Научная статья на тему '«МОДЕЛЬ ООН» - МЕТОД ПЕДАГОГИКИ В АСПЕКТЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: КРЫМСКИЙ ОПЫТ'

«МОДЕЛЬ ООН» - МЕТОД ПЕДАГОГИКИ В АСПЕКТЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: КРЫМСКИЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ООН / МОДЕЛЬ ООН В КРЫМУ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хмиль И.В.

В работе рассматриваются основные характеристики моделирования работы органов ООН, показана значимость проведения моделирования ООН для межгосударственного сотрудничества, в том числе в области науки и образования, а также решения острых проблем современности. В работе рассмотрен опыт моделирования ООН в Республике Крым, показаны основные этапы проведения научно-практической конференции «Модель ООН в Крыму», а также формируемые в результате моделирования навыки у обучающихся.The paper examines the main characteristics of modeling the work of UN bodies, shows the importance of modeling the UN for interstate cooperation, including in the field of science and education, as well as solving acute problems of our time. The paper discusses the experience of modeling the UN in the Republic of Crimea, shows the main stages of the scientific-practical conference «Model UN in Crimea», as well as the skills of students formed as a result of modeling.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««МОДЕЛЬ ООН» - МЕТОД ПЕДАГОГИКИ В АСПЕКТЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: КРЫМСКИЙ ОПЫТ»

СЕКЦИЯ I. ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры). Повестка: «Право на доступное образование для всех народов мира»

Для цитирования: Хмиль И.В. «Модель ООН» - метод педагогики в аспекте юридического образования и международного сотрудничества: крымский опыт / Науч.рук. д.ю.н., Чернядьева Н.А.; Крымский филиал ФГБОУ ВО РГУП // Океанский менеджмент. 2022. № 1С(14). С. 14-17.

Хмиль И.В.

Крымский филиал ФГБОУ ВО РГУП Магистрант

Научный руководитель: д.ю.н., Чернядьева Н.А.

Крымский филиал ФГБОУ ВО РГУП Кафедра государственно-правовых дисциплин, профессор

«МОДЕЛЬ ООН» - МЕТОД ПЕДАГОГИКИ В АСПЕКТЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: КРЫМСКИЙ

ОПЫТ

Аннотация. В работе рассматриваются основные характеристики моделирования работы органов ООН, показана значимость проведения моделирования ООН для межгосударственного сотрудничества, в том числе в области науки и образования, а также решения острых проблем современности. В работе рассмотрен опыт моделирования ООН в Республике Крым, показаны основные этапы проведения научно-практической конференции «Модель ООН в Крыму», а также формируемые в результате моделирования навыки у обучающихся.

Ключевые слова. Модель ООН, Модель ООН в Крыму, дидактическая игра, международное сотрудничество.

«UN MODEL» - THE METHOD OF PEDAGOGY IN THE ASPECT OF LEGAL EDUCATION AND INTERNATIONAL COOPERATION: THE KRIMEAN

EXPERIENCE

Annotation. The paper examines the main characteristics of modeling the work of UN bodies, shows the importance of modeling the UN for interstate cooperation, including in the field of science and education, as well as solving acute problems of our time. The paper discusses the experience of modeling the UN in the Republic of Crimea, shows the main stages of the scientific-practical conference «Model UN in Crimea», as well as the skills of students formed as a result of modeling. Keywords. Model UN, Model UN in Crimea, didactic game, international cooperation.

Современные международно-правовые отношения требуют развития межгосударственного сотрудничества во всех сферах, в том числе научной и образовательной. Британский мыслитель Н. Энджелл писал: «Девяносто девять процентов ревности, озлобления, зависти в международных отношениях порождаются не фактами, а нашим непониманием фактического положения дел» [1, р.107]. Автор делал акцент на общечеловеческих основаниях, на которых возможно построение взаимовыгодного продуктивного взаимодействия государств. С данной точкой зрения можно согласиться, так как опыт XX столетия показал, что политическая и экономическая интеграция не всегда приводит к решению вопросов мировой политики. В связи с этим на современном этапе существует необходимость развития международных отношений с подхода на ориентацию таких сфер как наука и образование [2, с.52].

