Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STRATEGIC MANAGEMENT / STRATEGY / STRATEGIC OBJECTIVES / INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грабчук К.М., Оганесян Л.Л., Оганесян Т.Л.

В статье рассмотрены проблемы и стратегические направления развития инклюзивного образования в вузах Краснодарского края. Актуальность проведенного исследования обусловлено тем, что развитие образования в России конца XX в. и начало XXI в. ознаменовалось сменой подходов к положению людей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Обеспечение равных возможностей для людей с ОВЗ необходимо осуществлять целенаправленно в общенациональных масштабах. Степень реализации такого подхода во многом определяет лицо социальной политики государства, является показателем нравственной и интеллектуальной полноценности общества. Инклюзия как процесс создания условий, инклюзия как включение в государственные институты, инклюзия как принятие всеми членами общества лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Одним из важнейших видов инклюзии является образовательная, которая реализуется в настоящее время в форме инклюзивного образования. Выявленные проблемы инклюзивного образования обусловили необходимость разработки стратегических направлений развития инклюзивного образования в вузах Краснодарского края. Определены следующие приоритетные стратегические направления. 1. Совершенствование структуры и функционала элементов специальных структурных подразделений, ответственных за организацию получения образования студентами с ОВЗ и инвалидностью. 2. Повышение обеспечения нормативно-правовой документацией и локальными актами, регламентирующих процесс обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. 3. Повышение численности профессорско-преподавательского состава (ППС) и специалистов в вузе, прошедших повышение квалификации в области обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ. 4. Создание условий безбарьерной среды и материально-технического обеспечения образовательного процесса. 5.Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 6. Развитие профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ. 7. Организация работы по содействию в трудоустройстве и постдипломном сопровождении выпускников с инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грабчук К.М., Оганесян Л.Л., Оганесян Т.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic directions for the development of inclusive education in universities of the Krasnodar Territory

In the article are considered the problems and the strategic directions of development of inclusive education in higher education institutions of Krasnodar Krai. A relevance of the conducted research it is caused by the fact that development of education in Russia of the end the 20th century and the beginning of the 21st century was marked by change in approaches to the situation of people with disabilities in society. Providing equal opportunities for people with disabilities needs to be carried out purposefully in nationwide scales. The extent of implementation of such approach in many respects defines the person of social policy of the state, is an indicator of moral and intellectual usefulness of society. An inclusion as a process of creating conditions, an inclusion as getting in the state institutes, an inclusion as acceptance by all members of society of persons with limited opportunities of health and disability. One of the most important types of inclusion is educational which is currently implemented in the form of inclusive education. The revealed problems of inclusive education necessitated the development of the strategic directions for the development of inclusive education for higher education institutions of Krasnodar Krai. The following priority strategic directions are defined. 1. Improvement of structure and functionality of elements of the special structural divisions, which are responsible for the organization of education by students with limited opportunities of health and disability. 2. Ensuring with standard and legal documentation and local acts, which regulate process of training of disabled people and persons with limited opportunities. 3. Increase in the number of the faculty and the experts in higher education institution, who underwent professional development in the field of training of persons with disability and limited opportunities. 4. Creation of conditions of the barrier-free environment and material support of educational process. 5.Adaptation of educational programs and educational methodological support of the educational process for disabled people and persons with limited opportunities of health. 6. Development of professional orientation work with entrants with disability and limited opportunities of health. 7. The organization of work on assistance in employment and graduate support of graduates with disability.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

К.М. Грабчук канд.педагогических наук K.M. Grabchuk Candidate of Pedagogical Science (grabchuk_k@bk.ru, 89615922217) Л.Л. Оганесян

канд.экон. наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства

ЧОУ ВО Южный институт менеджмента

L.L. Oganesyan

Candidate of Economic Science, associate professor of management,

marketing and business Southern institute of management (oganesyan_levon@mail.ru, 89034542603)

Т.Л. Оганесян

канд.экон.наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления T.L. Oganesyan

Candidate of Economic Science, associate professor of economics Кубанский государственный политехнический университет The senior lecturer of chair of state and municipal management

Kuban state technological University (oganesyant@mail.ru, 89615825594)

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы и стратегические направления развития инклюзивного образования в вузах Краснодарского края.

