Научная статья на тему 'Принцип доступности права на образование (Международный аспект)'

Принцип доступности права на образование (Международный аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1822
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ / ВИДЫ ДОСТУПНОСТИ / ТИПЫ ДОСТУПНОСТИ / RIGHT TO EDUCATION / PRINCIPLE OF ACCESSIBILITY / FORMS OF ACCESSIBILITY / TYPES OF ACCESSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карапетян Гоар Арменаковна

в статье рассматривается принцип доступности права на образование в свете международных правовых документов. Определены виды доступности по признакам направленности и продолжительности образования. Выделены типы доступности в контексте международных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article describes the principle of the accessibility of the right to education from the perspective of international legal documents; establishes the forms of the accessibility according to the signs of directionality and duration of education; detects the types of the accessibility in the context of international acts.

Текст научной работы на тему «Принцип доступности права на образование (Международный аспект)»

УДК 37

DOI 10.21661/Г-462171

Г.А. Карапетян

ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ (МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТ)

Аннотация: в статье рассматривается принцип доступности права на образование в свете международных правовых документов. Определены виды доступности по признакам направленности и продолжительности образования. Выделены типы доступности в контексте международных актов.

Ключевые слова: право на образование, принцип доступности, виды доступности, типы доступности.

G.A. Karapetyan

THE PRINCIPLE OF THE ACCESSIBILITY OF THE RIGHT TO EDUCATION (INTERNATIONAL ASPECT)

Abstract: the article describes the principle of the accessibility of the right to education from the perspective of international legal documents; establishes the forms of the accessibility according to the signs of directionality and duration of education; detects the types of the accessibility in the context of international acts.

Keywords: the right to education, principle of accessibility, forms of accessibility, types of accessibility.

В современном мире проблема реализации права на образование является весьма актуальной. Ведь не так много времени прошло с тех пор, как право на образование было закреплено в международных правовых актах, имеющих прямую силу в государствах-участниках, подписавших их. Право на образование является фундаментальным правом, на основе которого возможно достижение главных целей, отраженных в Уставе ООН [18], в числе которых это - избавление грядущих поколений от бедствий войны, утверждение веры в основные права человека, содействие социальному прогрессу. В Преамбуле Всеобщей

декларации прав человека указаны главные пути достижения целей - путем «просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению» [2]. Таким образом, образование является не только правом, но и обязательством, ибо нет других путей для достижения высоких целей согласно Уставу ООН и Всеобщей Декларации.

Структура и нормативное содержание права на образование впервые были заданы в основополагающем международно-правовом документе Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Статья 26 Декларации гласит:

«1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей» [2].

Несмотря на то, что Всеобщая декларация прав человека не имеет обязательного характера, тем не менее, она является опорой для всех последующих документов. Таковым является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., имеющий обязательный характер для ратифицировавших его государств.

В соответствии со статьей 14 Пакта государства-участники должны обеспечить доступ к образованию. Однако, согласно оценкам Комитета по экономи-

ческим, социальным и культурным правам, еще в 1999г. 130 млн. детей школьного возраста, причём почти две трети этих детей составляют девочки, не имеют доступа к начальному образованию [5].

Во «Всемирной декларации образования для всех» подчеркивается «придание всеобщего характера доступу к образованию и содействие обеспечению равенства» в контексте «расширенного подхода» [1].

Принцип доступности является одним из важных принципов права на образование. Исследованность данной темы весьма скудна. При всем многообразии научных работ о праве на образование, немного авторов рассматривают его в свете международного права. Чаще всего право на образование рассматривается параллельно с образовательным правом. Однако, следует различать право на образование как фундаментальное право и образовательное право как отрасль права.

Н.В. Третьяк в своей работе «Специальные принципы права на образование» относит этот принцип к специальным принципам конституционного права на образование. Далее автор дифференцирует на принципы общей доступности начального и среднего образования, принцип одинаковой доступности высшего образования на основе способностей каждого, принцип общей доступности профессионального образования [17].

Рассмотрим этот принцип подробнее.

