Научная статья на тему 'Конституционное право гражданина Российской Федерации на образование'

Конституционное право гражданина Российской Федерации на образование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3512
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / RIGHT TO EDUCATION / CITIZEN / CONSTITUTIONAL RIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ооржак Алена Оптуг-Ооловна

Данная статья посвящена вопросам конституционного права гражданина Российской Федерации на образование. Проанализированы разные определения понятия «образование». Характеризуется понятие «право на образование», подтвержденное национальными и международными правовыми актами. Определены уровни образования: среднее профессиональное образование; высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционное право гражданина Российской Федерации на образование»

Ооржак А. О. Конституционное право гражданина Российской Федерации на образование // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16124.htm.

ART 16124 УДК 342.7

Ооржак Алена Оптуг-ооловна,

аспирант, преподаватель кафедры уголовного права и процесса юри дического факультета ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный уни верситет», г. Кызыл alenaoorzhak83@mail.ru

Конституционное право гражданина Российской Федерации на образование

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам конституционного права гражданина Российской Федерации на образование. Проанализированы разные определения понятия «(образование». Характеризуется понятие «право на образование», подтвержденное национальными и международными правовыми актами. Определены уровни образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. Ключевые слова: образование, право на образование, гражданин, обучение, конституционное право гражданина.

Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Образование - «процесс усвоения знаний, обучение, просвещение» [1]. В обширном смысле слова образование - процесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей личности. В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передает свое культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому [между поколениями].

Образование подразумевает в основном обучение учеников учителем, а в высших учебных заведениях - студентов преподавателем. Обучение может состоять в обучении письму, чтению, математике, русскому языку, русской литературе, географии, а также другим наукам.

Преподаватель вузов и ссузов может учить только своему предмету. Имеется в виду преподавание профессиональных навыков, например вождения. А существует еще и самообразование, например, через Интернет, книги, журналы, дистанционное обучение, обучение на дому и т. д., посещение музеев, архивов, библиотек, а также личный опыт.

Пифагор отмечал, что образование можно и разделить с другим человеком, и, дав его другому, самому не утратить его, вообще именно образованием отличаются люди от животных, эллины - от варваров, свободнорожденные - от рабов, философы - от простых людей. Русское слово «образование» заключает в себе напоминание об «образе» - греч. |jöp9woig (или пайдейя), что означает приведение чего-то к определенной форме, |орфп (лат. аналог - forma).

В настоящее время право на образование подтверждено национальными и международными правовыми актами, например Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 г.

«Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за большую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ооржак А. О. Конституционное право гражданина Российской Федерации на образование // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16124.htm.

средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т. п.» [2].

Право на образование имеет большое значение. Оно входит в международные (и, в частности, европейские) стандарты прав человека, что нашло свое отражение в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948): «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого» [3]. Ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966) гласит: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира» [4]. В ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах (2000) написано: «Каждый человек имеет право на образование, а также право на доступ к системе профессионального обучения и повышения квалификации. Данное право включает в себя возможность бесплатно получать обязательное образование. Свобода создания образовательных учреждений при соблюдении демократических принципов, а также право родителей определять характер образования и обучения своих детей в соответствии со своими религиозными, философскими и педагогическими взглядами обеспечивается согласно национальным законам, которые регулируют осуществление этих прав» [5].

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования» [6].

Конституционное закрепление права на образование - важнейшая предпосылка политического, экономического, социального и духовного развития общества. Под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и/или профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ооржак А. О. Конституционное право гражданина Российской Федерации на образование // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16124.htm.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что одним из основополагающих принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Реализация права на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровней и направленности в течение всей жизни. Данным законом предусматривается возможность получения общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, обеспечивающих возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесены организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В развитие конституционного права на получение бесплатного высшего образования Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует получение на конкурсной основе высшего образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях бесплатно в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Второе и последующее высшее образование можно получить на платной основе - как в государственном, так и в негосударственном учебном заведении. Организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования, относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования. Федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования.

В современных геополитических условиях формирования единой Европы стала очевидной необходимость в сближении образовательных стандартов и параметров европейских стран при условии сохранения высокого уровня качества образования.

Совместная декларация министров образования европейских стран, принятая в Италии в г. Болонья 19 июня 1999 г. (Болонская конвенция), провозгласила в качестве

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ооржак А. О. Конституционное право гражданина Российской Федерации на образование // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16124.htm.

общих целей «введение в действие системы легко понимаемых и сопоставимых академических квалификаций; внедрение Общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования; переход на двухуровневую систему подготовки - бакалавр (undergraduate) и магистр (graduate); введение системы кредитов по типу ECTS (европейская система зачетных единиц), рассматриваемой в качестве средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности». В сентябре 2003 г. Россия официально присоединилась к Болонской конвенции. В связи с этим в настоящее время в Российской Федерации установлены следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование -подготовка кадров высшей квалификации.

Конституционное закрепление обязательности основного общего образования включает в себя обязанность государственных органов и органов местного самоуправления предоставить возможность получения детьми такого образования и обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить своим детям получение основного общего образования.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «субъекты РФ могут установить общедоступность и бесплатность не только основного общего и среднего профессионального образования, гарантированных Конституцией, но и общедоступность и бесплатность среднего (полного) общего образования, поскольку такая норма в соответствии с целями социального государства дополнительно гарантирует более широкие возможности для несовершеннолетних, которые хотели бы продолжить свое обучение».

