Научная статья на тему 'ПРЕВРАЩЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ ЭЛИТАРНОГО В МАССОВОЕ: ПОСЛЕДСТВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПРЕВРАЩЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ ЭЛИТАРНОГО В МАССОВОЕ: ПОСЛЕДСТВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ УНИВЕРСИТЕТОВ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC FORMS OF UNIVERSITIES / EDUCATIONAL SERVICES / INTERNATIONAL UNIVERSITY RANKINGS / GLOBALIZATION / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобанова Елена Владиславовна

Показано, что одним из достижений XX века является превращение высшего образования из элитарного в массовое. Раскрыты последствия роста контингента студентов. В их числе выделены трансформация организационно-экономических форм деятельности вузов, формирование рынка образовательных услуг, коммерциализация высшего образования, его глобализация и интернационализация. Показана роль международных рейтингов как инструментов конкурентной борьбы вузов. Затронуты вопросы, связанные с освоением в высшей школе новых информационно-коммуникационных технологий. Обоснован вывод о том, что современная система высшего образования переживает переходный период, требующий особого внимания к осмыслению происходящих перемен и перспектив развития.It is shown that one of the achievements of the XX century is the transformation of higher education from elite to mass. The consequences of the growth of the contingent of students are disclosed. They include the transformation of the organizational-economic forms of the activities of universities, the formation of the educational services market, the commercialization of higher education, its globalization and internationalization. The role of international ratings as an instrument of university competition is shown. The issues related to the development of new information and communication technologies in higher education have been touched upon. It justifies the conclusion that the modern system of higher education is going through a transitional period, requiring special attention to understanding the changes and development prospects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕВРАЩЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ ЭЛИТАРНОГО В МАССОВОЕ: ПОСЛЕДСТВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ГРАВИТАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ МАСС

БОЛЬШИЕ ВЫЗОВЫ

Р01:10.25586^Ми.НЕТ.19.05.Р.02 УДК 378.1

Е.В. Лобанова,

Российский новый университет

Превращение высшего образования из элитарного в массовое: последствия и перспективы

Вторая половина XX столетия отмечена взрывными темпами развития высшего образования, обусловившими его превращение из элитарного в массовое.

Значение этого явления трудно переоценить.

По своим последствиям, как считают некоторые ученые, оно сопоставимо с теми историческими сдвигами, которые произошли в эпоху Просвещения, когда под влиянием успехов в сфере образования был заложен фундамент современной науки, политической демократии и машинного производства. Сходным образом в наши дни распространение высшего образования создает предпосылки © Лобанова Е.В., 2019

Российский новый университет

для становления общества знаний, поворота человечества от хищнического потребления невозобнов-ляемых природных ресурсов и неизбежного оскудения среды обитания к устойчивому развитию на основе использования неистощимого потенциала, связанного с преумножением человеческого капитала.

Но обратимся к фактам и цифрам. По данным ЮНЕСКО, за период с 1970 по 1990 год численность студентов выросла более чем в два раза: с 28 до 69 миллионов, а в 2015 году в мире насчитывалось уже152 миллиона студентов [10]. Причем увеличивается и число государств, где валовой коэффици-

ент охвата населения высшим образованием превышает 50%. В 2016 году этот показатель в группе стран с очень высоким уровнем человеческого развития достиг 72,9%.

Растет и такой показатель, как количество студентов на 10 тыс. жителей. В 1990 году его максимальное значение было отмечено в США (559 человек) и в Канаде (510 человек). В 2018 году первое место по относительной численности студентов на 10 тыс. населения заняла Россия, где на 10 тыс. жителей приходилось 593 студента [7].

При сохранении современных демографических тенденций темпы роста численности потребителей образовательных услуг, по оценкам ООН, будут опережать темпы прироста населения [5]. Прогнозируется, что в 2025 году численность студенчества в мире составит 350 млн человек [3]. В свою очередь, столь высокая динамика роста контингента вузов обуславливает высокий уровень отдачи от инвестиций в образование.