Понятие доступности. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам в своем толковании понятия доступности выделяет три взаимосвязанные характерные черты:

- недискриминация;

- физическая доступность;

- экономическая доступность [6].

Понятие доступности связано с главной характерной чертой принципа всеобщности права на образование - «каждый человек без всякой дискриминации». Однако в Замечании общего порядка №13 мы видим позитивные меры: доступность для всех, «в особенности для наиболее уязвимых групп, де-юре и де-

3

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

факто». Уязвимые группы обладают приоритетом перед другими людьми. Возможно, эти позитивные меры имеют смысл во взаимосвязи с другими характерными чертами, которые выделяет Комитет. Иначе, это выглядело бы дискриминацией в отношении «каждого» другого человека, не относящегося к уязвимым группам.

Под физической доступностью понимается необходимость «обеспечить безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении (например, соседняя школа), либо путём получения доступа к современной технологии (например, к одной из программ заочного обучения) [6].

Экономическая доступность: Этот элемент доступности обусловлен различными формулировками пункта 2 статьи 13, касающимися начального, среднего и высшего образования: если начальное образование должно быть «бесплатным» для всех, то государства-участники обязуются постепенно проводить в жизнь принцип бесплатного среднего и высшего образования [6].

Виды и типы доступности. Для расширения понимания принципа доступности следует проанализировать его содержание в свете различных аспектов, выделяя виды доступности. Рассмотрим доступность образования по признаку направленности, т.е. по вертикали и горизонтали:

1. Доступность вертикальная по ступеням образования

Вопрос о доступности образования начинается со средней ступени образования, т.к. предполагается, что начальная ступень должна быть обязательной и бесплатной. Доступность среднего образования должна быть во всех формах, включая и среднее профессионально-техническое образование. Конечная цель в достижении доступности - бесплатность среднего образования для всех [6]. Согласно Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования государства должны обеспечить «общедоступность» среднего образования. Как мы понимаем, термин общедоступность заключает в себе усиление смысла доступности, исключая всякую условность, препятствующую доступ к получению среднего образования во всех его формах.

Доступность высшего образования связана с двумя условиями - на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого. Оба условия указаны в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, тогда как в Пакте используется лишь второе условие. Возможно, это объясняется тем, что в Конвенции не лишне упоминать, что отсутствие всякого признака дискриминации является первичным. И лишь в этом свете можно рассмотреть второе условие - в зависимости от способностей каждого. Конечная цель в этом контексте - постепенное введение бесплатного высшего образования [6].

2. Горизонтально по разным аспектам доступности

Аспекты доступности рассмотрим по признакам дискриминации, запрещенным на международном уровне:

1. Дискриминация в отношении женщин (обеспечить им равные права с мужчинами в области образования на основе равенства мужчин и женщин, одинаковые условия для ориентации в выборе профессии или специальности, для доступа к образованию и получению дипломов в учебных заведениях всех категорий и всех ступеней, доступ к одинаковым программам обучения, одинаковым экзаменам, преподавательскому составу одинаковой квалификации, школьным помещениям и оборудованию равного качества, поощрения совместного обучения, одинаковые возможности получения стипендий и других пособий на образование; сокращение числа девушек, не заканчивающих школы, и разработку программ для девушек и женщин, преждевременно покинувших школу, участвовать в занятиях спортом и физической подготовкой и т.д [9].

2. Расовая дискриминация (право на образование и профессиональную подготовку [15]).

3. В отношении ребенка (принцип недискримиинации распространяется на всех лиц школьного возраста, проживающих на территории государства-участника, включая неграждан, и независимо от их правового статуса [6].

4. В отношении коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (чтобы имели возможность получать образование на всех уровнях, участвовать в разработке и осуществлении программ в области

образования, обучаться грамоте на своем коренном языке или на языке, наиболее распространенном в той группе, передавать детям общие знания и навыки, которые помогут им в полной мере принять равноправное участие в жизни общины и национального сообщества [10]).