Актуальность проведенного исследования обусловлено тем, что развитие образования в России конца XX в. и начало XXI в. ознаменовалось сменой подходов к положению людей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Обеспечение равных возможностей для людей с ОВЗ необходимо осуществлять целенаправленно в общенациональных масштабах. Степень реализации такого подхода во многом определяет лицо социальной политики государства, является показателем нравственной и интеллектуальной полноценности общества. Инклюзия как процесс создания условий, инклюзия как включение в государственные институты, инклюзия как принятие всеми членами общества лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Одним из важнейших видов инклюзии является образовательная, которая реализуется в настоящее время в форме инклюзивного образования.

Выявленные проблемы инклюзивного образования обусловили необходимость разработки стратегических направлений развития инклюзивного образования в вузах Краснодарского края. Определены следующие приоритетные стратегические направления.

1. Совершенствование структуры и функционала элементов специальных структурных подразделений, ответственных за организацию получения образования студентами с ОВЗ и инвалидностью.

2. Повышение обеспечения нормативно-правовой документацией и локальными актами, регламентирующих процесс обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

3. Повышение численности профессорско-преподавательского состава (I II 1С) и специалистов в вузе, прошедших повышение квалификации в области обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ.

4. Создание условий безбарьерной среды и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

5.Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

6. Развитие профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ.

7. Организация работы по содействию в трудоустройстве и постдипломном сопровождении выпускников с инвалидностью.

Annotation. In the article are considered the problems and the strategic directions of development of inclusive education in higher education institutions of Krasnodar Krai.

A relevance of the conducted research it is caused by the fact that development of education in Russia of the end the 20th century and the beginning of the 21st century was marked by change in approaches to the situation of people with disabilities in society.

Providing equal opportunities for people with disabilities needs to be carried out purposefully in nationwide scales. The extent of implementation of such approach in many respects defines the person of social policy of the state, is an indicator of moral and intellectual usefulness of society.

An inclusion as a process of creating conditions, an inclusion as getting in the state institutes, an inclusion as acceptance by all members of society of persons with limited opportunities of health and disability. One of the most important types of inclusion is educational which is currently implemented in the form of inclusive education.

The revealed problems of inclusive education necessitated the development of the strategic directions for the development of inclusive education for higher education institutions of Krasnodar Krai.The following priority strategic directions are defined.

1. Improvement of structure and functionality of elements of the special structural divisions, which are responsible for the organization of education by students with limited opportunities of health and disability.

2. Ensuring with standard and legal documentation and local acts, which regulate process of training of disabled people and persons with limited opportunities.

3. Increase in the number of the faculty and the experts in higher education institution, who underwent professional development in the field of training of persons with disability and limited opportunities.

4. Creation of conditions of the barrier-free environment and material support of educational

process.

5.Adaptation of educational programs and educational methodological support of the educational process for disabled people and persons with limited opportunities of health.

6. Development of professional orientation work with entrants with disability and limited opportunities of health.

7. The organization of work on assistance in employment and graduate support of graduates with disability.

Ключевые слова: стратегическое управление, стратегия, стратегические цели, инклюзивное образование.

Keywords: strategic management, strategy, strategic objectives, inclusive education.

Развитие образования в России конца XX в. и начало XXI в. ознаменовано сменой подходов к положению людей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Это характеризуется введением новой трактовки понятия «инвалидность» - переход от негативного к позитивному, стимулирование личностного потенциала людей с инвалидностью, восстановление и развитие их связей в обществе. Новый подход к инвалидности означает и эволюцию отношения к своим возможностям. В такой атмосфере стимулируется отказ от позиции иждивенчества, трезвая оценка своих способностей, мобилизуются духовные силы на психологическую установку равенства, независимости, уверенности в себе.

