МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
утверждаются Госкомрыболовством России по отдельным регионам. Однако в законодательстве речь идет о лицензировании деятельности по организации любительского и спортивного рыболовства, которая осуществляется юридическими лицами, включая общественные объединения граждан (общества рыболовов), и индивидуальными предпринимателями. Эта деятельность носит комплексный характер и может включать организацию соревнований по рыболовному спорту; организацию баз спортивного и любительского рыболовства с предоставлением ряда услуг (например, прокат лодок и орудий лова и пр.) Большинство из перечисленных видов деятельности не относится к пользованию животным миром и не требует получения лицензий в соответствии с законодательством и не включает их в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Неясен механизм лицензирования любительского и спортивного лова ценных пород рыб и иных водных животных, т.к. в настоящее время отсутствуют НПА, устанавливающие порядок выдачи разовых лицензий (сборов за выдачу, порядка и сроков), гражданам на вылов (добычу) ценных пород рыб при осуществлении ими любительского и спортивного рыболовства.
Итак, российское законодательство в области лицензирования отдельных видов природоохранной деятельности нуждается в доработке. Выходом из сложившейся ситуации может послужить совершенствование экологического законодательства и четкое прописывание механизма лицензирования каждой отрасли.
Список использованной литературы:
1. Экологическое право: учебник / Т.Г. Авдеева, А.И. Алиев, Р.Р. Амирова и др.; отв. ред. Р.М. Валеев. М.: Статут, 2012.639с.
2. Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. М.: Юристъ,2012. 312с.
3. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. М.: Юристъ, 2013. 414с.
© А.С. Руденко, Д.Ю. Кряженевский, Т.В. Банникова, 2015
УДК 34.342.7/37.376.2
Т.В. Сазанова
Магистрант 2 курса направления «Юриспруденция» Институт государства и права Тюменский государственный университет г. Тюмень, Российская Федерация
КОНЦЕПЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ПРАВОВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ НА ФОНЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕФОРМ
Аннотация
В международном и российском праве, социальном и педагогическом опыте исторически сформировались различные концептуальные подходы к пониманию инклюзивного образования, многогранны пути его реализации. Приведение законодательства в соответствие с международными стандартами потребует существенного реформирования во всех сферах права, формирования нового понятийно-категориального аппарата, классификаций, нового подхода к реализации межведомственных взаимодействий, социального обеспечения, образования, медицины. Требуется серьезная правовая, социологическая, психолого-педагогическая оценка каждого шага этой реформы с учетом отсроченных результатов, достижение единства и понимания в обществе.
Ключевые слова
Инклюзивное образование, права лиц с ограниченными возможностями здоровья, реализация прав
инвалидов на образование.
187
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
После трагических событий Второй Мировой войны концептуальная идея принадлежности прав человека всем без исключения членам общества проникла в правосознание людей по всему миру, получила широкое признание и правовое закрепление в положениях «Всеобщей декларации прав человека», 1948 г., конституционном законодательстве практически всех государств мира, множестве международно-правовых актов. Соблюдение прав человека является центральным звеном и опорной базой развития принципов социальной справедливости и гуманизма во всем мире.
Современные мировые тенденции в развитии права характеризуются трансформацией системы международных отношений в направлении укрепления экономических и политических позиций всех государств, усиления процессов интеграции и сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности.
Россия в международной правовой системе выступает за общность интересов всех государств и народов по многим проблемам, затрагивающим не только интересы конкретного государства, но и интересы мирового сообщества, интересы каждой личности. Это развитие правового общества, достижение и поддержание общественного согласия, обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышение качества жизни, уровня здоровья, духовного и интеллектуального развития.
Однако сложность обеспечения повсеместного соблюдения прав человека до сих пор существует, как в отдельных регионах и государствах, так и применительно к отдельным социальным группам населения.
В 80-90-е годы ХХ века одним из приоритетных направлений в области развития защиты прав человека стало обеспечение всего разнообразия прав и свобод лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов, инвалидов, для которых проблема приобретает особое значение, поскольку многие не могут самостоятельно и в полной мере защищать и отстаивать свои права. Кроме того, эта категория граждан нуждается в особой правовой защите, требующей комплексных знаний в различных областях наук: медикобиологических, психолого-педагогических, социологических, юридических, что является одной из проблем качественной реализации правовой защиты.
