Научная статья на тему 'Право на образование в Королевстве Испания: конституционно-правовой аспект'

Право на образование в Королевстве Испания: конституционно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
667
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРОЛЕВСТВО ИСПАНИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАВА / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / КОНСТИТУЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / АВТОНОМНОЕ СООБЩЕСТВО / ОРГАНИЧЕСКИЙ ЗАКОН / KINGDOM OF SPAIN / CONSTITUTIONAL FOUNDATIONS / FUNDAMENTAL RIGHTS / THE RIGHT TO EDUCATION / CONSTITUTION / EDUCATION / AUTONOMOUS COMMUNITY / ORGANIC LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зиборов Олег Валентинович

Рассмотрены конституционные основы права на образование в Королевстве Испания. Проводится анализ конституционных норм, а также выделяет основные особенности содержания конституционного права граждан на образование. Вместе с тем приводятся и иные нормативные правовые акты, принятые на основе и в развитие действующего Основного Закона, в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT TO EDUCATION IN THE KINGDOM OF SPAIN: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECT

The present article deals with the constitutional foundations of the right to education in the Kingdom of Spain. The author analyzes the constitutional norms, as well as outlines the main features of the content of citizens’ constitutional right to education. At the same time, the author also cites other normative legal acts adopted on the basis and in the development of the current Basic Law, in the sphere of education.

Текст научной работы на тему «Право на образование в Королевстве Испания: конституционно-правовой аспект»

УДК 342

ББК 67 © О.В. Зиборов, 2018

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В КОРОЛЕВСТВЕ ИСПАНИЯ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Олег Валентинович Зиборов,

доктор юридических наук, доцент (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана»)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Рассмотрены конституционные основы права на образование в Королевстве Испания. Проводится анализ конституционных норм, а также выделяет основные особенности содержания конституционного права граждан на образование. Вместе с тем приводятся и иные нормативные правовые акты, принятые на основе и в развитие действующего Основного Закона, в сфере образования.

Ключевые слова: Королевство Испания, конституционные основы, фундаментальные права, право на образование, конституция, образование, автономное сообщество, Органический Закон.

THE RIGHT TO EDUCATION IN THE KINGDOM OF SPAIN: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECT

Oleg V. Ziborov,

Doctor of Law, Associate Professor (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house)

Abstract. The present article deals with the constitutional foundations of the right to education in the Kingdom of Spain. The author analyzes the constitutional norms, as well as outlines the main features of the content of citizens' constitutional right to education. At the same time, the author also cites other normative legal acts adopted on the basis and in the development of the current Basic Law, in the sphere of education.

Keywords: Kingdom of Spain, constitutional foundations, fundamental rights, the right to education, constitution, education, autonomous community, Organic Law.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Зиборов О.В. Право на образование в Королевстве Испания: конституционно-правовой аспект. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):40-3.

Действующая ныне Конституция [1] Королевства Испания, принятая в 1978 году, седьмая по счету после Конституций 1812, 1837, 1845, 1869, 1876 и 1931 гг., если не считать Байонский статут 1808 года, Королевский статут 1834 года, «Нерожденную» конституцию 1856 года и Проект Федеральной Конституции 1873 года.

Конституционный опыт Испании показывает, что ни одна из действовавших ранее конституций не смогла решить все имевшиеся в обществе и государстве проблемы, не смогла по-настоящему сплотить нацию перед лицом тех потрясений, которые обрушились на Испанию, особенно в XX веке. В этой связи действующий сегодня Основной Закон рассматриваемого Пиренейского государства представляется именно той основой, благодаря которой удалось найти столь необходимые для испанского сообщества согласие и консенсус.

Однако, стоит сказать, что процесс принятия Конституции 1978 года не был простым и сопровождался ожесточенными спорами; различные политические силы настаивали на своих вариантах текста Основного Закона, боролись за формулировки каждой статьи, каждого предложения.

Одним из тех вопросов, по которым было наиболее трудно достичь обоюдно удовлетворяющее решение, стало образование. Левые настаивали на создании единой, публичной, светской, бесплатной и самоуправляемой школы. В свою очередь правые — на создании как бесплатных публичных, так и платных частных школ, а также обязательном религиозном воспитании во всех образовательных учреждениях. В результате был заключен Школьный пакт, положения которого послужили основой для соответствующих статей действующей конституции и закрепили свободу преподавания, свободу создания и управления образовательными

учреждениями; признали право на образование и коррелирующее ему обязательство государства обеспечивать деятельность публичных образовательных учреждений и финансировать их; установили обязательность религиозного воспитания, а также изучения родного языка и культуры во всех автономных сообществах [2] Испании.

