Научная статья на тему 'Социально-педагогическое сопровождение и поддержка студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в высших учебных заведениях'

Социально-педагогическое сопровождение и поддержка студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
687
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮДИ С ОВЗ / ИНВАЛИДЫ / DISABLED / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / SUPPORT SERVICES / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / HEALTH PROTECTION / БЕЗБАРЬЕРНАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА / BARRIER-FREE ARCHITECTURAL ENVIRONMENT / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НОЗОЛОГИИ / INVALIDS / A COMPLEX OF SOCIO-EDUCATIONAL SUPPORT / REMOTE EDUCATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурдуковская Елена Анатольевна, Гостева Лилит Завеновна, Жук Татьяна Ивановна

В статье рассматриваются научные, нормативно-правовые и организационно-педагогические основы социально-педагогического сопровождения и поддержки студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в высших учебных заведениях России. Раскрываются ключевые термины и принципы инклюзивного образования; приведены примеры организации профессиональной подготовки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в российских высших учебных заведениях. Представлена законодательная база и нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию требований инклюзивного образования в России на федеральном, региональном уровнях и на уровне университета. Описана система социально-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидов в Амурском государственном университете г. Благовещенска Амурской области. Приведены результаты психолого-педагогического исследования, которые подтверждают эффективность комплекса мероприятий, обеспечивающих условия для оптимального процесса адаптации и получения высшего образования студентами с ограниченными возможностями здоровья.The article examines the scientific, normative-legal and organizational-pedagogical bases of social and pedagogical support and support of students with disabilities in conditions of inclusive education in higher educational institutions in Russia. Key terms and principles of inclusive education reveal; there are examples of the organization of vocational training of disabled persons and persons with disabilities in Russian institutions of higher education. Legislation and legal documents guiding the implementation of the requirements of inclusive education in Russia at Federal, regional levels and at the University level are presented. The system of socio-pedagogical support of students with disabilities and the disabled at the Amur state University, Blagoveshchensk, Amur region is described. The author shows the results of psychological and pedagogical research which confirms the effectiveness of the complex of measures, providing conditions for optimal process of adaptation and getting the higher education for students with disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурдуковская Елена Анатольевна, Гостева Лилит Завеновна, Жук Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое сопровождение и поддержка студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в высших учебных заведениях»

УДК 159.923: 378

Е.А. Бурдуковская, Л.З. Гостева, Т.И. Жук

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

В статье рассматриваются научные, нормативно-правовые и организационно-педагогические основы социально-педагогического сопровождения и поддержки студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в высших учебных заведениях России. Раскрываются ключевые термины и принципы инклюзивного образования; приведены примеры организации профессиональной подготовки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в российских высших учебных заведениях. Представлена законодательная база и нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию требований инклюзивного образования в России на федеральном, региональном уровнях и на уровне университета. Описана система социально-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидов в Амурском государственном университете г. Благовещенска Амурской области. Приведены результаты психолого-педагогического исследования, которые подтверждают эффективность комплекса мероприятий, обеспечивающих условия для оптимального процесса адаптации и получения высшего образования студентами с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова и термины: люди с ОВЗ, инвалиды, инклюзивное образование, особые образовательные потребности, вспомогательные услуги, социально-психологическая адаптация, комплексное социально-педагогическое сопровождение, здоровьесбережение, безбарьерная архитектурная среда, дистанционные образовательные технологии, нозологии.

SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT AND SUPPORT OF STUDENTS WITH DISABILITIES AND LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH IN INCLUSIVE EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article examines the scientific, normative-legal and organizational-pedagogical bases of social and pedagogical support and support of students with disabilities in conditions of inclusive education in higher educational institutions in Russia. Key terms and principles of inclusive education reveal; there are examples of the organization of vocational training of disabled persons and persons with disabilities in Russian institutions of higher education. Legislation and legal documents guiding the implementation of the requirements of inclusive education in Russia at Federal, regional levels and at the University level are presented. The system of socio-pedagogical support of students with disabilities

and the disabled at the Amur state University, Blagoveshchensk, Amur region is described. The author shows the results of psychological and pedagogical research which confirms the effectiveness of the complex of measures, providing conditions for optimal process of adaptation and getting the higher education for students with disabilities.

Key words: the disabled, invalids, inclusive education, special educational needs, support services, socio-psychological adaptation, a complex of socio-educational support, health protection, barrier-free architectural environment, remote education technology.

