Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА И АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА И АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНВАЛИД / ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / INCLUSIVE EDUCATION / DISABLED PERSON / STUDENT WITH SPECIAL NEEDS / ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAM / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щетинина Светлана Юрьевна

Рассматриваются нормативно-правовые основы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, показаны различия между этими категориями обучающихся. Приводятся нормативные документы, регламентирующие разработку адаптированных образовательных программ. Охарактеризованы ключевые моменты, определяющие порядок разработки и содержание адаптированной образовательной программы высшего образования. Анализируется опыт вузов в деле подготовки и реализации адаптированных образовательных программ, отмечены мероприятия, способствующие улучшению работы вузов в данной области.The normative-legal bases of education of persons with disabilities and disabled people are considered, the differences between these categories of students are shown. Normative documents regulating development of adapted educational programs are provided. Key points that make up the order and content of development of adapted educational program of higher education are identified. The experience of higher education institutions in the development and implementation of adapted educational programs is analyzed; activities that contribute to improving the work of higher education institutions in this area of activity are identified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щетинина Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА И АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Р01: 10.25586/RNU.HET.19.04. Р. 65 УДК 378.4

С.Ю. Щетинина,

Тихоокеанский государственный университет

Нормативно-правовая база и алгоритм разработки адаптированных образовательных программ высшего образования

Развитие инклюзивного образования - одна из актуальнейших задач высшей школы. Однако концептуальные основы инклюзивного образования еще далеко не определены. Поэтому несмотря на большое число документов, регламентирующих деятельность вузов по созданию среды, доступной для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, многие вопросы ее организации до конца не решены.

Анализ нормативно-правовых документов показывает, что нормативная база инклюзивного образования в наибольшей степени разработана для общего образования. В высшей школе положение иное. Здесь при разработке адаптированных образовательных программ возникает много проблем и неоднозначных трактовок, что связано как с отсутствием утвержденных на федеральном уровне методических рекомендаций, так и с четким определением категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Остановимся на этом более подробно.

Согласно п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образова-© Щетинина С.Ю., 2019

Тихоокеанский государственный университет

нии в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) - это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [7]. Мы видим, что категория «обучающиеся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с позиций

необходимости обеспечения специальных условий получения образования на основании решения коллегиального органа - психолого-медико-педагогической комиссии (далее -ПМПК), определяющего необходимость их создания.

В отличие от лиц с ОВЗ инвалид согласно ст. 1 и 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организ-

СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА ЩЕТИНИНА

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физической культуры и спорта, начальник центра по здоровьесбереже-нию и работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Тихоокеанского государственного университета. Сфера научных интересов: физическая культура и спорт, высшее инклюзивное образование. Автор более 150 опубликованных научных работ. Электронная почта: Shetinina65@mail.ru

m

Рассматриваются нормативно-правовые основы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, показаны различия между этими категориями обучающихся. Приводятся нормативные документы, регламентирующие разработку адаптированных образовательных программ. Охарактеризованы ключевые моменты, определяющие порядок разработки и содержание адаптированной образовательной программы высшего образования. Анализируется опыт вузов в деле подготовки и реализации адаптированных образовательных программ, отмечены мероприятия, способствующие улучшению работы вузов в данной области.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инвалид, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированная образовательная программа, образовательные организации высшего образования.

The normative-legal bases of education of persons with disabilities and disabled people are considered, the differences between these categories of students are shown. Normative documents regulating development of adapted educational programs are provided. Key points that make up the order and content of development of adapted educational program of higher education are identified. The experience of higher education institutions in the development and implementation of adapted educational programs is analyzed; activities that contribute to improving the work of higher education institutions in this area of activity are identified.

Key words: inclusive education, disabled person, student with special needs, adapted educational program, higher education institutions.

ма, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, что подтверждается федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ) в форме предоставления справки и индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалида. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид» [6].

Таким образом, лица с ОВЗ и инвалиды - это разные категории обучающихся. Не случайно они раздельно отражаются как в статистической отчетности вузов по форме № ВПО-1, так и в других документах.

