Научная статья на тему 'Современный фазис понимания соотношения свободы личности и необходимого поведения в обществе и его отражение в международных правовых актах'

Современный фазис понимания соотношения свободы личности и необходимого поведения в обществе и его отражение в международных правовых актах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД / ОБЯЗАННОСТИ / ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / RESTRICTION OF RIGHTS AND FREEDOMS / DUTIES / LEGAL STATUS OF AN INDIVIDUAL / INTERNATIONAL LEGAL ACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капитонова Елена Анатольевна

В результате анализа генезиса понимания соотношения свободы личности и необходимого поведения в обществе выделены шесть его основных этапов. Констатируется, что современные подходы западного мира к формированию содержания политико-правовых теорий и созданию законодательства могут быть охарактеризованы как фазис примата прав. Выделены характерные черты этого этапа. Рассмотрены Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и международные пакты 1966 г. о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах как базовые документы, задавшие вектор развитию национальных правовых систем. Проанализированы формулировки ограничений прав и свобод человека, его обязанностей и ответственности в актах общемирового уровня и в рамках надгосударственных образований (Совет Европы, СНГ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN PHASIS OF UNDERSTANDING THE RELATIONSHIP OF INDIVIDUAL LIBERTY AND NECESSARY BEHAVIOR IN SOCIETY AND ITS REFLECTION IN INTERNATIONAL LEGAL ACTS

As a result of the analysis of the genesis of understanding the relationship of individual liberty and the necessary behavior in society, six of its main stages were identified. It is stated that the modern approaches of the Western world to the formation of the content of political and legal theories and the creation of legislation can be characterized as the phasis of the primacy of rights. The characteristics of this stage were highlighted. The Universal Declaration of Human Rights (1948) and the International Covenants on civil and political rights and on economic, social and cultural rights (1966) were considered as basic documents that set the vector for the development of national legal systems. The wording of restrictions of human rights and freedoms, their duties and responsibilities in the acts of the global level and within the framework of supranational entities (Council of Europe, CIS) were analyzed.

Текст научной работы на тему «Современный фазис понимания соотношения свободы личности и необходимого поведения в обществе и его отражение в международных правовых актах»

УДК 341.1: 342.7

Е. А. Капитонова

кандидат юридических наук, доцент кафедра уголовного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

СОВРЕМЕННЫЙ ФАЗИС ПОНИМАНИЯ СООТНОШЕНИЯ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ И НЕОБХОДИМОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ

Аннотация. В результате анализа генезиса понимания соотношения свободы личности и необходимого поведения в обществе выделены шесть его основных этапов. Констатируется, что современные подходы западного мира к формированию содержания политико-правовых теорий и созданию законодательства могут быть охарактеризованы как фазис примата прав. Выделены характерные черты этого этапа. Рассмотрены Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и международные пакты 1966 г. о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах как базовые документы, задавшие вектор развитию национальных правовых систем. Проанализированы формулировки ограничений прав и свобод человека, его обязанностей и ответственности в актах общемирового уровня и в рамках надгосударственных образований (Совет Европы, СНГ).

Ключевые слова: ограничение прав и свобод, обязанности, правовой статус личности, международно-правовые акты.

E. A. Kapitonova

Candidate of law, associate professor Department of Criminal Law Penza State University, Penza, the Russian Federation

THE MODERN PHASIS OF UNDERSTANDING THE RELATIONSHIP OF INDIVIDUAL LIBERTY AND NECESSARY BEHAVIOR IN SOCIETY AND ITS REFLECTION IN INTERNATIONAL LEGAL ACTS

Abstract. As a result of the analysis of the genesis of understanding the relationship of individual liberty and the necessary behavior in society, six of its main stages were identified. It is stated that the modern approaches of the Western world to the formation of the content of political and legal theories and the creation of legislation can be characterized as the phasis of the primacy of rights. The characteristics of this stage were highlighted. The Universal Declaration of Human Rights (1948) and the International Covenants on civil and political rights and on economic, social and cultural rights (1966) were considered as basic documents that set the vector for the development of national legal systems. The wording of restrictions of human rights and freedoms, their duties and responsibilities in the acts of the global level and within the framework of supranational entities (Council of Europe, CIS) were analyzed.

