Научная статья на тему 'К вопросу о конституционных основах права на образование в Индии'

К вопросу о конституционных основах права на образование в Индии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
359
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНДИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАВА / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ПОПРАВКА / КОНСТИТУЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАМОТНОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ АКТ / INDIA / CONSTITUTIONAL FRAMEWORK / FUNDAMENTAL RIGHTS / THE RIGHT TO EDUCATION / AMENDMENT / CONSTITUTION / EDUCATION / LITERACY / CONSTITUTIONAL ACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зиборов Олег Валентинович

Рассмотрены некоторые вопросы, связанные с конституционными основами права на образование в Индии. В частности, речь идет о конституционном закреплении права каждого ребенка в возрасте от 6 до 14 лет на бесплатное и обязательное образование, а также о государственной политике Индии в вопросе повышения уровня грамотности среди населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Constitutional Framework for the Right to Education in India

This article deals with some issues related to the constitutional framework of the right to education in India. In particular, the matter concerns the constitutional recognition of the right of every child between the ages of 6 and 14 for free and compulsory education, as well as the state policy of India in raising the level of literacy among the population.

Текст научной работы на тему «К вопросу о конституционных основах права на образование в Индии»

© О.В. Зиборов, 2018 УДК 342 ББК 67

К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВАХ ПРАВА

НА ОБРАЗОВАНИЕ В ИНДИИ

Олег Валентинович Зиборов,

доктор юридических наук, доцент

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены некоторые вопросы, связанные с конституционными основами права на образование в Индии. В частности, речь идет о конституционном закреплении права каждого ребенка в возрасте от 6 до 14 лет на бесплатное и обязательное образование, а также о государственной политике Индии в вопросе повышения уровня грамотности среди населения.

Ключевые слова: Индия, конституционные основы, фундаментальные права, право на образование, поправка, конституция, образование, грамотность, конституционный акт.

Для цитирования: Зиборов О.В. К вопросу о конституционных основах права на образование в Индии. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):25-7.

ON THE CONSTITUTIONAL FRAMEWORK FOR THE RIGHT TO EDUCATION IN INDIA

Oleg V. Ziborov,

Doctor of Law, Associate Professor

Abstract. This article deals with some issues related to the constitutional framework of the right to education in India. In particular, the matter concerns the constitutional recognition of the right of every child between the ages of 6 and 14 for free and compulsory education, as well as the state policy of India in raising the level of literacy among the population.

Keywords: India, constitutional framework, fundamental rights, the right to education, amendment, constitution, education, literacy, constitutional act.

Прародительницей современных школ в Индии по праву можно считать Гурукулу — индуистскую школу, представляющую собой одну из разновидностей школ-интернатов. Любой желающий мог прийти в Гурукулу и попросить Гуру (учителя) принять его к себе на обучение. Если Гуру соглашался, то ученик оставался в доме учителя с тем, чтобы в дальнейшем получить все возможные знания (от санскрита до математики и метафизики). Суть обучения состояла не в фрагментарном получении разнородной информации, а в комплексном изучении законов и явлений природы и всего, что с ней так или иначе связано.

В настоящее время школьная система Индии основана на разделении обучаемых на группы: от младших до старших. Однако, формирование таких групп зависит не только от возраста ученика, но так-

же от уровня его знаний. Учителя выстраивают образовательный процесс таким образом, чтобы ученики получали, наряду с теоретическими, и практические знания. Вместе с тем педагоги способствуют развитию у обучающихся интереса к конкретным областям знаний: инженерия, медицина, юриспруденция, педагогика и т.д.

Право на образование является одним из основных и фундаментальных прав человека, оно расширяет индивидуальную свободу и создает возможности для индивидуального развития.

При этом отметим, что еще недавно базовое школьное образование не было доступно значительному числу детей в Индии в силу платного характера такого образования.

Однако, в 2002 г. после принятия Конституционного акта [1] о 86-й поправке (далее — Поправка)

к Конституции [2] Индии в Основной Закон была введена ст. 21-А («Право на образование»), закрепившая бесплатное и обязательное образование для детей в возрасте от 6 до 14 лет.

Позже, в 2009 г., в силу и на основании ст. 21-А Конституции был принят Акт № 35 «О праве детей на бесплатное и обязательное образование» [3] (далее — Акт), где под бесплатным образованием следует понимать то, что ни один ребенок не должен вносить никаких плат за обучение и получаемое им образование. В свою очередь, принцип обязательности образования заключается в том, что правительство и соответствующие местные органы власти обязаны контролировать посещаемость школьных занятий, а также следить за тем, чтобы каждый ребенок в полной мере смог получить базовое школьное образование. Отметим, что и Поправка, и Акт вступили в силу 1 апреля 2010 г. [4].