Но в практической деятельности высших учебных заведений и даже в некоторых официальных документах понятие «ограниченные возможности здоровья» используется обобщенно и распространяется и

на инвалидов, и собственно на лиц с ОВЗ. Это, в частности, относится к п. 92 раздела VIII «Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ОВЗ и инвалидов» Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 октября 2015 года № 1147. В этом документе говорится: «организация обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с ОВЗ и (или) инвалидов (далее вместе - поступающие с ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья» [10].

Различный статус обучающихся с ОВЗ и инвалидов определяет и разные требования необходимости разработки для них адаптированных образовательных программ.

В п. 28 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что адаптированная образовательная программа (далее - АОП) - это «образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» [7].

При разработке АОП для образовательных организаций высшего образования основополагающими условиями являются ч. 1, 8, 10 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [7], указывающие, что:

- содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч. 1);

- профессиональное образование обучающихся с ОВЗ осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся (ч. 8);

- образовательными организациями высшего образования должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ (ч. 10).

В Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России

от 5 апреля 2017 года № 301 и вступившим в силу 1 сентября 2017 года определены особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ. В п. 7 Порядка отражено, что «содержание высшего образования по образовательным программам и условия организации обучения для инвалидов определяются в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (при наличии), для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся» [9]. Данный пункт раскрывает содержание ч. 1 и 8 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В письме Минобрнауки России от 21 июня 2017 года «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ» поясняется, что «разработка адаптированной образовательной программы необходима в случае наличия в образовательной организации хотя бы одного обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. В противном случае разрабатывать адаптированную образовательную программу не требуется» [11].

Практика показывает, что в высших учебных заведениях обучаются в основном инвалиды и практически отсутствуют обучающиеся с ОВЗ. Это обусловлено деятельностью психолого-медико-педагогических комиссий, которые обеспечивают проведение обследования детей с рождения до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и(или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей [8]. Был предложен механизм включения

Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов требует создания специальных условий

лиц с инвалидностью в категорию обучающихся с ОВЗ при подтверждении психолого-медико-педагогической комиссией, но пока это предложение официально не принято.

Заключение ПМПК о ребенке с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер: они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации. Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или индивидуальная программа реабилитации является основанием для создания образовательными организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей [5].

Несмотря на то, что представление заключения ПМПК и индивидуальной программы реабилитации носит заявительный характер, практика инклюзивного образования показывает, что многие вузы обя-

зывают студентов с инвалидностью представлять в обязательном порядке индивидуальную программу реабилитации, а также писать заявление об отсутствии потребности в адаптированной образовательной программе. Зачастую это связано с прохождением процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, а также с представлением данных для мониторин-гов о наличии условий для получения высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ.

Адаптированная образовательная программа высшего образования (далее - АОП ВО) представляет собой комплекс учебно-методической документации, регламентирующий основные характеристики образования (объем, содержание, планируемые результаты), организацию и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников с ОВЗ и инвалидов по направлению подготовки (специальности) высшего образования и

определяющий специальные условия образовательной деятельности, необходимые для обучающихся с ОВЗ и инвалидов. АОП ВО должна обеспечить формирование у обучающихся с ОВЗ и инвалидов компетенций, установленных федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее - ФГОС ВО) по соответствующему направлению подготовки (специальности) [1, 9].

АОП ВО разрабатывается образовательной организацией самостоятельно на основе интеграции ФГОС ВО, образовательной программы высшего образования по соответствующему направлению подготовки (специальности), а также с учетом специальных условий инклюзивного образования, реальных условий деятельности образовательной организации в соответствии с образовательными потребностями и ограничениями здоровья обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

Детальное уточнение специальных условий инклюзивного образования является одним из существенных аспектов разработки АОП ВО. Разъяснения по вопросам создания специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ отражены в нормативных документах: ч. 3 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [7], п. 48-50 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования [9], Методических рекомендациях по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса [3] и др.

