DOI 10.24411/2076-1503-2020-10356
УДК 376.3 (378.14) ББК 67.400.3
КУРИЛЮК Юлия Евгеньевна,
кандидат юридических наук, магистр юриспруденции, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности, e-mail: [email protected] SPIN-код: 5024-4954, AuthorID: 691648
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ ФИНАНСОВОГО
УНИВЕРСИТЕТА)
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования не только нормативно-правового, но и локального регулирования организации в вузах учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В ходе исследования дано понятие инвалида и лица с ограниченными возможностями здоровья, проанализировано содержание инклюзивного образования и понятие адаптированной образовательной программы, раскрыто локальное нормативное регулирование обучения в вузах инвалидов и лиц с ОВЗ на примере Финансового университета. Автор приходит к выводу о необходимости дифференциации понятий «инвалид» и «лицо с ОВЗ», определения вузами ответственных за работу с инвалидами, разработки вузами локальных нормативных актов, регулирующих особенности обучения инвалидов, и размещения их в открытом доступе.
Ключевые слова: инвалид, лицо с ограниченными возможностями здоровья, высшее образование, законодательство об образовании, локальные нормативные акты вузов.
Yuliya E. KURILYUK,
PhD of Law, Master of Laws, Financial University, Moscow, Russia, Associate Professor of Department of Legal Regulation of Economic Activity
ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION FOR THE DISABLED PERSONS: PROBLEMS AND PROSPECTS (ON THE EXAMPLE OF A FINANCIAL UNIVERSITY)
Annotation. The research urgency is caused by necessity to improve not only the legal but also the local regulation of educational process of disabled persons in universities. During the study, the author gives the concept of a disabled person and a person with disabilities, analyzes the contents of inclusive education and the concept of adapted educational program, revealed the regulation of higher education by persons with disabilities and persons with disabilities by local regulations by the example of the Financial University. The author comes to the conclusion that it is necessary to differentiate the concepts of «disabled persons» and «person with disabilities», identify responsible persons of universities for working with disabled persons, develop local academical regulations governing the features of training of disabled people, and place them in the open access.
Key words: disabled person, person with disabilities, higher education, legislation on education, local academical regulations.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации [4] право на образование зафиксировано как право каждого, то есть возможность им воспользоваться предусматривается безотносительно каких-либо условий, и
единственным пределом права в части высшего образования установлен конкурсный характер доступа к нему. Таким образом, право на получение гражданами образования не может ставиться в зависимость от физического здоровья лица.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
Присоединившись к Конвенции о правах инвалидов [3], Российская Федерация обязалась организовать образовательный процесс для инвалидов и лиц с ОВЗ. В настоящее время на федеральном и региональном уровнях разработано большое количество нормативных правовых актов, регулирующих получение образования (начального, среднего, высшего) инвалидами, приняты подзаконные акты, в частности, Минобрнауки России. Следует отметить ряд научных работ, анализирующих законодательное регулирование инклюзивного образования и подзаконные акты в рассматриваемой сфере [1; 2], а также исследований, посвященных вопросу доступности высшего образования инвалидам [6; 21]. Однако нормативно-правового регулирования для организации полноценного инклюзивного образования недостаточно. На наш взгляд, для организации получения инвалидами высшего образования вузами должны быть разработаны локальные нормативные акты, которые будут чётко, всеобъемлюще регулировать создание условий для обучения лиц с ОВЗ. Немаловажным представляется также отметить, что исследователями отмечается рост числа студентов-инвалидов и обучающихся вузов с ОВЗ более чем в 4 раза за 15 лет [5]. Этим обуславливается актуальность настоящего исследования.
Цель работы - изучить правовое регулирование получения инвалидами и лицами с ОВЗ высшего образования и на основе проведённого исследования разработать практические рекомендации для принятия локальных нормативных актов вузов, внесения в них дополнений и изменений в части, касающейся отдельных вопросов организации учебного процесса для студентов-инвалидов.
Целью предопределены следующие задачи исследования:
- дать понятие инвалида и лица с ОВЗ;
- раскрыть содержание инклюзивного образования и понятие адаптированной образовательной программы;
- проанализировать локальное нормативное регулирование вузами особенностей учебного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ на примере Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (далее - Финансовый университет, Финуниверситет);
- предложить меры по совершенствованию законодательства и локальных нормативных актов вузов в части обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.