Интегрированность в глобальное научное и образовательное пространство благотворно влияет как на внутригосударственное развитие, так и на гармонизацию международных отношений и примером тому могут служить возрастание роли экспертных и научных сообществ в принятии решений, в том числе и внешнеполитических (экспертная Группа по международному сотрудничеству в области цифровых технологий, экспертный механизм по правам коренных народов) [3, с.57-58].

Традиционные способы международного сотрудничества в сфере науки и образования включают такие механизмы как обмен студентами, преподавателями, совместные магистерские программы, практика «двойных дипломов», международные научные конференции. Однако подобные направления с точки зрения мобильности и

финансирования достаточно затруднены. Кроме того, современное общество требует развития информационных, дистанционных технологий, проведение открытых дискуссий, международных встреч, направленных на решение научных проблем [4, с.23].

Сочетание таких современных и нетрадиционных механизмов включает в себя моделирование реально существующих международных организаций, в частности моделирование основной международной организации - ООН, с помощью которого возможно разрешить как научные проблемы, так и обсудить глобальные международные вопросы, что и обуславливает актуальность рассмотрения «Модели ООН» как механизма межгосударственного сотрудничества как в вопросах науки и образования, так и в решении острых проблем современности. Научные исследования в сфере моделирования деятельности международных организаций - одно из направлений изучения современной науки международного права.

Помимо актуальности проведения ролевой игры Модель ООН для международных отношений, юриспруденции, в частности международного публичного права, такая ролевая игра актуальна и для педагогики, которая заключается в следующем: игра в обучении - дидактическая игра, имеет предметом саму человеческую деятельность, с помощью которой коллективно, с элементами соревновательности разрешаются актуальные вопросы, что направляет учеников и студентов на воссоздание и усвоение опыта [5].

В связи с этим ролевая игра «Модель ООН» для учеников старших классов и студентов ВУЗов это:

- интеллектуальная и обучающая ролевая игра с помощью которой участвующие изучают международную организацию, актуальную глобальную повестку современности, международно-правовые и национально-правовые документы;

- тренинговая и управленческая игра, с помощью которой участники принимают на себя опыт ведения переговоров и принятия решений [6, с.27-28].

Потенциал ролевой игры «Модель ООН» для международного сообщества и для педагогики обуславливает актуальность изучения механизма игры, формируемых ею качеств у обучающихся, в также рассмотрения «Модели ООН» в аспекте крымского фактора.

«Модель ООН» как отмечается в ООН направлена на создание и поддержание прочных связей между ООН и участниками модели по всему миру, что достигается с помощью поощрения проведения Моделей ООН и принятия реальных действий в поддержку ценностей ООН и Целей устойчивого развития. Проведение Моделей ООН по всему миру было высоко оценено в самой Организации, которая поддержав инициативу проведения Моделей ООН разработала руководство для учащихся, студентов и преподавателей с практическими рекомендациями, советами, информацией, основанной на том как работает ООН [7]. Концепция ролевой игры «Модель ООН» состоит в том, что участники - старшеклассники и студенты воспроизводят работу органов ООН и выступают в роли официальных представителей государств-членов ООН, а также международных организаций (делегатов) и представляют их официальные позиции.

Проведение «Модели ООН» в Крыму имеет символическое знаковое значение, так как на Ялтинской конференции в 1945 году было принято окончательное решение о создании ООН. Кроме того проведение Модели ООН в Крыму способствует интеграции полуострова в мировые политико-правовые процессы, научно-образовательную среду, вырабатывает каналы общественной дипломатии, что в на сегодняшний день является актуальным для Крыма в связи с его непростым политическим положением.

Моделирование ООН в Крыму достаточно новое направление, проводимое с марта 2020 года в Крымском филиале ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», однако уже показавшее свою значимость и достижения.

Рассмотрим преимущества ролевой игры «Модель ООН в Крыму».

