Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ИРАК'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ИРАК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЮНЕСКО / ИРАК / ИНСТИТУТЫ / КАФЕДРЫ / РАЗВИТИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИСТОРИЯ / КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинатуллин Р.М.

В данной статье представлены события из истории, которые стали грандиозной вехой для развития современного образования в мире, Значительный прогресс в системе образования обусловлен, его популяризацией, вызванной необходимостью его наличия, для индивидуального развития статуса, как интеллектуального, так и социального положения в обществе. Рассмотрена организация образовательного процесса на примере одного из государств Ближнего Востока - Республики Ирак.This article presents historical events that have become a grand milestone for the development of modern education in the world, Significant progress in the education system is due to its popularization, caused by the need for its availability, for the individual development of status, both intellectual and social status in society. Also, using the example of one of the states of the Middle East - the Republic of Iraq, I will analyze the organization of the educational process within the country.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ИРАК»

Для цитирования: Зинатуллин Р.М. Проблемы реализации права на образование в республике Ирак / Науч.рук. к.ю.н., доцент, Мифтахов Р.Л.; Казанский филиал ФГБОУ ВО РГУП // Океанский менеджмент. 2022. № 1С(14). С. 32-37.

Зинатуллин Р.М.

Казанский филиал ФГБОУ ВО РГУП Студент

Научный руководитель: к.ю.н., доцент, Мифтахов Р.Л.

Казанский филиал ФГБОУ ВО РГУП Кафедра государственно-правовых дисциплин, доцент

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ИРАК

Аннотация. В данной статье представлены события из истории, которые стали грандиозной вехой для развития современного образования в мире, Значительный прогресс в системе образования обусловлен, его популяризацией, вызванной необходимостью его наличия, для индивидуального развития статуса, как интеллектуального, так и социального положения в обществе. Рассмотрена организация образовательного процесса на примере одного из государств Ближнего Востока -Республики Ирак.

Ключевые слова. Образование, ЮНЕСКО, Ирак, институты, кафедры, развитие, модернизация, история, конфликт.

PROBLEMS OF REALIZATION OF THE RIGHT TO EDUCATION IN THE

REPUBLIC OF IRAQ

Annotation. This article presents historical events that have become a grand milestone for the development of modern education in the world, Significant progress in the education system is due to its popularization, caused by the need for its availability, for the individual development of status, both intellectual and social status in society. Also, using the example of one of the states of the Middle East -the Republic of Iraq, I will analyze the organization of the educational process within the country. Keywords. Education, UNESCO, Iraq, institutes, departments, development, modernization, history, conflict.

Все проблемы в мире вызваны самими людьми, их желаниями и пороками, одни хотят нажиться на других, именно из-за этого большинство стран первого эшелона, которые использовали, африканские, азиатские державы, а также ближневосточные государства в качестве колоний. Активная экспансия и политика вмешательства во внутренние дела, привела эксплуатируемые страны к упадку, как экономическому, так и к социальному. Поэтому в современном мире возникли такие понятия как «страна третьего мира», для многих данный термин обозначает техническую, экономическую и социальную отсталость от других передовых держав, задающих курс современного развития на десятки, а то и столетия. Отсутствие различных инструментов для восстановления и улучшения уровня жизни, условий существования у истощенных экспансиями стран, где бушуют активные войны, сменяющие одну за другой, там возникают очаги мирового терроризма, оттуда мигрируют беженцы.

Сами же мигранты в поисках лучшей жизни находят их в других странах, но сами того не замечая, медленно создают ряд других проблем:

1) Низкую оплачиваемость труда из-за их активного желания работать за «гроши»;

2) Занимают места в школах, вузах и других местах, на преимущественной основе, для получения необходимого - всех социальных благ и гарантий, тем самым не только ограничивают возможности основного населения страны;

3) Создают прямую угрозу и опасность, повышая уровень преступности, создавая гетто и районы населенные преимущественно эмигрантами (трущобы);

4) Создают на территории других стран мафиозные организации, структуры, кланы, занимающиеся нелегальным бизнесом и торговлей исключительно исходя из национальных признаков;

5) В дальнейшем образуя достаточно крупные национальные диаспоры внутри другого государства, активно навязывают свои установки и правила, интегрируя в цивилизованное общество разрушают его особенности, уничтожают культуру, искажают (коверкают) язык. В целом исходя из представленной мной логической цепочки, как

деятельность государств-метрополий за многие столетия, привели к событиям сегодняшних дней.

