Научная статья на тему 'Правовая регламентация инклюзивного образования: Международный опыт'

Правовая регламентация инклюзивного образования: Международный опыт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2499
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНВАЛИДЫ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЦА С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сушенцова Валентина Георгиевна, Буркова Мария Владимировна

Статья посвящена международным нормативно-правовым актом, закрепляющим права граждан на реализацию права получение образования. Реализация данных правовых актов имеет большое значение для формирования права на инклюзивное образование. Автор отмечает необходимость соблюдения международных актов при выработке государственной политики в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law regulation of the inclusive education: international experience

The article is devoted to the international normative-legal act, which fixes the rights of citizens to the realization of the right to receive education. The implementation of these legal acts is of great importance for the formation of the right to inclusive education. The author notes the need to comply with international instruments in the development of public policy in this area.

Текст научной работы на тему «Правовая регламентация инклюзивного образования: Международный опыт»

УДК 342.733

ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Сушенцова Валентина Георгиевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. Е-mail: valsu.63@mail.ru

Буркова Мария Владимировна,

магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: prosto.mari_burkova@mail.ru

Статья посвящена международным нормативно-правовым актом, закрепляющим права граждан на реализацию права получение образования. Реализация данных правовых актов имеет большое значение для формирования права на инклюзивное образование. Автор отмечает необходимость соблюдения международных актов при выработке государственной политики в данной сфере.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, инклюзивное образование, лица с особыми потребностями.

Проблема реализации права на «образование для всех» на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования многих стран. Для реализации данного права необходимо наличие разработанной нормативно-правовой базы. Изучая вопрос нормативно-правовой базы инклюзивного образования, следует обратиться к международно-правовым актам, которые являются основополагающими. Именно международные правовые акты явились «двигателем» активации международного сообщества на создание благоприятной среды для лиц с особыми потребностями. Международное законодательство в данной области имеет более чем полувековую историю развития.

Важнейшим международным правовым актом в данной сфере является «Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года», которая послужила основой для других международных документов, закрепляющих основные права личности (гражданские, политические, социальные, экономические, культурные). Декларация гласит, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах», и закрепляет право всех на обязательное бесплатное начальное образование, «доступное для всех на основе способностей каждого» [1, ст. ст. 1, 26]. Положение о праве на получение равного, обязательного и бесплатного образования развито также в Декларации прав ребенка 1959 года. Согласно данному принципу ребенку должно даваться образование, которое способствовало бы его общему развитию своих способностей, что поможет ему стать полноценным членом общества.

Из всех документов наибольшую известность и влияние приобрела Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960), которая направлена на осуществление статей 2, 27 Всеобщей декла-

рации, запрещающих все формы дискриминации в области образования.

В пункте d статьи XIX Декларации социального прогресса и развития, которая была принята резолюцией 2542 (XXIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1969 года, говорится о необходимости принятия мер «по восстановлению трудоспособности лиц с умственными или физическими недостатками, особенно детей и молодежи, с тем, чтобы помочь им в возможно полной мере стать полезными членами общества». Эти меры должны заключаться в следующем: «предоставление лечения и технических приспособлений, возможностей образования, профессиональной и социальной ориентации, обучения и льгот при трудоустройстве, а также предоставление других видов необходимой помощи, создание социальных условий, в которых нетрудоспособные лица не подвергались бы дискриминации из-за своих недостатков» [2].

Декларация о правах умственно отсталых лиц провозгласила право инвалидов на образование и обучение, что позволит им развить свои способности. Именно с данной декларации, по нашему мнению, начинается история международного законодательства, посвященного правам инвалидов [3].

Еще одним актом, признавшим право инвалидов на удовлетворительную жизнь, а также все гражданские и политические права, стала Декларация о правах инвалидов, утвержденная Резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1975 года.

К ряду важнейших международных документов, определяющих стратегию, программы и рекомендации по праву на образование, можно отнести Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отно-

Сушенцова В. Г., Буркова М. В.

шении женщин (1979), Конвенцию о правах ребенка (1989), Дакарский план действий (2000).

Важным результатом проведения Международного года инвалидов явилось принятие Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1982 года Всемирной программы действий в отношении инвалидов. В этом нормативно-правовом акте было отмечено, что «инвалиды не однородная группа: психически больные или умственно отсталые люди, инвалиды с дефектами зрения, слуха или речи, инвалиды с ограниченной подвижностью или с так называемой нетрудоспособностью по состоянию здоровья сталкиваются с барьерами различного характера, которые требуют различных путей для их преодоления» [4, ст. 8].

К одним из основных, всеобъемлющих документов, посвященных правам инвалидов, можно отнести Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года. В Правиле 6 «Образование» данного правового акта указано, что обучение инвалидов должно быть в рамках национальной системы образования, что лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право обучаться в массовых школах. Но в то же время: «Ввиду особых коммуникативных потребностей глухих и слепоглухонемых, возможно, целесообразнее организовывать их обучение в специальных школах или специальных классах для таких лиц или в специальных группах в обычных школах» [5, правило 6].