«Модель ООН в Крыму» ориентирована как на обучающихся старших классов, на студентов колледжа, а также получающих высшее профессиональное образование уровня бакалавриата и магистратуры. Формат «Модели ООН в Крыму» включает в себя непрерывную работу учащихся как в организационном звене, так и в роли делегата государства и предусматривает следующие этапы:

1. определение организационным звеном моделируемых органов и тем обсуждения, разработка экспертных докладов по избранным темам, а также резолюции органа;

2. подача участниками заявок и распределение государств. Уже на данной стадии участники изучают моделируемый орган, его структуру, а также тему обсуждения. С другой стороны на данном этапе участники организационного звена анализируют поступившие заявки и распределяют страны для дальнейшей подготовки позиции;

3. подготовка участниками позиции государства в соответствии с официальной точкой зрения и положением дел в представляемом государстве в соответствии с темой обсуждения. Кроме того, участники могут разработать свои предложением по поправкам к резолюции органа. С другой стороны организационное звено анализирует поступившие позиции и поправки на предмет содержания и формы, при необходимости дает рекомендации участникам по дополнению или исправлению позиций;

4. непосредственное представление позиции государства на заседании моделируемого органа, обсуждение вопросов и итоговое принятие резолюции.

Кроме того, все вышеперечисленные этапы сопровождаются работой организационного звена по информационному сопровождению участников, административно-хозяйственной организации проведения дня заседания.

Вышеописанная схема проведения научно-практической конференции в форме ролевой игры «Модель ООН в Крыму» способствует формированию следующих качеств:

- личностные: навыки ораторского мастерства, публичного выступления, умения вести дискуссию, разрешать конфликты, вовлечение в обсуждение актуальной темы в творчеством пространстве, укрепление межличностных связей (знакомство со студентами, в том числе иностранными), достижение взаимопонимания, поддержание неформальных отношений между участниками после проведение мероприятия [8, с. 107];

- профессионально-юридические: осмысление международных проблем с различных точек зрения и поиск путей их решения, изучение сравнительного зарубежного правового опыта, формирование навыков составления правовой позиции и ее отстаивания, сопровождающаяся поиском и анализом информации, а также нормотворческие навыки, проявляющиеся на этапе подготовки и принятия резолюции и поправок к ней;

- организаторские: формирование навыков самоорганизации и организации работы в коллективе, формирование ответственного отношения к общей деятельности, ВУЗу, коллективу, способности управления коллективом, временем и умением работать в режиме многозадачности наряду с основной учебной деятельностью, умение делегировать задачи, развитие креативного мышления, умение ставить цели, задачи, планировать деятельность и контролировать выполнение задач.

В сентябре-октябре 2021 года в рамках проекта «Модель ООН в Крыму» был проведен цикл мероприятий «Модель ООН Junior», в ходе которого студенты Крымского филиала РГУП проводили научно-практическую игру «Модель ООН» в старших классах. Проект охватил 4200 школьников от восьмого до одиннадцатого класса и показал заинтересованность старшеклассников к участию в «Модели ООН в Крыму». 22-25 октября 2021 года состоялась III Всероссийская научно-практическая конференция студентов и школьников «Модель ООН в Крыму», в работе которой приняли участие 181 участников из 18 ВУЗов и 8 школ с применением дистанционных технологий, обеспечив всероссийское участие студентов и школьников. Заключительное пленарное заседание конференции состоялось в День ООН 24 октября 2021 года в историческом для ООН месте, в ГАУК «Ливадийский дворец-музей», где было принято окончательное решение о создании Организации Объединенных Наций, что способствовало патриотическому воспитанию молодежи и погружению в аутентичную историческую атмосферу создания ООН.

Итоговое анкетирование участников III Всероссийской научно-практической конференции студентов и школьников «Модель ООН в Крыму» показало, что на вопрос о необходимости проведения подобных моделируемых мероприятий, а также на вопрос об участии в последующих мероприятиях «Модель ООН в Крыму», последовал ответ «Да» от 100% участников, что свидетельствует о заинтересованности и готовности к участию студентов и школьников в «Модель ООН в Крыму».