Key words: restriction of rights and freedoms, duties, legal status of an individual, international legal acts.

Проблема соотношения свободы личности и необходимого поведения людей в обществе находила отражение в политико-правовых воззрениях всех исторических эпох. Человек никогда со времен первобытного общества с его запретами-табу не мыслился абсолютно свободным. В национальных правовых системах всегда существовали нормы, устанавливающие обязанности, и элементы государственного принуждения (в т.ч. в виде ответственности), гарантирующие их надлежащее исполнение.

Проанализировав широкий спектр политико-правовых суждений западных философов, ораторов и публицистов, можно констатировать, что при всем разнообразии подходов к этому вопросу в структуре генезиса понимания соотношения свободы личности и необходимого поведения в обществе можно выделить 6 основных этапов: 1) фазис мета-запретов (первобытное общество до образования государства); 2) фазис добровольных ограничений (античные западные общества -Древний Рим, Древняя Греция); 3) фазис высшей ответственности (эпоха Средневековья); 4) фазис добровольно-принудительных ограничений (Новое время); 5) фазис обязанностей как основания ответственности (категорический императив И. Канта и развивавшие его идеи представители юридического позитивизма (XIX в.) и нормативистской школы права (ХХ в.)); 6) фазис примата прав.

Каждый из этих этапов характеризуется определенными признаками, отражающими преобладание прав, обязанностей или ответственности над остальными составными частями правового статуса личности и обоснование их соотношения. Современные подходы западного мира к формированию содержания политико-правовых теорий и созданию законодательства могут быть охарактеризованы как фазис примата прав. Рассмотрим его основные черты и их отражение в международных правовых актах.

В XXI в. восприятие обществом вопросов соотношения допустимого и должного поведения с точки зрения права сводится в большей степени к акцентированию значимости прав личности и их защиты, чем к анализу места обязанностей и ответственности в структуре правового статуса личности. Подобные суждения полностью соответствуют закрепленным на международном уровне общественным ценностям, нашедшим отражение в нормах Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и принятых в ее развитие международных пактов 1966 г. о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах.

Появившаяся в ХХ в. концепция «поколений» прав человека и сформированные на ее базе направления изучения права если не вычеркнули из поля зрения юридической науки обязанности, то, как минимум, отодвинули их на второй план. Современные политико-правовые теории постулируют в основном те же ценности. В частности, основоположник относительно новой для юридической науки (70-е гг. ХХ в.) теории справедливости, американский политический философ Джон Ролз делает акцент на необходимости гарантировать справедливость в обществе посредством установления свобод граждан и не допустить превращения прав в «предмет политического торга или же калькуляции политических интересов» [12, с. 19-20]. Именно равенство установленных и гарантированных государством прав и свобод, по Ролзу, способно смягчить имущественное и прочее неравенство субъектов, сгладить социальные противоречия между людьми с различным правовым статусом и предотвратить конфликты в рамках конкретного взаимодействия. Человеку по природе свойственно стремиться к получению выгоды для себя, что может повлечь стремление использовать сложившиеся собственные преимущества в ущерб остальным членам социума, однако лежащий в основе современного права принцип справедливости способен регламентировать эту «гонку за прибылью» и обеспечить надлежащее (равное с другими) поведение личности в социуме [9, с. 153-154].

Таким образом, главным признаком фазиса примата прав, имеющего место на настоящем этапе развития общества, является смещение акцента с обязанностей и ответственности на права и свободы личности. Значимость последних находит отражение не только в международном и национальном праве, но и в суждениях представителей юридической науки, гораздо больше внимания уделяющих анализу значимости прав человека и гражданина и их защите, чем определению места обязанностей и ответственности в структуре правового статуса личности.