5. В отношении инвалидов (государства должны признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах [16]; обеспечить, чтобы учителя обладали навыками обучения детей-инвалидов в обычных школах, предоставить необходимое оборудование; для детей, страдающих глухотой, язык глухонемых должен быть признан в качестве отдельного языка, к которому таким детям следует обеспечить доступ [7]; обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях, доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет [12]).

6. В отношении пожилых людей (обеспечение доступа пожилых людей к образовательным программам и использование знаний и опыта пожилых людей в интересах более молодых поколений [8]).

7. В отношении иностранных граждан (предоставить проживающим на их территории, такой же доступ к образованию, что и своим гражданам [11]).

8. В отношении к беженцам (в отношении начального образования предоставлять беженцам то же правовое положение, что и гражданам; в_отношении других видов народного образования, признания иностранных аттестатов, дипломов и степеней, освобождения от платы за право учения и сборов, а также в отношении предоставления стипендий, предоставлять беженцам положение не менее благоприятное, чем то, которым обычно пользуются иностранцы при тех же обстоятельствах [14]).

3. Доступность по признаку продолжительности образования

Концепция образования для всех имеет давнюю историю. Вопрос доступности образования, как детей, так и взрослых, решался на государственном уровне исходя из потребностей и проблем в то или иное историческое время.

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

Известно, что еще в РСФСР в 1919 году Советом Народных Комиссаров был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», согласно которому «в целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны» было введено всеобщее обязательное обучение грамоте в возрасте от 8-50 лет на родном или русском языке по желанию [4]. Для обучения неграмотных и малограмотных в порядке трудовой повинности привлекалось «всё грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения». За уклонение от повинностей и учинение препятствия неграмотным посещать школы привлекались к уголовной ответственности согласно п. 8 Декрета [4].

Образование для всех в современное время реализуется в контексте права на образование, а не обязанности, как этого требовалось ранее. Хотя образование в течение всей жизни в наше время обретает обязательный характер. Невольность непрерывного образования сокрыта в потребностях времени. Политическая необходимость сменилась на экономическую. «Базовое образование для всех означает, что люди, независимо от возраста, имеют возможность, индивидуально и коллективно, реализовать свой потенциал. Оно является не только правом, но и обязанностью и ответственностью по отношению к другим и к обществу в целом. Крайне важно, чтобы признание права на образование на протяжении всей жизни было подкреплено мерами, предусматривающими создание условий, необходимых для осуществления этого права» [19]. Развитие потенциала в процессе образования взрослых и непрерывного образования позволит содействовать экономическому и социальному развитию, сохранить окружающую среду и решить проблемы в меняющемся мире.

«Образование взрослых включает весь комплекс поступательных процессов формального или иного обучения, с помощью которых люди, являющиеся с точки зрения общества, к которому они принадлежат, взрослыми, развивают свои способности, обогащают свои знания и совершенствуют технические и профессиональные квалификации или же применяют их в новом направлении для удовлетворения своих потребностей и потребностей своего общества. Обу-

чение взрослых охватывает как формальное так и непрерывное образование, неформальное обучение и весь спектр неофициального и побочного обучения, существующих в поликультурном обучающемся обществе, в котором признаются подходы, основанные на теории и практике [19]. Итак, новая концепция образования на протяжении всей жизни была определена ЮНЕСКО и оформлена в ряде Деклараций, в частности во Всемирной декларации об образовании для всех (1990), Гамбургской декларации об обучении взрослых (1997), также развита в Дакарских рамках действий Образование для всех (2000 г.). «Каждый ребенок, юноша и девушка, а также взрослый человек обладает правом на образование, удовлетворяющее его базовые образовательные потребности в самом высоком и полном смысле этого понятия, т.е. на образование, дающее ему возможность научиться познавать, действовать, жить вместе с другими и существовать» [3].

Типы доступности. На основании Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (статьи 10) [9] и Конвенции о правах ребенка (статьи 28) [13] выделим следующие типы доступности:

1. Доступ к образованию и получению дипломов в учебных заведениях всех категорий:

- как в сельских, так и в городских районах;

- в дошкольном, общем, специальном и высшем образовании,

- во всех видах профессиональной подготовки.