Таким образом, проанализировав основные характеристики организации и проведения научно-практической конференции в форме ролевой игры «Модель ООН в Крыму» можно обозначить основные выводы:

1. «Модель ООН» - это одна из форм международного сотрудничества в области науки и образования, инициатива проведения которой была поддержана ООН. Кроме того, «Модель ООН» - это один из видов дидактической игры в процессе обучения, позволяющий применение механизмов сотрудничества и обучения.

2. Крымский фактор проведения «Модель ООН» обусловлен значимостью Ялтинской конференции 1945 года. Опыт проведения «Модели ООН в Крыму» показывает заинтересованность и востребованность среди студентов и школьников в ее проведении. Также, применение дистанционных технологий в конференции «Модель ООН в Крыму» позволяет обеспечить участие широкого круга участников и вовлечение Республики Крым в мировые процессы и сформировать новый канал дипломатии.

3. Организация и проведения научно-практической конференции в форме ролевой игры «Модель ООН в Крыму» решает как задачи правового обучения, так и педагогики. А именно, с точки зрения юриспруденции, у студентов и школьников формируются навыки правового анализа информации, разработки и отстаивания правовой позиции, способности к принятию решений, юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств, навыки нормотворческой работы по составлению юридических документов. С точки зрения педагогики, моделирование является одной из форм обучения, с помощью которой в нестандартной форме изучается учебный материал и является одним из методов воспитания, с помощью которого у обучающихся формируются организаторские качества, ответственное отношение к коллективу, навыки умения работать в нем, навыки сотрудничества и способности разрешения конфликтов, а также формирует преемственность внутри коллектива.

Пристатейный библиографический список:

1. Angell N. Commercial Rivalry and International Relations // The Advocate of Peace (1894—1920). October, 1913. Vol. 75. № 9. - 214 р.

2. Энджелл Н. Великое заблуждение. Очерк о мнимых выгодах военной мощи наций. Челябинск, 2009 - 411 с.

3. Победаш Д. Профессура правит миром: политический реализм и правящая элита США. // Известия Уральского государственного университета. 2006. № 45. С. 56—64.

4. Бирчева Е.В., Колмакова С.С., Пиксаева К.Ю., Победаш Д.И. Межличностный уровень формирования международных отношений: молодежные научные сообщества. // Российский юридический журнал. 2015. №1. С. 19-25.

5. Морковкин В.В., Сидоров С.В. «Модель ООН» как игровая форма обучения на уроках обществознания. // Педагогическая и гуманитарная сферы: история и современность. 2019.

6. Павлова Т.Л. Учебное действие «Моделирование» в практике преподавания в высшей школе. // Психология обучения. 2008. №11. С. 26-32.

7. Справочник по организации модельных конференций Организации Объединенных Наций, посвященных предупреждению преступности, уголовному правосудию и другим аспектам верховенства права. // [Электронный ресурс] URL: https://www.unodc.org/e4j/en/mun/guide.html

8. Рязанов А.А. Формирование дискуссионных умений студентов посредством участия в интерактивной игре-конференции «Модель Совета Безопасности ООН». // Материалы Всероссийской конференции с международным участием Курганского государственного университета. 2020. С. 104-109.

Для цитирования: Белоусов А.И. Проблемы реализации права на образование для всех народов мира в рамках ЮНЕСКО - опыт КНДР / Науч.рук. к.ю.н., доцент, Мифтахов Р.Л.; Казанский филиал ФГБОУ ВО РГУП // Океанский менеджмент. 2022. № 1С(14). С.17-21.

Белоусов А.И.

Казанский филиал ФГБОУ ВО РГУП Студент

Научный руководитель: к.ю.н., доцент, Мифтахов Р.Л.

Казанский филиал ФГБОУ ВО РГУП Кафедра государственно-правовых дисциплин, доцент

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ НАРОДОВ МИРА В РАМКАХ ЮНЕСКО - ОПЫТ КНДР

Аннотация. В статье рассматривается фундаментальное право на образование для всех народов мира, а также программа ЮНЕСКО по достижению целей в области достижения устойчивого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.