Обеспечение равных возможностей для людей с ОВЗ необходимо осуществлять целенаправленно в общенациональных масштабах. Степень реализации такого подхода во многом определяет лицо социальной политики государства, является показателем нравственной и интеллектуальной полноценности общества. Демократическое государство призвано обеспечить равные возможности и условия для своих граждан в рамках правовой защищенности, и реализации всех конституционных прав. Достижение этого результата возможно благодаря переходу к инклюзивному обществу. В настоящее время инклюзия развивается во всех сферах государственной системы и во всех видах общественной деятельности: правовой, спортивной, культурной, образовательной, культурной.

Одним из важнейших видов инклюзии является образовательная, которая реализуется в форме инклюзивного образования. В самом обобщенном виде инклюзивное образование означает совместное обучение лиц с ОВЗ и инвалидностью с другими обучающимися посредством создания среды и организации условий, отвечающих потребностям и возможностям каждого обучающегося.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере высшего образования на современном этапе является повышение доступности качественного

образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина, в частности граждан с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Определяя цель - доступность высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, государство обязало образовательные учреждения высшего образования создавать систему доступности образования для указанных лиц. Подтверждением данного тезиса приведем пример принятого и утвержденного Правительством РФ в 2016 году Межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного профессионального образования и создания специальных условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) на период 2016-2018 гг.». Согласно данному документу государство планирует увеличение доли образовательных организаций, в которых должны быть обеспечены условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий; так, в общем количестве таких организаций доля образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования должна составлять: 2016 г. - 15%, 2017 г. - 25%, 2018 г. - 40%, 2019 г. - 55%, 2020 г. - 70% [1].

Это означает, что создание среды, доступной для инвалидов, становится безусловным требованием к развитию вузов. Доступная среда существенно влияет на конкурентоспособность современного вуза. Вуз, в котором отсутствуют условия для обучения инвалидов, утрачивает авторитет и проигрывает в борьбе за абитуриента.

По данным Росстата в ходе приемной кампании 2017-2018 учебного года принято на обучение по программам высшего образования 6881 студентов с инвалидностью (в 2016-2017 учебном году было принято 6087 студентов с инвалидностью).

В настоящее время доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в общей численности студентоворганизаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, невелика и составляетменее 1% обучающихся (0,46%). Несмотряна то, что за последние 10 лет наблюдались колебания численности студентов с инвалидностью (рис. 1), доля их в общей численности студентов практически не менялась. Незначительный рост численности обучающихся с инвалидностью в образовательных организация высшего образованиявозможно связан с принятием ряда ряд управленческихрешений, способствующих привлечениюлиц с инвалидностью в учреждения высшегопрофессионального образования (данные Федеральной службы государственной статистики Росстат [2].

т О

ч ^

га т

х ^

X ■О I-

ос

X ^

о. с

о т I-

и <ъ т

О

^ ^ Учебный год

Рисунок 1- Динамика численности принятых лиц с инвалидностью в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования в 2008-2018 гг.

8000 7000 6000 5000 „ 4000 £ 3000 2000 1000 0

7204

6670

6881

5770

^ ^ Л^ ^ ^ ^ ^

ос и X

9

га

т

>

ю о о т

О

30000

„ 25000

* 20000 СО

§ 15000

24994

1757

;з 10000

т X

5 5000

20080

16779

16768 18043

19538

сО

N7 (О

с*?

^ ^ ¿Р ¿Р ЛГ # дЛ

/

Учебный год

0

Рисунок 2 - Динамика численности студентов с инвалидностью в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования в

2008-2018 гг.

Большинство студентов с ОВЗ и инвалидностью проходят подготовку по программам бакалавриата. В 2016 г. их численность достигла 15850 человек. Доля студентов бакалавриата с ОВЗ и инвалидностью практически совпадает с соответствующим показателем для всех обучающихся по этим программам (74%). Распределение же студентов специалитета и магистратуры несколько отличается - доля тех, кто проходит обучение по программам магистратуры, в общей численности студентов составляет 10%,по программам специалитета - 16%.

Обобщив статистические данные мы можем сказать, что существующая тенденция к увеличению выпускников инвалидов и необходимость организации их трудоустройства, планируемое увеличение доли образовательных организаций, в которых должны быть обеспечены условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, определяет необходимость создания условия для получения качественного высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ, организации инклюзивного образования в вузах.