Социологические исследования мирового и регионального уровней показывают, что для большинства граждан с ОВЗ причины правовой незащищенности лежат не в плоскости ограничения физических действий, а в отсутствии достаточного образовательного уровня, социального опыта и адаптации, доступа к информационному пространству. До сих пор существуют общественные предубеждения, наблюдаемые даже в социуме развитых стран, влекущие за собой такие опасные явления как дискриминация и социальная нетерпимость в обществе. Ограничение возможности получать полноценное и адаптированное образование ведет к снижению показателей качества жизни, социальной и психологической дезадаптации людей с ОВЗ.
В связи с этим в международной правовой системе был выработан и принят целый ряд социально значимых документов, регламентирующих особенности обучения, воспитания и образования детей-инвалидов, детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья [2]. На эти документы опиралась и наша страна при формировании национальной нормативно-правовой базы в сфере защиты и реализации прав лиц данных категорий:
- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования Принята Г енеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры от 14.12.1960;
- Пакты о правах человека 1966 гг.;
- Декларация Г енеральной Ассамблеей ООН о правах умственно отсталых лиц. Принята Г енеральной Ассамблеей ООН от 20.12.1971;
- Декларация ООН о правах инвалидов. Провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 09.12.1975;
- Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 03.12.1982;
- Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989;
- Всемирная декларация об образовании для всех (рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей), Джомтьен, Таиланд от 09.03.1990;
188
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
- Рекомендация NR (92) 6 Комитета министров государствам - членам о последовательной политике в отношении инвалидов. Принята Комитетом министров Совета Европы от 09.04.1992;
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20.12.1993;
- Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Саламанка, Испания от 10.06.1994.
В Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (1994) были впервые наиболее полно сформулированы основные идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по реализации права на образование лиц с особыми потребностями. В педагогику был официально введение термин «инклюзивное образование», принцип инклюзивного образования был признан основополагающим ядром реализации программы «Образование для всех» к 2015 году. Представители 92 государств и 25 международных организаций, заявили о необходимости «провести кардинальную реформу общеобразовательных учебных заведений», признавая «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования».
Но, несмотря на огромную нормотворческую работу, проделанную на уровне международного законодательства и национального законодательства многих стран, остается ряд проблем, основанных на отсутствии единого мнения и комплексного понимания особенностей и потребностей этой социальной группы населения. Что, с одной стороны, обусловлено общественно-политическими, социальноэкономическими причинами и различными культурно-историческими подходами к социализации лиц с ОВЗ, а с другой стороны существенными различиями, лежащими в области формирования, развития и реализации самого права, правового государства, правовой науки и ее технологий, правовой культуры общества.
В нормативных актах всех уровней и разных лет наблюдается неоднозначность в применении терминологической базы, отсутствие четкого категориального аппарата по этой проблеме, слабость или отсутствие в законодательстве некоторых стран научно-правовой платформы в этой области, а также трудности языкового перевода некоторых понятий. В силу этих и многих других причин возникла необходимость разработки нового нормативно-правового документа детально рассматривающего проблемы реализации и защиты прав лиц имеющих ограниченные возможности здоровья и особые потребности.
Так резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 г. был принят один из важнейших и социально значимых для всего мирового сообщества документ «Конвенция о правах инвалидов».
Следует отметить, что как самостоятельный международный акт «Конвенция о правах инвалидов» молодой документ, несомненно, включающий опыт предыдущих, однако сам являющийся объектом исследования, которому еще предстоит дать всестороннюю оценку.
Все эти международные правовые акты утверждают право каждого индивидуума получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков: расовая, возрастная, религиозная, половая, культурно-этническая и языковая принадлежность, состояние здоровья, социальное происхождение и экономическое положение, наличие особенного статуса (беженец, иммигрант, вынужденный переселенец) и т.д.
«Конвенция о правах инвалидов» закрепила международные требования в отношении возможности инвалидов вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, обеспечение инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. В том числе, «Государства-участники признают права инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях» (статья 24) [1].
С учетом мировых тенденций, опыта и практики, а также на базе внутренних реформ и подготовки документов к ратификации Конвенции, в 2009 году в России был создан Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете. В 2010-м концепция инклюзивного образования нашла отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая
189
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
школа». В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступила к практической работе по изменению российского законодательства в целях приведения его в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов - в рамках подготовки к ратификации Конвенции.
Российская Федерация 3 мая 2012 года ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, тем самым приняв обязательство по приведению национального законодательства во всех сферах в соответствие с международно-правовыми стандартами, закрепленными в Конвенции.
