Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ НАРОДОВ МИРА В РАМКАХ ЮНЕСКО - ОПЫТ КНДР'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ НАРОДОВ МИРА В РАМКАХ ЮНЕСКО - ОПЫТ КНДР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
158
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММА ЮНЕСКО / УСТОЙЧИВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДЫ МИРА / ПАНДЕМИЯ / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белоусов А.И.

В статье рассматривается фундаментальное право на образование для всех народов мира, а также программа ЮНЕСКО по достижению целей в области достижения устойчивого образования. Рассмотрен опыт организации образовательного процесса на примере КНДР. В последние два года проблема образования во многих регионах мира стала еще более актуальной в связи с наступлением пандемии Covid-19, развитием локальных вооруженных конфликтов и т.п.The article discusses the fundamental right to education for all peoples of the world, as well as the UNESCO program for achieving the goals in the field of achieving sustainable education. The experience of organizing the educational process on the example of the DPRK is considered. In the last two years, the problem of education in many regions of the world has become even more urgent due to the onset of the Covid-19 pandemic, the development of local armed conflicts, etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ НАРОДОВ МИРА В РАМКАХ ЮНЕСКО - ОПЫТ КНДР»

Таким образом, проанализировав основные характеристики организации и проведения научно-практической конференции в форме ролевой игры «Модель ООН в Крыму» можно обозначить основные выводы:

1. «Модель ООН» - это одна из форм международного сотрудничества в области науки и образования, инициатива проведения которой была поддержана ООН. Кроме того, «Модель ООН» - это один из видов дидактической игры в процессе обучения, позволяющий применение механизмов сотрудничества и обучения.

2. Крымский фактор проведения «Модель ООН» обусловлен значимостью Ялтинской конференции 1945 года. Опыт проведения «Модели ООН в Крыму» показывает заинтересованность и востребованность среди студентов и школьников в ее проведении. Также, применение дистанционных технологий в конференции «Модель ООН в Крыму» позволяет обеспечить участие широкого круга участников и вовлечение Республики Крым в мировые процессы и сформировать новый канал дипломатии.

3. Организация и проведения научно-практической конференции в форме ролевой игры «Модель ООН в Крыму» решает как задачи правового обучения, так и педагогики. А именно, с точки зрения юриспруденции, у студентов и школьников формируются навыки правового анализа информации, разработки и отстаивания правовой позиции, способности к принятию решений, юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств, навыки нормотворческой работы по составлению юридических документов. С точки зрения педагогики, моделирование является одной из форм обучения, с помощью которой в нестандартной форме изучается учебный материал и является одним из методов воспитания, с помощью которого у обучающихся формируются организаторские качества, ответственное отношение к коллективу, навыки умения работать в нем, навыки сотрудничества и способности разрешения конфликтов, а также формирует преемственность внутри коллектива.

Пристатейный библиографический список:

1. Angell N. Commercial Rivalry and International Relations // The Advocate of Peace (1894—1920). October, 1913. Vol. 75. № 9. - 214 р.

2. Энджелл Н. Великое заблуждение. Очерк о мнимых выгодах военной мощи наций. Челябинск, 2009 - 411 с.

3. Победаш Д. Профессура правит миром: политический реализм и правящая элита США. // Известия Уральского государственного университета. 2006. № 45. С. 56—64.

4. Бирчева Е.В., Колмакова С.С., Пиксаева К.Ю., Победаш Д.И. Межличностный уровень формирования международных отношений: молодежные научные сообщества. // Российский юридический журнал. 2015. №1. С. 19-25.

5. Морковкин В.В., Сидоров С.В. «Модель ООН» как игровая форма обучения на уроках обществознания. // Педагогическая и гуманитарная сферы: история и современность. 2019.

6. Павлова Т.Л. Учебное действие «Моделирование» в практике преподавания в высшей школе. // Психология обучения. 2008. №11. С. 26-32.

7. Справочник по организации модельных конференций Организации Объединенных Наций, посвященных предупреждению преступности, уголовному правосудию и другим аспектам верховенства права. // [Электронный ресурс] URL: https://www.unodc.org/e4j/en/mun/guide.html

8. Рязанов А.А. Формирование дискуссионных умений студентов посредством участия в интерактивной игре-конференции «Модель Совета Безопасности ООН». // Материалы Всероссийской конференции с международным участием Курганского государственного университета. 2020. С. 104-109.