Выделим положения, которые являются критериями адаптированной образовательной программы [1, 3]:

- наличие специализированных адаптационных дисциплин (модулей) в вариативной части образовательных программ, позволяющих индивидуально корректировать нарушения учебных и коммуникативных умений,профессиональной и социальной адаптации обучающихся на этапе высшего образования;

- разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и графиков, позволяющих обучаться при различных вариантах проведения занятий: в образовательной организации (в академической группе и индивидуально), на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;

- выбор методов обучения, обусловленный особенностями восприятия информации обучающимися, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения;

- обеспечение обучающихся печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья;

- выбор мест прохождения практики с учетом рекомендованных медико-социальной экспертизой условий труда, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида;

- проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений их здоровья;

- осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса обучающихся с ОВЗ и инвалидов в со-

ответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертизы;

- установление особого порядка освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту на основе соблюдения принципов здоровье-сбережения и адаптивной физической культуры;

- создание толерантной социокультурной среды,волонтерской помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидам.

Обозначим ключевые моменты, составляющие порядок и содержание разработки АОП ВО [1, 2, 4 и др.].

Виды АОП ВО:

- адаптированная образовательная программа по направлению подготовки;

- адаптированная образовательная программа для обучающихся отдельных нозологий (с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.);

- индивидуальная образовательная программа.

С целью наиболее адекватного построения АОП ВО абитуриент с ОВЗ при поступлении на обучение предъявляет заключение ПМПК, содержащее информацию о необходимых специальных условиях обучения, абитуриент-инвалид - индивидуальную программу реабилитации, содержащую информацию о необходимых специальных условиях обучения, а также сведения относительно рекомендованных условий и видов труда.

Таким образом, основанием для разработки и внедрения АОП ВО является заключение ПМПК и (или) МСЭ, в рекомендациях которых должен быть сформулирован перечень специальных образовательных условий, рекомендованных конкретному обучающе-

муся. Адекватно оценивая свои образовательные возможности и потребности, обучающийся после зачисления подает личное заявление с просьбой предоставить возможность обучаться по АОП ВО (также возможен перевод обучающегося на адаптированную образовательную программу в течение всего периода обучения). Такое обучение требует дополнительной оценки качества образовательных услуг.

Адаптированные образовательные программы разрабатываются только по направлениям подготовки (специальностям), на которые фактически зачислены лица с ОВЗ и инвалиды при наличии личного заявления о необходимости разработки адаптированной образовательной программы.

АОП ВО, как и образовательная программа высшего образования, включает в себя: общую характеристику программы, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин (модулей), сборник программ практик, оценочные и методические материалы, а также иные материалы по решению высшего учебного заведения. Порядок разработки, утверждения и обновления АОП ВО регламентируется локальными актами вуза. Утвержденные АОП ВО должны быть размещены на официальном сайте вуза в сети Интернет.

АОП ВО соответствует образовательной программе высшего образования по направлению подготовки (специальности). При этом в части ее разделов или подразделов вносятся дополнения, отражающие специфику условий обучения лиц с ОВЗ и инвалидов.

Структура АОП ВО состоит из тех же блоков, что и структура образовательной программы высшего образования по

направлению подготовки бакалавриата (специалитета) и магистратуры. Так, АОП ВО по направлениям подготовки бакалавриата в соответствии с ФГОС ВО имеет следующую структуру:

Блок 1 «Дисциплины (модули)»

• Базовая часть.

• Вариативная часть.

Блок 2 «Практики»

• Вариативная часть.

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация»

• Базовая часть.

Учебный план для реализации АОП ВО разрабатывается на основе учебного плана соответствующего направления подготовки(специальности) путем включения в вариативную часть Блока 1 специализированных адаптационных дисциплин (модулей), предназначенных для дополнительной индивидуализированной коррекции обучающегося.

Перечень, количество и содержание адаптационных модулей определяется образовательной организацией самостоятельно исходя из особенностей контингента обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Адаптационные модули не являются обязательными, их выбор осуществляется обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в зависимости от их индивидуальных потребностей и фиксируется в индивидуальном учебном плане. Обучающийся может выбрать любое количество адаптационных модулей - как все, так и ни одного.

Адаптационные дисциплины (модули) в зависимости от конкретных обстоятельств могут вводиться в учебные планы не только как вариативные, но и как факультативные.

Рабочие программы адаптационных дисциплин (модулей) составляются в том же

формате, что и все рабочие программы других дисциплин.