В последнее десятилетие и в России, и во всем мире отмечается повышение интереса к проблеме получения высшего образования со стороны молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Однако многие из них сталкиваются с проблемами, затрудняющими процесс их адаптации к социокультурной и образовательной среде, что влечет за собой трудности овладения профессией.

Для успешного интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимы не просто их включение в стандартный учебно-воспитательный процесс, а реализация комплекса мероприятий по оказанию им вспомогательных услуг и создание системы социально-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования.

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Инклюзивное образование соответствует принципам, в числе которых уменьшение изолированности обучающихся с ОВЗ от образовательной среды; доступность образовательного учреждения для отдельных обучающихся; признание роли вузов не только в повышении академических показателей обучающихся, но и в развитии общественных ценностей; признание того, что инклюзия в образовании - один из аспектов инклюзии в обществе.

Исходя из этого, сегодня термин «инвалид» (буквально означающий «непригодный») всё чаще заменяется на «человек с ограниченными возможностями». Тем не менее устоявшийся термин часто употребляется в прессе и публикациях, а также в нормативных и законодательных актах, в том числе в официальных материалах ООН.

Современная ситуация в системе образования в России характеризуется активным поиском путей и механизмов развития единого образовательного пространства для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. В государственной программе РФ «Развитие образования на 2013 - 2020 гг.» (в новой редакции) утверждены мероприятия по реализации моделей получения качественного дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В условиях современного инклюзивного образования создаются специальные условия для обучающихся: разрабатываются адаптивные учебные программы и методы обучения, применяются индивидуальные технические средства обучения и жизнедеятельности. Получают развитие педагогические, медицинские, социальные, физкультурно-спортивные, оздоровительные и другие виды услуг, без которых невозможна реабилитация обучающихся с особыми образовательными потребностями.

По мнению Е.Л. Гончаровой и О.И. Кукушкиной, особые образовательные потребности ребенка или студента находят выражение в процессе и содержании образования, в использовании специальных методов и средств, обеспечивающих индивидуальный подход в организации обучения, при согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей в образовании, во включении родителей ребенка или студента в процесс его реабилитации.

Социально-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями мы рассматриваем как процесс формирования у них потребности в самосовершенствовании и самовоспитании, в самостоятельной деятельности по достижению своих целей. Поэтому сущность процесса социально-педагогического сопровождения состоит в усилении позитивных и нейтрализации негативных тенденций в развитии, адаптации и социализации данной категории лиц к окружающему миру и осуществляется с учетом особенностей, каждого студента. Следует отметить, что в юношеском возрасте в процессе получения профессионального образования некоторые из аспектов особых образовательных потребностей теряют свою актуальность, а другие, напротив, приобретают особое значение и способствуют эффективному профессиональному становлению студентов.

В программах бакалавриата и магистратуры изучение факультативных дисциплин не предусмотрено, поэтому специальные курсы (например, курсы по развитию слухового восприятия студентов с нарушениями слуха) могут быть рекомендованы обучающимся в качестве социально-педагогической поддержки.

В вопросах организации обучения, его сроков система профессионального образования студентов с ОВЗ и инвалидов достаточно гибкая: у студентов есть возможность отсрочки для сдачи сессии, возможность получения академического отпуска по состоянию здоровья.

Квалифицированные специалисты (психологи, дефектологи) обеспечивают консультативную помощь студентам в службах психолого-педагогической поддержки, действующих в каждом высшем учебном заведении. Включение родителей в процесс профессионального образования, как правило, существует, но не имеет такого определяющего значения, как при получении общего образования. При оказании индивидуальной психолого-педагогической помощи студентам приоритет отдается их собственному мнению и собственным решениям.

На данном этапе развития нашей страны продолжается создание и реализация программ включения обучающихся с ограниченными возможностями в образовательное пространство лицеев, колледжей, университетов в системе непрерывного образования. Например, в России широко известен опыт реализации системы непрерывного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями университета управления «Татарский институт содействия бизнесу» (Республики Татарстан), где с 1998 г.обучаются глухие и слабослышащие студенты. В 2000 г. здесь была разработана и внедрена Интернет-система дистанционного асинхронного обучения («ДАО ТИСБИ»), которая позволила обеспечить доступ к образовательным ресурсам «Университет для всех инвалидов Республики Татарстан». В настоящее время в университете действует система непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья «школа - колледж - вуз - аспирантура - дополнительное образование»; социальными партнерами университета являются Владимирский государственный университет, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Новосибирский государственный университет, Челябинский государственный университет.

