УДК 342
Д.В.Шамсутдинова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ЗАЩИТА В РОССИЙСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Статья посвящена проблемам реализации права на образование человека, рассмотрено понимание права на образование в современном мире, проанализирована система образования в Российской Федерации и законодательная база российского государства в сфере образования. Приводится анализ современной судебной практики по реализации конституционного права на образование (на примерах решений судов общей юрисдикции и Конституционного Суда Российской Федерации).
Ключевые слова: молодежь, образование, Rонституция, право
D.V. Shamsutdinova CONSTITUTIONAL RIGHT TO EDUCATION AND PROTECTION OF THE RUSSIAN IN THE PROCEEDINGS AT THE PRESENT STAGE
Article is devoted to the implementation of the human right to education, race-looking understanding of the right to education in the modern world, the system is analyzed, the topic of education in the Russian Federation and the legal framework of the Russian state-stva in education. The analysis of modern jurisprudence on impletion of the constitutional right to education (examples of decisions of courts of general juris-diction and the Constitutional Court of the Russian Federation).
Keywords: Youth, Education, the Constitution. right
В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека1. Всеобщая Декларация прав человека (ст. 26) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования, обозначив цель образования в мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами»2. Однако Всеобщая декларация прав человека, будучи документом высокого нравственного гуманистического значения, лишь закрепила основные приоритеты, принципы, цели и задачи в области прав человека, к реализации которых должны стремиться все государства - участники Декларации. Декларативный (т.е. провозглашающий) принцип права на образование был закреплен как обязательный для государств - членов ООН, ратифицировавших Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также утверждает право каждого человека на образование: обязательность и бесплатность для всех начального образования, открытость и доступность среднего образования в его различных формах (включая профессионально-техническое образование), высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной основе. В Пакте были детализированы цели образования, которое «должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам... должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества», а также способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между нациями и религиями, содействовать ООН в поддержании мира.
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод гласит, что «никому не может быть отказано в праве на образование». Данная формулировка подтверждает право каждого человека на образование, налагает запрет на какую бы то ни было дискриминацию в праве на образование, однако Конвенция не конкретизирует уровень получения образования.
Конвенция о правах ребенка закрепила общедоступность, бесплатность и обязательность начального образования, право ребенка на доступность информации и материалов в области образования, возложив на государства-участники обязанности:
1 Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент прав на жизнь, на развитие, на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека.
2 Позднее международное сообщество подтвердило это стремление в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. Кроме того, Всеобщая декларация прав человека закрепила приоритетное право родителей на выбор вида образования для своих малолетних детей
- обеспечивать доступность среднего образования, общего и профессионального, на бесплатной основе;
- обеспечивать доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого;
- принимать меры к регулярному посещению детьми школ, к снижению числа детей, покидающих школы.
Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования, выделение необходимых для этого ресурсов и создание механизмов их эффективного использования.
Современная конституционно-правовая основа права человека на образование в Российской Федерации имеет сложную структуру, включающую в себя самые различные по характеру, содержанию и назначению акты, с помощью которых регулируются правоотношения в данной сфере.
Эту основу можно разделить на 4 уровня: федеральный, региональный, местный и локальный, каждый из которых имеет свои подуровни.
Согласно п. 1 ст. 17 Конституции, «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». В соответствии со ст. 17 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» № 2-ФКЗ от 17 декабря 1997 г. Правительство Российской Федерации: разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки; обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования.
Федеральные законы в области образования разграничивают компетенцию и ответственность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории России. Они вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования. Базовыми документами являются Закон Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 г., Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании» № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г., «Об утверждении федеральной программы развития образования» № 51-ФЗ10 от 10 апреля 2000 г. Закон РФ «Об образовании» служит гарантией реализации конституционного права на образование на всей территории Российской Федерации для каждого ее гражданина.
Государство различными способами поддерживает развитие образования. Создаются новые крупные государственные университеты, так в соответствии с Распоряжением Председателя Правительства России В.В.Путина от 2 апреля 2010 года Казанский государственный университет был преобразован в Казанский (Приволжский) федеральный университет3. Программа развития федерального университета предполагает масштабные инвестиции в развитие инфраструктуры, повышение квалификации персонала, оснащение лабораторий и учебных аудиторий, совершенствование управления образовательным комплексом. Используя это конституционное право, мы имеем возможность получить бесплатное высшее профессиональное образование, которое послужит базой для дальнейшего профессионального роста и востребованности на рынке труда.
В ч.2 ст.43 Конституции гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование
3 Распоряжение Правительства РФ от 2 апреля 2010 года № 500-р «О создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования „Казанский (Приволжский) федеральный университет"» // Собрание законодательства РФ.- 2010.- № 15.- Ст. 1811.
— это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения. Получение полного (среднего) общего образования в объеме 10-11 классов является личным делом каждого. В соответствии с ч.3 ст.5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.