Перечень специальных условий, обеспечивающих реализацию права студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на образование обозначен в нормативно-правовых документах Российской Федерации. Прежде всего следует сказать о Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в котором определено определение «инклюзивное образование», дан перечень специальных условий для получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ.

Более детальное описание особенностей организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидов в ВУЗах представлено в Методических рекомендациях по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса [3].

На основе анализа документов, требований, предъявляемых для организации инклюзивного образования, нами выделены показатели для анализа инклюзивного образования в вузах.

- количество студентов с инвалидностью и ОВЗ на текущий год;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наличие специального структурного подразделения, ответственного за организацию получения образования студентами с ОВЗ и инвалидностью;

- обеспеченность деятельности вузов по обучению студентов с ОВЗ и инвалидностью нормативно-правовой документацией и локальными актами;

- наличие и численность специалистов в штате вуза, обеспечивающих сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидностью;

- численность ППС и специалистов в вузе, прошедших повышение квалификации в области обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ;

- создание безбарьерной среды для лиц с ОВЗ и инвалидностью и материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

- адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ;

- осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса студентов с инвалидностью и ОВЗ;

- организация профессиональной ориентации и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ.

Данные показатели легли в основу разработанной нами оценочной карты, благодаря которой нами был проведен анализ образовательных организаций высшего образования Краснодарского края (ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет, ОЧУ ВО «Армавирский социально-психологический институт», ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ)», ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», ЧОУ ВО «Южный институт менеджмента», ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет» (КГАУ)).

Информация о существующих специальных условиях нами была взята на официальных сайтах вузов. Согласно Требованиям к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса должна быть обеспечена информационная открытость профессиональной образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, т.е. на сайте вуза должна быть представлена информация о созданных специальных условиях [4].

Для осуществления количественного и качественного анализарезультатов деятельности образовательных организаций по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью нами также были использованыданные федерального мониторинга федеральных показателей деятельности образовательных организаций высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью за 2016-2017 уч. г. (портал Инклюзивное высшее образование-инклюзивноеобразование.рф).

Полученные результаты проведенного нами анализа образовательных организаций высшего образования Краснодарского края показали наличие целого спектра проблем реализации инклюзивного образования, которые следует решать вузам по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

К приоритетным из них на основе данных исследования можно отнести:

- недостаточная разработка и усовершенствование нормативного обеспечения инклюзивного образования в вузе (Положения об обучении студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, программы развития инклюзивного образования, внесение дополнений в локальные акты, регламентирующих процесс обучения инвалидов и лиц с ОВЗ и т.д.);

- недостаточная численность специалистов в штате вуза, обеспечивающих сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидностью;

- низкая численности ППС и специалистов в вузе, прошедших повышение квалификации в области обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ;

- отсутствие или недостаток специального оборудования и оснащение им аудиторий для лиц с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;

- несистематическая работа по разработке адаптированных основных образовательных программ и учебно-методического обеспечения для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ;

- необходимость осуществления комплексного сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ при обучении в вузе;

- недостаточная организация профориентационной работы с абитуриентами

из числа инвалидов и лиц с ОВЗ и работы по содействию в трудоустройстве и постдипломном сопровождении выпускников с инвалидностью и ОВЗ.

Выделенные проблемы обусловили необходимость организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования и разработки стратегических направлений развития инклюзивного образования в вузах Краснодарского края. Нами определены следующие приоритетные стратегические направления.

1. Совершенствование структуры и функционала элементов специальных структурных подразделений, ответственных за организацию получения образования студентами с ОВЗ и инвалидностью.

Реализация данного направления предполагает создания отдельного структурного подразделения (отдела, центра) ответственного за обучение инвалидов и лиц с ОВЗ, а также осуществляющего координацию действий структурных подразделений, участвующих в организации инклюзивного образования. Необходимым условием качественного функционирования таких специальных структур выступает насыщение их должностного наполнения ставками таких специалистов, как «специалист инклюзивного образования», «тьютор», «социальный педагог» («социальный работник»), переводчик русского языкового языка (сурдопереводчик)»; «тифлопедагог», «специалист по техническим и программным средствам». Наличие данных специалистов необходимо для обеспечения организационного, социально-психологического, информационно-технологического, методического сопровождения обучения студентов с инвалидностью.

