Научная статья на тему 'Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: обеспечение прав граждан на общедоступность дошкольного образования'

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: обеспечение прав граждан на общедоступность дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1002
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прокурорский надзор / исполнение законов о несовершеннолетних и молодежи / обеспечение конституционных прав граждан / общедоступность образования / дошкольное образование / экономическая доступность образования / физическая доступность образования / информационная доступность образования. / prosecutor’s supervision / execution of laws on minors and youth / ensuring the constitutional rights of citizens / accessibility of education / pre-school education / economic accessibility of education / physical accessibility of education / information availability of education.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гайнов Ильяс Дамирович

Право на образование является неотъемлемым конституционным правом граждан Российской Федерации. Общедоступность всех уровней образования создает необходимые условия для успешного развития личности, общества и государства. Одним из основных средств обеспечения общедоступности дошкольного образования является неукоснительное исполнение действующего законодательства как участниками образовательных отношений, так и участниками отношений в сфере образования. В этой связи прокурорский надзор за исполнением законодательства, регламентирующего указанные вопросы, приобретает особую социальную значимость. Его надлежащая организация возможна лишь при условии детального изучения правовых основ общедоступности дошкольного образования; определения его критериев; анализа статистических данных, судебной и надзорной практики, а также наиболее типичных нарушений законодательства в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гайнов Ильяс Дамирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prosecutorial supervision over the implementation of laws on minors and young people: ensuring the rights of citizens to public preschool education

The right to education is an inalienable constitutional right of citizens of the Russian Federation. The accessibility of all levels of education creates the necessary conditions for the successful development of the individual, society and the state. One of the main means of ensuring the accessibility of pre-school education is the strict implementation of the current legislation, both participants in educational relations and participants in relations in the field of education. In this regard, the Prosecutor’s supervision over the implementation of the legislation regulating these issues acquires a special social significance. Its proper organization is possible only on condition of a detailed study of the legal basis of accessibility of pre-school education; determination of its criteria; analysis of statistical data, judicial and Supervisory practices, as well as the most typical violations of legislation in this area.

Текст научной работы на тему «Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: обеспечение прав граждан на общедоступность дошкольного образования»

ci

(V>

УДК 342.7

DOI 10.24411/2078-5356-2018-10420

Гайнов Ильяс Дамирович Ilyas D. Gainov

кандидат юридических наук, профессор кафедры прокурорского надзора за исполнением законов и участия прокурора в административном, арбитражном и гражданском процессе

Казанский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации (420111, Республика Татарстан, Казань, ул. Московская, 41)

randidate of sciences (law), professor of the department of prosecutorial supervision over the execution of laws and participation of the prosecutor in the administrative, arbitration and civil proceedings

Kazan law institute (branch) of the University of the prosecutor's office of the Russian Federation (41 Moskovskaya st., Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation, 420111)

E-mail: gainov@yandex.ru

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: обеспечение прав граждан на общедоступность дошкольного образования

Prosecutorial supervision over the implementation of laws on minors and young people: ensuring the rights of citizens to public preschool education

Право на образование является неотъемлемым конституционным правом граждан Российской Федерации. Общедоступность всех уровней образования создает необходимые условия для успешного развития личности, общества и государства. Одним из основных средств обеспечения общедоступности дошкольного образования является неукоснительное исполнение действующего законодательства как участниками образовательных отношений, так и участниками отношений в сфере образования. В этой связи прокурорский надзор за исполнением законодательства, регламентирующего указанные вопросы, приобретает особую социальную значимость. Его надлежащая организация возможна лишь при условии детального изучения правовых основ общедоступности дошкольного образования; определения его критериев; анализа статистических данных, судебной и надзорной практики, а также наиболее типичных нарушений законодательства в этой сфере.

Ключевые слова: прокурорский надзор, исполнение законов о несовершеннолетних и молодежи, обеспечение конституционных прав граждан, общедоступность образования, дошкольное образование, экономическая доступность образования, физическая доступность образования, информационная доступность образования.

