid-19 pandemic in the education system of Georgia have been identified. Keywords. The right to affordable and high-quality education, Georgia, Bologna Process, CIS, Covid-19.

На сегодняшний день все мировое сообщество обеспокоено проблемой, реализации доступного и качественного образования для всех граждан. Право на образование, в первую очередь, представляет собой элемент общей правоспособности - и как справедливо высказался немецкий педагог Адольф Дистервег: «- самое великое благо для человека» [1; с.92].

Право на образование закреплено Образование во многих международно-правовых документах, в частности во Всеобщей декларации прав человека [2], Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах [3], Уставе ЮНЕСКО [4]. Стоит отметить, что Всеобщая декларация прав человека особенно отмечает, что образование должно способствовать развитию личности и уважению к его правам, а также содействовать взаимопониманию и терпимости между народами, расами и религиями.

Тем не менее, право на доступное и качественное образование для всех в настоящее время недостаточно реализуется, так как существует проблемы доступности образования в зависимости от гендерных, социальных, материальных характеристик, что вызывает всеобщую обеспокоенность мирового сообщества и обуславливает актуальность рассмотрения темы. Для более детального изучения и глубокого сравнительного анализа темы целесообразно будет рассмотреть опыт Грузии, в целях дальнейшего формулирования рекомендаций по усовершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере образования в Российской Федерации.

Для начала отметим положительный опыт Грузии в реализации качественного и доступного образования.

Во-первых, Грузия - страна с древнейшей историей и богатой культурой, которая уделяла огромное внимание образованию, науке [5; с.105; 6, с. 159].

Во-вторых, система просвещения Грузии во второй половине XIX века претерпела значительные изменения, которые отразили положительную динамику в обеспечении права на образование. Так, был упразднен Кавказский учебный округ и руководство было возложено на губернаторов, но в скором времени этот округ восстановили [7, с. 259]. Благодаря принятому новому положению об образовании Грузии, все местные органы и частные лица имели право открывать начальные народные школы разного типа, прием учащихся в которые производился независимо от сословной принадлежности. В 1804 году в Тбилиси открылось училище для благородных детей, которое в 1830 году было преобразовано в гимназию. Это была первая официальная светская школа, из которой вышли некоторые выдающиеся деятели новой грузинской культуры. В 1830 году в семи уездах Грузии открылись светские начальные училища. К 1860 году в Грузии действовало около 150 учебных заведений всех видов (начального, школьного, высшего образования), в которых численность учащихся примерно достигала 8 тысяч человек [5, с. 106].

Наиболее высокими показателями в сфере образования Грузия достигала в период нахождения в составе СССР. Так например, в результате второй пятилетки (1933-1937) ВУЗы Грузии выпустили около 12 тысяч специалистов, в ходе третьей пятилетки (19381942) - около 11 тысяч. Эти показатели говорят о высокой востребованности высококачественных специалистов в стране, а также о наличии механизма реализации доступности качественного высшего образования, выражающегося в наличии учебных заведений, реализующих высшее образование, доступность его получения по экономическому, социальному, физическому признаку. Затем, главным событием развития грузинского национального образования стало открытие Академии наук в феврале 1941 года [8]. Различные исследования и открытия грузинских педагогов, физиков, психологов и других представителей науки стали известны за пределами СССР.

Однако несмотря на положительную динамику в сфере реализации доступного и качественного образования в Грузии есть ряд негативных аспектов. Так, в 1991 году Грузия обретает независимость и стремиться к своей самостоятельности, наряду с сохранением международно-правового сотрудничества. Так, в 1994 году Грузия присоединяется к Содружеству Независимых Государства (далее - СНГ), из состава которого выходит в 2008 году [9]. При этом на момент вступления Грузии в СНГ страна находится в затяжном кризисе экономики, [1; с.93], что несомненно сказывалось и в сфере образования. Грузинское правительство при поддержке Всемирного банка в начале 2000-х годов запустило программу реформ образования, задачей которых было ввести в Грузии образование, соответствующее передовым стандартам, с использованием новых методов управления, финансирования и контроля качества. Однако данные амбициозные программы реформ во всех сферах образования натолкнулись на серьезные препятствия, вследствие чего не удалось достичь желаемых результатов реформ, а также положительной тенденции в обеспечении доступного и качественного образования.