Понятие «инвалид», использующееся в достаточно широком перечне нормативных правовых актов, находит свое определение Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
Российской Федерации» [19]: под ним следует понимать лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Закона). Показательно, что международные акты демонстрируют иной подход к определению инвалидности, в частности, Конвенция о правах инвалидов подчеркивает, что инвалидность -«результат взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами, препятствующими их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» (п. «е» преамбулы к Конвенции). В числе наиболее значимых для инвалидов прав Конвенция закрепляет право на образование.
В подп. 16 п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об образовании» [20] дается определение обучающегося с ОВЗ. Под ним законодатель предлагает понимать физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Отметим, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое разграничение, что именно следует понимать под инвалидностью, а что - под ОВЗ, четкая регламентация случаев использования терминов также отсутствует. Некоторыми авторами подчеркивается разница подходов к терминам: так, «инвалидность» предполагает, скорее, медико-правовой подход, тогда как термин «ОВЗ», скорее, относится к психолого-педагогическим категориям [22, С. 30]. Дабы избежать путаницы в дальнейшем в ходе работы нами будет использоваться термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» (лицо с ОВЗ) как представляющийся более широким, однако, безусловно, должны быть высказаны рекомендации о необходимости приведения законодательства в единую, стройную систему, где понятия найдут свое разграничение и получат ясные определения, которые исключат двоякое толкование используемой терминологии.
С развитием Интернет-технологий получило широкое распространение дистанционное образование, также называемое электронным обучением. При этом некоторыми авторами уделяется пристальное внимание дистанционному образованию для лиц с ОВЗ [22, С. 34]. Представляется интересным отметить, что, с одной стороны, развитие Интернет-технологий для обучения лиц с ОВЗ, несомненно, дало свои плоды: так, в настоящее время, в период всеобщего перехода вузов и
школ на дистанционный формат обучения в связи с пандемией нового коронавируса, представителями сферы образования отмечается полная готовность к использованию дистанционных технологий для обучения лиц с ОВЗ [7]. Однако представляется, что дистанционное образование в случаях, когда речь не идет о пандемии, не может рассматриваться в качестве единственной формы образования, более того, на наш взгляд, целям социализации отвечает, в первую очередь, получение образования рядом с другими студентами. Такая возможность предусмотрена Федеральным законом «Об образовании», в ст. 2 которого представлено определение инклюзивного образования; при этом необходимо отметить, что если виды образования (профессиональное, дополнительное и т.д.) определяются через базовое понятие «вид образования», в случае с инклюзивным образованием законодатель принял, на наш взгляд, верное решение отказаться от общего подхода и трактовать рассматриваемый термин через «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (подп. 27 п. 1 ст. 2).
Кроме того, Федеральным законом «Об образовании» предполагается разработка и введение адаптированных образовательных программ, то есть таких программ, которые будут разработаны для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (подп. 27 п. 1 ст. 2), а также предусматривается обязательность создания специальных условий для получения высшего образования обучающимися с ОВЗ (п. 10 ст. 79).
Под специальными условиями следует понимать использование в учебном процессе при обучении лиц с ОВЗ:
• специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
• специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
• специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
• предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
• обеспечение доступа в здания организаций и другие условия, без которых невозможно
или затруднено освоение образовательных
программ обучающимися с ОВЗ [14].
На наш взгляд, необходимо продумать вопрос введения в российских вузах должности ассистента (помощника) для лиц с ОВЗ. Создание такой должности позволит обеспечить доступ к получению образования лицами с ОВЗ, кроме того, подчеркнем, что сама возможность введения такой должности подкрепляется еще и тем, что в настоящее время в Российской Федерации принят Приказ Минтруда России от 12.04.2017 № 351н «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ» [8], таким образом, введение такой должности в вузах повсеместно - лишь дело времени.
Согласно подп. «и» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966, наличие у образовательной организации высшего образования специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями относится к лицензионным требованием, необходимым всем образовательным организациям [17]. В связи с этим, в письме от 16 апреля 2015 г. № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья» Рособрнадзора отмечено, что образовательные организации не могут не принять лицо с ОВЗ на обучение по их образовательным программам на основании того, что в организации не созданы требуемые условия для получения образования [9].