The right to education is an inalienable constitutional right of citizens of the Russian Federation. The accessibility of all levels of education creates the necessary conditions for the successful development of the individual, society and the state. One of the main means of ensuring the accessibility of pre-school education is the strict implementation of the current legislation, both participants in educational relations and participants in relations in the field of education. In this regard, the Prosecutor's supervision over the implementation of the legislation regulating these issues acquires a special social significance. Its proper organization is possible only on condition of a detailed study of the legal basis of accessibility of pre-school education; determination of its criteria; analysis of statistical data, judicial and Supervisory practices, as well as the most typical violations of legislation in this area.

Keywords: prosecutor's supervision, execution of laws on minors and youth, ensuring the constitutional rights of citizens, accessibility of education, pre-school education, economic accessibility of education, physical accessibility of education, information availability of education.

© Гайнов И.Д., 2018

Право на образование является одним из важнейших прав человека. В Российской Федерации оно гарантировано Конституцией РФ [1] и Конвенцией о правах ребенка [2]. В частности, в статье 43 Конституции РФ гарантируется общедоступность всех уровней общего образования, в том числе дошкольного. Аналогичные гарантии содержатся в статье 28 Конвенции о правах ребенка. Кроме того, государственные гарантии общедоступности образования содержатся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [3] (далее - Федеральный закон № 73-Ф3) и других федеральных законах [4; 5].

Приоритетность проблем обеспечения доступности дошкольного образования была подчеркнута Президентом РФ В.В. Путиным на I Всероссийском съезде работников дошкольного образования [6]. Действительно, важность реализации прав несовершеннолетних на общедоступность дошкольного образования сложно переоценить. Являясь первым уровнем общего образования, дошкольное образование служит залогом эффективности дальнейшего обучения, поскольку направлено на формирование у детей общей культуры, развитие интеллектуальных, физических, эстетических, нравственных и личностных качеств, формирование необходимых предпосылок учебной деятельности.

Учитывая исключительный приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства, проблемы надзора за реализацией государственными и муниципальными образовательными учреждениями прав граждан на общедоступность дошкольного образования становятся особенно актуальными. Именно это направление надзорной деятельности отмечено в приказе Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 года № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи» [7] (далее - приказ Генерального прокурора № 188) в качестве одного из приоритетных (п. 6).

В этой связи возникает вопрос о понятии общедоступности дошкольного образования. Оно упоминается в части 3 статьи 5 Федерального закона № 273-Ф3 и в пункте 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3). Вместе с тем, понятия общедоступности дошкольного образования либо указаний

на его критерии в названных федеральных законах нет, что на практике может привести к неверному толкованию закона и нарушению прав граждан. В связи с этим в настоящей статье мы проанализируем законодательство об образовании, соответствующую правоприменительную практику и статистические данные с целью определения содержания общедоступности дошкольного образования и его критериев.

В толковом словаре С.И. Ожегова под словом «общедоступный» понимается: «1. Доступный для всех по цене, по возможности пользоваться. 2. Вполне понятный, простой по изложению» [8, с. 203].

Конституционный суд РФ отметил [9], что Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования [10] и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [11] определяют доступность образования как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность, но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Наряду с экономической и физической доступностью в Конвенции о правах ребенка фактически содержится указание на информационную доступность образования. В частности, в пункте d части 1 статьи 28 названной Конвенции сказано, что государства-участники обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей. Кроме того, требования относительно информационной открытости образовательной организации и образования содержатся в статье 29 Федерального закона № 273-ФЗ.

Таким образом, можно сделать вывод, что общедоступность образования включает в себя такие критерии, как экономическая, физическая и информационная доступность. Следовательно, именно эти критерии должны быть ключевыми при осуществлении прокурорского надзора за реализацией государственными и муниципальными образовательными организациями прав граждан на общедоступность дошкольного образования.

Практика прокурорского надзора показывает, что количество нарушений прав несовершеннолетних при получении дошкольного образования хоть и ежегодно уменьшается, но все

же остается весьма большим. Так, в 2012 году прокурорами было выявлено более 183 тыс. нарушений, в 2013 году - более 180 тыс. нарушений, в 2014 - около 104 тыс. нарушений [12].