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к структуре основных образовательных программ; условиям их реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим; результатам освоения основных образовательных программ.

В Российской Федерации образование может быть «получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций в форме семейного образования и самообразования. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» [7].

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», ст. 2, ч. 1, «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Право на образование анализируется как конституционное, основное, естественное право человека. Российское государство, исходя из исключительной значимости

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ооржак А. О. Конституционное право гражданина Российской Федерации на образование // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16124.htm.

образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в законе провозгласило область образования приоритетной. В Российском Федерации вышел Указ Президента РСФСР от 11 июля 1991 г. «О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации» [8]. В соответствии с этим указом предусмотрен целый комплекс организационных и правовых мер, направленных на укрепление материально-технической и социальной базы образовательных учреждений и на повышение уровня государственной социальной защиты работников сферы образования, учащихся, студентов, аспирантов.

Право каждого человека на образования закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. в п. 1 ст. 26: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого» [9]. Это право также закреплено в ст. 13 международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.: «Образование можно оценивать как долгосрочный ресурс национального и регионального развития, ориентированный на будущее, воспроизводящий и развивающий человеческий потенциал применительно к условиям завтрашнего дня».

Важным в условиях многонационального Российского государства является и положение о том, что «граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования». С учетом общих принципов языковой политики в этой сфере, закрепленных в Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР», определяется: «Это право граждан обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования. Государство оказывает также содействие в подготовке специалистов для реализации образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности» [10].

Таким образом, конституционное право гражданина Российской Федерации на образование имеет большое значение для граждан Российской Федерации.

Ссылки на источники

1. Ушаков Ф. Ф. Большая советская энциклопедия. - М.: Сов. энцикл., 1969-1978.

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Образование.

3. Минаев А. В., Дубровский О. Н. Криминология: учеб. пособие. - Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина», 2011. - 244 с.

4. Минаев А. В., Дубровский О. Н., Ондар Л. Ш. Криминология: учеб. пособие. - Кызыл: Редакционно-издательский отдел ТувГУ, 2014. - 302 с.

5. Хартии Европейского Союза об основных правах от 12 декабря 2007 года // Законодательство ЕС. - 2007.

6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

7. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Г. Д. Садовникова. - 10-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 194 с.

8. Указ Президента РСФСР «О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации» от 11 июля 1991года // Ведомости СССР. - 1991. - № 47. - Ст. 1123.

9. Минаев А. В., Кечил Д. И., Чепунов О. И. Уголовно-исполнительное право: учеб. пособие. - Кызыл: Редакционно-издательский отдел ТувГУ, 2014. - 378 с.

10. Минаев А. В., Эртине К. К. Государственная политика России в области национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. - 2013. - № 9 (105). - С. 129-133.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ооржак А. О. Конституционное право гражданина Российской Федерации на образование // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16124.htm.

Alyona Oorzhak,

PhD student, Lecturer, Department of Criminal Law and Procedure, Tuvan State University, Kyzyl

alenaoorzhak83@mail.ru

Constitutional right on education of the Russian Federation citizen

Abstract. The paper is devoted to the constitutional right on education of the Russian Federation citizen. The

author analyzes different definitions about education; characterizes the concept of "right on education", proved

by national and international legal acts; defines the levels of education.

Keywords: right on education, citizen, constitutional right.

References

1. Ushakov, F. F. (1969-1978). Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija, Sov. jencikl., Moscow (in Russian).

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Obrazovanie (in Russian).

3. Minaev, A. V. & Dubrovskij, O. N. (2011). Kriminologija: ucheb. posobie, OOO "Knizhnoe izdatel'stvo "Brigantina", Abakan, 244 p. (in Russian).

4. Minaev, A. V., Dubrovskij, O. N. & Ondar, L. Sh. (2014). Kriminologija: ucheb. posobie, Redakcionno-izdatel'skij otdel TuvGU, Kyzyl, 302 p. (in Russian).

5. (2007). "Hartii Evropejskogo Sojuza ob osnovnyh pravah ot 12 dekabrja 2007 goda", Zakonodatel'stvo ES (in Russian).

6. (2014). "Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008, st. 4398 (in Russian).

7. Sadovnikova, G. D. (2016). Kommentarij k Konstitucii Rossijskoj Federacii (postatejnyj), 10-e izd., ispr. i dop., Izdatel'stvo Jurajt, , Moscow 194 p. (in Russian).

8. (1991). "Ukaz Prezidenta RSFSR 'O pervoocherednyh merah po razvitiju obrazovanija v Rossijskoj Federacii' ot 11 ijulja 1991goda", Vedomosti SSSR, № 47, st. 1123 (in Russian).

9. Minaev, A. V., Kechil, D. I. & Chepunov, O. I. (2014). Ugolovno-ispolnitel'noe pravo: ucheb. posobie, Redakcionno-izdatel'skij otdel TuvGU, Kyzyl, 378 p. (in Russian).

10. Minaev, A. V. & Jertine, K. K. (2013). "Gosudarstvennaja politika Rossii v oblasti nacional'noj bezopas-nosti", Pravo i gosudarstvo: teorija i praktika, № 9 (105), pp. 129-133 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Минаевым А. В., кандидатом юридических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 04.05.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 06.05.16

Принята к публикации Accepted for publication 06.05.16 Опубликована Published 30.06.16

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Ооржак А. О., 2016

977230412016606

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.