Положительный опыт в профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями здоровья имеют и другие образовательные учреждения, - например, Новочеркасский технологический техникум-интернат (НТТИ) Министерства здравоохранения и социального развития РФ, где обучаются студенты в возрасте от 15 до 35 лет для работы в бюро медико-социальной экспертизы.

Нормативно-правовые основы Российской Федерации в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья закреплены статьей 43 Конституции Российской Федерации. В Российской Федерации основные права инвалидов закреплены Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов», Семейным кодексом РФ.

В последние годы существенно обновлена законодательная федеральная база, гарантирующая инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Например, согласно Федеральному закону № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. обучающиеся с отклонениями в развитии обладают дополнительными образовательными правами, в том числе на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия.

В марте 2014 г. Министерство образования и науки РФ направило руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, руководителям образовательных организаций высшего образования «требование к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса».

В августе 2016 г. Министерство образования и науки РФ направило руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, руководителям образовательных организаций высшего образования требование «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Таким образом, на сегодняшний день в России сформировалась современная нормативно-правовая база, устанавливающая определенные правовые льготы и гарантии для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В Амурской области на региональном уровне приняты:

1) Постановление правительства Амурской области № 185 от 18 апреля 2013 г. «Об организации паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;

2) Постановление правительства Амурской области № 610 от 21.12.2015 «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») Амурской области по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг»;

3) Закон Амурской области от 28 ноября 2006 г. № 246-ОЗ «О воспитании и обучении детей-инвалидов в Амурской области» (с изменениями на 21 декабря 2012 г.);

4) Закон Амурской области от 07.07.2004 № 343-03 «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории Амурской области».

В Амурском государственном университете уделяется особое внимание созданию условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в университете обучается 32 студента с инвалидностью: 15 человек имеют III группу инвалидности, 13 человек - II группу, 1 человек - I группу инвалидности. Половина этих студентов имеет проблемы общесоматического характера, у 9 - нарушения опорно-двигательного аппарата, у 8 - нарушения зрения, у одного - нарушение слуха.

Для изучения адаптационных возможностей студентов с ограниченными возможностями здоровья в Амурском государственном университете нами была использована методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (мы использовали русифицированный вариант опросника, адаптированный А.К. Осницким). Выборка состояла из 20 студентов с ОВЗ и 20 случайно отобранных «условно» здоровых студентов.

Изучив адаптационные возможности студентов с ОВЗ, мы получили результаты, согласно которым показатели по шкалам «Адаптация» и «Самопринятие» у этих студентов оказались ниже, чем у «условно» здоровых, что свидетельствует о низкой адаптивности студентов с ОВЗ. Соответственно снижены возможности в реализации взаимоотношений. Ограничения возможностей здоровья оказывают негативное влияние и на самооценку, самоощущение личности.

Показатели по шкалам «Принятие других», «Эмоциональная комфортность», «Интерналь-ность», «Стремление к доминированию» также имеют невысокие показатели по сравнению с результатами диагностики «условно» здоровых студентов, что указывает на наличие проблем у студентов с ОВЗ во взаимодействии и общении с окружающими. Результаты представлены на рис. 1.

Да Нет

■ "Условно" здоровые студенты ■ Студенты с ОВЗ

Рис. 1. Результаты методики СПА К. Роджерса и Р. Даймонда.

Таким образом, результаты диагностики у «условно» здоровых студентов кардинально отличаются от результатов диагностики студентов с ОВЗ: по шкалам у студентов с ОВЗ они меньше, чем у «условно» здоровых студентов. Всё это обусловлено тем, что разные ограничения возможностей здоровья влияют не только на самооценку и самоощущение студента с ограниченными возможностями здоровья, но и на наличие проблем во взаимодействии и общении с окружающими, снижают адаптивность студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Различия в процессе образования обычных студентов и студентов с инвалидностью позволяют продемонстрировать данные, полученные нами в ходе анкетирования. Рассмотрим в качестве примера результаты ответов на четыре, наиболее значимых вопроса анкеты.