2. Доступ к одинаковым программам обучения, одинаковым экзаменам, преподавательскому составу одинаковой квалификации, школьным помещениям и оборудованию равного качества.

3. Одинаковые возможности получения стипендий и других пособий на образование.

4. Одинаковые возможности доступа к программам продолжения образования.

5. Доступ к специальной информации образовательного характера.

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

6. Доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей.

7. Доступ к научно-техническим знаниям и современным методам обучения.

С расширением содержания права на образование в процессе его эволюции связано и расширение принципа доступности, как основного конструкта данного права.

В условиях глобализации происходит сближение разных стран и понимание необходимости универсального правового поля. Но доступность образования останется проблемой локальной, т.к. для полной реализации принципа необходимо создание условий недискриминации, физической и экономической доступности в общинах.

Список литературы

1. Всемирная декларация образования для всех и рамки действия для удовлетворения образовательных потребностей. Всемирная конференция по образованию для всех, 5-9 марта 1990 г., Джомтьен, Таиланд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/j omtien.pdf

2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 1995. - №67.

3. Дакарские рамки действий Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств. Приняты Всемирным форумом по образованию (Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.un. org/ru/events/literacy/dakar.htm

4. Декрет СНК РСФСР «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР «от 26 декабря 1919 г [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusarchives.ru/projects/statehood/08-41-dekret-bezgramotnost-1918.shtml

5. Замечание общего порядка №11 - План мероприятий по начальному образованию (статья 14) Двадцатая сессия (1999 год) Комитет по экономическим,

9

социальным и культурным правам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.refworld.org.ru/docid/47ebcd132.html

6. Замечание общего порядка №13: Право на образование (Статья 13 Пакта) (1999) Комитет по экономическим, социальным и культурным правам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.refworld.org.ru/publisher,CESCR,,,47ebcc802,0.html

7. Замечание общего порядка №5: Лица с какой-либо формой инвалидности. (Одиннадцатая сессия, 1994 год) Комитет по экономическим, социальным и культурным правам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www2.ohchr.org>english/bodies/icm.. .docs.. .GEN.1.Rev9

8. Замечание общего порядка №6: (Тринадцатая сессия,1995 год). Международные договоры по правам человека, том I Подборка замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека HRI/GEN/1 /Rev.9 (Vol.I)

9. Конвенци о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (18 декабря 1979 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml

10. Конвенции МОТ 1989 года №169, ст. 26-31, Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, 2007 г., ст. 14 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/iol 169. shtml

11. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. // СДД СССР. - Вып. XXVI. - М., 1969. - С. 109-118.

12. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года ООН A/RES/61/106, 13 декабря 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml

13. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990): Сборник международных договоров СССР. - 1993. - Вып. XLVI.

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

14. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.): Сборник Международных документов. - 1995. - №2. - С. 22-29.

15. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 г. // Ведомости СССР. - 1969. - №25. - Ст. 219.

16. Стандартные правила обеспечения равных возможностей инвалидов, прилагаемые к резолюции 48/96 генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года (Введение, пункт 17) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.shtml

17. Третьяк Н.В. Специальные принципы права на образование // Право и государство: теория и практика. - 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //naukarus .com/spetsialnye-printsipy-prava-na-obrazovanie

18. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Международное право в документах / Сост. Н.Т. Блатова. - М.: Юрид. Лит., 1982. -С. 196-231.

19. CONFINTEA V. UNESCO. Adult Education. The Hamburg Declaration. The Agenda for the Future. Fifth International Conference on Adult Education 1418 July 1997. - Р. 1-3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unesco.org/education/uie/confintea/pdf/con5eng.pdf

Карапетян Гоар Арменаковна - магистрант Института государственного и международного права ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет», Россия, Екатеринбург.

Karapetyan Goar Armenakovna - graduate student at the Institute of State and International Law of FSBEI HE "Ural State Law University", Russia, Yekaterinburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.