Первым из документов, вышедшим после ратификации Конвенции о правах инвалидов, стал Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 01.06.2012 г. N° 761. Документ готовился в течение двух лет, поэтому уже включал в себя положения о развитии инклюзивного образования [5].
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2148-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, в том числе поставившая в приоритетные задачи необходимость реформирования системы образования в соответствии с международными документами.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.2012. Реализация прав на образование лиц имеющих ограниченные возможности здоровья является одной из центральных проблем социальной справедливости, и получила широкое отражение в новом законе «Об образовании в РФ» (статьи 11, 13, 15, 16, 17, 31, 32, 34, 36, 41, 42, 45, 71, 79).
Время на реформирование образовательной системы страны к новому стандарту обозначено 2016 годом, при этом в тексте закона имеются ссылки более чем на 140 нормативных правовых документов, что означает необходимость переработать, внести поправки или принять огромное количество нормативных документов федерального и в несколько раз больше актов регионального и муниципального уровней. Поэтому практиками закон об образовании назван отсылочным, а результативность его исполнения, и положительные сдвиги, продолжают оставлять желать лучшего, и особенно в той его части, которая требует существенного вложения экономического, трудового, интеллектуального потенциала [5].
Нужны изменения в носителях самой системы образования, которая представлена авторами закона через структуру, включающую практически все, что касается образовательной системы: от образовательных стандартов до любых лиц, осуществляющих деятельность в сфере образования (Ст.10). Поэтому в изменении обычного хода обучения за последние 2 года особых сдвигов пока не наблюдается, но колоссальным образом возрастает количество бумаг отчетности [4]. Ввиду отсутствия четкого механизма реализации норм на уровне подзаконных нормативных актов, межведомственного взаимодействия, недостаточной ответственности работников государственного аппарата за нарушение прав инвалидов большинство положений законодательства РФ не работают.
В связи с этим принятие Российской Федерацией Конвенции о защите прав инвалидов это:
- серьезный шаг к выявлению реального состояния дел в сфере потребностей инвалидов, в том числе и реализации их права на доступное образование;
- оптимизация управленческого звена на поиск реально действующих государственно-общественных механизмов решения проблем инвалидов;
- формирование новой государственной политики в отношении лиц с инвалидностью и совершенствованию законодательства всех уровней;
- разработка стратегических законодательных документов, стандартов предоставления государственных услуг и других актов на основе общественно-государственного партнерства, при участии самих инвалидов, с учетом их потребностей;
- обучение руководителей и специалистов всех ведомств, предоставляющих различные услуги инвалидам, и особенно педагогов, для грамотного подхода к решению проблем инвалидов, устранения барьеров на пути равенства прав инвалидов в различных сферах жизнедеятельности.
Анализ нормативно-правовой базы позволил выявить ряд тенденций, проблем и отличий в концептуальных подходах международного и Российского законодательства к реализации прав лиц с
190
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
ограниченными возможностями здоровья. За последние десятилетия:
- в международном праве произошло существенное изменение парадигмы и подхода к пониманию социального феномена «инвалидности»;
- основная концепция международно-правовых документов - уход от применения термина «инвалид», «коррекционная педагогика», «дефектология», формирование нового понятийно-категориального аппарата с использованием понятий «лица с ограниченными возможностями здоровья», «специальная педагогика», «нуждающиеся в особых условиях», «формирование безбарьерной среды»;
- наблюдается тенденция перехода от медицинской и социальной модели понимания инвалидности к модели реализации всего спектра прав человека;
- существует разница в понимании процессов инклюзии и интеграции в международном и российском правовом поле;
- в международном понимании цель инклюзивного образования - ликвидация «различного рода негативных отношений и отсутствия должного реагирования на различия по признаку расы, экономического положения, социальной принадлежности, этнического происхождения, языка, религии, пола, сексуальной ориентации и индивидуальных способностей», то есть ликвидация социального отчуждения, смещение фокуса с ограниченных возможностей ребенка на преодоление барьеров в обществе, препятствующих нормальной жизни ребенка, его доступу к базовым социальным службам [3; 5; 7];
- в России понимание инклюзивного образования фокусируется главным образом на проблеме обеспечения доступности и качества образования для лиц с ОВЗ в наименее ограничивающей (по всем критериям) образовательной среде. Однако в законодательстве федерального уровня термин «инклюзивное образование» еще не получил детального раскрытия и глубокого осмысления и ограничивается понятиями, разработанными в нормативных актах регионального и муниципального уровней отдельных субъектов РФ [6];