1. На вопрос «Испытываете ли Вы сложности в процессе обучения?» 75% опрошенных студентов с ОВЗ ответили «да», а 15 % «условно» здоровых студентов отметили, что тоже имеют трудности, но гораздо меньшие, чем студенты с ОВЗ. Результаты представлены на рис. 2.

л®

чГ (Я

J?

JT

у

I студенты с ОВЗ I условно здоровые студенты

Рис. 2. Количество студентов, испытывающих сложности в процессе обучения.

Таким образом, можно сделать вывод: для студентов с ограниченными возможностями здоровья возникает больше сложностей во время обучения в университете, чем для «условно» здоровых студентов, что может быть обусловлено их нозологией.

2. Сравним результаты по вопросу анкеты «Какие причины, на Ваш взгляд, затрудняют процесс получения образования?»: 40% студентов с ОВЗ отмечают психологические барьеры при общении с окружающими, 20% - указывают на наличие барьеров образовательной среды, 15% опрошенных считают, что учебный материал не является доступным, и лишь 25% опрошенных не находят причин, которые могли бы помешать им получать образование. Большинство опрошенных «условно» здоровых студентов (95 %) отмечают, что для них нет причин, которые могли бы помешать получить образование Всего 5% указывают на наличие психологических барьеров с окружающими. Результаты представлены на рис. 3.

зьзе

Наличие Психологические Недоступность Нет таких причин Другие

барьеров среды барьеры при учебного

общении с материала окружающими

■ "Условно" здоровые студенты ■ Студенты с ОВЗ

Рис. 3. Причины, затрудняющие студентам процесс получения образования.

Исходя из представленных результатов, можно отметить, что у большинства студентов с ОВЗ есть причины, которые затрудняют процесс их обучения в вузе.

3. Результаты ответов на вопрос «Как Вы думаете, после окончания университета легко ли Вам будет устроиться на работу?»: 75% студентов с ОВЗ думают, что у них будут сложности с трудоустройством. Среди опрошенных «условно» здоровых студентов таких ответов оказалось меньше -всего 25% (рис. 4).

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что студентов с ОВЗ в большей мере тревожит вопрос поиска работы, чем «условно» здоровых.

4. Результаты ответов на вопрос «Что, на Ваш взгляд, могло бы поспособствовать Вашему трудоустройству?»: организации встреч со специалистами - 60% опрошенных; лекции - 15%; мастер-классы - 10%; тренинговые занятия - 10%. Варианты выбора «условно» здоровыми студентами: организации встреч со специалистами - 10%; мастер-классы - 15%; тренинговые занятия - 10%. Результаты представлены на рис. 5.

Следовательно, можно сказать, что все опрошенные нами студенты нуждаются в дополнительных формах взаимодействия, которые могли бы принести им полезную информацию и поспособствовать их трудоустройству.

Таким образом, результаты нашего эмпирического исследования показали, что у студентов с ОВЗ низкий уровень адаптации, у них снижены возможности в реализации взаимоотношений.

Причинами, которые затрудняют процесс их обучения в вузе, являются психологические барьеры при общении с окружающими, барьеры среды, недоступность учебного материала. Студенты с ОВЗ считают, что программы, по которым они обучаются в вузе, не являются адаптированными для всех студентов. Не все студенты с ОВЗ принимают участие во внеучебной деятельности, основными барьерными факторами, которые мешают им это сделать, являются личностные качества (неуверенность в себе, стеснительность и т.д.), страх и непринятия коллективом, но студенты с ОВЗ имеют желание участвовать во внеучебной деятельности. Они отмечают, что при возникновении у них проблем они хотели бы, чтобы с ними работал специалист.

¡условноздоровые студенты ■ студенты с ОВЗ Рис. 4. Количество студентов, считающих, что после университета им легко будет устроиться на работу.

Организации встреч со специалистами

"Условно" здоаовые студенты ■ Стеленты с ОВЗ Рис. 5. Количество студентов, выбравших ту или иную форму взаимодействия, которая, по их мнению, будет способствовать их трудоустройству.