Региональный уровень нормативно-правовых актов об образовании формируют 3 подуровня. Первый образуют конституции республик и уставы иных субъектов Российской Федерации, определяющие параметры правового регулирования субъектов Российской Федерации. Второй подуровень регионального уровня составляют законы республик, краев, областей, автономных образований, городов федерального значения, конкретизирующие федеральные конституционные нормы в определенной «фазе общественных отношений в целях их практического осуществления». Третий подуровень образуют нормативно-правовые акты, принятые органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации: указы президентов республик, распоряжения глав администраций этих субъектов (например, Президента Республики Татарстан), постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (законодательных собраний), решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Право субъектов РФ осуществлять нормативно-правовое регулирование общественных отношений в области образования позволяет им существенно развивать и дополнять сферу правового регулирования федерального законодательства в области образования с учетом национальных, социально-экономических, географических, демографических и других конкретно-исторических особенностей региона.
Высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), либо органами управления образования субъектов РФ также принимаются подзаконные нормативно-правовые акты по вопросам образования. Акты могут приниматься в пределах компетенции этих органов и в строгом соответствии с действующими федеральными законами, законами соответствующего субъекта РФ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Третий уровень (местный) нормативно-правовой основы права человека на образование образуют акты, принимаемые муниципальными органами: уставы муниципальных образований (районов, городов, районов в городе, поселков, сел и иных административно-территориальных образований), акты выборных представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также иных должностных лиц органов местного самоуправления, акты глав муниципальных образований и другие акты этого уровня, отражающие в правовом регулировании особенности, связанные с реализацией прав личности на образование.
Данная проблема наиболее актуальна для молодых родителей - студентов ВУЗов, аспирантов, а также для выпускников ВУЗов-молодых специалистов.
Под общедоступностью дошкольного образования понимают, во-первых, возможность получения места в детском саду к моменту достижения ребенком установленного законом возраста, то есть, гарантированное зачисление без очередей. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Во-вторых, доступность дошкольного образования подразумевает возможность снижения платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях путем существующей системы компенсаций родительской платы.
Особое место в судебной практике отводится спорам о предоставлении места в детском саду по месту жительства и с учетом выбора родителями формы обучения. По данному вопросу практика также противоречива. Некоторые суды признают право на выбор режима посещения (группа полного дня или группа по уходу и присмотру) и места получения дошкольного образования, в то время как другие допускают, что при наличии факта зачисления режим посещения и место уже не имеют значения.
Примером первого подхода является Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 26 марта 2014 г. по делу № 33-3271/2014. В данном решении суд подчеркнул, что орган местного самоуправления обязан обеспечить ребенку доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, то есть, в данном случае, в форме посещения им муниципального дошкольного учреждения по месту жительства ребенка в группе полного дня (не в группе по уходу и присмотру). Предоставление несовершеннолетнему ребенку места в МДОУ на территории отличного от места жительства ребенка района может повлечь нарушение прав малолетнего ребенка на общедоступность дошкольного образования. Орган местного самоуправления обязан принимать меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений, а в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
К противоположному выводу в похожей ситуации пришел Верховный суд Республики Тыва. Как отмечается в Апелляционном определении от 17 декабря 2013 г. по делу № 33-1257/2013 «принцип предоставления места в дошкольном учреждении по месту жительства ребенка не закреплен» ни в одном правовом акте, поэтому достаточно того факта, что место в дошкольном образовательном учреждении предоставлено на территории муниципального образования, а не обязательно по месту жительства ребенка. Таким образом, прием в детский сад, не являющийся ближайшим к месту проживания истцов, суд признал правомерным, поскольку гарантия приема в ближайшую образовательную организацию для уровня дошкольного образования (в отличие от общего образования) не закреплена.
Другой категорией дел являются иски об освобождении от платы за дошкольное образование и порядок ее компенсации.
Закон, относя обязанность по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в муниципальных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность, к полномочиям органов местного самоуправления, не предусматривает права иных участников отношений в сфере образования на получение подобных услуг авансом. Установление срока внесения оплаты имеет своей целью упорядочение поступления денежных средств и обеспечение возможности планирования будущих расходов по организации присмотра и ухода за детьми, что в полной мере согласуется с преследуемыми законом целями и не может нарушать либо ограничивать права граждан на образование.
До 1 сентября 2013 года за содержание в дошкольном образовательном учреждении ребенка, оставшегося без попечения родителей и переданного под опеку, взималась родительская плата с опекуна, являющегося законным представителем ребенка, оставшегося без попечения родителей. По новому законодательству за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается. Однако данный закон не может применяться к отношениям, возникшим до его вступления в силу. В частности, возврат средств, уплаченных в счет содержания детей в дошкольных образовательных организациях, лицам, которые по новому закону освобождены от такой оплаты, не предусмотрен.
Так, в Постановлении № 16-П от 16 ноября 2004 г. Конституционный Суд РФ 4 установил, что в соответствии с законодательством РФ граждане имеют право на получение основного общего образования на родном языке. Они могут выбирать язык обучения, но в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. В республиках в составе РФ, имеющих наряду с русским свой государственный язык, изучение предметов в образовательном учреждении может вестись в равном объеме на двух государственных языках (если их два, из чего исходил Конституционный Суд РФ), это не противоречит Конституции.