Одной из первостепенных задач деятельности прокурора по надзору за исполнением законодательства об образовании является обеспечение его экономической доступности. Так, в пункте 6.2 приказа Генерального прокурора № 188 прокурорам предписано незамедлительно реагировать на случаи незаконной коммерциализации образовательной сферы с тем, чтобы основания и порядок предоставления платных образовательных услуг соответствовали требованиям законов Российской Федерации «Об образовании», «О защите прав потребителей» [13] и главы 39 Гражданского кодекса РФ.

Наиболее распространенными нарушениями прав граждан на экономическую доступность дошкольного образования являются: оказание платных образовательных услуг вместо образовательной деятельности; взимание платы за присмотр и уход за детьми с законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; систематический сбор денег с родителей (законных представителей) несовершеннолетних на различные нужды образовательной организации. Отметим, что проведенный нами анализ не позволяет однозначно утверждать, что причиной указанных нарушений является дефицит объема финансирования дошкольного образования. Так, по данным Министерства образования и науки РФ, расходы консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации за 2014-2016 годы только на учебно-методическое оборудование в 49 500 дошкольных образовательных организациях составили 49 млрд рублей, то есть около 330 тыс. рублей в год на каждую образовательную организацию. А по данным социологического опроса, проведенного Службой специальной связи и информации ФСО России, более половины респондентов отметили, что материально-техническое оснащение дошкольных образовательных организаций (ремонт, оборудование, мебель, инвентарь для занятий и игр) находится в отличном и хорошем состоянии [14].

Гарантии экономической доступности дошкольного образования содержатся в статье 65 Федерального закона № 273-ФЗ. В соответствии с указанной нормой все расходы на реализацию государственными и муниципальными образовательными организациями образовательной программы дошкольного образования не могут

быть включены в родительскую плату. Родители (законные представители) оплачивают только сопутствующие услуги по присмотру и уходу за детьми, стоимость которых устанавливается учредителем. Кстати, именно в этом положении некоторые авторы видят «тонкое место». Так, Т.И. Пуденко отметила, что в Федеральном законе № 273-ФЗ отсутствует норма, ограничивающая размер родительской платы, что при определенных объективных обстоятельствах может привести к экономической недоступности дошкольного образования [15, с. 25-36]. В этой связи при организации прокурорского надзора крайне важно обеспечить законность как при установлении оплаты услуг по присмотру и уходу за детьми, так и при взимании платы за оказание дополнительных образовательных услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 101 Федерального закона № 273-ФЗ платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. При этом в законе предусмотрен механизм компенсации части родительской платы, а в некоторых случаях родительская плата может быть снижена, либо вообще не взиматься (за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми с туберкулезной интоксикацией). Вместе с тем, в некоторых случаях нарушения указанных прав граждан носит массовый характер. Так, прокурором Сарапульского района Удмуртской Республики в 9 детских садах выявлены факты взимания родительской платы с опекунов 12 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также включения в договоры обязанности вносить такую плату. По инициативе прокурора 6 заведующих детскими садами привлечены к административной ответственности по части 3 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом). Кроме того, прокурором Калининградской области опротестовано постановление главы администрации муниципального образования «Мамоновский городской округ», предусматривающее взимание платы за содержание детей в дошкольных учреждениях г. Мамоново с родителей детей-инвалидов. Протест прокурора рассмотрен и удовлетворен, постановление главы админи-

страции приведено в соответствие с законодательством [12]. Похожие нарушения выявлены в Чеченской Республике [16]. Во всех случаях права граждан восстановлены, незаконно уплаченные денежные средства были взысканы.

В соответствии со статьей 65 Федерального закона № 273-ФЗ все расходы на содержание недвижимого имущества не могут быть включены в родительскую плату. В то же время указанное требование закона часто не выполняется. Так, в одном из детских садов г. Краснодара с родителей обучающихся на протяжении двух лет администрацией детского сада в нарушение требований статей 1, 4 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» [17] (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) систематически собирались «добровольные» пожертвования для приобретения чистящих и моющих средств [18, с. 98-101]. Похожие случаи были выявлены в Самарской области, Оренбургской области, Саратовской области, Новгородской области, Республике Мордовия, Забайкальском крае, Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Красноярском крае, Костромской области, Ивановской области, Республике Бурятия, Курганской области, Кемеровской области [19].