Почему акцент делается исключительно на эксплуатируемых, когда-то странах? Потому что именно в них из-за низкого уровня жизни, условий к существованию и стоит наиболее остро проблема с образованием, которое они активно стараются получить за рубежом, перекрывая потребности граждан других стран. На примере Республики Ирак -как страны с непрекращающимися войнами уже на протяжении более чем ста лет продолжает и активно борется с проблемой реализации права на образование для всех народов мира. Помощь различных государств, как в субсидировании сферы образования республики, так и строительством самих учебных учреждений, на данный момент в государстве Ирак находится 85 университетов и технических институтов специализированных образовательных учреждений [1]. Также различные страны, например, Российская Федерация предоставляет доступ к получению образования в высших учебных заведениях и их филиалах, находящихся на территории государства.

На данный момент в Республике Ирак функционируют 2 типа образовательных организаций высшего образования: технические институты и университеты. Технические институты предлагают два типа образовательных программ: двухгодичные программы на получение диплома техника и четырехлетние программы на получение степени бакалавра. В то время как, университеты осуществляют обучение по образовательным программам, ведущим к получению степени бакалавра, степени магистра и степени PhD. В систему высшего образования Ирака входят государственные и негосударственные университеты. Последние были образованы после 1980 года. Большая часть из них аккредитована Министерством Высшего Образования и Научных Исследований (МВОиНИ).

В образовательной сфере Республики Ирак действуют два министерства: Министерство образования и Министерство высшего образования и научных исследований. Первое осуществляет контроль за дошкольным и общим образованием (начальным, основным, средним общим). На региональном уровне созданы Генеральные департаменты по образованию, они обеспечивают рабочий процесс дошкольного и общего образования. Министерство образования проводит аккредитацию образовательных организаций общего образования. Оценка качества в системе высшего образования входит в компетенцию Министерства. В Курдистане же действует Министерство образования Курдистана.

Принятая в 2005 году Конституция Иракской Республики, по мнению Г.З. А. Аль - Мухамеда (политический и религиозный деятель), положила начало новому этапу политико-правового развития страны. В соответствии с ч.2 статьи 29 «дети имеют право на воспитание, заботу и получение образования». Статья 34 устанавливает, что «образование является основополагающим фактором в развитии общества и правом, гарантированным государством. Начальное образование является общеобязательным. Получение бесплатного образования на всех уровнях - право каждого гражданина Ирака»

Важно обратить внимание, что обучение девочек (девушек, женщин) является одним из главных направлений образовательной политики Ирака. Большинство представителей слабого пола посещают однополые школы, однако это не отрицает возможности посещать школы и классы, где ведется совместное обучение мальчиков и девочек, наибольшей популярностью они пользуются в Курдистане.

Начальное образование в Ираке является бесплатным и обязательным для всех детей, которые достигли возраста 6 лет. Законом страны закрепляется обязанность перед родителем по определению ребенка в школу и обеспечению его начальным образованием, то есть сам учебный процесс, всем необходимым.

Высшее образование, в «львиной доле» университетов организовано по двухуровневой системе (бакалавриат и магистратура). Первостепенной проблемой арабского высшего образования является сильное отставание от европейского образования, особенно в технических областях, что характеризует спад его качества.

Следует обратить внимание также, что, не смотря на сложную и нестабильную политическую обстановку, Республика успешно осуществляет сотрудничество в сфере высшего образования со многими странами мира, в том числе и с Россией.

В связи с тем, что в Ираке продолжают гибнуть мирные жители, одной из мер к которой прибегают как студенты, так и преподаватели - это вынужденная миграция. Многие из них продолжают обучение в соседних государствах, таки как Иордания и Египет.