2. Повышение обеспечения нормативно-правовой документацией и локальными актами, регламентирующих процесс обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

Нормативно-правовое обеспечение выступает основой для развития регламентирующей базы в аспектах создания учебно-методического обеспечения доступного образовательного пространства вуза для студентов с ОВЗ и инвалидностью.Речь идет о разработке локальных актов вузов, в которых определены такие особенности процесса обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, как обучение по адаптированным образовательным программам, проведение текущего контроля знаний, промежуточной и государственной итоговой аттестации, организация практики.

Организацию процесса обучения и сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ в вузе, на наш взгляд, следует начать с планирования образовательной деятельности в системе инклюзивного образования. Именно поэтому становится важным наличие в образовательной организации программы и плана развития инклюзивного образования.

3. Повышение численности профессорско-преподавательского состава (ППС) и специалистов в вузе, прошедших повышение квалификации в области обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Первостепенная на сегодняшний день задача - необходимость повышение численности профессорско-преподавательского состава (ППС) и специалистов в вузе, прошедших повышение квалификации в области обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ, информирование их о психофизиологических особенностях и потребностях обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, о выборе форм и методов обучения с учетом нозологических особенностей студентов.

С целью формирование дополнительных профессиональных компетенций, необходимых для реализации педагогической и управленческой деятельности в сфере инклюзивного высшего образования целесообразным на наш взгляд является повышение квалификации административно-управленческого состава вуза. В программах курсов могут быть освещены вопросы планирования образовательной деятельности в системе инклюзивного образования, организации, анализа и контроля образовательного процесса для студентов с инвалидностью и ОВЗ.

4. Создание условий безбарьерной среды и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Одной из серьезных проблем в части обеспечения доступности для вузов выступает создание условий безбарьерной среды (архитектурная доступность, количество аудиторий с оснащением специальным оборудованием для лиц с инвалидностью и ОВЗ и количество единиц такого специального оборудования, материально-техническое обеспе-

чение для студентов с нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата). В данном направлении требуется значительная поддержка вузов в материальном плане. Частично выполнение данного требования возможно при обращении в Центр коллективного пользования ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов (РУМЦ), который окажет и консультативные услуги по созданию доступной образовательной среды в аспекте определения её материально-технического обеспечения, а также окажет услугу по коллективному пользованию специальных технических средств обучения.

5.Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Деятельность вузов в рамках данного направления должна быть сосредоточена на разработке адаптированных образовательных программ для обучающихся с различными нозологиями (нарушением зрения, нарушением слуха, нарушением опорно-двигательного аппарата). Адаптированная образовательная программа высшего образования (АОВ ВО) обеспечивает формирование у обучающихся с ОВЗ и инвалидов компетенций, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по соответствующему направлению подготовки. Изучение студентами с инвалидностью и ОВЗ внесенных в учебный план адаптационных дисциплинбудет способствовать коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений и навыков, профессиональной и социальной адаптации на этапе высшего образования.

6. Развитие профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью и

ОВЗ.

Выбор профессии является сложным процессом и особенно трудным он представляется для детей с инвалидностью. Из-за ограничений в познании окружающего мира у них остаются не сформированными представления о видах профессиональной деятельности, именно поэтому должно быть уделено большое внимание профориентационной работе.

Проведение проектных профессиональных сессий, профориентированных лекций специалистами различных профессий, организация олимпиад и конкурсов, тестирование на выявление профессиональной направленности личности, профессиональных интересов, склонностей и способностей к тому ли иному виду деятельности будет способствовать осознанному выбору будущей профессии будущими абитуриентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

7. Организация работы по содействию в трудоустройстве и постдипломном сопровождении выпускников с инвалидностью.