Следует отметить, что, несмотря на наличие определенных сложностей у студентов с инвалидностью, ежегодный мониторинг говорит о значительном улучшении ситуации, что является результатом планомерной деятельности вуза по развитию инклюзивного образования на протяжении последних пяти лет. В Амурском государственном университете разработаны собственные локальные нормативно-правовые акты, регламентирующие работу с инвалидами и лицами с ОВЗ:

1) паспорт доступности для инвалидов университета и предоставляемых на нем услуг в сфере образования;

2) план действий организации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг («дорожная карта») на период до 2030 г.;

3) положение об организации образовательного процесса для ЛОВЗ и инвалидов;

4) положение о ситуационной помощи инвалидам и лицам с ОВЗ;

5) положение об адаптированной образовательной программе;

6) положение о Центре развития инклюзивного образования;

7) программа комплексного сопровождения студентов с ОВЗ;

8) программы профориентационной работы и содействия трудоустройству.

На официальном сайте вуза имеется специальный раздел для лиц с инвалидностью и ОВЗ, на котором размещены указанные документы. Также на сайте университета, в разделе «Поступление», размещена информация об условиях поступления в вуз для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В университете имеются общие сведения об инвалидах и обучающихся с ОВЗ, представленные самими обучающимися, в том числе - уровень образования, сведения о семье, сведения о состоянии здоровья (группа инвалидности, вид нарушения (нарушений) здоровья), рекомендации медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии и др. Данные сведения собираются только при наличии письменного согласия обучающегося с ОВЗ или инвалида на обработку его персональных данных, а также его родителя (иного законного представителя) в случае, если обучающийся с ОВЗ или инвалид - несовершеннолетний.

В университете реализуется система довузовской (период, предшествующий поступлению в вуз) подготовки абитуриентов-инвалидов. Этот период включает реализацию дисциплин предметной подготовки, необходимых для сдачи вступительных испытаний, а также подготовку инвалидов и лиц с ОВЗ на базе общеобразовательных школ, с использованием дистанционных образовательных технологий. Основными формами профориентационной работы в университете являются профориента-ционное тестирование, «дни открытых дверей», консультации для данной категории обучающихся и родителей по вопросам приема и обучения, рекламно-информационные материалы, взаимодействие с учреждениями, осуществляющими функции коррекции.

Комплексная поддержка инвалидов и лиц с ОВЗ начинается в университете с момента подачи заявления в приемную комиссию специалистом, курирующим вопросы особых категорий абитуриентов. На этапе приема документов проводится консультационная работа с инвалидами специалистом, курирующим вопросы особых категорий абитуриентов, и медиками, а в случае необходимости - с сурдопедагогами.

Сопровождение вступительных испытаний абитуриентов с ОВЗ направлено на создание специальных условий. Абитуриенты-инвалиды, не имеющие результатов ЕГЭ, могут выбирать: сдавать ли им вступительные испытания, проводимые вузом, или ЕГЭ на базе вуза в дополнительные сроки. Для проведения вступительных испытаний созданы специальные условия: абитуриентам предоставляется возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), использования технических средств, помощи ассистента и переводчика жестового языка, увеличения продолжительности вступительных испытаний.

В университете ведется работа по созданию безбарьерной архитектурной среды с учетом потребности различных категорий лиц с ОВЗ (нарушения слуха, зрения, с ограничением двигательных функций).

Университет создает условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных студентов для доступа к его зданиям и сооружениям. Размещается информация о передвижении, дублирование лестниц пандусами или подъёмными устройствами; лестницы и пандусы оборудованы поручнями. Применяется контрастная окраска дверей и лестниц, выделяются места для парковки автотранспортных средств и др.

При проведении плановых капитальных ремонтов зданий предусматривается, как минимум, один вход, доступный для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Учебные аудитории и иные помещения, где могут находиться такие студенты, размещаются на уровне доступного входа.

Аудитории, в которых предстоит реализация образовательных программ для лиц с ОВЗ, предусматривают возможность оборудования 1-2 места по каждому виду нарушения здоровья, что предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота коляски, увеличение ширины прохода между столами, замену двухместных столов на одноместные. В общем случае в учебной аудитории первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусматривают расположение студентов с ОВЗ по зрению и слуху, а в ряду у дверей - для студентов с ОВЗ, передвигающихся в кресле-коляске.

При проведении плановых ремонтов зданий предусматривается, как минимум, одно санитарно-гигиеническое помещение с туалетной кабинкой, доступной для маломобильных студентов, с установкой откидных опорных штанг, поручней, поворотных или откидных сидений.