Во всех странах мира растет число высших учебных заведений разных форм собственности, равно как увеличиваются и объемы предоставляемых ими образовательных услуг. При этом ведущей тенденцией развития высшего образования становится его коммерциализация. В условиях растущего спроса на образовательные услуги рост их предложения во все большей степени обеспечивается университетами, предо-

ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА ЛОБАНОВА

доктор педагогических наук, профессор, проректор по развитию Российского нового университета. Сфера научных интересов: педагогика высшей школы. Автор 45 опубликованных научных работ. Электронная почта: lobanova@rosnou.ru

Показано, что одним из достижений XX века является преврагце-Р^Щ^ ние высшего образования из элитарного в массовое. Раскрыты последствия роста контингента студентов. В их числе выделены трансформация организационно-экономических форм деятельности вузов, формирование рынка образовательных услуг, коммерциализация высшего образования, его глобализация и интернационализация. Показана роль международных рейтингов как инструментов конкурентной борьбы вузов. Затронуты вопросы, связанные с освоением в высшей школе новых информационно-коммуникационных технологий. Обоснован вывод о том, что современная система высшего образования переживает переходный период, требующий особого внимания к осмыслению происходящих перемен и перспектив развития.

Ключевые слова: высшее образование, организационно-экономические формы деятельности вузов, образовательная услуга, международные рейтинги университетов, глобализация.

It is shown that one of the achievements of the XX century is the transformation of higher education from elite to mass. The consequences of the growth of the contingent of students are disclosed. They include the transformation of the organizational-economic forms of the activities of universities, the formation of the educational services market, the commercialization of higher education, its globalization and internationalization. The role of international ratings as an instrument of university competition is shown. The issues related to the development of new information and communication technologies in higher education have been touched upon. It justifies the conclusion that the modern system of higher education is going through a transitional period, requiring special attention to understanding the changes and development prospects.

Key words: higher education, organizational and economic forms of universities, educational services, international university rankings, globalization.

ставляющими эти услуги на платной основе.

Заметим, что коммерциализация сферы образования представляет собой относительно новое явление, которое с некоторыми оговорками можно приурочить к современному периоду. Но начнем как раз с оговорок. Дело в том, что исторически университеты возникли как корпорации, существовавшие преимущественно за счет платы за обучение, поступавшей от студентов. И лишь в эпоху Просвещения расходы на образование в большинстве стран взяло на себя государство. Исключением стали Великобритания и Соединенные Штаты Америки, где наиболее влиятельные и авторитетные университеты адаптировались к условиям частнокапиталистического общества и продолжали взимать плату за обучение на рыночных началах. Именно эти университеты во многом послужили образцом для подражания в конце XX века, когда высшие учебные заведения стали создаваться частными лицами

на свой страх и риск, а обучение за плату получило широкое распространение.

Коммерциализация высшего образования привела к переосмыслению его социально-экономической природы. Если еще недавно оно рассматривалось как общественное благо, не имеющее цены, но обладающее ценностью, то теперь к этой трактовке прибавилось понимание образовательной услуги как товара. Вопреки расхожим суждениям, обе эти трактовки не столько исключают, сколько дополняют друг друга, а ценность и цена выступают своего рода приводными ремнями развития высшей школы как социального института.

На практике коммерциализация высшего образования выражается в изменении взаимоотношений вузов с обучающимися. Они перестраиваются на основе схемы взаимодействия «заказчик - поставщик», где заказчиком является студент - будущий участник рынка труда, рассчитывающий за установленную плату приобрести со-

ответствующий понесенным затратам уровень подготовки. Одновременно на рынок образовательных услуг выходят и работодатели, прямо или опосредованно выступающие в качестве заказчиков кадров, а также в роли партнеров университетов в их подготовке.

Быстрое увеличение числа и контингента частных вузов стало ответом на ограниченные возможности государственного финансирования высшего образования при нарастающем спросе на образовательные услуги. Частный сектор высшего образования не просто сосуществует с государственным, а взаимодействует и конкурирует с ним. Например, в частных вузах России размещаются заказы на подготовку кадров, финансируемые из средств государственного бюджета, а государственные вузы обучают студентов по договорам, предусматривающим оплату образовательных услуг.