На Всемирной конференции по образованию для лиц с особыми потребностями 7-10 июня 1994 года были приняты «Саламанкская декларация» и «Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями». В данном нормативно-правовом акте правительства всех стран призывались «уделить первоочередное внимание необходимости придать «включающий» (инклюзивный) характер системе образования; включить принцип «включающего» (инклюзивного) образования как компонент правовой или политической системы; разрабатывать показательные проекты; содействовать обмену с государствами, разрабатывать способы планирования, контроля и оценки образовательного обеспечения детей и взрослых; способствовать и облегчать участие родителей и организаций инвалидов; финансировать стратегию ранней диагностики и раннего вмешательства; финансировать развитие профессиональных аспектов «включающего» (инклюзивного) образования; обеспечивать наличие должных программ по подготовке учителей» [6, ст. 3].

В 2000 году была принята Гамбургская декларация об обучении взрослых. В этом правовом акте пункт 22 посвящен лицам с особыми потребностями: «В соответствии с Декларацией, принятой в Саламан-ке, следует оказывать содействие интеграции и доступу к образованию людям с умственными и физиче-

скими недостатками. Инвалиды имеют право использовать возможности в области обучения, справедливо отражающие и учитывающие их образовательные потребности и устремления, с учетом которых соответствующие технологии обучения согласуются с их особыми потребностями в области образования» [7, п. 22].

Итоговым и самым значимым, на наш взгляд, международным правовым актом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов. Она была принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года. Статья 24 Конвенции закрепляет: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Данную Конвенцию в 2008 году подписала, а 2012 году ратифицировала и Российская Федерация. Конвенция 2006 года является в настоящее время ориентиром образовательной политики.

Безусловно, перечень нормативно правовой базы инклюзивного образования не является исчерпывающим. Имеются и правовые акты Совета Европы, которые так же, как нормативно-правовые акты ООН, играют большую роль в развитии инклюзивных процессов в образовании.

Подводя итог, можно сделать вывод, что вышеперечисленные декларации выступают руководством к действию и носят общий характер; конвенции имеют обязательный характер для исполнения тех стран, которые их ратифицировали. Данные правовые акты заложили общие основы признания права всех граждан на получение образование независимо от пола, расы, национальности, цвета кожи, политических убеждений, языка, национальности, этнического и социального происхождения, состояния здоровья, которые постоянно дополняются. Они служат ориентиром для реализации и закрепления принципа инклюзивного образования для многих стран и для России, в частности.

Литература

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.01.2017).

2. Декларация социального прогресса и развития. Принята резолюцией 2542 (XXIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 11 дек. 1969 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org/ru/documents/ дес1_сопуМес1агайош^осдеу^Мш1 (дата обращения: 27.01.2017).

3. Декларация о правах умственно отсталых лиц. Принята резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 дек. 1971 г. П. 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа:

www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/retarded.shtml (дата обращения: 27.01.2017).

4. Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 дек. 1982 г. П. С (7) [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/

(дата обращения: 27.01.2017).

5. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 дек. 1993 г. Правило 6 «Образование» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/disabled (дата обращения: 27.01.2017).

6. Саламанкская декларация лиц с особыми потребностями. Принята Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.prpc.ru/ds/ds_02.shtml (дата обращения: 27.01.2017).

7. Гамбургская декларация об обучении взрослых. Принята пятой Международной конференцией по образованию взрослых, Гамбург, Германия, 14-18 июля 1997 г. П. 22 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/hamburg_decl.shtml (дата обращения: 27.01.2017).

V. G. Sushentcova, M. V. Burkova LAW REGULATION OF THE INCLUSIVE EDUCATION: INTERNATIONAL EXPERIENCE

The article is devoted to the international normative-legal act, which fixes the rights of citizens to the realization of the right to receive education. The implementation of these legal acts is of great importance for the formation of the right to inclusive education. The author notes the need to comply with international instruments in the development of public policy in this area.

Key words: Persons with disabilities, handicapped people, inclusive education, persons with special needs.

SUSHENTCOVA Valentina Georgievna - Candidate of History, Associate Professor of the Department of the Theory and History of State and Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: valsu.63@mail.ru

BURKOVA Maria Vladimirovna - Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: prosto.mari_burkova@mail.ru

УДК 34.06

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Чернышев Павел Михайлович,

преподаватель кафедры правового обеспечения государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: chernyshe v_pashka @mail. ru

В статье рассмотрены задачи, роли информационной и телекоммуникационной среды в современном образовании, вопросы использования информационных и телекоммуникационных технологий преподавателями и обучающимися, рассмотрены причины и проблемы эффективного использования информационных и телекоммуникационных технологий в обучающейся среде и важность информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, для качественного образования.

Ключевые слова: образование, телекоммуникационные технологии информационные технологии, информационные системы, информационное общество, интернет, интернет-ресурсы.

В последнее время быстрое развитие информационных и телекоммуникационных технологий в образовательной сфере позволяет открывать новейшие возможности и новые взгляды на образовательный процесс. Информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) получили массовое распространение как среди учебных заведений среднего образования, так и в учебных заведениях высшего образова-

ния. На современном этапе развития общества сложно представить человека, который бы ни разу в своей жизни не использовал ИТТ, поскольку они окружают нас везде.

Слово «технология» имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов, алгоритм преобразования некого сырья, изначального материала в конечный продукт, в предмет потребле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.