Для цитирования: Белоусов А.И. Проблемы реализации права на образование для всех народов мира в рамках ЮНЕСКО - опыт КНДР / Науч.рук. к.ю.н., доцент, Мифтахов Р.Л.; Казанский филиал ФГБОУ ВО РГУП // Океанский менеджмент. 2022. № 1С(14). С.17-21.

Белоусов А.И.

Казанский филиал ФГБОУ ВО РГУП Студент

Научный руководитель: к.ю.н., доцент, Мифтахов Р.Л.

Казанский филиал ФГБОУ ВО РГУП Кафедра государственно-правовых дисциплин, доцент

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ НАРОДОВ МИРА В РАМКАХ ЮНЕСКО - ОПЫТ КНДР

Аннотация. В статье рассматривается фундаментальное право на образование для всех народов мира, а также программа ЮНЕСКО по достижению целей в области достижения устойчивого

образования. Рассмотрен опыт организации образовательного процесса на примере КНДР. В последние два года проблема образования во многих регионах мира стала еще более актуальной в связи с наступлением пандемии Covid-19, развитием локальных вооруженных конфликтов и т.п. Ключевые слова. Право на образование, программа ЮНЕСКО, устойчивое образование, народы мира, пандемия, вооруженный конфликт.

PROBLEMS OF REALIZATION OF THE RIGHT TO EDUCATION FOR ALL PEOPLES OF THE WORLD WITHIN UNESCO - NORTH KOREAN EXPERIENCE

Annotation. The article discusses the fundamental right to education for all peoples of the world, as well as the UNESCO program for achieving the goals in the field of achieving sustainable education. The experience of organizing the educational process on the example of the DPRK is considered. In the last two years, the problem of education in many regions of the world has become even more urgent due to the onset of the Covid-19 pandemic, the development of local armed conflicts, etc. Keywords. Right to education, UNESCO program, sustainable education, peoples of the world, pandemic, armed conflict.

Человечество, продвигаясь в совершенствовании реализации прав и свобод человека, за последние годы достигло своего исторического максимума, однако новые вызовы международных, а также и государственных явлений заставляют мировое сообщество затормаживать процессы реализации прав и свобод человека, в частности такого права как право на образование.

Система прав человека предполагает взаимодействие её составных частей в различных направлениях юриспруденции. Право на образование в системе прав человека занимает одно из ключевых положений, так как является условием достойного существования человека в семье, в обществе и государстве. Также право на образование выступает возможным средством социализации человека в обществе, и предоставляет гарантию развитого и стабильного государства.

В силу статьи 26 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого [1].

Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».

На основании статьи 13 Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах: «участвующие в настоящем Пакте государства признают, что для полного осуществления этого права:

a) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;

b) среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

c) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

d) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования; e) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала» [4].

Давая характеристику, «право на образование, как право неразрывно связанные с личностью человека говорит о естественном характере такого права как на образование, которое объясняется потребностью человека мыслить, творить, передавать свои навыки и

знания другим. В этом контексте, государство должно не устанавливать право на образование, а признавать его, как естественное право неразрывно связанное с человеком, гарантировать его и обеспечить его реализацию». В системе прав и свобод человека, право на образование входит в раздел социальных прав человека.

Какой бы юридической силой не обладало международное право на образование, оно не реализуется автоматически. У международного права нет собственного механизма реализации, поэтому реализация прав и свобод человека носят многоуровневый характер реализации международных норм. С одной стороны они в международном праве выступают в качестве объекта гарантирования образования, а с другой в качестве гарантии других норм права. Необходимо понимать, что реализация права на образование носит комплексный характер, так как связана с возникновением, изменением, и прекращением множества правоотношений (международно-правовых, конституционно-правовых, семейно-правовых и т.д.).

Однако при реализации права на образование человек сталкивается с целым комплексом проблем, основной из которых выступает - доступность образования, что приводит к неравенству между людьми, маргинализации отдельных слоев населения, и как следствие создает между ними конфликты по религиозным, культурным и этническим признакам.

Как правило, не имеют полноценного доступа к образованию даже к начальному образованию дети из бедных семей, также встречается и отсутствия доступа к образованию по гендерному или географическому признаку. К примеру, в некоторых странах Мусульманского мира почти 50% девочек не посещают школы в сельской местности. Также развивая проблему бедности, необходимо отметить, что у бедных семей не хватает средств собрать ребенка в школу, приобрести для него школьную форму, учебные и канцелярские принадлежности, или также может быть фактор отсутствия и заинтересованности родителей в получении образования.