От страны к стране масштабы частного сегмента высшей школы существенно различаются. В Бельгии, Великобритании, Эстонии, Израиле, Нидерландах, Республике Корея, Словении, Японии в этом сегменте обучается свыше 50% студентов. От 25 до 50% студентов получают высшее образование в вузах Венесуэлы, Мексики, Польши, Португалии и США, и от 10 до 25% - в вузах Аргентины, Беларуси, Болгарии, Грузии, Испании, Молдовы, Норвегии, Венгрии, Финляндии, Франции и Швейцарии.

Тем не менее самой многочисленной пока остается группа стран, где количество частных вузов незначительно или они отсутствуют. В число этих стран входят Австралия, Австрия, Дания, Ирландия, Китай, Куба, Македония, Германия, Российская Федерация, Словакия, Тунис, Турция, Чехия, Швеция [3].

Коммерциализация высшего образования тесно связана с динамичными изменениями на рынке труда. Как отмечалось на Всемирной конференции по вопросам

образования, состоявшейся в 2018 году, высшей школой должен быть найден баланс между необходимостью ее адаптации к тенденциям развития рынка труда при сохранении собственной самоидентификации и реализацией приоритетов, связанных с долгосрочными потребностями общества. Высшее образование призвано не только участвовать в воспроизводстве профессионально-квалификационной структуры занятых, но и содействовать развитию культуры с учетом как ее универсальных составляющих, так и культурного многообразия [2].

В условиях научно-технологической революции коммерциализация высшего образования затронула не только образовательные услуги, но и исследования и разработки, а также управление интеллектуальной собственностью, что, в свою очередь, породило новое явление, получившее название «академический капитализм» [8]. Считается, что под воздействием академического капитализма происходит трансформация деятельности университетов на нескольких уровнях: институциональном (изменение финансирования); кафедральном (адаптация работни-

Когда образование поставлено на поток

ков к новым ценностям) и индивидуальном (перераспределение времени между основными видами деятельности профессорско-преподавательского состава) [13]. Согласно Ф. Альтбаху, Л. Райс-бергу и Л. Рамбли, академический капитализм обусловливает изменения:

— внутренней организации вуза, когда традиционные структурные подразделения (факультеты, кафедры) дополняют новые структурные элементы (технологические подразделения, междисциплинарные исследовательские институты, институты и кафедры непрерывного образования и повышения квалификации), которые, в свою очередь, формируют новый образ высшего учебного заведения;

— ролей и задач академических деятелей, когда происходят изменения в их традиционной иерархии, основанной на верховенстве академических функций. В условиях академического капитализма роль «вспомогательного» персонала для успешного функционирования университета так же важна, как и роль академического персонала; большинство сотрудни-

ков вуза объединяют «академические» и «неакадемические» роли, что влечет размывание разграничений между ролями;

— организационных и корпоративных культур: если традиционно университет представлял собой особый общественный институт, который отличался от политических и рыночных организаций, то в условиях формирования общества знаний происходит стирание границ между академическими институтами и другими типами организаций [11].

Эти и другие перемены привели к появлению нового типа высших учебных заведений - предпринимательского университета. Считается, что это понятие в научный оборот ввел в 1998 году профессор Калифорнийского университета Б. Кларк в работе «Создание предпринимательских университетов: организационные пути трансформации» [12]. Анализируя деятельность одного из шведских университетов - Технического университета Чалмерса, он выделил пять факторов, которые обусловили превращение данного учебного заведения в университет предпринимательского типа:

1) усиление управленческого ядра;

2) диверсификация источников дохода; 3) развитие гибкой периферии с помощью синтеза структуры коммерциализации интеллектуального капитала; 4) наличие влиятельных и энергичных представителей академической культуры; 5) создание общеуниверситетского предпринимательского ядра.