Также хотелось бы немного углубиться в историю комитета ООН в котором мне перестоялось защищать интересы Республики Иран. Задачей ЮНЕСКО с её основания в 1945 году является содействие укреплению мира, искоренению бедности, стабильному развитию и межкультурному диалогу, деятельность организации в области образования представляет собой одно из важнейших средств достижения данных целей. ЮНЕСКО выступает за целостное и гуманистическое видение качественного образования во всём мире и осуществление всеобщего права на образование, а также отстаивает идею о центральной роли образования в развитии человеческого потенциала, общества и экономики.

Деятельность ЮНЕСКО охватывает все уровни образования - от начального до послевузовского. Деятельность данной организации основана не только на активные проработки проблем содержания и методики практическими рекомендациями и разработками, но и на разработку идеологии современного образования в целом.

Работа ЮНЕСКО не сводится только к вопросам функционирования институтов, центров, бюро, которые выполняют свои функции, но и заостряет внимание на достаточно большом объеме проблем:

- Проблемы образования в его теоретическом смысл, а конкретно с выбором стратегии его развития. ЮНЕСКО инициирует исследования, программы, направленные на разработку идеологии высшего образования, его целей, содержания программ, методик, технологий обучения [2];

- демократизация современного образования: вопросы признания дипломов о высшем образовании, ученых степеней, образовательных программ. В настоящее время решение этих вопросов нашло продолжение и в деятельности Совета Европы;

- Проблемы развития и улучшения качества образования в практическом смысле, а именно развитие инфраструктуры. ЮНЕСКО принимает активное участие в непосредственном строительстве корпусов для образовательных учреждений различных уровней.

- Проблемы получения образования для педагогов. ЮНЕСКО занимается вопросами повышения квалификации педагогических кадров. Успешно проводит двухгодичные программы в ряде регионов Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, арабских стран, в которых принимают участие известные специалисты;

- издательская деятельность. Практически весь комплекс мероприятий, проводимых ЮНЕСКО, теоретические и практические разработки публикуются в форме отчетов, материалов международных конференций, симпозиумов, конгрессов, форумов [3].

Хотелось бы отметить, что вот уже более чем за 50 лет работы ЮНЕСКО провела масштабную работу, в результате чего были приняты различные документы, декларации, были разработаны программы, которые в действительности выполняют свои заложенные функции.

В 1960 г. была принята одна из наиболее важных конвенций ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, в которой декларировались следующие принципы:

- начальное образование должно быть обязательным и бесплатным;

- среднее образование в его различных формах должно стать всеобщим достоянием и обеспечить его общедоступность;

- высшее образование должно быть доступным для всех на основе полного равенства в зависимости от способностей каждого.

Вопросы прав человека на образование нашли свое отражение и в Уставе ООН, и во Всеобщей декларации прав человека (1948), и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966).

Особое место в деятельности ЮНЕСКО занимают программы, непосредственно посвященные вопросам образования.

В 60-70-е гг. XX в. была принята Всемирная экспериментальная программа по распространению грамотности, которая финансировалась из средств Программы

развития ООН, а также из национальных источников. Сама проблема грамотности была рассмотрена как важный экономический фактор, способствовавший более эффективной производительности труда, и как социокультурный фактор мирового развития [5]. Данная программа потребовала активной работы Юнеско в области оказания информационной и методической помощи, также было реализовано и финансирование.

По статистическим отчетам, публикуемым ЮНЕСКО, только в 1981- 1982 гг. в ходе реализации программы была оказана помощь в борьбе с неграмотностью 31 стране в Африке, 18 - в Латинской Америке, 18 - в Азии и т.д. [4].

Необходимо выделить в истории деятельности ЮНЕСКО 1990 г., т.к. он считается годом грамотности. На XXIII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО был принят план действий по избавлению от неграмостности в мире, были даже оговорены сроки к 2000г.

Концепция непрерывного образования была выработана и распространена ЮНЕСКО в 60-е гг. XX в. Уточнения к ней и основные положения были опубликованы в 1972 г. под названием "Учиться быть". В рамках данной концепции рассматривалось понимание жизни, как большого образовательного процесса.

В 90-е гг. XX в. вопросы непрерывного образования вновь получили продолжение. Так, 5-9 марта 1990 г. была проведена представительная конференция по образованию для всех, учредителями которой стали секретариат Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), Программа развития ООН (ПРООН), ЮНЕСКО и Всемирный банк. Всего в конференции участвовало 1500 человек, представлявших 18 стран [5].