На современном этапе Грузия стремится к усовершенствованию своего образовательного уровня, и с этой целью присоединяется к Болонскому процессу [10, с. 93]. Это повлекло ежегодное выделения более 100 миллионов евро для воплощения проектов Грузии, включая модернизацию политики в области образования и науки в соответствии с Болонскими реформами [8].

Кроме того, Грузия создала новую систему управления сферой образования, которую возглавляет Министерство образования и науки, сформировала нормативно-правовую базу в сфере образования, которая включает в себя: Конституцию Грузии, международные договоры и соглашения [11], которые отражают основные направления образовательной политики Грузии, направленной на обеспечение всеобщего доступного и качественного образования на всех уровнях [12].

Таким образом, методы предпринятые Грузией на современном этапе для улучшения качества образования, несмотря на ряд негативных препятствий в начале 1990-х годов, согласно статистике показателей сфер высшего и профессионального образования Грузии показывают эффективность проведения всех реформ. Так, на 2020 год в Грузии существовало 63 высших учебных заведения, из которых 19-государственных, и 44-частных; 62% из них находятся в Тбилиси. Учитывая тот факт, что Грузия - страна географически небольшая, то количество высших учебных заведений вполне соответствует востребованности и в полной мере обеспечивает реализацию доступности образования. Кроме того, наличие частного сектора соответствует принципу академической свободы, позволяющий создание частных учебных заведений.

Рассматривая статистику получения образования по гендерному критерию, то в Грузии 50,2% учащихся женщины, 49,8%-мужчины. Этот показатель свидетельствует о том, что принцип недискриминации в получении образования, также в полной мере реализуется в Грузии, так как на равной основе обеспечивается доступ к получению образования обоих полов.

В сфере международного сотрудничества Грузии следует отметить, что в 2020 году по различным учебным программам в другие страны из Грузии выехали 673 студента. Государственные вузы направили учиться за рубеж в 2 раза больше студентов, чем частные [1; с.93]. Этот показатель показывает тенденцию к международно-правовому сотрудничеству Грузии в области обмена учащимися. В этом аспекте, также отметим, что в Грузию для получения высшего образования направляются студенты из Европы и СНГ. В связи с международным обменом студентов, обучение для студентов, направленных в Грузию, производится на родном языке учащегося. Этот фактор показывает реализацию в Грузии доступности получения образования на родном языке обучающегося, что во многом обеспечивает физическую доступность получения образования.

Рассматривая новые направления реформирования сферы образования Грузии, стоит отметить, что в перспективе у Грузинского правительства на 2019-2020 учебный год стояло присоединиться к «Европейскому реестру агентств обеспечения качества» (EQAR), а также переход на ваучерную систему, то есть перераспределение ресурсов, которые направлены на бюджетные места в вузах страны. Как полагали Грузинские власти, эти нововведения станут «привлекательным бонусом» для грузинской молодежи [7; с.356]. Однако, в связи с возникновением новых вызовов современного общества, в частности связанными с распространением новой коронавирусной инфекции, в Грузии обозначились новые проблемы обеспечения доступности образования.

Так, из-за всеобщей пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекцией СОУГО-19, все учебные заведения в Грузии вынуждены продолжать образовательный процесс дистанционно. Однако, по данным на 30 июля 2021 года большинство школ Грузии не готовы работать в дистанционном формате, так как обучение в таком формате никогда не использовалось в системе образования Грузии до пандемии, и страна не готова к реализации образовательного процесса в таком формате, в связи с отсутствием технической возможности реализации образования с применением дистанционных технологий. К 2020 году только 16% населения Грузии имели доступ к интернету, что существенно затрудняет, а во многом закрывают доступ к получению образования. Это подтверждают статистические данные 2019/2020 учебного года в Грузии, в течение которого школу бросило 8 247 учеников, половина из которых не доучилась до десятого класса. Предпринимая попытки решить возникшую проблему и стремясь к реализации образования Грузии в связи с новыми условиями перехода на дистанционный формат обучения, в Грузии в связи с низким уровнем распространения интернета, занятия транслировали на «Общественном телевидении» [13, с. 99].

