Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗЕ'

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ / АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / HIGHER EDUCATION / INCLUSIVE EDUCATION / SPECIAL EDUCATIONAL CONDITIONS / STUDENTS WITH DISABILITIES / ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крепс Т.В.

В статье рассматривается разработка адаптированных образовательных программ высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. Рассмотрены нормативно-правовая база и алгоритм внедрения адаптированных образовательных программ высшего образования. В процессе реализации АОП в рамках деятельности КГУФКСТ анализируется, как осуществляется развитие адаптивной модели, в которой обучение, воспитание, развитие каждого студента с ОВЗ и инвалидностью исполняется через модернизацию приоритетов деятельности профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крепс Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAMS AT THE UNIVERSITY

The article deals with the development of adapted educational programs of higher education for people with disabilities, taking into account the peculiarities of their psychophysical development and individual capabilities. The article considers the legal framework and algorithm for implementing adapted educational programs of higher education. In the process of implementing adapted educational programs in the framework of Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism analyzed how is the development of an adaptive model in which learning, education, development of each student with special needs and disabilities is being implemented through the modernization priorities of the faculty.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗЕ»

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ В ВУЗЕ

Т.В. Крепс, канд. пед. наук

Гуманитарный колледж Кубанского государственного университета физической культуры

(Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11080

Аннотация. В статье рассматривается разработка адаптированных образовательных программ высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. Рассмотрены нормативно-правовая база и алгоритм внедрения адаптированных образовательных программ высшего образования. В процессе реализации АОП в рамках деятельности КГУФКСТ анализируется, как осуществляется развитие адаптивной модели, в которой обучение, воспитание, развитие каждого студента с ОВЗ и инвалидностью исполняется через модернизацию приоритетов деятельности профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова: высшее образование, инклюзивное образование, специальные образовательные условия, обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, адаптированные образовательные программы.

Одним из важнейших условий качественного образования на всех уровнях учебной деятельности являются адаптированные образовательные программы. На сегодняшний день в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 [6] в нормативном звучании определение АОП подразумевает наличие необходимых и возможных путей коррекции нарушений развития и социальную адаптацию лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. На методическом уровне определение АОП трактуется как комплекс учебно-методической документации, регламентирующей содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников с ОВЗ и инвалидностью по направлению подготовки (специальности) высшего образования.

Критерии АОП рассмотрены О.Ю. Муллером, Ф.Д. Рассказовым и Н.А. Ротовой [2]. Вариативности методов обучения и обеспечению обучающихся с ОВЗ и инвалидностью электронными образовательными ресурсами посвящены исследования М.В. Ростовцевой и В.Т. Ковалевич [3]. Вариативность форм проведения текущего контроля, промежу-

точной и государственной итоговой аттестации и разработка индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков для обучающихся с ОВЗ анализирует К.М. Грабчук [1, с. 115]. Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса рассмотрено Т.А. Ярая и Л.О. Рокотянской [5]. А.Т. Хакимова и С.В. Абзалова [4] исследуют установление особого порядка освоения дисциплины «Физическая культура» обучающимися с ОВЗ.

Абитуриенту с ОВЗ или инвалидностью необходимо предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), а медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК) - если достиг совершеннолетия. В заключении будут обозначены специальные образовательные условия для обучающегося, что позволит более точно учесть его образовательные потребности. Обучающийся также пишет личное заявление, в котором указывает, что желает обучаться по адаптированной или индивидуальной образовательной программе. Если обучающийся несовершеннолетний, то заявление принимается от одного из родителей или опекуна.

Механизм внедрения адаптивной образовательной программы высшего образования представлен на рисунке.

Ученый совет

т

Выпускающая кафедра т

Приемная комиссия

Утверждение АОП ВО

Внесение изменений в ОП ВО, экспертиза АОП

ВО

^ Сбор первичных данных (ОВЗ, инвалидность). Выявление потребностей в специальных образовательных условиях Рис. Механизм внедрения АОП ВО

При этом рекомендуется сформировать центр инклюзивного образования в учебном учреждении, направленный на выявление у каждого студента с ОВЗ и инвалидностью личной потребности в специальных образовательных условиях.

Выпускающая кафедра и учебно-методический совет образовательного учреждения разрабатывают и проводят экспертизу адаптированной образовательной программы. Выверенный документ, изменения которого внесены в пояснительную записку и учебный план направления подготовки, утверждается на учебно-методическом совете и ученом совете, размещается как официальный документ, регламентирующий образовательный процесс, в том числе на официальном сайте образовательного учреждения высшего образования.