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 135-ФЗ граждане вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. При этом под благотворительной деятельностью граждан понимается добровольная деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1).

Таким образом, действия по систематическому сбору денег с родителей (законных представителей) несовершеннолетних на различные, в том числе заранее установленные, нужды образовательной организации противоречат требованиям указанного Федерального закона, поскольку при передаче денежных средств и имущества не соблюдаются основополагающие принципы добровольности и свободы выбора целей благотворительной деятельности, тем более что в некоторых случаях приобретение определенных товаров являлось одним из условий постановки ребенка в очередь на зачисление в дошкольную образовательную организацию. Так, на официальном сайте одного

из детских садов г. Курска в сети «Интернет» в разделе «Постановка ребенка на очередь в детский сад» размещался перечень канцелярских товаров, необходимых при постановке ребенка в очередь на зачисление в дошкольную образовательную организацию [18, с. 98-101].

Таким образом, задача обеспечения экономической доступности дошкольного образования сегодня весьма актуальна. Ее эффективное решение зависит не только от соответствующих экономических процессов, но и от обеспечения необходимого режима законности в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и дошкольных образовательных организаций.

Другим, не менее важным критерием общедоступности дошкольного образования является физическая доступность. Анализ положений Федерального закона № 273-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что под физической доступностью дошкольного образования понимается возможность получения места в детском саду к моменту достижения ребенком установленного законом возраста (ч. 1 ст. 67); нахождение образовательной организации вблизи мест проживания (ч. 3 ст. 67); обеспеченность образовательных организаций условиями, позволяющими обучаться лицам с ограниченной мобильностью (п. 1 ч. 5 ст. 5).

В соответствии с частями 1, 3 статьи 67 Федерального закона № 273-ФЗ право на получение дошкольного образования в образовательных организациях возникает по достижении детьми возраста двух месяцев. При этом в приеме может быть отказано только по причине отсутствия свободных мест. Необходимо отметить, что именно по этой причине только в 2015 году не была обеспечена общедоступность дошкольного образования 372 430 детей в возрасте от 3 до 7 лет [14].

Особая социальная значимость своевременного обеспечения возможности получения места в детском саду фактически отмечена в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», что обусловлено, с одной стороны, положительной демографической динамикой (в 2012 г. дошкольные образовательные организации посещали 4 605 018 детей, в 2013 г. - 4 913 924 ребенка, в 2014 г. - 5 275 197 детей, в 2015 г. -5 652 935 детей) [20], а с другой - требованиями законодательства об образовании, которые устанавливают, что правила приема на обуче-

ние должны обеспечивать прием всех граждан, имеющих на это право (ч. 2 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ). Вследствие этого нарушение конституционного права граждан на общедоступность образования в некоторых случаях становится закономерным и систематическим. Так, по данным Министерства образования и науки Российской Федерации, доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет по состоянию на 1 января 2016 года составляла 71,7%, на 1 января 2017 года -76,6%, на 1 января 2018 года - 79,8%. Для исправления этой ситуации принимаются такие меры, как реализация ведомственных проектов, корректировка региональных «Дорожных карт», развитие негосударственных форм дошкольного образования и т. д.) [14], и, как видно, имеется положительная динамика. Вместе с тем, по нашему мнению, сложившаяся ситуация требует применения комплексных мер, в том числе направленных на неукоснительное исполнение действующего законодательства всеми участниками образовательных отношений и участниками отношений в сфере образования.

В частности, поскольку организация предоставления общедоступного дошкольного образования и учет детей, подлежащих обучению, относится к вопросам местного значения (п.п. 1, 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ и п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ), необходимо обратить внимание на надлежащее исполнение соответствующих обязанностей должностными лицами органов местного самоуправления. С этой целью прокуроры субъектов Российской Федерации неоднократно принимали меры реагирования, направленные на понуждение органов местного самоуправления принять меры к увеличению количества мест в дошкольных образовательных организациях [21]. Так, только после вмешательства прокурора была обеспечена физическая доступность дошкольного образования в некоторых труднодоступных районах, где ранее дошкольное образование вообще детям не предоставлялось [22], построены и введены в эксплуатацию новые детские сады, ликвидирована либо существенно сокращена очередь на предоставление мест [23]. А в некоторых случаях были выявлены факты нарушения в действиях руководителей соответствующих образовательных организаций. Например, в одном из детских садов при наличии очереди на получение в нем мест руководителем были заключены договоры аренды помещений для последующего использования в коммерческих целях [12].

При организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании необходимо обратить внимание на обеспечение условий для получения качественного дошкольного образования всеми, кто имеет на это право, в том числе лицами с ограниченными возможностями здоровья. Такая обязанность возложена в том числе на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (п. 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ), а также на органы, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации, органы социальной защиты населения и органы здравоохранения (ст. 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Практика показывает, что в некоторых дошкольных образовательных организациях такие условия не создаются. Чаще всего это связано с отсутствием пандуса и ограждений с поручнями [24], либо отсутствием групп, обучение в которых проводится по адаптированным программам [25].

Следующим критерием общедоступности образования является его информационная доступность. В жизни современного человека вопросы информационной доступности приобретают особую значимость. Эти вопросы широко обсуждаются во всех социально значимых сферах, в том числе и в сфере образования. Гарантии обеспечения для всех детей доступности информации об образовании закреплены как в общепризнанных международных нормах [2], так и в отечественном национальном законодательстве [3]. Как правило, информационный доступ для ознакомления с уставом и другими документами дошкольных образовательных организаций осуществляется посредствам ведения официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»).

В соответствии с пунктом 21 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ обеспечение создания и ведения официального сайта относится к компетенции образовательной организации. Обязанность образовательной организации обеспечивать доступность основной информации об образовательной деятельности устанавливает статья 29 указанного Федерального закона.

Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации утверждены по-

становлением Правительства РФ от 10 июля 2013 года № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» [26] (далее - Постановление № 582).

Вместе с тем, в Федеральном законе № 273 и в Постановлении № 582 не определено, что понимается под официальным сайтом. По нашему мнению, он должен отвечать требованиям, предъявляемым к официальным сайтам, установленным в Федеральном законе от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [27] (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ). В соответствии с пунктом 5 Федерального закона № 8-ФЗ официальный сайт органа местного самоуправления - это сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащий информацию о деятельности органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат органу местного самоуправления.

Случаи нарушений порядка размещения информации на соответствующих официальных сайтах нельзя назвать редкими. Из результатов мониторингов, проводимых на местном уровне, следует, что информационная доступность дошкольного образования, в сравнении с другими уровнями образования, является максимальной, однако те или иные нарушения выявляются практически повсеместно [28; 29]. Многочисленные нарушения информационной доступности дошкольного образования выявлялись прокурорами в Кабардино-Балкарской Республике, Приморском крае, Волгоградской, Владимирской, Смоленской областях [20, с. 98-101]. В заключение необходимо отметить, что неразмещение информации и (или) размещение не соответствующей законодательству информации на официальном сайте образовательной организации, безусловно, нарушает права обучающихся и их родителей (законных представителей). В связи с этим в каждом случае выявления подобных фактов прокурору необходимо решать вопрос о возбуждении административного производства по статье 5.57 КоАП РФ (Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций), что подтверждается и судебной практикой [30].

Примечания

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.11.2018).

2. Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989; вступила в силу для СССР 15.09.1990). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.11.2018).

3. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.11.2018).

4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 1999 г № 184-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.11.2018).

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.11.2018).

6. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на I Всероссийском съезде работников дошкольного образования 30 сентября 2013 г URL: http://kremlin.ru/events/president/letters/19306 (дата обращения: 02.11.2018).

7. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи: приказ Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 г № 188. Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 02.11.2018).

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992. 506 с.

9. По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы: постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г № 5-П. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.11.2018).

10. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (заключена в г Париже 14.12.1960; ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 02.07.1962 № 254^1). Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 02.11.2018).

11. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном за-

седании Генеральной Ассамблеи ООН; ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 № 4812-VIII; вступил в силу для СССР с 3 января 1976 г.). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.11.2018).