Под воздействием глобализации образовательные услуги превратились в объект международной торговли. Сложившийся к концу прошлого века мировой рынок образовательных услуг демонстрирует экспоненциальный рост. По данным ВТО, в 1999 году он оценивался в 25-30 млрд долларов США, в 2007 году достиг 100 млрд долларов, а в 2017 году его объем превысил 150 млрд долларов - и это далеко не предел. По некото-

рым оценкам, потенциал мирового рынка образовательных услуг в сфере высшего образования в 2018/2019 учебном году составлял 140 млн студентов.

Мировой рынок образовательных услуг включает несколько сегментов. Это языковые курсы, обучение в средней школе, высшее образование, дополнительное профессиональное образование и др. На высшее образование приходится примерно половина всего объема международного рынка оказываемых образовательных услуг, по некоторым расчетам, этот сегмент рынка к 2025 году может вырасти до 300 млрд долларов США [1].

Мировой рынок высшего образования часто называют третичным рынком (англ. tertiary education). К образовательным услугам этого уровня относят, как правило, не только собственно высшее, но и последипломное образование, включая подготовку докторов наук (PhD). Как указано в Международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО, «третичное образование основывается на среднем образовании, организуя учебную деятельность в рамках специализированных областей образования. Оно направлено на обучение на более высоком уровне сложности и специализации. Третичное образование не только включает то, что обычно понимается как академическое образование, но также и углубленное профессиональное образование. Оно охватывает уровни МСКО 5, 6, 7 и 8, которые называются, соответственно, коротким циклом третичного образования, бакалавриатом или его эквивалентом, магистратурой или ее эквивалентом и докторантурой или ее эквивалентом» [7].

Влиятельным фактором проникновения рыночных механизмов в сферу образования стали разработка и введение в действие в рамках Всемирной торговой организации Генерального соглашения о торговле услугами (GATS). Центральный принцип GATS заклю-

чается в создании и поддержании одинаково благоприятных условий для экспорта и импорта услуг в странах — членах ВТО, что открывает новые возможности для интернационализации образования. Согласно GATS, мировая торговля услугами, в том числе и образовательными, осуществляется следующими способами:

— трансграничная поставка услуг (англ. cross-border supply of the service), когда предоставление образовательной услуги происходит через различные каналы связи (телефон, Интернет и др.), как, например, в случае дистанционного образования, предлагаемого нерезидентам. В частности, Расширенная школа Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе совместно с Домашней образовательной сетью предлагает около 50 курсов в сети Интернет, которые доступны студентам в 44 штатах США и восьми странах мира;

— коммерческое присутствие поставщика в стране-потребителе (англ. сommercial presence of the provider), когда продуцент образовательной услуги - иностранный инвестор выходит на рынок другой страны, открывая представительство, филиал, отделение вуза, а студент получает образовательную услугу в стране проживания. В рамках этого подхода практикуются франчайзинг и двустороннее сотрудничество вузов, которые не так

Куда пойти учиться?

бросаются в глаза, как открытие филиалов иностранных университетов, но в количественном отношении они, как правило, охватывают широкие слои желающих учиться;

— присутствие физических лиц страны-поставщика (англ. the presence of persons in another country to provide the service), когда специалист в сфере высшего образования или группа специалистов перемещаются в другую страну с целью предоставления образовательных услуг;

— услуга за рубежом (англ. rnnsumption abroad), когда предоставление образовательной услуги студенту происходит непосредственно в вузе - продуценте образовательной услуги за рубежом. Это студенческая академическая мобильность в собственном смысле слова, которая предусматривает пересечение границы физическим лицом и последующее обучение с учетом предварительно полученного образования и с присвоением квалификаций или ученой степени по его завершении.

Численность студентов третичного уровня образования, которые учатся за границей, увеличилась с 0,8 млн в 1975 году до 3 млн в 2000 году, а в 2017 году она достигла 5,6 млн человек. Рост контингента иностранных студентов можно сравнить с увеличением объемов третичного уровня образования по всему миру. По данным

ЮНЕСКО, в 2017 году на уровне высшего образования в мире обучалось 198 млн человек по сравнению с 177 млн студентов в 2010 году и 77 млн студентов в 2000 году, за этот же период численность иностранных студентов увеличилась с 2,1 и 4,1 до 6,4 млн человек [3]. Следовательно, численность иностранных студентов растет более высокими темпами, чем контингент высших учебных заведений мира. Предполагается, что до 2025 года их численность вырастет до 7,2 млн.