Система сигнализации и оповещения студентов различных нозологий предусматривает обеспечение визуальной, звуковой и тактильной информации. Пути движения к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания проектируются в соответствии с нормативными требованиями к путям эвакуации людей из здания. В общежитиях проектируется зона для проживания лиц с ОВЗ, обеспеченная хорошей взаимосвязью с помещениями входной зоны и другими помещениями, предусматриваются санитарно-гигиенические помещения для студентов различных нозологий.

В производственных лабораториях находится адаптированное оборудование. Библиотеки укомплектованы специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов: «говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения.

Реализация образовательного процесса невозможна без использования мультимедийных средств, слайд-проекторов, электронных досок с технологией лазерного сканирования, ноутбуков, сканеров. Для дистанционного обучения необходимы электронные учебники, должны быть предусмотрены возможности доступа в электронную систему библиотеки из любой точки Интернета, обеспечение доступа к электронной библиотечной системе «Университетская-опНпе», содержащей учебные аудиокниги и аудиокурсы, обеспечение доступа к сторонним электронным библиотечным системам и библиотекам. Например, Амурским университетом заключено соглашение о предоставлении литературы в форматах, адаптированных для незрячих и слабовидящих, с Амурской областной специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих.

Развитие информационно-технологической базы университета предусматривает использование материально-технических средств для студентов различных нозологий. Например, для студентов с ОВЗ по слуху предусматривается применение сурдотехнических средств (система беспроводной передачи звука, техника для усиления звука, видеотехника, мультимедийная техника и другие средства передачи информации).

Для студентов с ОВЗ по зрению предусматривается применение технических средств усиления остаточного зрения и средств преобразования визуальной информации в аудио- и тактильные сигналы - таких, как брайлевская компьютерная техника, электронные лупы, видеоувеличители, программы невизуального доступа к информации, программы-синтезаторы речи.

На официальном сайте университета (www.amursu.ru) имеется доступ к ресурсам, необходимым для работы лицам с нарушением зрения - это возможность увеличения текста. Информация об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ размещена во вкладке «Абитуриенту».

На сайте кафедры социальной работы факультета социальных наук находится специализированная информация об условиях обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ, об особенностях организации психолого-педагогического и социально-медицинского сопровождения этой категории лиц (http://msramursu.ucoz.ru/forum/, подраздел «Информации об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ» (http: //msramursu.ucoz. ru/forum/19).

Для студентов с нарушениями опорно-двигательной функции предусматривается специальная компьютерная техника с программным обеспечением (экранная клавиатура, альтернативные устройства ввода информации).

В спортивном комплексе университета имеется адаптированное для инвалидов и лиц с ОВЗ оборудование, спортивный инвентарь для лечебно-физической культуры, для занятий в бассейне.

Кадровое обеспечение инклюзивного образования предусматривает наличие в штате университета специалистов по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Все специалисты кафедры физической культуры получили дополнительное образование по направлению «адаптированная физическая культура». Сотрудники других кафедр прошли обучение по проектированию образовательного процесса с применением дистанционных и электронных форм обучения, по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образовательного процесса. Для всех сотрудников, с которыми возможен контакт с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, проводится инструктаж по обеспечению доступности объектов и услуг с учетом ограничений жизнедеятельности.

На случай необходимости обеспечения сурдо- и тифлоперевода администрацией университета заключены договоры на оказание соответствующих услуг.

Координация деятельности структурных подразделений университета позволяет оказывать различные виды помощи лицам с ОВЗ:

по программе профессиональной реабилитации: профессиональная ориентация, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по программе социальной реабилитации: информирование и консультирование по вопросам реабилитации, социально-психологический и социально-культурный патронаж, адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности;

по программе психолого-педагогической реабилитации: психолого-педагогическая коррекци-онная работа, углубленная диагностика.

На территории студенческого городка располагается студенческая поликлиника. В ней студенты могут получить первую медицинскую помощь, лечение, профилактические и реабилитационные процедуры, а также получить направления к другим специалистам в подразделениях городской клинической больницы.

В университете предусмотрено введение специализированных адаптационных дисциплин (модулей), выбор методов обучения, обеспечение лиц с ОВЗ специализированными образовательными ресурсами. Предусмотрены особые процедуры прохождения практик, освоения дисциплины «Физическая культура», проведения текущего контроля знаний, промежуточной и итоговой государст-

венной аттестации. При необходимости предусмотрена разработка индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков.

Введение специализированных адаптационных дисциплин (модулей) в образовательные программы предназначено для индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации в процессе освоения образовательной программы высшего образования.