Отметим, что Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса [18] (далее - Методические рекомендации Минобрнауки) предусматривают два варианта управления организацией инклюзивного образования в вузе: во-первых, это создание в образовательной организации отдельного подразделения, ответственного за создание условий по обеспечению инклюзивного обучения, во-вторых, такие полномочия могут переданы соответствующим структурным подразделениям. Представляется, что вузы, исходя из условий организации в них образовательного процесса праве сами решать, какого из вариантов придерживаться, ключевая идея состоит в том, что в них должны быть определены ответственные за работу с лицами с ОВЗ. К примеру, ввиду большого числа учебных корпусов Финансового университета создание единого центра по работе с обучающимися с ОВЗ не является целесообразным, полагаем, что такие полно-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
мочия могут переданы деканатам с обязательной координацией работы со стороны проректора по социальной и воспитательной работе.
Говоря о регулировании образовательного процесса лиц с ОВЗ локальными нормативными актами российских вузов, необходимо отметить, что, к сожалению, не на всех сайтах организаций высшего образования можно найти раздел, посвященный поступлению и обучению лиц с ОВЗ. При этом требования к структуре сайта образовательной организации, утвержденные приказом Росо-брнадзора [16], включают в себя обязательность размещения информации (причем на главной странице сайта организации) об оборудованных кабинетах, библиотеках, объектах спорта, приспособленных для инвалидов, о других важных особенностях: питания, охраны здоровья, доступе к информации, применительно к лицам с оВз, о специальных технических средствах для их обучения. Представляется, что, во-первых, требования приказа являются обязательными для всех вузов Российской Федерации, и их сайты должны быть дополнены требуемой информацией, во-вторых, в вышеупомянутом приказе, по нашему мнению, следует закрепить обязательность создания отдельной страницы для представления этих сведений, что существенно облегчило бы заинтересованным лицам доступ к информации.
Так, на сайте Финансового университета информация для инвалидов и лиц с ОВЗ представлена отдельной вкладкой, при этом на странице размещена как информация об особенностях поступления в вуз лиц с ОВЗ, так и информация об их обучении и созданной в вузе безбарьерной среде.
В Финансовом университете нормативное регулирование обеспечения доступности высшего образования для людей с ОВЗ осуществляется целым рядом локальных нормативных актов.
Пунктом 2.1. приказа от 15.07.2013 № 1335/о «Об утверждении Правил внутреннего трудового и внутреннего распорядка обучающихся» установлено общее положение о том, что обучающиеся Финансового университета имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их состояния здоровья и психофизического развития (получение социально-педагогической и психологической помощи).
Отдельные локальные нормативные акты Финуниверситета регулируют непосредственно процесс обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, устанавливая особенности проведения промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ от 23.03.2017 № 0557/о, п.8, Приказ от 14.10.2016 №1988/о, п. 6. Общее положение о
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
практике обучающихся-инвалидов о том, что она проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья закреплено в приказе от
26.10.2016 № 2064/о.
Основным локальным нормативным актом Финансового университета, регулирующим обучение лиц с ОВЗ в Финансовом университете, является Положение об обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Финансовом университете, утвержденное приказом от 11 ноября 2016 года № 2219/о. В данном локальном нормативном акте предпринята вполне удачная попытка осветить особенности организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, раскрыть социализацию лиц с ОВЗ. Аналогичные локальные акты приняты и в других вузах [10; 11; 12]. При этом запросы через поисковые системы показывают, что не во всех вузах принят специальный локальный нормативный акт, регулирующий особенности образовательного процесса в отношении лиц с ОВЗ либо, если такой локальный акт имеется, он не размещен в сети Интернет. Полагаем, что в отношении вузов должна быть предусмотрена обязанность размещать локальный акт, регулирующий особенности обучения инвалидов, в открытом доступе, поскольку только при обеспечении доступа к информации могут быть в полной мере обеспечены права обучающихся с ОВЗ, а также вся полнота информации для абитуриентов-инвалидов, что позволит им сделать осознанный и информированный выбор вуза.
Приказ Финансового университета от 11 ноября 2016 года № 2219/о предусматривает возможность индивидуального обучения студентов-инвалидов наряду с обучением в общих группах, поэтому необходимо отметить, что в вузе разработано и утверждено Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану по образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования в Финансовом университете (утверждено приказом от 01 декабря 2017 г. № 2133/о; далее - Положение об ИУП). В частности, Положение о ИУП при определении целей перевода на обучение по ИУП называет цель адаптации образовательной программы под особенности обучающегося.