Основание для подобного подхода было заложено в середине ХХ в., когда ряд принятых на международном уровне актов постулировал права и свободы в качестве главной общественной ценности и тем самым задал вектор развитию национальных правовых систем.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и по состоянию на 2018 г. переведенная более чем на 500 языков мира [1], имеет статус рекомендательного документа, однако, как верно отмечает Б.А. Сафаров, «положила начало стандартизации», создав предпосылки для унифицированного понимания прав человека в государствах с различными политическими системами [13, с. 14]. В 30-ти статьях данного документа возможность ограничения перечисленных в нем прав и свобод упоминается единственный раз - в п. 2 ст. 29, гарантирующем защиту личности от неправомерных ограничений посредством указания на точные условия и порядок их осуществления. Защита реализуется на двух уровнях: с одной стороны, предусматривается обязательное принятие закона по любому вопросу, связанному с ограничением прав и свобод, с другой - лимитируется круг обстоятельств, в связи с которыми подобные ограничения могут быть реализованы («с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе»).

Обязанностям во Всеобщей декларации прав человека уделено чуть больше внимания. Во-первых, п. 1 ст. 29 констатирует наличие у каждого человека «обязанностей перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». Во-вторых, п. 1 ст. 26 предусматривает обязательность начального образования, что можно расценить как основу закрепленной на международном уровне обязанности каждого получить определенный уровень образования.

Таким образом, несмотря на существенно меньшее внимание к вопросам обязанностей и ограничений прав и свобод, Всеобщая декларация прав человека не отвергает их полностью, а констатирует их возможность и необходимость, намечая подходы к определению этих понятий в национальном законодательстве (в т.ч. основания и порядок ограничений).

Что касается принятых в развитие Декларации международных пактов 1966 г. о гражданских и политических правах [10] и об экономических, социальных и культурных правах [11], то в них также закрепляется возможность установления государствами ограничений гарантированных на международном уровне прав и свобод. Более того, данная возможность расширяется за счет новой эвен-туальности - права применять ограничения во время чрезвычайного положения. Установление в стране особого правового режима позволяет государству игнорировать ряд обязательств по пактам при условии соблюдения нескольких условий: отсутствие дискриминации, пропорциональность принимаемых мер остроте ситуации и их совместимость с другими обязательствами по международному праву, запрет ограничений базовых прав (на жизнь и свободу, справедливый суд, свободу мысли и совести и т.п.), обязательное уведомление ООН о мерах по ограничению прав и сроках их действия (ст. 4 Пакта о политических правах). Условия ограничения экономических, социальных и культурных прав, в связи с их меньшей значимостью, заведомо проще - достаточно законодательного закрепления, совместимости с природой прав и соблюдения цели способствования общему благосостоянию в демократическом обществе.

В связи с тем, что рассматриваемые нормативные документы носят менее декларативный характер, и их положения сформулированы с учетом того, что они на практике будут обладать статусом норм прямого действия, в них, помимо общих положений, также содержатся узкоспециализированные нормы. В частности, п. 3 ст. 12 Пакта о политических правах предусматривает возможность ограничения на основе национального закона свободы передвижения и выбора места жительства

в целях охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц. Пункт 3 ст. 19 того же Пакта определяет взаимосвязь свободы выражения собственного мнения с возможными ее ограничениями по закону в целях охраны госбезопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, а также уважения прав и репутации других лиц. Схожим образом и в тех же целях ограничиваются право на мирные собрания и свобода ассоциаций (ст. 21, п. 2 ст. 22 Пакта о политических правах), право создания профсоюзов (п. 1 ст. 8 Пакта о социальных правах).

Имеют место и ограничения прав и свобод, предусмотренные исключительно для отдельных категорий населения. Так, п. 2 ст. 22 Пакта о политических правах устанавливает возможность введения законных ограничений свободы ассоциации для лиц, входящих в состав полиции и вооруженных сил, а п. 2 ст. 8 Пакта о социальных правах разрешает ограничивать для тех же категорий лиц и администрации государства право на забастовки и создание профсоюзов.

Факт наличия у каждого человека обязанностей в отношении других лиц и общества в целом упоминается только в Преамбулах пактов, но самим их текстом не подкрепляется. Исключением следует признать подп. «а» п. 1 ст. 13 Пакта о социальных правах, предусматривающий обязательность начального образования, что на практике означает наличие у каждого члена мирового сообщества обязанности получить данный уровень образования.