Специализированные адаптационные дисциплины (модули) включаются в вариативную часть циклов образовательной программы с целью освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации, коррекции коммуникативных умений в соответствии с индивидуальными потребностями студентов с ОВЗ.

Выбор методов обучения для студентов с ОВЗ определяется содержанием обучения, методическим и материально-техническим обеспечением, особенностями восприятия учебной информации студентами с ОВЗ и др.

Преподавателям рекомендуется применять социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами. К инвалиду или лицу с ОВЗ прикрепляются студенты-волонтеры для помощи в освоении учебного материала.

Выбор мест прохождения практики для студентов с ОВЗ осуществляется с учетом требований их доступности. Учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации относительно рекомендованных условий труда. При необходимости создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, с учетом профессионального вида деятельности и выполняемых трудовых функций.

Предусматривается создание специализированных фондов оценочных средств, позволяющих оценить степень освоения обучающимся образовательной программы и достижение ее целей, выбор форм проведения аттестации и контроля знаний, необходимость дополнительного времени для подготовки ответов, применение специальных технических средств, привлечение ассистента.

Обучение по индивидуальным учебным планам и индивидуальным учебным графикам предусмотрено для студентов с ОВЗ наряду с другими категориями обучающихся.

В образовательном процессе планируется активное использование различных форм организации online и offline занятий, в том числе вебинары, виртуальные лекции, обсуждение вопросов освоения дисциплины в рамках чатов, форумов, выполнение совместных работ с применением технологий проектной деятельности, с возможностью включения всех участников образовательного процесса в активную работу по изучаемым в ходе освоения дисциплины (модуля) вопросам.

В 2015 г. в университете создан студенческий Центр развития инклюзивного образования «ВУЗ без границ», который осуществляет комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.

Также в университете функционирует социально-психологический Центр, который содействует созданию оптимальных условий для сохранения психического и психологического здоровья студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ как участников образовательного процесса. Специалисты Центра -социальный педагог и психолог - осуществляют контроль за соблюдением прав обучающихся, определяют направления помощи в адаптации и социализации; обеспечивают создание благоприятного психологического климата; стимулируют личностный и профессиональный рост, психологическую защищенность абитуриентов и студентов-инвалидов.

Одно из важнейших направлений деятельности по обеспечению социальной защиты - это содействие занятости и трудоустройству лиц с ОВЗ.

В университете существует Центр содействия трудоустройству выпускников и студентов, их закреплению на рабочих местах. Центр постоянно взаимодействует с работодателями на региональном рынке труда, применяет активные формы и методы работы с обучающимися: презентации кампаний и выпускников, ярмарки вакансий, мастер-классы и обучающие семинары.

Планомерная деятельность по созданию условий для получения образования лицами, имеющими инвалидность или ограничения здоровья, позволила повысить включенность студентов с ОВЗ во внеучебную деятельность, повысить их информированность по вопросам социальной защиты и реализации прав, повысить адаптированность.

Таким образом, на современном этапе развития нашего общества студенты с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в высшем учебном заведении, сталкиваются с комплексом проблем, затрудняющих процесс их адаптации к социокультурной среде организации, усвоение учебных дисциплин, овладение профессией.

В процессе получения профессионального образования обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в создании оптимальных условий для обучения, в адаптированных технологиях обучения и стиля взаимоотношений. Для успешного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимы не просто их включение в учебно-воспитательный процесс, а реализация комплекса мероприятий по оказанию им вспомогательных услуг в процессе социально-педагогического сопровождения.

1. Гончарова, Е.Л. Термин «Ребенок с особыми образовательными потребностями» в контексте отечественной научной школы дефектологии / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Вестник образования. - 2003. - № 3. -С. 79-82.

2. Константиновский, Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). - М.: Эдиториал УРСС, 2007.

3. Образование и инвалидность: нормативно-правовые аспекты и научно-практический опыт: сборник научных трудов / под ред. С.Б. Малых. - М.: МГППУ, 2013.

4. Рогов, Д.В. Инклюзивное образование в России и за рубежом: особенности методологических подходов // Актуальные проблемы инклюзивного образования: сб. Всероссийской научно-практ. конф. - Армавир: ИП «Шурыгин В.Е.», 2007. - С. 127-140.

5. Симонова, Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся: монография. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.