Содержание раздела АОП ВО «Характеристика направления подготовки» полностью включается в АОП ВО из соответствующего ФГОС ВО и дополняется следующим текстом: «Для лиц с ОВЗ и инвалидов срок получения образования по индивидуальному плану может быть продлен, но не более чем на один год (для магистрантов - на полгода) по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения».

Содержание раздела АОП ВО «Характеристика профессиональной деятельности выпускников» проектируется с учетом того, что по окончании обучения у лиц с ОВЗ и инвалидов должны быть сформированы те же общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, что и у всех выпускников, введение каких-либо ограничений в отношении компетенций и видов профессиональной деятельности выпускников с ОВЗ и с инвалидностью не допускается.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в АОП ВО устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом индивидуальных ограничений их здоровья. Образовательная организация также определяет требования к процедуре проведения государственной итоговой аттестации с учетом особенностей этих процедур для лиц с ОВЗ и инвалидов.

Ресурсное обеспечение АОП ВО дополняется информацией относительно кадрового (указывается доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации по вопросам обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью; наличие спе-

циалистов, обеспечивающих сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидностью и др.), учебно-методического и информационного обеспечения (возможность обеспечения обучающихся печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации и др.), материально-технического обеспечения (отражается наличие технических средств обучения, компонентов безбарьерной среды вуза) реализации адаптированных образовательных программ.

Характеристика среды вуза, обеспечивающая развитие общекультурных компетенций выпускников, дополняется в АОП ВО информацией о структурных подразделениях, развивающих компетенции обучающихся с ОВЗ и инвалидностью через социокультурную среду вуза, о наличии волонтерского движения среди студенчества, о деятельности органов студенческого самоуправления и др.

Проведенный нами анализ опыта вузов по разработке и реализации адаптированных образовательных программ показал следующую картину.

Ряд вузов придерживаются концепции, что инициатива при зачислении на адаптированную программу должна исходить от лица с ОВЗ или инвалида и по-

том рассматриваться на комиссии в вузе. Другие высшие учебные заведения высказываются за обязательность разработки адаптированных программ по всем направлениям подготовки (специальностям), даже если по ним в настоящее время нет обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, и считают необходимым размещение программ на сайте вуза. Предполагается, что это привлечет потенциальных абитуриентов и будет выгодно вузу, так как подушевое финансирование при обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью увеличится.

В ряде вузов адаптированные программы не разрабатывают, а включают в образовательный процесс только адаптационные модули. При этом, как показывает практика, адаптационные модули эффективны и их возможно вводить в учебные планы всех курсов обучения, в том числе и выпускных, а не только 1-2-х курсов, когда у студентов с ОВЗ идет процесс адаптации и интеграции в образовательную среду вуза.

Резюмируя опыт вузов, следует отметить, что ответственными за разработку адаптированных образовательных программ должны быть заведующие кафедрами и (или) руководители образовательных программ, деканы; методическое сопровождение должно предоставляться центром инклюзивного обра-

зования вуза, контроль за работой по адаптированным программам целесообразно возлагать на учебно-методическое управление высшего учебного заведения, курирующее разработку всех образовательных программ.

На наш взгляд, разработка методических рекомендаций на федеральном уровне - аналога утвержденных для разработки и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования - существенно облегчила бы и упорядочила разработку адаптированных программ в вузах. Также целесообразны разработка примерных адаптированных образовательных программ по направлениям подготовки (специальностям) и создание реестра программ. Это позволит оптимизировать процедуру разработки адаптированных программ в вузах.

Безусловно, разработка и утверждение на федеральном уровне методических рекомендаций, аккумулирующих изменения последних лет в инклюзивном образовании и содержащих пояснения ключевых понятий, нормативных документов и иных обстоятельств, вызывающих вопросы и допускающих неоднозначную трактовку, улучшило бы и систематизировало работу вузов в рассматриваемой области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мартынова Е.А. Структура и содержание адаптированных образовательных программ высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/articl.e/view?id=21370 (дата обращения: 12.03.2019).