Статья 3 Конституции закрепляет, что кастильский язык является официальным языком государства, и все испанцы несут обязанность знать его и имеют право его использовать. При этом остальные языки, используемые в Испании, находятся под защитой государства, должны уважаться и также считаются официальными, но в пределах соответствующих автономных сообществ.

Статья 14 защищает равенство всех испанцев перед лицом любого несправедливого ограничения в правах, а статья 15 запрещает бесчеловечные или унижающие достоинство обращение и наказания, в том числе, когда это касается образования и учебы.

В ст. 16 гарантируется идеологическая и религиозная свобода; утверждается, что ни одна религия не может быть государственной, хотя при этом также говорится, что государственные органы будут учитывать религиозные убеждения испанского общества и всячески поддерживать отношения сотрудничества с Католической Церковью и иными конфессиями.

Статья 20 Конституции Испании провозглашает свободу преподавания, выражения мыслей, идей и мнений устно, письменно или любым иным способом воспроизведения.

Отдельно следует сказать о ст. 27 Основного Закона, в которой закреплены следующие принципы:

1. Каждый имеет право на образование. Признается свобода образования.

2. Образование имеет целью всестороннее развитие человеческой личности в соответствии с демократическими принципами сожительства и основными правами и свободами.

3. Государственные органы гарантируют право родителей, чтобы их дети получали нравственное и религиозное образование, соответствующее их (родителей — прим. автора) собственным убеждениям.

4. Базовое образование является обязательным и бесплатным.

5. Государственные органы гарантируют каждому право на образование посредством последовательного, программного обучения и создания образовательных учреждений.

6. Признается свобода физических и юридических лиц создавать управлять образовательными учреждениями в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции.

7. Преподаватели, родители, а также учащиеся принимают участие в контроле за деятельностью и управлении образовательными учреждениями, содержащимися властями за счет общественных фондов, в соответствии с действующим законодательством.

8. Государственные органы инспектируют и проверяют образовательную систему на соответствие установленным требованиям, чтобы гарантировать исполнение законов.

9. Государственные органы оказывают содействие образовательным учреждениями, которые выполняют все установленные законом требования.

10. Признается автономия университетов в пределах действующего законодательства.

Надо сказать, что в целом полномочия в сфере образования распределены между автономными сообществами и государством, предметы ведения которых закреплены в ст. 148 и 149 Конституции Испании соответственно. Тем не менее, необходимо иметь в виду, что некоторыми полномочиями в сфере образования обладают муниципалитеты и провинции, а в части его организации и районы.

Следует также обратить внимание на быструю трансформацию Испании из централистского государства в государство, где центральное правительство передало практически все полномочия в сфере образования автономным сообществам. Подобные трансформации должны сопровождаться должным законодательным регулированием, гарантирующим равенство всех заинтересованных субъектов рассматриваемых правоотношений, приверженность автономных сообществ Конституции государства, а также эффективное взаимодействие и координация деятельности с профильным государственным министерством. Успех такого предприятия заключается в отказе от превращения образования в инструмент партийной борьбы, когда те или

иные политические силы на местах препятствуют реализации государственных программ в сфере образования.

Анализ положений Основного Закона Королевства Испания, так или иначе касающихся образования, позволил автору систематизировать и выделить следующие основные особенности содержания конституционного права на образование. Право на образование.

• право требования от государства предоставления соответствующих образовательных услуг;

• ограничено т.н. «урегулированным» [3] образованием и базовым образованием, которое является обязательным;

• базовое образование является бесплатным, то есть отсутствуют какие бы то ни было денежные сборы, связанные с образовательным процессом;

• распространяется на каждого, в том числе иностранцев, на законных основаниях, проживающих в Испании;

• гарантировано созданием образовательных учреждений и их поддержкой;

• субъекты, осуществляющие образовательную деятельность, несут обязанности по соблюдению требований, предъявляемых к образовательному процессу; соблюдению уровня качества образования; объективной оценке собственной деятельности и недопущению произвола и самоуправства.

Свобода обучения и просвещения.