На наш взгляд, нормативное закрепление возможности обучения по индивидуальному учебному плану для лиц с ОВЗ является одним из способов учета состояния здоровья обучающихся, их возможностей и психофизического развития, как того требует Приказ Минобрнауки России от
05.04.2017 № 301 [15]. При этом предоставление возможности по индивидуальному учебному
плану не является обязательным для вузов, но позволяет, по нашему мнению, в большей степени учитывать права и интересы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, следует, на наш взгляд, учитывать интересы и противоположной стороны в правоотношениях «студент - преподаватель»: представляется, что с учетом необходимости разработки для обучающихся с ОВЗ специальных средств обучения и методов проверки сформиро-ванности компетенций, в вузах должна быть предусмотрена возможность учета дополнительной нагрузки преподавателей.
Следует отметить, что в целом регулирование правового статуса обучающихся с ОВЗ должно осуществляться наиболее подробно локальными нормативными актами вузов, поскольку, на наш взгляд, охватить все особенности организации учебного процесса, учесть специфику организации высшего образования исключительно нормативными правовыми актами не представляется возможным. Вместе с тем, локальные нормативные акты вуза должны полностью соответствовать нормативным правовым, не дублируя при этом полностью их положения; кроме того, ими может осуществляться нормативное регулирование отдельных аспектов рассматриваемого вопроса внутри установленного законодателем «люфта», когда норма, регулирующая соответствующие правоотношения, сформулирована с помощью, например, открытого перечня видов или сама по себе является бланкетной.
Представляется, что база локальных нормативных актов образовательной организации должна актуализироваться, приводиться в соответствие с изменяемыми нормативными правовыми актами.
По результатам проведенного исследования можно предложить следующие меры, направленные на оптимизацию нормативно-правового регулирования статуса лиц с ОВЗ, их права на получение высшего образования, а также на разработку и совершенствование локальных актов вузов, регулирующих организацию образовательного процесса для данной категории лиц:
1.Во избежание терминологической неопределенности необходимо дифференцировать понятия «инвалид» и «лицо с ОВЗ».
2. Российским вузам в соответствии с Методическими рекомендациями Минобрнауки необходимо определить ответственных за работу обуча-ющмися-инвалидами, продумать вопрос введения должности ассистента (помощника) для лиц с ОВЗ.
3. Для вузов должна быть предусмотрена обязанность размещать локальный нормативный
акт, регулирующий особенности обучения инвалидов, в открытом доступе.
4. Вузам при составлении локальных нормативных актов, регулирующих инклюзивное образование, следует учитывать, что дистанционное образование является одним из возможных, но не единственным видом образования, которое может получать в вузе студент-инвалид. Следует, безусловно, учитывать возможности обучающегося и при этом организовывать разработку специальных средств обучения, прежде всего, технических, позволяющих обучить студента с ОВЗ исходя из нозологии заболевания.
5. В связи с особенностями образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, необходимостью разработки преподавателями специальных средств обучения, в нормах времени педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, должна быть предусмотрена возможность учета нагрузки преподавателей в случае обучения ими среди студентов группы лиц с ОВЗ, нуждающихся в специальных средствах обучения, а также изменения, позволяющие преподавателю учитывать дополнительное время, выделяемое на проведение зачетов или экзаменов для обучающихся-инвалидов.
Подводя итог проделанной работы, отметим, что стремление государства создать доступную среду для обучения студентов-инвалидов, создать для них возможности получения высшего образования не только в домашних условиях, но и в коллективе, среди других студентов современного вуза прозвучало еще в 2014 году в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию [13], когда Правительству Российской Федерации было поручено разработать такую программу повышения профессионального уровня педагогических работников, которая позволила бы им овладеть специальными современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания для обеспечения инклюзивного образования и реализации адаптированных образовательных программ. На наш взгляд, настало время перевести взгляд с общеобразовательных учреждений на организации высшего образования. Настало время российских вузов продемонстрировать свою готовность к обучению студентов с ОВЗ. И от того, насколько успешно будет выполнена эта задача, зависит как судьба детей с ОВЗ, стремящихся обучаться в вузе и имеющих для этого все возможности, кроме физических, так и судьба всего российского общества, на сегодняшний день, к сожалению, пока не научившегося воспринимать инвалидов как равных, как людей, которых не нужно жалеть, но с которыми можно и нужно взаимодействовать, не бояться и не избегать, а общаться, учиться на
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
одном курсе, разрабатывать совместные проекты и лишь при необходимости предлагать помощь.