2. Методические рекомендации по адаптации образовательных программ высшего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Мининский университет. 2017. URL: https:// www.mininuniver.ru/scientific/inklyuzivnoe-obrazovanie/uchebno-metodicheskie-materialy (дата обращения: 12.03.2019).

3. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса: утв. Минобрнауки России 8 апреля 2014 года № АК-44/05вн. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.03.2019).

4. Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования: утв. Минобрнауки России 20 апреля 2015 года № 06-830вн. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.03.2019).

5. О введении ФГОС ОВЗ: письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 года № ВК-452/07 // Информационно-правовой портал «Гарант. ру». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71254376/ (дата обращения: 12.03.2019).

6. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018 ). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.03.2019).

7 Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.03.2019).

8. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии: приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года № 1082. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.03.2019).

9. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: приказ Минобрнауки России от 5 апреля 2017 года № 301. Доступ из справ.- правовой системы « КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.03.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: приказ Минобрнауки России от 14 октября 2015 года № 1147 (ред. от 31.08.2018). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.03.2019).

11. По вопросу разработки адаптированных образовательных программ: письмо Минобрнауки России от 21 июня 2017 года № 07-ПГ-МОН-25486. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.03.2019).

LITERATURA

1. Marty'nova E.A. Struktura i soderzhanie adaptirovanny'x obrazovatel'ny'x programm vy'sshego obrazovaniya dlya Liez s ogranichenny'mi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidov // Sovremenny'e problemy' nauki i obrazovaniya. 2015. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21370 (data obrashheniya: 12.03.2019).

2. Metodicheskie rekomendacii po adaptacii obrazovatel'ny'x programm vy'sshego obrazovaniya dlya obuchayushhixsya s ogranichenny'mi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidnost'yu. Mininskij universitet. 2017. URL: https://www. mininuniver.ru/scientific/inklyuzivnoe-obrazovanie/uchebno-metodicheskie-materialy (data obrashheniya: 12.03.2019).

3. Metodicheskie rekomendacii po organizacii obrazovatel'nogo processa dlya obucheniya invalidov i licz s ogranichenny'mi vozmozhnostyami zdorov'ya v obrazovatel'ny'x organizaciyax vy'sshego obrazovaniya, v tom chisle osnashhеnnosti obrazovatel'nogo processa: utv. Minobrnauki Rossii 8 aprelya 2014 goda № AK-44/05vn. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus» (data obrashheniya: 12.03.2019).

4. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke i realizacii adaptirovanny'x obrazovatel'ny'x programm srednego professional'nogo obrazovaniya: utv. Minobrnauki Rossii 20 aprelya 2015 goda № 06-830vn. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus» (data obrashheniya: 12.03.2019).

5. O vvedenii FGOS OVZ: pis'mo Minobrnauki Rossii ot 11 marta 2016 goda № VK-452/07 // Informacionno-pravovoj portal «Garant.ru». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71254376/ (data obrashheniya: 12.03.2019).

6. O social'noj zashhite invalidov v Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 24 noyabrya 1995 goda № 181-FZ (red. ot 29.07.2018 ). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus» (data obrashheniya: 12.03.2019).

7. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ (red. ot 25.12.2018). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus» (data obrashheniya: 12.03.2019).

8. Ob utverzhdenii Polozheniya o psixologo-mediko-pedagogicheskoj komissii: prikaz Minobrnauki Rossii ot 20 sentyabrya 2013 goda № 1082. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus» (data obrashheniya: 12.03.2019).

9. Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osushhestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po obrazovatel'ny'm programmam vy'sshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury': prikaz Minobrnauki Rossii ot 5 aprelya 2017 goda № 301. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus» (data obrashheniya: 12.03.2019).

10. Ob utverzhdenii Poryadka priema na obuchenie po obrazovatel'ny'm programmam vy'sshego obrazovaniya -programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury': prikaz Minobrnauki Rossii ot 14 oktyabrya 2015 goda № 1147 (red. ot 31.08.2018). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus» (data obrashheniya: 12.03.2019).

11. Po voprosu razrabotki adaptirovanny'x obrazovatel'ny'x programm: pis'mo Minobrnauki Rossii ot 21 iyunya 2017 goda № 07-PG-MON-25486. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus» (data obrashheniya: 12.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.