Организация содействия трудоустройству в вузе реализуется через взаимодействие с вузовскими центрами по трудоустройству и Центрами занятости населения. Вузом составляется план по содействию в трудоустройстве и постдипломном сопровождении выпускников-инвалидов, в котором следует предусмотреть комплекс следующий мероприятий: организация Ярмарок вакансий, профессиональное переобучение или повышение квалификации, организация и проведение психологического и профессионального тестирования обучающихся относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ; организация процесса прохождения производственной практики; проведение тренингов по формированию коммуникативных и профессиональных умений и навыков; создание производственных и творческих мастерских с целью привития профессиональных навыков выявления склонностей у обучающихся относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ и их социальной адаптации; привлечение обучающихся к участию в региональном конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс».

Сотрудничество сработодателями и компаниями регионов, адресная подготовка профессиональных кадров, взаимодействие вузовского сообщества с рынком труда и развитие бизнес-образования, оказание помощи в выборе профессии, консультации психологов, проведение тренингов, встреч с работодателями, проведение работ по социальной адаптации на рынке труда еще в период получения профессионального образования, значительно увеличивают возможности выпускников с инвалидностью найти работу и сформировать успешные карьерные траектории.

Таким образом, нами определены стратегические направления реализации инклюзивного образования в образовательных организациях высшего образования. Хотелось бы отметить, что проводимая в вузе деятельность в сфере инклюзивного образования должна быть системной и стратегической в смысле рационального распределения средств и ресурсов для обеспечения результативного продвижения по пути создания доступной образовательной среды с целью предоставления качественного полноценного образования для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Реализации данных направлений, по нашему мнению, будет способствовать взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами, среди которых следует отметить федеральные и региональные органы власти, региональные учебно-методические центры по обучению инвалидов, общественные организации по делам инвалидов.

Источники:

1. Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 - 2018 годы (утв. Правительством РФ 23 мая 2016 г. N 3467п-П8). [Электронный ресурс]: URL:http://fgosvo.ruuploadfiles/metod/Plan_invalid_2016_2018.pdf

2. Сайт федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 01.06.2018).

3. Письмо Минобрнауки России от 16 апреля 2014 N 05-785 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 08 апреля 2014 N АК-44/05вн). [Электронный ресурс]:URL:http://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa-dlja/

4. Письмо Минобрнауки России от 18 марта 2014 N 06-281 «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 26.12.2013 Ш6-2412вн). [Электронный ресурс]:

URL:http://www.mubint.ru/disabl/normativnye_dokumenty/Pismo_Minobrnauki_Rossii_ot_18.03.2014_g_N_06-281.pdf

Sources:

1. An interdepartmental comprehensive plan of measures to ensure the accessibility of vocational education for persons with disabilities and persons with disabilities for 2016-2018 (approved by the Government of the Russian Federation on May 23, 2016 N 3467p-P8). [Electronic resource]: URL: http: //fgosvo.ru/uploadfiles/metod/Plan_invalid_2016_2018.pdf

2. Website of the Federal State Statistics Service. [Electronic Resource]: URL: http://www.gks.ru/ (appeal date: 06/01/2018).

3. Letter of the Ministry of Education and Science of Russia dated April 16, 2014 No. 05-785 "On the Direction of Methodological Recommendations on the Organization of the Educational Process for Teaching Disabled Persons" (together with the "Methodological Recommendations on the Organization of the Educational Process for Teaching Disabled Persons and Persons with Disabilities in Educational Organizations higher education, including the equipment of the educational process ", approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on April 08, 2014 N AK-44 / 05vn). [Electronic resource]: URL: http: //legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa-dlja/

4. Letter of the Ministry of Education and Science of Russia dated March 18, 2014 No. 06-281 "On the Direction of Requirements" (together with the "Requirements for the organization of the educational process for the education of persons with disabilities and persons with disabilities in professional educational organizations, including the equipment of the educational process sa ", approved by the Ministry of Education and Science of Russia December 26, 2013 Ш6-2412вн). [Electronic resource]: URL: http: //www.mubint.ru/disabl/normativnye_dokumenty/Pismo_Minobrnauki_Rossii_ot_18.03.2014_g_N_06-281.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.