Мировой рынок образовательных услуг в силу своих масштабов и капиталоемкости за относительно короткий период времени превратился в крупную и относительно самостоятельную отрасль мировой экономики. Ежегодные доходы от подготовки иностранных студентов оцениваются в 100-120 млрд долларов США, обучение 50% студентов-иностранцев обеспечивают университеты США, Великобритании, Австралии, Германии, Франции, доминирующие на мировом рынке образовательных услуг.

В сфере высшего образования исторически сложились разнообразные формы международного сотрудничества. Чаще всего практикуются программы обмена студентами, подкрепленные межправительственными или межведомственными договоренностями; двусторонние образовательные соглашения, заключенные на государственном и/или негосударственном уровне; международные инициативы, связанные с признанием курсов, программ, учебных курсов, дипломов и степеней в сфере высшего образования. Многие документы, которые регулируют международное сотрудничество в сфере высшего образования, принимаются на международном уровне. Это относится прежде всего к конвенциям о признании документов об образовании, разработанным и принятым под эгидой ЮНЕСКО.

Выбирая страну обучения, студенты ориентируются на многие

обстоятельства, связанные как с предпочтениями в области географического положения университета, языка обучения, состава специальностей, так и размерами оплаты образовательных услуг. Назовем эти обстоятельства.

Язык обучения. Язык обучения и общения является определяющим фактором выбора места обучения. Страны, где в обучении используется язык широкого распространения - английский, французский, немецкий, русский и испанский, являются ведущими направлениями миграции иностранных студентов как в абсолютном, так и относительном выражении.

Единственным исключением является Япония. Несмотря на использование в этой стране языка обучения, который не получил широкого распространения, на ее территории обучается большое количество иностранных студентов, среди которых 93% являются выходцами из азиатских стран [3]. Видимо, это как раз тот случай, когда культурная общность частью студентов оценивается выше языковой.

Стоимость обучения. В большинстве государств Европейского союза, включая Австрию, Бельгию, Чехию, Данию, Эстонию, Финляндию, Францию, Германию, Ирландию, Италию, Нидерланды, Словакию, Испанию, Швецию и Великобританию, иностранных студентов из других стран Евросоюза с точки зрения оплаты обучения приравнивают к соотечественникам. В некоторых странах, в частности в Финляндии, Германии и Италии, если студент проживает определенный период в стране (например, в течение трех лет), он имеет право на бесплатное обучение в соответствующем учебном году.

При выборе между аналогичными программами стоимость обучения может играть важную роль, особенно для студентов из развивающихся стран. Есть основание утверждать, что наметившееся в последние десятилетия уменьше-

ние доли США на мировом рынке образовательных услуг во многом обусловлено высокой платой за обучение для иностранных студентов в условиях жесткой конкуренции со стороны других, в первую очередь англоязычных резидентов, прежде всего Австралии, Новой Зеландии и Сингапура, которые предлагают аналогичные программы по более низкой цене.

Иммиграционная политика. В последние годы некоторые страны снизили иммиграционные барьеры для поощрения временной или постоянной иммиграции иностранных студентов. Это повысило их привлекательность для поступающих из зарубежных стран.

Качество программ подготовки. Первостепенным обстоятельством для выбора университета в сравнении с такими факторами, как академическая репутация вуза, признание иностранных дипломов, исторические и торговые связи между странами, перспективы трудоустройства, культурные предпочтения, является качество образования.

Но для той или иной оценки качества образования желающие продолжить обучение за рубежом не располагают самоочевидными критериями. Поэтому большинство обращаются к международным, региональным и национальным рейтингам университетов, где они ранжированы в зависимости от их достижений в различных областях деятельности.