Результатами работы конференции стало принятие двух основных документов:

1) Всемирная декларация о всеобщем образовании, где излагались цели и задачи образования (каждый человек имеет право на такое образование, которое соответствует его пожеланиям и возможностям);

2) Рамки действий - справочный документ для координации действий партнеров.

Также были увеличены суммы на образование в развивающихся странах из фондов ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ООН, Всемирного банка, Азиатского банка, которые составили более 38 млн долл.

В 1994 г. была создана международная комиссия при ЮНЕСКО по образованию в XXI в., где было сформулировано понятие "образование в течение всей жизни", т.е. постоянный процесс, сопутствующий человеку на протяжении всей жизни начиная с детского сада и далее - в школе, в семье, на отдыхе и т.д.

Нельзя не упомянуть и про среднее образование. Наиболее интересным в этом направлении является проект "Ассоциированные школы ЮНЕСКО" (1953), которые привлекает к сотрудничеству средние образовательные учреждения в рамках изучения проблем культурного наследия, экологического образования, правами человека, вопросами межкультурного диалога.

В 1989г. В ЮНЕСКО также имеет место быть международные программ UNITWIN (от англ. twins - близнецы) кафедры ЮНЕСКО, направленную на усиление сотрудничества между университетами развитых и развивающихся стран. Программа осуществлялась в следующих направлениях:

- обмен опыта в информационной составляющей;

- обмен студентами, для активного просвещение студентов;

- создание кафедр ЮНЕСКО, в состав которых входят преподаватели из ведущих вузов для обмена опытом, чтения лекций в других странах.

Кафедры ЮНЕСКО можно назвать интересной задумкой для развития межвузовского сотрудничества. Благодаря ним студентам не придется направлять за границу для продолжения образования - вместо этого на места выезжают профессора, чтобы оказывать посильно помощь в организации высшего образования и развивать свои программы в новых дисциплинах. Благодаря этому не только повышается уровень образованности местных студентов.

Сейчас в мире действует более 600 кафедр ЮНЕСКО, и их количество постоянно увеличивается. Так, например, в России, а именно в Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете сейчас существуют такие программы.

Одной из основных проблем современного высшего образования является проблема эквивалентности дипломов. Ее также решает ЮНЕСКО в своих конвенциях. Отметим важнейшие из них:

- 19 июля 1974 г. была создана региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании, ученых степеней в государствах Латинской Америки и Карибского бассейна;

- 17 декабря 1976 г. была принята международная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в Европейском регионе;

- аналогичные конвенции были приняты 5 декабря 1981 г. относительно государств Азии, а 16 декабря 1983 г. - государств Тихого океана [6].

Нормативная деятельность ЮНЕСКО в области признания дипломов подготовила принятие целого ряда важнейших документов в области образования: Лиссабонской конвенции (1997), Сорбонской (1998) и Болонской (1999) деклараций, в которых нашли отражение основные положения региональных и международных конвенций второй половины XX в.[6].

ЮНЕСКО также является источником международного права - единственной организацией, имеющей возможности разрабатывать и принимать международные акты по вопросам образования, науки и культуры, стимулируя таким образом правотворчество в других странах.

У ЮНЕСКО достаточное количество приемников, которые занимаются вопросами образования и развивают данную сферу.

Так, Международное бюро просвещения проводит педагогические исследования, в частности, в области сравнит анализа систем образования, публикует их результаты; поддерживает базы данных.

Международный институт планирования образования является тренировочным и исследовательским центром, специализирующимся в области планирования и управления образованием.

Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании разрабатывает ключевые направления и программные приоритеты в целях поддержки инновационного использования современных технологических решений для достижения целей устойчивого развития, в частности обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования.

Задачи Европейского центра по высшему образованию связаны с координацией программ высшего образования в странах Европы. Основными направления деятельности Центра является предоставление исследовательского и образовательного характера услуг, консалтинга.

Каждые два года ЮНЕСКО издает доклад о состоянии образования в мире, содержащий анализ мировых тенденций в образовании, статистику, таблицы, диаграммы и обзоры положения в образовании государств-членов.