Несмотря на относительное ослабление режима закрытия школ в связи с пандемией СОУГО-19 и усиление тенденции к возобновлению их работы, свыше одного миллиарда учащихся во всем мире по-прежнему страдают от закрытия школ. Столь масштабные сбои в системе образования беспрецедентны. Пандемия СОУГО-19 оставляет мало жизней и мест нетронутыми, однако ее воздействие, в том числе в сфере образования, наиболее серьезно для групп, которые уже находятся в уязвимом положении.

Помимо гендерного и географического признака, можно выделить и осложнение доступа к образованию и с религиозным признаком. К примеру, в Ираке более религиозное образование, и религиозным меньшинствам сложно поступить в школу отказавшись от своих религиозных убеждений.

«Отмечается, что самый низкий показатель посещаемости в начальных классах зафиксирован в Южном Судане, где образования не получают почти 72% детей. Немногим лучше ситуация в Чаде (50%) и Афганистане (46%). Эти же три страны являются лидерами по числу девочек, не ходящих в школу: 76% — в Южном Судане, 55% — в Афганистане, 53% — в Чаде.

«Ни в какое другое время образование не имеет столь большое значение, как во время войны», — отметила руководитель отдела ЮНИСЕФ по вопросам образования Джозефин Борн. «Как без образования дети смогут раскрыть свой потенциал и внести вклад в стабильное будущее своих семей, общин и стран?» — подчеркнула она» [6].

Система главного ориентира современного общества в рамках юриспруденции сосредоточена в предоставлении всех прав и свобод человека принадлежащие ему от рождения, и таким образом в статье 2 Протокола №1 к Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека сказано: «Никому не может быть отказано в праве на образование». В соответствии с Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования указано следующее: «ограничение образования для кого-либо является дискриминацией и признается недопустимым».

«За последние полвека Корейская Народная Демократическая Республика (далее -КНДР) достигла большого успеха в предоставлении и доступности качественного образования, и считаем необходимым применить их позитивный опыт для международного сообщества.

Необходимо отметить, что КНДР продвинулись далеко в областях экономики, политики и социальной жизни. Она сумела добиться значительных результатов не только в хозяйственной сфере, но и в образовательном процессе. По объему валового внутреннего продукта Северная Корея занимает 10 место в мире, по числу пользователей интернета - 7, а по количеству высших учебных заведений ей принадлежит мировой приоритет» [9].

Известно, что Корея с 1910 по 1945г. была лишена национальной независимости и находилась под властью японских милитаристов, но и освобождение Кореи в 1945 г. не привело к восстановлению государственного суверенитета в полном объеме. КНДР под влиянием СССР приступила к реализации построения социализма, что отразилось на построении новой образовательной системы в КНДР. Коммунистическое руководство КНДР установило в стране безраздельное господство социалистической идеологии [8].

Идеологические установки руководства КНДР отразились в системе образовательной политики. В КНДР образование приводит к формированию милитаризированного общества, построенного на принципе социализма и идеологии «чучхе» - северокорейской национал-коммунистической государственной идеологии, разработанной Ким Ир Сеном, руководившим страной в 1948—1994 годах.

В КНДР также уделялось особое внимание законодательному регулированию образования, к примеру, на третьем заседании расширенного Исполнительного комитета 17 ноября 1945г. были установлены единообразные правила для всех общеобразовательных учреждений и таким образом все государственные и все частные образовательные учреждения преобразовались в «народные школы», затем в 1946 г. был опубликован документ под названием «20 основ государственной политики», где в 16 параграфе в области образования было указано: «Необходимо создать образовательные учреждения для дошкольного, среднего и профессионального образования, и реализации всеобщего обязательного образования».