Первые международные рейтинги высших учебных заведений появились в начале 2000-х годов. Первоначально они рассматривались как сугубо информационный продукт, ориентированный на поступающих в вузы. Не случайно первый международный рейтинг увидел свет в еженедельном приложении к лондонской «Таймс», посвященном высшему образованию. Но весьма активная реакция на рейтинги как самого академического сообщества, так и общественности, деловых и государ-

Московский международный рейтинг «Три миссии университета» завоевывает все более широкое признание

ственно-политических кругов обусловила повышение их влияния и расширение функций. Можно сказать сегодня, что международные рейтинги университетов превратились в инструмент конкурентной борьбы на мировом и национальных рынках образовательных услуг, они оказывают значительное влияние на инвестиции в сферу образования, а также на политику государств в области подготовки кадров и науки.

Концептуальные основы рейтингов, используемые при их составлении показатели и критерии сформировались на базе англо-американской модели высшей школы, целей и ценностей глобализма, что во многом предопределило их достоинства и недостатки. На самые авторитетные места в них вышли чуть ли не все университеты Великобритании и значительная часть университетов США. Получила признание и некоторая часть университетов англосаксонского ареала, включая Канаду, Австралию, Гонконг и Сингапур. Университеты других стран, в том числе и самые именитые, оказались на задней скамье.

Это вызвало ответную реакцию обойденных вниманием представителей академических кругов. Стали создаваться и множиться национальные и региональные рей-

тинги университетов. На незримое поле конкурентной борьбы выдвинулись новые мощные претенденты на лидерство в сфере образования и науки. Быстро набрал вес созданный в КНР Шанхайский рейтинг. А в Российской Федерации в 2012 году была принята программа «5-100», предусматривающая государственную поддержку усилий ведущих вузов в продвижении в топ-100 наиболее авторитетных международных рейтингов. Наконец, при решающей роли Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Российского союза ректоров запущен в оборот Московский международный рейтинг «Третья миссия университета», претендующий на универсальность, объективность и социокультурную весомость реализованных в нем показателей, а значит, и на альтернативность ранее созданным рейтингам.

Роль университетских рейтингов на современном этапе во многом сопоставима с ролью крупнейших международных бирж. В рейтингах, как и в биржевых котировках, противоречиво совмещены объективные показатели, разнообразные ценности и политические установки, психологические компоненты и просто настроения. Но эта амальгама, как ни странно, превратилась

в источник сигналов, управляющих динамикой международного рынка образовательных услуг. Более того, рейтинги все более ощутимо влияют на жизнь и деятельность каждого высшего учебного заведения, мотивируя к продвижению к признаваемым в мире показателям, свидетельствующим о достижениях университетов.

Тенденция к омассовлению высшего образования получила неожиданное подкрепление со стороны новых информационных технологий. Использование для нужд подготовки кадров Всемирной паутины и интерактивных учебных курсов позволило перенести существенную часть учебных занятий из реальной учебной среды в виртуальную. Возникли и быстро развиваются виртуальные университеты, составляющие конкуренцию традиционным вузам. Распространение обучения на расстоянии бросает вызов стационарному образованию и побуждает снижать стоимость образовательных услуг.

Пока не ясно, в какой мере и с какой эффективностью возможно замещение реального обучения виртуальным, поскольку виртуальное обучение все-таки ограничивает возможности социализации и приобретения профессионального опыта, но уже совершенно ясно, что без информационных технологий в высшей школе не обойтись. Симптоматично, что даже в лексике нормативной документации российской высшей школы появилось такое языковое новообразование, как словосочетание «контактное обучение»...

В нашем анализе представлены далеко не все последствия процесса превращения высшего образования в массовое. Свое внимание мы сосредоточили преимущественно на тех преобразованиях, которые происходят в самой высшей школе. Но основания для некоторых выводов у нас есть.

Мы можем констатировать, что развитие массовой и эгалитарной

Рынок цифрового онлайн-образования уже охватил все страны и континенты и продолжает быстро расти

высшей школы характеризуют следующие явления и процессы.