- вся российская нормативно-правовая база в сфере реализации прав на социальные и образовательные льготы, выплаты, пенсии, трудовые нормы, компенсации и многое другое, была основана на терминах «инвалид», «группы инвалидности», «льгота», «льготная категория» и т.д. Эти понятия являются классифицирующими в системе Конституционного и Федерального законодательства, Гражданского, Уголовного, Трудового, Семейного кодексов и нескольких тысяч подзаконных актов;
- в отличие от национального законодательства некоторых западных стран, в российском законодательстве четко не прописан механизм реализации прав на организацию архитектуры безбарьерной среды. Непонятно кто должен обеспечивать элементы самой безбарьерной среды (транспорт, расходы на оборудование, затраченное на переквалификацию время и т.д.), что по цепочке тормозит возможность реализации и других прав граждан. Формирование безбарьерной среды требует разработки новых и качественных стандартов и нормативов, правил;
- в отечественной правовой науке недостаточно исследовано качество самих нормативно-правовых актов и технологий их производства, особенно на предмет наличия в их содержании реальных и действующих механизмов, способствующих защите и реализации прав лиц с ОВЗ, в том числе на получение не просто образования, а качественного, конкурентоспособного образования;
- исторически сложившаяся в России система образования отличается от образовательных систем других стран. В ней была сформирована система коррекционного образования, которую теперь необоснованно сокращают во многих регионах, причем как по объектам, так и по специалистам, что само по себе является нарушением реализации прав на разные виды образования (домашнее, дистанционное, общее, специальное и др.);
- очевидна разница международного и российского законодательства в самом принципе градации по способности к обучению среди лиц с различными причинами инвалидности (физические или психические формы и др.), что изменит налаженную работу всей системы взаимодействия здравоохранения и образования;
- научные труды по праву обычно затрагивают лишь отдельные аспекты прав инвалидов в области социального обеспечения, конституционного и трудового права, опоры на общие международно-правовые документы;
191
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
- необходима тщательная проработка отечественной современной концепции «инвалидности» в соответствии с требованиями международного права.
Сопоставление российского и международного правового подхода в понимании инклюзивного образования или «образования для всех» представляет одну из важных проблем в сфере изучения прав человека.
Основными направлениями развития российского права в области защиты и реализации прав граждан с ОВЗ должны стать:
• формирование правосознания в обществе, широкое просвещение всех групп населения в области понимания сути инклюзивного образования;
• развитие отечественной концепции инклюзивного образования с учетом международного и отечественного правового опыта;
• организация всеобщей доступности к информационному и правовому полю;
• формирование с раннего детского возраста позитивного общественного мнения по отношению к людям с особыми потребностями;
• осуществление и контроль государством мер, направленных на укрепление уважения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья;
• искоренение коррупционных механизмов как в области реализации защиты прав этой категории граждан, так и в области нормотворческой и правоприменительной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Мартынова Е.А. Технологии реализации конвенции ООН о правах инвалидов / Научные исследования / Scientific researches. СМАЛЬТА, № 3, 2015. С.29.
2. Международные нормативные акты в сфере защиты прав человека, реализации прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]// Организация Объединенных Наций [сайт]. - URL: http://www.un.org/russian/documen/declarat/disabled.htm, свободный.
3. Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования. - ЮНЕСКО, 2009. - 37 с. [Электронный ресурс] URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0017/001778/177849r.pdf
4. Соложнин А.В. Новый закон об образовании: проблемы, которые нам предстоит решать / Экономика. Образование // Государственная политика в области образования: экономические аспекты. № 4, 2014. С. 86.
5. Степанова О.А., Юсупов Р.Г. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы: инклюзивный контекст / Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. № 1(3), 2013. С. 104-109.
6. Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы» от 01.06.2012 г. № 761 [Электронный ресурс] / СПС «Консультант-Плюс».
http://www.consultant.ru/
7. Формирование инклюзивного общества [Электронный ресурс] / ЮНИСЕФ (сайт) [2010] URL: http://www.unisef.ru/programms/inclusiveness/
© Т.В. Сазанова, 2015
УДК 34.05
А.С. Смирнова
Магистр права, юрист ЮК ООО «Гудвилл», г. Омск
ВЛИЯНИЕ ПРЕЦЕДЕНТА НА ИНТЕГРИРОВАНИЕ АНГЛО-АМЕРИКАНСКОЙ И РОМАНОГЕРМАНСКОЙ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ
Аннотация
Автором предпринята попытка проанализировать место прецедента в процессе конвергенции правовых
192