12. Генеральная прокуратура РФ обобщила состояние законности и практику прокурорского надзора за соблюдением конституционных гарантий на получение детьми дошкольного образования в 20122014 годах. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/ genproc/news-489366/ (дата обращения: 02.11.2018).

13. О защите прав потребителей: закон РФ от 7 февраля 1992 г № 2300-1. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.11.2018).

14. Отчет об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2017 году и задачах на 2018 год. URL: httpsV/минобрнауки. рф/документы/12446 (дата обращения: 02.11.2018).

15. Пуденко Т.И. Доступность качественного дошкольного образования: риски современного этапа // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 2 (10).

16. В Чечне по требованию прокурора восстановлены права детей-инвалидов. URL: https://genproc. gov.ru/smi/news/genproc/news-1447282/ (дата обращения: 02.11.2018).

17. О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве): федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.11.2018).

18. Кондратьева Е.П. Прокурорский надзор в сфере соблюдения прав детей на получение общего образования // Прокурор. 2018. № 2.

19. Результаты поиска по запросу «поборы в детских садах». URL: https://genproc.gov.ru/ (дата обращения: 02.11.2018).

20. Отчет об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2015 году и задачах на 2016 год. URL: https://минобрнауки.рф/ документы/7951 (дата обращения: 02.11.2018).

21. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялся Открытый интерактивный форум «Защита поколений будущего». URL: https://genproc. gov.ru/smi/news/news_events/news-1306394/ (дата обращения: 02.11.2018).

22. Генеральная прокуратура России проанализировала состояние законности при реализации приоритетного национального проекта «Образование». URL: https://genproc.gov.ru/siTii/news/genproc/news-81254/ (дата обращения: 02.11.2018).

23. В Мурманской области прокуратура области добилась восстановления прав граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/ genproc/ news-1404268/ (дата обращения: 02.11.2018).

24. Прокуратурой Вологодской области обобщена практика прокурорского надзора в сфере соблюдения прав детей на получение бесплатного общего

образования. URL: http://prokvologda.ru/news/10174/ (дата обращения: 02.11.2018).

25. Благодаря вмешательству прокуратуры г Горно-Алтайска восстановлено право ребенка-инвалида на получение дошкольного образования. URL: http:// prokuratura-ra.ru/masmedia/news/36121/ (дата обращения: 02.11.2018).

26. Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации: постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г № 582. Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 02.11.2018).

27. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федеральный закон от 9 февраля 2009 г № 8-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.11.2018).

28. Информационно-аналитическая справка по результатам регионального мониторинга и анализа сайтов системы образования Челябинской области. URL: http://www.minobr74.ru/ (дата обращения: 02.11.2018).

29. Подведены итоги мониторинга официальных сайтов образовательных организаций Удмуртской Республики. URL: httpsY/рцииоко.рф/ (дата обращения: 02.11.2018).

30. Апелляционное определение Смоленского областного суда № 33-1505/2014 от 22 апреля 2014 г по делу № 33-1505/2014. URL: http://oblsud.sml.sudrf.ru/ (дата обращения: 02.11.2018).

Notes

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993). Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

2. United Nations Convention on the rights of the child (approved by the UN General Assembly 20.11.1989; entered into force for the USSR 15.09.1990). Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

3. About education in the Russian Federation: federal law of 29.12.2012 no. 273-FZ. Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

4. About the General principles of the organization of legislative (representative) and Executive bodies of the government of subjects of the Russian Federation: federal law of 06.10.1999 no. 184-FZ. Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

5. About the General principles of the organization of local government in the Russian Federation: federal law of 06.10.2003 no. 131-FZ. Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

6. Speech of the President of the Russian Federation V.V. Putin at the I all-Russian Congress of preschool education workers 30.09.2013. URL: http://kremlin.ru/events/ president/letters/19306 (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

7. About the organization of public Prosecutor's supervision of execution of the legislation on minors and youth: the order of the Prosecutor General of the Russian Federation of 26.11.2007 no. 188. Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

8. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language. Moscow: AZ Pabl., 1992. 506 p. (In Russ.)