В Определении от 22 мая 1996 года № 69-О5 Конституционный Суд РФ установил, что
4 "По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании" и пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина С.И. Хапугина и запросами Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан".
Определение от 22 мая 1996 г. N 69-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цицулина Алексея
государство гарантирует гражданам получение на конкурсной основе бесплатного высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных общеобразовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Право на образование, являясь одним из основных и неотъемлемых конституционных прав, может быть реализовано гражданином в различных формах и после получения бесплатного образования, но уже без обязательной гарантии бесплатности.
Таким образом, если ранее обращения в суд за защитой права на образование и прав в образовательном процессе были единичными, то за последнее десятилетие сформировалась обширная судебная практика. Среди главных проблем образовательного законодательства можно выделить пробелы и противоречия, приводящие к нарушению или ограничению прав граждан на образование, а в ряде случаев затрудняющие защиту нарушенных прав посредством судебной процедуры. Прослеживается недостаточная правовая регламентация механизма реализации права на образование, процессуального и дисциплинарного аспектов в образовательной деятельности, не установлены формы ответственности и санкции за нарушение прав участников образовательного процесса, сохраняется коллизионность с нормами иных отраслей законодательства. Кроме того, несовершенство правового механизма препятствует реализации ряда законодательных норм, соответствующих международным стандартам, и создает ситуацию, в которой осуществление одних прав неизбежно влечет за собой ограничение других. Все это не только приводит к нарушению прав лиц в сфере образования, но и затрудняет принятие адекватных мер реагирования надзорными органами, а также судебную защиту прав.
Литература
1. Зорькин В.Д. Стандарт справедливости [Текст] // Российская Газета (Федеральный выпуск).- № 4385. - 8 июня 2007 г.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод [Текст] (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с Протоколом №1 (подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней (подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)).
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием (12.12.1993) с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) [Текст].
4. Новицкая Л.Ю. Цели, задачи и место института образования в демократическом правовом государстве [Текст] // Правозащитник. -2013. - № 1.
5. О создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: распоряжение Правительства РФ от 2 апреля 2010 года № 500-р [Текст] // Собрание законодательства РФ.- 2010.- № 15.- Ст. 1811.
6. Российская Федерация. Законы. Об образовании [Текст]: [Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1]. - М.: Верховный Совет Российской Федерации, 1992.
7. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]: - Режим доступа: nsportal.ru.
1. Еог'кт V.D. Standart spravedlivosti [Tekst] // Rossijskaja Gazeta (Federal'nyj vypusk).- № 4385. -8 уш^ 2007 ^
2. Копуепс^ о zashhite prav cheloveka i osnovnyh svobod [Tekst] (Zakljuchena V g. Ште 04.11.1950) ^ izm. ot 13.05.2004) (vmeste s РгоШкоЬт №1 (podpisan V g. Parizhe 20.03.1952), РгоШкоЬт № 4 оЬ obespechenii nekotoryh prav i svobod pomimo teh, коШгуе uzhe vkljucheny V Konvenciju i pervyj Protokol к nej (podpisan V g. Strasburge 16.09.1963), РгоШко^ № 7 (podpisan V ^ Strasburge 22.11.1984)).
3. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem (12.12.1993) s uchetom popravok, vnesennyh zakonami RF о popravkah к Ко^йШсп RF ot 30.12.2008 N
ot 30.12.2008 N 7-FKZ) [ГекЛ].
4. Novickaja L.Ju. Celi, zadachi i mesto instituta obrazovanija V demokraticheskom pravovom gosudarstve [Tekst] / / Pravozashhitnik. - 2013. - № 1.
5. О sozdanii federal'nogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija vysshego professional'nogo obrazovanija «Kazanskij (Privolzhskij) federal'nyj universitet»: rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 2 aprelja 2010 goda № 500-г [Tekst] // Sobranie zakonodatel'stva RF.- 2010.- № 15.- St. 1811.
6. Rossijskaja Federacija. Zakony. ОЬ obrazovanii [Tekst]: [Zakon Rossijskoj Federacii ot 10.07.1992 N 3266-1]. - М.: Verhovnyj Sovet Rossijskoj
Юрьевича как не соответствующей требованиям федерального конституционного закона «О конституционном суде Российской Федерации»
8. Ходырев П.М. Правоотношения в сфере образования: опыт конструирования теоретической модели [Текст] / / Юридическая наука. - 2012. - № 4.
9. Штатина М.А Административно-правовые отношения в области образования. Вестник Российского университета дружбы народов [Текст] / / Юридическая наука. - 2002. - № 2.
Federacii, 1992.
7. Social'naja set' rabotnikov obrazovanija [}е1екгоппу] resurs]: - Rezhim dostupa: nsportal.ru.
8. Hodyrev Р.М. Pravootnoshenija V sfere obrazovanija: ору1 konstruirovanija teoreticheskoj modeli [Гekst] / / Juridicheskaja пайка. - 2012. - № 4.
9. Shtatina М.А. Administrativno-pravovye otnoshenija V oblasti obrazovanija. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov [Tekst] // Juridicheskaja пайка. - 2002. - № 2.