• предполагает право каждого гражданина учить других своим знаниям и идеям, что также включает право создавать образовательные учреждения и управлять ими, однако за исключением той сферы, где монополией обладает государство;

• понимается как проекция идеологической и религиозной свободы, а также как право свободного выражения и распространения мыслей, идей и мнений в сфере просвещения;

• право родителей выбирать религиозное и нравственное воспитание, которое они пожелают, для своих детей.

Свобода преподавания.

• каждый преподаватель имеет право открыто выступать против идеологической ориентации государственной власти;

• каждый имеет право заниматься исследовательской и преподавательской деятельностью.

• преподавание не должно нарушать детство и юношество, находящиеся под защитой государства [4];

• создание образовательных учреждений.

• открытие образовательных учреждений осуществляется под административным контролем со стороны государства и должно отвечать минимальным требованиям, предъявляемым законодательством;

• предполагает возможность управлять образовательными учреждениями и устанавливать в них собственную идеологию, которая, однако, должна уважать и соответствовать установленным государством конституционным принципам.

Права родителей в сфере образования.

• право выбирать тип образования для своих детей, в том числе право поступить на обучение в частные образовательные учреждения, при этом не обязательно на возмездной основе;

• право на то, чтобы дети получали религиозное и нравственное образование в соответствии с убеждениями своих родителей. При этом религиозное образование не осуществляется в рамках всех возможных видов религий, но лишь тех, которые исповедует большинство населения Испании, а также тех, которые исповедуют религиозные меньшинства [5]. В данном случае соответствующая конфессия сама решает, кого из своих представителей направить для преподавания в конкретное образовательное учреждение.

Автономия университетов.

• право университетов на академическую свободу, заключающуюся в автономии в части собственной организации и функционирования, а также читаемых в них курсов и предлагаемых программ обучения;

• не подразумевает независимости университетов.

Представляется необходимым отдельно указать основные нормативные правовые акты об образовании, принятые на основании и в развитие положений действующей Конституции Королевства Испания:

• Органический Закон от 1980 года «О правовом статусе школьных учреждений»;

• Органический Закон от 1983 года «О реформе университетов»;

• Органический Закон от 1985 года «О праве на образование»;

• Органический Закон от 1990 года «О порядке управления образовательной системой»;

• Органический Закон от 1995 года «О партнерстве, оценке и управлении образовательными учреждениями»;

• Органический Закон от 2001 года «Об университетах»;

• Органический Закон от 2002 года «О качестве образования».

В заключение отметим, что Королевство Испания уделяет очень серьезное внимание вопросам развития и совершенствования образования, однако при этом зачастую выступает в качестве наблюдателя, поскольку значительные полномочия переданы от центра автономным сообществам. Государство предоставляет как школам, так и университетам широкую автономию и самостоятельность при осуществлении образовательной деятельности, однако осуществляет контроль за тем, чтобы такая деятель-

ность не выходила за рамки провозглашенных в Конституции принципов.

Литература

1. Конституция Королевства Испания, 1978. URL: https://www.boe.es/buscar/act. php?id=BOE-A-1978-31229

2. Основная административно-территориальная единица в Испании.

3. Под «урегулированным» образованием понимается образование, полученное как в государственных, так и частных образовательных учреждениях по очной форме обучения, с использованием технологий дистанционного обучения, а также по смешанной форме обучения, результатом которых является получение соответствующей степени и диплома государственного образца.

4. Саторрас Фьоретти Р.М. Свобода преподавания в Конституции Испании, Мадрид: Мар-сьяль Понс, 1998.

5. Фернандес-Миранда Кампо-Амор А. От свободы преподавания к праву на образование. Образовательные права в Конституции Испании, Мадрид: Центр исследований Рамон Аресес, 1988.

Научные издания для юристов

A.B. Полукаров

Административно-правовые средства

противодействия коррупции в социальной сфере

Административно-правовые средства противодействия коррупции в социальной сфере: монография / А.В. Полукаров. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. 207 с. (Серия «Научные издания для юристов»).

Рассматриваются административно-правовые средства противодействия коррупции в социальной сфере. Раскрываются особенности коррупции в данной сфере публичного управления. Анализируются доктри-нальные основы административно-правового регулирования противодействия коррупции.

С позиции административного права определяются критерии эффективности противодействия коррупции в социальной сфере, а также рассматривается ряд иных проблем, связанных с противодействием коррупции в обозначенной сфере публичного управления.

Для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов, обучающихся по юридическому профилю, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.