Фундаментом для включения способных к обучению инвалидов в образовательный процесс вуза должно стать регулирование образовательного процесса обучающихся с ОВЗ не только нормативными правовыми актами, но и локальными нормативными актами вуза, позволяющим учесть всю специфику организации высшего образования, с одной стороны, и потребности и возможности обучающихся с ОВЗ, с другой.
Список литературы:
[1] Баранов В.А., Приженникова А.Н. Актуальные вопросы организационно-правового характера инклюзивного образования в Российской Федерации // Образование и право. 2017. № 9.
[2] Выдрин И.В., Зенкова М.А. /Правовое регулирование инклюзивного образования в Федеральном законе «Об образовании в РФ» / Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2016. № 2.
[3] Конвенция о правах инвалидов (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006; документ вступил в силу для России 25 октября 2012 года // Бюллетень международных договоров. № 7. 2013.
[4] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
[5] Коренева В.О., Чернышева Н.С., Акимова О.И. Доступность высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в рамках инклюзии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 50. С. 45-51.
[6] Мещерякова Н.Н., Роготнева Е.Н. — Опыт организации обучения студентов-инвалидов в высших образовательных учреждениях Российской Федерации // Социодинамика. 2017. № 9. С. 46 - 57. DOI: 10.25136/2409-7144.2017.9.21181.
[7] Набиркина М. Урок из телевизора. Проблемы школьной удаленки: как учиться на дис-танте // Российская газета. 30.03.2020. № 68 (8122).
[8] Официальный Интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.05.2017; зарегистрировано в Минюсте России 4 мая 2017 г. № 46612.
[9] Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 апреля 2015 г. № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья» // Официальные документы в образовании. 2015. № 15.
[10] Положение об обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
Байкальского государственного университета // URL: http://bgu.ш/documents/umu/u7/0б%20обуче-нии%20инвалидов%20и%20лиц%20с%20ограни-ченными%20возможностями%20здоровья.pdf (дата обращения 25.04.2020).
[11] Положение об организации образовательного процесса для обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Оренбургского государственного университета // URL: http://www.osu.ru/docs/official/students/ polojenie_obuchenie_invalidov_2019.pdf дата обращения 25.04.2020).
[12] Положение об организации обучения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в НИЯУ МИФИ // URL: https://mephi.ru/system/documents/ Ver_2017_2/PL%207.5-15_ver%202.2.pdf (дата обращения 25.04.2020).
[13] Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 // Парламентская газета. № 43. 05-11.12.2014.
[14] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // Российская газета. 2014. 12 марта.
[15] Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru. 7.07.2017.
[16] Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» // Российская газета. № 188. 21.08.2014.
[17] СЗ РФ. 2013. № 44. Ст. 5764.
[18] Утв. зам. Министра образования и науки Российской Федерации 8 апреля 2014 г. №N АК-44/05вн // СПС «КонсультантПлюс».
[19] Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 27.11.1995. № 48. Ст. 4563.
[20] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
[21] Фролова И.Ю. Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 3 (76). С. 347-350.
[22] Широкин П.Ю. Обеспечение доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к качественному среднему профессиональному и высшему образованию // Социальное и пенсионное право. 2016. № 1. С. 30.
Spisok literatury:
[1] Baranov V.A., Prizhennikova A.N. Aktual'nye voprosy organizacionno-pravovogo haraktera inkljuz-ivnogo obrazovanija v Rossijskoj Federacii // Obra-zovanie i pravo. 2017. № 9.
[2] Vydrin I.V., Zenkova M.A. /Pravovoe reg-ulirovanie inkljuzivnogo obrazovanija v Federal'nom zakone «Ob obrazovanii v RF» / Vestnik Ural'skogo instituta jekonomiki, upravlenija i prava. 2016. № 2.