Виды АОП для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью:

- адаптированная образовательная программа высшего образования (АОП ВО) по направлению подготовки;

- АОП ВО для обучающихся отдельных нозологий;

- индивидуальная образовательная программа (ИОП) как комплекс документов, позволяющий выработать индивидуальный образовательный маршрут с изменением сроков обучения и с изменением образовательного процесса в рамках федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).

Проектирование АОП ВО учитывает:

1. ФГОС ВО - изменяться могут только условия освоения;

2. Особые образовательные потребности обучающихся, когда адаптируются учебные материалы с учетом нозологии;

3. Рекомендации и требования к организации образовательного процесса;

4. Реальные условия образовательной организации.

Адаптация образовательных программ содержит изменение структуры и временных рамок образовательной деятельности, использование разнообразных форм, методов и средств учебной деятельности, ресурсное обеспечение образовательной программы, например, мультимедийное оборудование, и организацию дистанционного обучения, образовательную среду вуза, способствующую адаптации лиц с ОВЗ и инвалидностью. Разработка АОП ВО регламентируется методическими рекомендациями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченным возможностями здоровья в образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (Письмо Минобрнауки России от 08.04.2014 г. № АК-44/05вн), и внутренними локальными актами, регламентирующими процесс обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ) занимается практической разработкой вопросов доступности среднего и высшего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

—>

—>

АОП ВО разрабатывается университетом самостоятельно в соответствии с требованиями ФГОС ВО на основе основной профессиональной образовательной программы высшего образования по соответствующему направлению подготовки и в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

В учебный план Гуманитарного колледжа КГУФКСТ включены адаптационные дисциплины, направленные на совершенствование самосознания, развитие личностных эмоционально-волевых, интеллектуальных и познавательных качеств у обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Адаптационные дисциплины включены в часть учебного плана в качестве факультативных занятий по специальностям. Конфигурация учебного плана в этом случае не изменяется, а дополняется дисциплинами, улучшающими адаптационный потенциал обучающихся. Так, для обучающихся колледжа на 2 курсе проводится факультатив «Технологии инклюзивного образования», объемом 36 академических часов, целью является овладение технологическими основами обучения и развития личности в инклюзивной среде, основами эффективного взаимодействия участников образовательного процесса с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными нуждами.

Библиографический список

1. Грабчук К.М. Инклюзивные процессы в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2017. - № 2. - С. 115-119.

2. Муллер О.Ю., Рассказов Ф.Д., Ротова Н.А. Внедрение адаптированных образовательных программ для студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2016. - № T8. - С. 41-45.

3. Ростовцева М.В., Ковалевич В.Т. Технология и методы инклюзивного образования // Современное образование. - 2018. - № 2. - С. 140-148.

4. Хакимова А.Т., Абзалова С.В. Проблемы применения адаптивных курсов на занятиях по физической культуре для студентов с ОВЗ // Вопросы педагогики. - 2020. - № 3-1. -С. 222-225.

5. Ярая Т.А., Рокотянская Л.О. Методика оценки эффективности внедрения модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2017. - Т. 5. № 3. - С. 3-17.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 14.10.2020).

В программы практик и государственной аттестации внесена информация об адаптации к особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

В КГУФКСТ преподаватели, реализующие АОП ВО, прошли специальную подготовку в виде курсов повышения квалификации в области инклюзивного образования и работы с лицами с ОВЗ, на начало учебного года это три четверти профессорско-преподавательского состава, к марту 2021 года эта работа будет завершена в целом. Учебно-методическое и информационное обеспечение находит отражение в изготовлении материалов в доступной форме для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, с применением элементов дистанционного обучения на платформах Microsoft Teams и Moodle.

Таким образом, содержание АОП ВО направлено на формирование способностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью к самоорганизации учебной деятельности, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, способностей выстраивать межличностное взаимодействие и адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям с учетом ограничений здоровья.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF ADAPTED EDUCATIONAL

PROGRAMS AT THE UNIVERSITY

T.V. Kreps, Candidate of Pedagogic Sciences

Humanities college of Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article deals with the development of adapted educational programs of higher education for people with disabilities, taking into account the peculiarities of their psychophysical development and individual capabilities. The article considers the legal framework and algorithm for implementing adapted educational programs of higher education. In the process of implementing adapted educational programs in the framework of Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism analyzed how is the development of an adaptive model in which learning, education, development of each student with special needs and disabilities is being implemented through the modernization priorities of the faculty.

Keywords: higher education, inclusive education, special educational conditions, students with disabilities, adapted educational programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.