Таким образом, система образовании Грузии не была готова к новым вызовам общества, что во многом на данный момент определяет основные направления реформации системы получения образования.

Рассмотрев опыт Грузии в обеспечении доступного и качественного образования для всех подведем итоги.

Во-первых, образование - это одно из главных составляющих показателей любого государства, как одного из необходимых для человека благ.

Во-вторых, рассмотренный положительный и отрицательный опыт Грузии показал, что в Грузии реализация права на образование в основном соответствует критериям, установленным на международном уровне. Кроме того, в результате проводимых в Грузии реформ Болонского формата, система образования и науки, при ее соответствующем должном совершенствовании и развитии материально-технической базы, старается в перспективе соответствует европейским стандартам. Опыт Грузии в Болонской системе представляет интерес для Российской Федерации, как участницы процесса, который покажет положительные и отрицательные стороны, которые могут быть учтены Россией для своей политики в области международного сотрудничества в системе Болонского процесса.

В-третьих, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Грузии отмечены проблемы в реализации качественного образования, обусловленных отсутствием технической возможности осуществления образовательного процесса при помощи дистанционных технологий. Тем не менее, Грузия предпринимает меры для решения обозначенной проблемы, что показывает тенденцию Грузии к совершенствованию сферы образования.

Пристатейный библиографический список:

1. Кецбаиа К.И., Кутуьидзе И.Ш. Современные проблемы науки и грузинская наука (Краткий обзор). // Наука и образование сегодня. 2018. №6 (29). С. 92-93.

2. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблей ООН от 10 декабря 1948 года. // Российская газета, №67, 05.04.1995.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года. // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - №17 (1831). - Ст. 291.

4. Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. 16.11.1945. Лондон. // [Электронный ресурс] URL: https://ifap.ru/ofdocs/unesco/unescoc.pdf

5. Шабалина О.Л., Шабалин Г.Ю. Генезис права на образование в международном праве. // Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2015. С. 104-107.

6. Гаприндашвили М., Жорданиа О. Очерки истории Грузии. — Мецниереба, 1990. — 614 с.

7. Вачнадзе Г.Н. История Грузии (с древнейших времен до наших дней). Тбилиси, Артануджи. - 474 с.

8. Карамурзов Р.Б. О некоторых индикаторах образования в странах СНГ и Грузии в 1990 - 2010 гг. // Социально-гуманитарные знания. 2014. №7 (спец.выпуск).

9. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. (Минск, 8 декабря 1991 г.). // Постановление ВС РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1.

10. Болонский процесс: европейское пространство высшего образования : учеб. Пособие / А.В. Макаров. -Минск : РИВШ, 2015. - 260 с.

11 . Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о сотрудничестве в области культуры, науки и образования. // Бюллетень международных договоров, март 1999 г., № 3.

12. Закон Грузии «Об общем образовании» от 08.04.2005 №1330-Ic. // [Электронный ресурс] URL: https://matsne.gov.ge/ru/document/download/29248/54/ru/pdf

13. Черешнева Л. А., Гаджиева У. Грузия сегодня: актуальные проблемы и новые вызовы в системе образования. // Via in tempore. История. Политология. 2021. Voiume 48. №1. С. 97-106.

Для цитирования: Полгар М.А., Угланов Р.А. Проблемы имплементации права на доступное и качественное образование в правовую систему Афганистана / Науч.рук. к.ю.н., Сибилева А.Ю.; ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», Юридический факультет Института «Таврическая академия», г. Симферополь // Океанский менеджмент. 2022. № 1С(14). С.55-59.

Полгар М.А.

ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» Юридический факультет Института «Таврическая академия», г. Симферополь

Магистрант Угланов Р.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.