Иные нормативно-правовые акты международного уровня (включая принятые в интересах ограниченного круга субъектов конвенции о правах женщин [4; 5], детей [6], инвалидов [2] и беженцев [7]) вообще не упоминают ни обязанности, ни возможность ограничения прав и свобод. Об обязанностях на современном этапе принято говорить исключительно в контексте обязательств государств-участников разного уровня договоренностей, которые должны принимать различные меры по обеспечению реализации тех или иных прав и свобод личности. Обязанности людей и вопросы ограничения правового статуса личности остаются за пределами сферы интересов ООН, Совета Европы и прочих надгосударственных образований.

Принимая во внимание, что Российская Федерация является участником Содружества Независимых Государств, необходимо также рассмотреть нормативные акты, относящиеся к правовому регулированию его деятельности.

Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. [8] в целом следует путем, намеченным Всеобщей декларацией прав человека и международными пактами 1966 г. Ограничение прав и свобод допускается как в общем смысле (в частности, ст. 32 Конвенции устанавливает, что любые ограничения предусмотренных прав и свобод допустимы лишь в обозначенных в тексте акта целях), так и в более узком - применительно к конкретным правам и свободам. Например, п. 2 ст. 9 предусматривает возможность ограничения неприкосновенности жилища и тайны переписки посредством «вмешательства со стороны государственных органов» в случае, когда подобные действия предусмотрены законом и «необходимы в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». Схожие формулировки используются в описании возможных ограничений свободы мысли и совести (п. 2 ст. 10), свободы выражения собственного мнения (п. 2 ст. 11), свободы мирных собраний и ассоциаций (п. 2 ст. 12) и свободы передвижения и выбора места жительства (п. 3 ст. 22). Имеют место и ограничения в отношении узкого круга специальных субъектов: 1) основанное на законе ограничение свободы собраний и ассоциаций для лиц, входящих в состав вооруженных сил, правоохранительных или административных органов государства (п. 2 ст. 12); 2) право государств-участников СНГ вводить ограничения на политическую деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 30).

Обязанности личности в Конвенции практически не упоминаются. Главным (и уже традиционным) исключением служит п. 2 ст. 27, предусматривающий обязательность начального и основного общего образования в СНГ. Также Конвенция содержит указание на наличие обязанностей и ответственности в связи с реализацией права на свободное выражение собственного мнения (п. 2 ст. 11). Однако это упоминание носит, скорее, декларативный характер и имеет своей главной целью не столько создание новых обязанностей с самостоятельным содержанием, сколько акцентирование внимания на потенциальной возможности ограничения прав и свобод в этой сфере.

Следует отметить, что Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. не получила широкого международного признания. Она ратифицирована только четырьмя государствами (Россия, Таджикистан, Белоруссия и Киргизия), была подписана, но не ратифицирована еще тремя (Грузия, Армения и Молдавия). Парламентская Ассамблея Совета Европы своей резолюцией, принятой в 2001 г. [14], рекомендовала членам и кандидатам в члены Совета Европы не подписывать и не ратифицировать данную конвенцию в связи с тем, что она предлагает более слабый механизм защиты прав человека, чем международно-правовые акты, которыми Совет Европы руководствуется в своей деятельности. Однако, проведя сопоставление текста Конвенции СНГ 1995 г. с положениями Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г. [3], можно сделать вывод, что в части формального закрепления правовых оснований ограничения прав и свобод эти документы абсолютно идентичны.

Подводя итог анализу современного этапа понимания соотношения свободы личности и необходимого поведения в обществе, можно сделать вывод о том, что его основные черты находят отражение как в политико-правовых суждениях современных ученых, так и в международно-правовых актах различного уровня (общемировых и действующих в рамках отдельно взятого надгосударственного образования - Совета Европы, СНГ).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Всеобщая декларация прав человека (Принята резолюцией 217 А Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Париже 10 декабря 1948 года) / Веб-сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. un.org/ru/universal-declaration-human-rights (дата обращения: 15.04.2019).

2. Декларация о правах инвалидов (Принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года) / Веб-сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/disabled.shtml (дата обращения: 16.04.2019).

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с Протоколом № 1 (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160/ (дата обращения: 16.04.2019).

4. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года) / Веб-сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml (дата обращения: 17.04.2019).

5. Конвенция о политических правах женщины (Принята резолюцией 640 (VII) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1952 года) / Веб-сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/women_politrights.shtml (дата обращения: 17.04.2019).

6. Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) / Веб-сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ childcon.shtml (дата обращения: 18.04.2019).

7. Конвенция о статусе беженцев (Принята 28 июля 1951 года Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1950 года) / Веб-сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml (дата обращения: 18.04.2019).

8. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995) (вместе с «Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств», утв. 24.09.1993) / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6966/ (дата обращения: 16.04.2019).

9. Кузьмин Г.С. Теория справедливости Джона Ролза в контексте проблем современной конфликтологии / Г.С. Кузьмин // Конфликтология. — 2014. — № 2. — С. 149-160.

10. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года) / Веб-сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения: 18.04.2019).

11. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года) / Вебсайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (дата обращения: 22.04.2019).

12. Ролз Дж. Теория справедливости: монография / Дж. Ролз; пер. с англ. В. Цели-щев, В. Карпович, А. Шевченко — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. — 532 с.

13. Сафаров Б.А. Всеобщая декларация прав человека как основополагающий документ международной стандартизации прав человека // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. — 2013. — № 2 (54). — С. 9-15.

14. Сосуществование Конвенции о правах человека и основных свободах Содружества Независимых Государств и Европейской конвенции о правах человека (2001) от 23 мая 2001 г. : резолюция 1249 (2001) / Сайт Parliamentary Assembly [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://assembly.coe.int/nw/xml/XRef/Xref-DocDetails-EN.asp?iileid=16916 (дата обращения: 19.04.2019).

REFERENCES

1. Vseobshchaia deklaratsiia prav cheloveka (Priniata rezoliutsiei 217 A General'noi Assamblei Organizatsii Ob"edinennykh Natsii v Parizhe 10 dekabria 1948 goda) (Universal Declaration of Human Rights (Adopted by United Nations General Assembly resolution 217 A in Paris on 10 December 1948)). Available at: http://www.un.org/ru/universal-declaration-human-rights (accessed 15.04.2019).

2. Deklaratsiia o pravakh invalidov (Priniata rezoliutsiei 3447 (XXX) General'noi Assamblei ot 9 dekabria 1975 goda) (Declaration on the Rights of Persons with Disabilities (Adopted by General Assembly resolution 3447 (XXX) of 9 December 1975)). Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml (accessed 16.04.2019).

3. Konventsiia o zashchte prav cheloveka i osnovnykh svobod (Zakliuchena v g. Rime 04.11.1950) (s izm. ot 13.05.2004) (vmeste s Protokolom № 1 (Podpisan v g. Parizhe 20.03.1952), Protokolom № 4 ob obespechenii nekotorykhprav i svobod pomimo tekh, kotorye uzhe vkliucheny v Konventsiiu i pervyi Protokol k nei (Podpisan v g. Strasburge 16.09.1963), Protokolom № 7 (Podpisan v g. Strasburge 22.11.1984)) (Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms (Concluded in Rome on 04.11.1950) (dated 13.05.2004) (together with Protocol No. 1 (It is signed in Paris 20.03.1952), Protocol no. 4 on providing some rights and freedoms besides those which are already included in the Convention and the first Protocol

to it (Signed in Strasbourg on 16.09.1963), Protocol no. 7 (Signed in Strasbourg on 22.11.1984)). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160/ (accessed 16.04.2019).

4. Konventsiia o likvidatsii vsekh form diskriminatsii v otnoshenii zhenshchin (Priniata rezoliutsiei 34/180 General'noi Assamblei ot 18 dekabria 1979 goda (Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women (Adopted by General Assembly resolution 34/180 of 18 December 1979)). Available at: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/cedaw.shtml (accessed 17.04.2019).

5. Konventsiia o politicheskikh pravakh zhenshchiny (Priniata rezoliutsiei 640 (VII) General'noi Assamblei ot 20 dekabria 1952 goda) (Convention on the Political Rights of Women (Adopted by General Assembly resolution 640 (VII) of 20 December 1952)): https://www.un. org/ ru /documents/decl_conv /conventions/women_politrights. shtml (accessed 17.04.2019).