Далее рассмотрим основные положения, закрепленные Актом № 35 от 2009 года. Так, к примеру, в соответствии с Актом:

• каждый ребенок обладает фундаментальным правом на бесплатное и обязательное образование;

• установлены правила и порядок допуска к занятиям учеников, ранее не допущенных к учебе;

• закреплены обязанности как местных органов власти, так и правительства в части соблюдения принципов бесплатности и обязательности образования;

• установлены правила и порядок расчета числа учеников на одного учителя в рамках одной учебной группы;

• установлены правила и порядок распределения учителей как в городских, так и сельских местностях, с тем, чтобы соблюсти необходимые баланс и соотношение при таком распределении;

• установлены правила поддержания и обеспечения инфраструктуры школ, а также правила расчета нагрузки учителей;

• установлен упрощенный порядок приема на работу высококвалифицированных учителей. Вместе с тем, Акт устанавливает запреты на:

• любые формы морального оскорбления и притеснения, а также физического домогательства в отношении учеников;

• взимание платы, превышающей установленные правительством значения, за дополнительные услуги, предоставляемые школами;

• осуществление деятельности школами без опознавательных знаков и других способов самоидентификации.

По мнению автора, цель Акта состоит в формировании такой системы, в рамках которой каждому ребенку будет предоставлена возможность свободного и бесплатного получения образования, беспрепятственного доступа к знаниям и любым видам информации, формирования мировоззрения, основанного на гуманистических принципах и ценностях, а также обеспечена защита от любых видов домогательств, притеснений и несправедливого отношения.

Вместе с тем, представляется, что успешная реализация положений, закрепленных в Акте, возможна лишь при условии совокупных усилий со стороны не только правительства и местных органов власти, но также и родителей самих детей.

Так, например, указанный выше принцип «обязательности образования» накладывает ответственность как на правительство, так и на органы местного самоуправления в части обеспечения условий и возможностей для каждого ребенка в возрасте от 6 до 14 лет посещать занятия в близлежащей школе и иметь беспрепятственный доступ к учебной программе. Это же касается детей-инвалидов и детей с особенностями развития, которые как никто другой нуждаются в государственной и социальной защите, в том числе от любых форм дискриминации.

Отдельно следует сказать о роли родителей, основной задачей которых является правильное, основанное на традиционных семейных ценностях воспитание, а также поощрение любых форм и проявлений интереса к обучению и получению знаний со стороны детей.

Вообще, надо сказать, что правительство Индии уделяет повышенное внимание проблеме низкой грамотности среди определенных слоев населения и предпринимает множество инициатив, чтобы уровень грамотности постоянно повышался.

Так, например, в Индии с 2001 г. действует Национальная миссия по повышению грамотности.

26

Вестник экономической безопасности

№ 2/2018

Таблица

Показатели уровня грамотности населения Индии в период с 1951 по 2011 гг. [5]

Год Общий уровень грамотности, % Уровень грамотности среди мужчин, % Уровень грамотности среди женщин, %

1951 18,01 27,16 8,86

1961 27,88 40,4 15,35

1971 33,97 45,96 21,97

1981 43,07 56,38 29,76

1991 51,71 64,13 39,29

2001 64,47 75,26 53,67

2011 73,8 82,14 65,46

Если обратиться к статистическим данным, видно, что общий уровень грамотности среди населения в 2001 г. составил 64,47%, при этом уровень грамотности среди мужского населения находился на отметке 75,26%, среди женского — 53,67%. Наивысший уровень грамотности показали жители штата Керала — 90,86% (мужчины — 94,24%, женщины — 87,72%). В свою очередь наиболее низкий уровень грамотности зафиксирован в штате Бихар — всего 47% (мужчины — 59,68%, женщины — 33,12%).

К 2011 г. общий уровень грамотности по стране вырос и составил 73,8% (мужчины — 82,14%, женщины — 65,46%). Ниже представлена сводная таблица, демонстрирующая рост грамотности среди населения в период с 1951 г. по 2011 г.

Таким образом, представленные данные позволяют сделать вывод о неизменном росте уровня грамотности среди индийского населения.

Однако, правительство Индии не удовлетворено настоящими темпами, поскольку считает их медленными, и поэтому предпринимает различные меры для ускорения процесса, в том числе законодательные, как, например, ст. 21-А Конституции Индии о бесплатном и обязательном образовании для каждого ребенка в возрасте от 6 до 14 лет.

В заключение еще раз отметим то внимание, которое уделяет правительство Индии вопросам совершенствования системы образования, повышения его доступности для всех категорий граждан, а в особенности для детей. Такая забота государства о подрастающем поколении имеет первостепенное значение для индийского общества и находит свое отражение в основном законе — Конституции.

Литература

1. Конституционный акт о 86-й поправке, 2002. URL: http://indiacode.nic.in/coiweb/amend/ amend86.htm, archived at https://perma.cc/EFV5-YHV6.

2. Конституция Индии. URL: https://www. india.gov.in/sites/upload_files/npi/files/coi_part_full. pdf

3. Акт «О праве детей на бесплатное и обязательное образование», № 35 от 2009 года.

4. Право на образование, Министерство развития человеческих ресурсов. URL: http://mhrd.gov. in/rte, архив находится по адресу URL: https://perma. cc/R3C6-RWVM.

5. URL: http://censusindia.gov.in/2011-prov-results/data_files/india/Final_PPT_2011_chapter6. pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.