В «КНДР особое внимание уделялось воспитанию специалистов для работы в различных сферах по принципу партийной принадлежности. Это сказалось на всей образовательной системе. 9 октября 1948 г. правительство КНДР провозгласило: «Основные принципы реализации начального обязательного образования, технического и высшего образования, направленные на усиление технической подготовки специалистов на местах, создание школ для взрослых с целью искоренения безграмотности». В сентябре 1961 года на четвертой сессии Верховного народного собрания КНДР было провозглашено намерение построить в КНДР коммунистическое общество в связи с чем объявлялось: «усиление партийно-политической образовательной деятельности среди взрослого населения и революционного воспитания подрастающего поколения». Такими средствами и методами была закончена законотворческая инициатива по развитию образования в КНДР. КНДР занимает на данный момент первое место в мире по уровню грамотности населения, согласно статистике института ЮНИСЕФ 99 процентов граждан КНДР умеют читать и писать. Этого КНДР добилась благодаря положениям в Конституции, о том что, в КНДР гарантируется бесплатность образования и в тоже время, получение образования является обязанностью граждан КНДР» [9].

Внедрение обязательного начального образования началось в конце 40-х годов. За основу была взята советская педагогика обучения. Реформирование в 2012 году включило в себя принятие закона об обязательном 12-ти летнем образовании, которое в свою очередь делилось на дошкольное, младшую и среднюю ступень. После этого ученики идут служить в армию, а после поступают в высшие учебные заведения.

Обучение в высших учебных заведениях также проходит исключительно на государственной основе. Поступать в них имеют только те, кто отслужил в армии. Если же абитуриенты показывают хорошие способности к образовательной деятельности, то их срок службы сокращается.

Подготовительные классы дошкольники посещают два года, начиная с пяти лет. При этом обязательной является только вторая ступень, а первую можно пропустить. В дошкольных заведениях дети учатся письму, чтению и счету. Получают первые знания по общим предметам, занимаются творчеством и спортом.

С семи лет дети идут в младшую школу, где проводят 4 года. Там они проходят подготовку по фундаментальным предметам - учат корейский язык и литературу;

историю, математику, географию, музыку и рисование. Обязательно в программе есть изучение иностранных языков таких как: китайский, русский и английский.

Несмотря на стереотипы других государств об идеологизированности корейского образования, то там образование направлено не на пропаганду, а на получение широкого спектра знаний, хотя, конечно же, не в противоречии с идеологией КНДР «Чучхе». Также в КНДР изучают и зарубежную литературу, историю.

Высшее образование в стране подразумевает обучение в колледжах и институтах, срок обучения составляет от двух до шести лет в зависимости от специальности.

Помимо обучения детей и молодежи, также особое место уделяется и образованию взрослых, фактически каждый гражданин находится в обучении какой-нибудь маленькой образовательной группе, по повышению квалификации и профессиональной переподготовке [9].

Таким образом, следует отметить, что, несмотря на различные проблемы Северокорейского общества, им удалось первыми в мире стать грамотной страной, в которой 99 процентов населения грамотные, в данном государстве отсутствуют аспекты дискриминации по гендерному, расовому и национальному признаку. Единственный фактор это принадлежность к государственной идеологии «Чучхе», но даже несмотря на это, КНДР добились существенного прорыва в образовании.

В этой связи необходимо отметить, что образование в КНДР является бесплатным для всех и именно поэтому у них и есть доступность к качественному образованию, единственный ценз для поступления в высшие учебные заведения, это служба в армии, в остальном абсолютное равенство к получению качественного образования.

КНДР выступает позитивным примером, как государству в современном мире необходимо обеспечивать реализацию права на образование в условиях пандемии и иных проблем, которые являются камнем преткновения в доступе к образованию.

Таким образом, подводя итоги, следует сказать, что КНДР является передовым государством в рамках реализации прав человека на качественное образование и социализации человека.

Пристатейный библиографический список:

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, N 67, 05.04.1995;

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984) // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 16

3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XL VI, 1993

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР, 28.04.1976, N 17, ст. 291

5. Социалистическая Конституция Корейской Народно-Демократической Республики. 27.12.1972 (с изм. и доп. от 2009 года) // Конституции государств Азии. Том 3. Дальний Восток.- М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010. С. 267 - 296.

6. Глобальная коалиция по вопросам образования // URL:https://ru.unesco.org/covid19/globaleducationcoalition (дата обращения 04.12.2021г.).

7. Е.В. Гулин Международное право: учебное пособие / Е.В. Гулин. - 2-е изд.- Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2021. - 176 с.

8. Суслина С. С. 70 лет экономического соревнования КНДР и РК: некоторые итоги. // КНДР и РК - 70 лет. - М.: ИДВ РАН - 2018. — 376 с. - С. 151 - 164.

9. Education in Korea. 2003—2004 / Ministry of Education & Human Resources Development, Republic of Korea. Seoul, 2004. P. 53—54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.