6. Konventsiia o pravakh rebenka (Priniata rezoliutsiei 44/25 General'noi Assamblei ot 20 noiabria 1989 goda) (Convention on the Rights of the Child (Adopted by General Assembly resolution 44/25 of 20 November 1989)). Available at: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/childcon.shtml (accessed 18.04.2019).

7. Konventsiia o statuse bezhentsev (Priniata 28 iiulia 1951 goda Konferentsiei polnomochnykh predstavitelei po voprosu o statuse bezhentsev i apatridov, sozvannoi v sootvetstvii s rezoliutsiei 429 (V) General'noi Assamblei ot 14 dekabria 1950 goda) (Convention relating to the Status of Refugees (Adopted on 28 July 1951 by the Conference of Permanent Representatives on the Status of Refugees and Stateless Persons, convened pursuant to General Assembly resolution 429 (V) of 14 December 1950)). Available at: http://www.un. org/ ru /documents/decl_conv /conventions/ refugees. shtml (accessed 18.04.2019).

8. Konventsiia Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv o pravakh i osnovnykh svobodakh cheloveka (zakliuchena v Minske 26.05.1995) (vmeste s «Polozheniem o Komissii po pravam cheloveka Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv», utv. 24.09.1993) (Convention of the Commonwealth of Independent States on the rights and fundamental freedoms of the person (it is concluded in Minsk 26.05.1995) (together with "The provision on the Commission on the rights of the person of the Commonwealth of Independent States" of 24.09.1993)). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6966/ (accessed 16.04.2019).

9. Kuz'min G.S. Theory of justice by John Rawls in frame of problems of modern conflictology. Konfliktologiia = Konfiktologia, 2014, no. 2, pp. 149-160 (in Russian).

10. Mezhdunarodnyi pakt o grazhdanskikh i politicheskikh pravakh (Priniat rezoliutsiei 2200 A (XXI) General'noi Assamblei ot 16 dekabria 1966 goda) (International Covenant on Civil and Political Rights (Adopted by General Assembly resolution 2200 A (XXI) of 16 December 1966)). Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol. shtml (accessed 18.04.2019).

11. Mezhdunarodnyi pakt ob ekonomicheskikh, sotsial'nykh i kul'turnykh pravakh (Priniat rezoliutsiei 2200 A (XXI) General'noi Assamblei ot 16 dekabria 1966 goda) (International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (General Assembly resolution 2200 A (XXI) of 16 December 1966)). Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/pactecon.shtml (accessed 22.04.2019).

12. Rolz Dzh.; Tselishchev V., Karpovich V., Shevchenko A. (translate) Teoriia spravedlivosti: monografiia [Justice Theory: Monograph]. Novosibirsk, NGU Publ., 1995, 532 p.

13. Safarov B. A. Universal Declaration of Human Rights as a fundamental instrument of international standardization of human rights. Vestnik Tadzhikskogo gosudarstvennogo universiteta prava, biznesa i politiki. Seriia obshchestvennykh nauk = Bulletin of the Tajik National University. Series of economic and social sciences, 2013, no. 2 (54), pp. 9-15 (in Russian).

14. Sosushchestvovanie Konventsii o pravakh cheloveka i osnovnykh svobodakh Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv i Evropeiskoi konventsii o pravakh cheloveka (2001) ot 23 maia 2001 g. : rezoliutsiia 1249 (2001) (Coexistence of the Convention on Human Rights and Fundamental Freedoms of the Commonwealth of the Independent States and the European Convention on Human Rights (2001) of 23 May 2001: resolution 1249 (2001)). Available at: http: //assembly.coe.int/nw/xml/XRef/Xref-DocDetails-EN.asp?fileid= 16916 (accessed 19.04.2019).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Капитонова Елена Анатольевна — кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: e-kapitonova@yandex.ru.

AUTHOR

Kapitonova Elena Anatol'evna — Candidate of law, associate professor, department of Criminal Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: e-kapitonova@yandex.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Капитонова Е.А. Современный фазис понимания соотношения свободы личности и необходимого поведения в обществе и его отражение в международных правовых актах / Е.А. Капитонова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2019. — Т. 7, № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Kapitonova E. A. The modern phasis of understanding the relationship of individual liberty and necessary behavior in society and its reflection in international legal acts. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2019, vol. 7, no. 2, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.