9. On the case of check of constitutionality of provisions of article 153 of the Federal law of 22.08.2004 no. 122-FZ «About modification of legal acts of the Russian Federation and recognition become invalid for some legal acts of the Russian Federation in connection with adoption of Federal laws «About modification and additions in the Federal law «About the General principles of the organization of legislative (representative) and Executive bodies of the government of subjects of the Russian Federation» and «About the General principles of the organization of local government in the Russian Federation» in connection with the complaint of the head of the city of Tver and the Tver municipal Duma: the decision of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 15.05.2006 no. 5-P. Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

10. Convention against discrimination in education (concluded in Paris 14.12.1960; ratified by decree of the Presidium of the Supreme Soviet of 02.07.1962 no. 254-VI). Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

11. International Covenant on economic, social and cultural rights (adopted on 16.12.1966 by Resolution 2200 (XXI) at the 1496th plenary session of the UN General Assembly; ratified by the decree of the Presidium of the USSR armed forces of 18.09.1973 no. 4812-VIII; entered into force for the USSR since January 3, 1976). Access from the reference legal system «Consultant-Plus» (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

12. The Prosecutor General's office of the Russian Federation summarized the state of law and practice of prosecutorial supervision over the observance of constitutional guarantees for children to receive preschool education in 2012-2014. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/ genproc/news-489366/ (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

13. On consumer protection: law of the Russian Federation of 07.02.1992 no. 2300-1. Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

14. Report on the results of the Ministry of education and science of the Russian Federation in 2017 and tasks for 2018. URL: https://MMHo6pHayKM.p0/ flOKyMem-bi/12446 (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

15. Pudenko T.I. Availability of quality preschool education: risks of the modern stage. Education management: theory and practice, 2013, no. 2 (10). (In Russ.)

16. In Chechnya, at the request of the Prosecutor restored the rights of children with disabilities. URL: https:// genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1447282/ (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. About charity and volunteering (volunteering): federal law of 11.08.1995 no. 135-FZ. Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

18. Kondrat'eva E.P. Prosecutors supervision of observance of the rights of children to receive General education. Prosecutor, 2018, no. 2. (In Russ.)

19. Search results for «extortion in kindergartens». URL: https://genproc.gov.ru/ (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

20. Report on the results of the Ministry of education and science of the Russian Federation in 2015 and tasks for 2016. URL: https://MMHo6pHayKU.p0/ goKyMeHTbi/7951 (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

21. The Prosecutor General's office of the Russian Federation Held an open interactive forum «Protection of future generations». URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/news_ events/news-1306394/ (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

22. The Prosecutor General's office of Russia analyzed the state of law in the implementation of the priority national project «Education». URL: https://gen-proc.gov.ru/smi/news/genproc/news-81254/ (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

23. In the Murmansk region, the regional Prosecutor's office has achieved the restoration of the rights of citizens to receive free public preschool education. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1404268/ (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

24. The Prosecutor's office of the Vologda region summarized the practice of prosecutorial supervision in the sphere of observance of the rights of children to receive free secondary education. URL: http://prokvolog-da.ru/news/10174/ (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

25. Thanks to the intervention of the Prosecutor's office of Gorno-Altaisk restored the right of a disabled child to receive pre-school education. URL: http://prokuratura-ra.ru/ masmedia/news/36121/ (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

26. About the statement of Rules of placement on the official site of the educational organization in the information and telecommunication «Internet» and updates of information on the educational organization: the order of the Government of the Russian Federation of 10.07.2013 no. 582. Access from the reference legal system «Con-sultantPlus» (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

27. About ensuring access to information on activity of public authorities and local governments: federal law of 09.02.2009 no. 8-FZ. Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

28. Information and analytical information on the results of regional monitoring and analysis of the education system of the Chelyabinsk region. URL: http://www. minobr74.ru/ (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

29. The results of monitoring the official sites of educational organizations of the Udmurt Republic. URL: https://pqMMOKo.p0/ (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

30. Appeal determination of the Smolensk regional court no. 33-1505/2014 from 22.04.2014 in the case no. 33-1505/2014. URL: http://oblsud.sml.sudrf.ru/ (accessed 02.11.2018). (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.