[3] Konvencija o pravah invalidov (Zakljuchena v g. N'ju-Jorke 13.12.2006; dokument vstupil v silu dlja Rossii 25 oktjabrja 2012 goda // Bjulleten' mezh-dunarodnyh dogovorov. № 7. 2013.
[4] Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 04.08.2014. № 31. St. 4398.
[5] Koreneva V.O., Chernysheva N.S., Akimova O.I. Dostupnost' vysshego obrazovanija dlja lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja i invalidov v ramkah inkljuzii // Nauchno-metodicheskij jele-ktronnyj zhurnal «Koncept». 2016. T. 50. S. 45-51.
[6] Meshherjakova N.N., Rogotneva E.N. — Opyt organizacii obuchenija studentov-invalidov v vysshih obrazovatel'nyh uchrezhdenijah Rossijskoj Federacii // Sociodinamika. 2017. № 9. S. 46 - 57. DOI: 10.25136/2409-7144.2017.9.21181.
[7] Nabirkina M. Urok iz televizora. Problemy shkol'noj udalenki: kak uchit'sja na distante // Rossijs-kaja gazeta. 30.03.2020. № 68 (8122).
[8] Oficial'nyj Internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 05.05.2017; zaregistrirovano v Minjuste Rossii 4 maja 2017 g. № 46612.
[9] Pis'mo Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere obrazovanija i nauki ot 16 aprelja 2015 g. № 01-50-174/07-1968 «O prieme na obuchenie lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja» // Ofi-cial'nye dokumenty v obrazovanii. 2015. № 15.
[10] Polozhenie ob obuchenii invalidov i lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta // URL: http://bgu.ru/documents/umu/u7/Ob%20obuche-nii%20invalidov%20i%20lic%20s%20ogranichen-nymi%20vozmozhnostjami%20zdorov'ja.pdf (data obrashhenija 25.04.2020).
[11] Polozhenie ob organizacii obrazovatel'nogo processa dlja obuchajushhihsja-invalidov i lic s ogran-
ichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja Orenburg-skogo gosudarstvennogo universiteta // URL: http:// www.osu.ru/docs/official/students/polojenie_obu-chenie_invalidov_2019.pdf data obrashhenija 25.04.2020).
[12] Polozhenie ob organizacii obuchenija stu-dentov-invalidov i studentov s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v NlJaU MIFI // URL: https:// mephi.ru/system/documents/Ver_2017_2/PL%20 7.5-15_ver%202.2.pdf (data obrashhenija 25.04.2020).
[13] Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniju ot 04.12.2014 // Parlamentskaja gazeta. № 43. 05-11.12.2014.
[1]4] Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 19 dekabrja 2013 g. № 1367 «Ob utverzhdenii Porjadka organizacii i osushhestv-lenija obrazovatel'noj dejatel'nosti po obrazova-tel'nym programmam vysshego obrazovanija - pro-grammam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury» // Rossijskaja gazeta. 2014. 12 marta.
[15] Prikaz Minobrnauki Rossii «Ob utverzhdenii Porjadka organizacii i osushhestvlenija obrazovatel'noj dejatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovanija - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magis-tratury» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru. 7.07.2017.
[16] Prikaz Rosobrnadzora ot 29.05.2014 № 785 «Ob utverzhdenii trebovanij k strukture ofi-cial'nogo sajta obrazovatel'noj organizacii v informa-cionno-telekommunikacionnoj seti «Internet» i for-matu predstavlenija na nem informacii» // Rossijskaja gazeta. № 188. 21.08.2014.
[17] SZ RF. 2013. № 44. St. 5764.
[18] Utv. zam. Ministra obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii 8 aprelja 2014 g. №N AK-44/05vn // SPS «Konsul'tantPljus».
[19] Federal'nyj zakon ot 24.11.1995 № 181-FZ «O social'noj zashhite invalidov v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 27.11.1995. № 48. St. 4563.
[20] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 31.12.2012. № 53 (ch. 1). St. 7598.
[21] Frolova I.Ju. Inkljuzivnoe obrazovanie v Rossii: problemy i perspektivy // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. № 3 (76). S. 347-350.
[22] Shirokin P.Ju. Obespechenie dostupa detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja i detej-invalidov k kachestvennomu srednemu profes-sional'nomu i vysshemu obrazovaniju // Social'noe i pensionnoe pravo. 2016. № 1. S. 30.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020