1. Трансформация организационно-экономических форм деятельности университетов. По своей структуре, методам управления и механизмам они сближаются с предприятиями. Намечается тенденция к менеджерализации высшего образования и оттеснению на второй план традиционных академических институтов. Получают распространение частные вузы, университеты предпринимательского типа.

2. Формирование международного и национального рынков образовательных услуг со всеми сопутствующими рынку механизмами: конкуренцией, внутри-страновой и международной мобильностью, рейтингами и иными биржеподобными инструментами регулирования спроса и предложения.

3. Преобразование взаимоотношений высших учебных заве-

дений с обучающимися, другими потребителями продукции вузов и окружающей средой по рыночному типу. Вузы окончательно утрачивают статус «башни из слоновой кости», превращаются в клиентоориентированные организации. В их деятельности существенное место занимают маркетинг и реклама.

4. Глобализация и интернационализация высшего образования. При всем неустранимом многообразии типов и разновидностей вузов и их учебных программ они вынуждены вписываться в единую сетку координат, изменяться в сторону унификации.

5. Смена типа развития высших учебных заведений. Доминирующую роль в нем начинают играть не традиции, а нововведения. Это расшатывает устоявшуюся систему воспроизводства, ставит под сомнение академическую иерархию. Вслед за этим нарастает влияние фактора неопределенности.

Высшие учебные заведения реорганизуются, разветвляются, объединяются, распадаются и ликвидируются. Высшее образование приобретает изменчивый, непрерывно обновляющийся ландшафт.

6. Информатизация высшего образования. Становление в вузах нового сегмента образовательной среды - виртуального. Разрастание виртуальной образовательной среды, расширение ее функций. Сокращение аудиторных занятий и их замещение дистанционными.

Уже только отмеченные в настоящей статье новые явления и тенденции в развитии высшей школы заставляют задуматься. Речь идет о том, что высшие учебные заведения в наши дни переживают некий переходный период. Мы уже ощущаем факторы и последствия перемен, но все еще не видны и даже не ощутимы очертания будущего облика системы высшего образования. Если свести концы с концами, то получается, что в высшей школе совершается поистине революционный переворот, который даже самые зоркие наблюдатели видят не в его целостности, а лишь частями...

Поэтому хочу закончить настоящую статью приглашением к дальнейшим размышлениям о будущем высшей школы, что, на мой взгляд, настоятельно необходимо для определения перспектив развития каждого вуза, каждого факультета, каждой кафедры и лаборатории, для плодотворной деятельности каждого из нас. Исхожу из того, что мы должны не столько ожидать перемен, сколько творить их.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айдрус И.А, Филиппов В.М. Мировой рынок образовательных услуг. М.: РУДН, 2008. 194 с.

2. Всемирная конференция по вопросам образования 2018 года. URL: https: // ru.unesco.org/events/vsemimaya-konferencii-po-voprosam-obrazovaniya-2018-goda (дата обращения: 10.04.2019).

3. Всемирный доклад ЮНЕСКО по мониторингу образования. 2017 год. URL: http: // gem-report-2016.unesco.org/en/current-report/ (дата обращения: 10.04.2019).

4. ГрудзинскийА.О., Бедный А.Б. Концепция конкурентоспособного университета университета: модель тетраэдра // Высшее обра-

зование в России. 2012. № 12. С. 29-36.

5. Доклад о целях в области устойчивого развития, 2017 год. Организация Объединенных Наций. Департамент экономических и социальных вопросов (ДЭСВ). URL: https://unstats.un.org/sdgs/files/report/2017/ The SustainableDevelopment Goals Report2017_ Russian.pdf (дата обращения: 10.04.2019).

6. Доклад о человеческом развитии 2011. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех. М.: Весь мир, 2011. 194 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Международная стандартная классификация образования МСКО 2011. URL: https: // uis.unesco.org/sites/default/files/documents/ isced-2011-ru.pdf (дата обращения: 10.04.2019).

8. Нефедова А. И. О концептах «академический капитализм» и «предпринимательский университет» // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 75-79.