Комитет ООН оказывает содействие развитию грамотности и качественного образования для всех народов мира на протяжении всей жизни, уделяет внимание образованию молодежи и не оставляет без внимания в своих программах наиболее уязвимые группы, наименее развитые страны и малые островные развивающиеся государства. Общей задачей является развитее образования в интересах устойчивого прогрессивного общества [7].

ЮНЕСКО играет ведущую роль в глобальных усилиях по достижению этих целей путем мобилизации политической воли и координации деятельности всех заинтересованных сторон, связанных с образованием, включая партнеров по сфере развития, правительства, НПО и гражданское общество. Мероприятия ЮНЕСКО на всех ступенях образования направлены на содействие развитию доступа, равноправия, качества и инноваций.

ЮНЕСКО является ведущей организацией в отношении Десятилетия грамотности Организации Объединенных Наций (2003-2012), которое было направлено на повышение информированности и создание нового импульса в поддержку грамотности, повышение качества и расширение масштабов программ для молодежи и взрослых и на привлечение дополнительных финансовых средств с целью существенного сокращения числа неграмотных [9].

Институты и центры ЮНЕСКО в области образования представлены во многих странах мира. Международное бюро просвещения расположено в Женеве, Международный институт по созданию потенциала в Африке открыт в Аддис-Абебе, Международный институт планирования образования успешно работает в Париже, Международный институт по высшему образованию в регионе Латинской Америке и Карибского бассейна - в Каракасе, Институт по информационным технологиям в образовании - в Москве, Институт по обучению на протяжении всей жизни - в Гамбурге, Европейский центр высшего образования ЮНЕСКО - в Бухаресте, а Международный центр ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию и подготовке расположен в Бонне.

В заключение хотелось бы отметить, что миллионы детей и взрослых по-прежнему лишены возможности получать образование, во многих случаях в результате социальных, культурных и экономических факторов.

Образование само по себе является правом, расширяющим возможности людей, а также одним из мощнейших инструментов, благодаря которому экономически и социально маргинализированные дети и взрослые могут вырваться из нищеты и принимать всестороннее участие в жизни общества.

Тем не менее, предоставленные факты, безусловно, свидетельствуют о том, что развитие образования в различных странах мира активно продвигается. Причем это происходит не только на основе программ, которые способствуют данному процессу. Мы видим тенденцию пропаганды образованности, активной демонстрации необходимости образования, которые дают свои плоды.

Но хотелось бы, чтобы комитет по вопросам образования, науки и культуры не ограничивался, охранной объектов, представляющих культурное и историческое наследие, а также пропагандой образованности и демонстрации необходимости образования. В большинстве своем отдельно взятый труд как человека, так и целого государства делает куда больше чем целый комитет по вопросам образования, науки и культуры, как это произошло в республике Ирак, силами союзных государств, были восстановлены и построены новые учебные заведения, предоставлены на преимущественной основе возможность получения образования обучения за рубежом.

Пристатейный библиографический список:

1. Учеба в стране Ирак [Электронный ресурс] URL:https://free-applyxom/ru/articles/country/99237 (дата обращения 5.12.21)

2. Педагогическое образовани ев современном мире дайджест [Электронный ресурс] URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F331792764/Edu_digest_W2019_04.pdf (дата обращения 03.12.21)

3. Николаева Ю.Н. Учебное пособие: Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. Издательство: Спбк, 2014 г.

4. База данных ЮНЕСКО [Электронный ресурс] URL:http://www.unesco.org/new/ru/unesco/resources/publications/unesdoc-database/ (дата обращения 04.12.21)

5. Программы, учреждения и соответствующие международно-правовые документы [Электронный ресурс] URL:https://www.docip.org/ru/korennye-narody-v-oon/programmy-i-mezhdunarodno-pravovye-dokumenty/ (дата обращения 10.12.21)

6. Основные направления и формы работы ЮНЕСКО URL:https://studme.org/90342/kulturologiya/osnovnye_napravleniya_formy_raboty_yunesko (дата обращения 11.12.21)

7. Мир, достоинство и равенство на здоровой планете [Электронный ресурс] URL:https://www.un.org/ru/events/literacy/literacy.htm (дата обращения 13.12.21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.