9. Султанова Д. Ш, Бурылина Г. Г Реализация концепции предпринимательского университета // Казанский педагогический журнал. 2015. С. 125-128.

10. ЮНЕСКО и Цели устойчивого развития. URL: https: // ru.unesco.org (дата обращения: 10.04.2019).

11. Altbach P., Reisberg L, Rumbley L. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution. Rotterdam: Netherlands, Sense, 2010.

12. Clark Burton R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation / Burton R. Clark. IAU PRESS, Published for the IAU PRESS PERGAMON, 1998. 167 p.

13. Leslie L, Oaxaca R., Rhoades G. Technology Transfer and Academic Capitalism / L. Leslie, R. Oaxaca, G. Rhoades // AAAS Science and Technology Policy Yearbook. 2001. Р. 261-277.

14. OECD Education at a Glance 2017: OECD Indicators, OECD Publishing. 2017. P. 570. URL: http: // dx.doi.org/10.1787/eag-2017-en (дата обращения: 10.04.2019).

15. The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. URL: http: // www.unesko.org/education (дата обращения: 10.04.2019).

LITERATURA

1. Ajdrus I.A., FilippovV.M. Mirovoj ry'nok obrazovatel'ny'x uslug. M.: RUDN, 2008. 194 s.

2. Vsemirnaya konferenciya po voprosam obrazovaniya 2018 goda. URL:https://ru.unesco.org/events/vsemirnaya-konferencii-po-voprosam-obrazovaniya-2018-goda (data obrashheniya: 10.04.2019).

3. Vsemirnyj doklad YuNESKO po monitoringu obrazovaniya. 2017 g. URL: http: // gem-report-2016.unesco.org/en/current-report/. (data obrashheniya: 10.04.2019).

4. GrudzinskijA.O., BednyjA.B. Koncepciya konkurentosposobnogo universiteta: model' tetrae'dra // Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 12. S. 29-36.

5. Doklad o celyax v oblasti ustojchivogo razvitiya, 2017 god. Organizaciya Ob''edinenny'x Nacij. Departament e'konomicheskix i social'ny'x voprosov (DE'SV). URL: https://unstats.un.org/sdgs/files/report/2017/ The SustainableDevelopment Goals Report2017_ Russian.pdf (data obrashheniya: 10.04.2019).

6. Doklad o chelovecheskom razvitii 2011 Ustojchivoe razvitie i ravenstvo vozmozhnostej: luchshee budushhee dlya vsex. M.: Ves' mir, 2011. 194 s.

7 Mezhdunarodnaya standartnaya klassifikaciya obrazovaniya MSKO 2011.URL: https: // uis.unesco.org/sites/default/files/documents/ isced-2011-ru.pdf (data obrashheniya: 10.04.2019).

8. Nefedova A. I. O konceptax «akademicheskij kapitalizm» i «predprinimatel'skij universitet». Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2015. № 6. S. 75-79.

9. Sultanova D. Sh, Bury'lina G. G. Realizaciya koncepcii pred-prinimatel'skogo universiteta // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015. S. 125-128.

10. YuNESKO i Celi ustojchivogo razvitiya. URL: https: // ru.unesco.org (data obrashheniya: 10.04.2019).

11. Altbach P., Reisberg L, Rumbley L. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution. Rotterdam: Netherlands, Sense, 2010.

12. Clark Burton R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation / Burton R. Clark. IAU PRESS, Published for the IAU PRESS PERGAMON, 1998. 167 p.

13. Leslie L, Oaxaca R., RhoadesG. Technology Transfer and Academic Capitalism / L. Leslie, R. Oaxaca, G. Rhoades // AAAS Science and Technology Policy Yearbook. 2001. R. 261-277.

14. OECD Education at a Glance 2017: OECD Indicators, OECD Publishing. 2017. P. 570. URL: http://dx.doi.org/10.1787/eag-2017-en (data obrashheniya: 10.04.2019).

15. The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. URL: http: // www.unesko.org/education (data obrashheniya: 10.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.