КОНВЕНЦИЯ ООН ПО ПРАВАМ ИНВАЛИДОВ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ
УДК 378.14.015.62
Елена Анатольевна Назарова
к.э.н., доцент кафедры «Мировой экономики и международных отношений» ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики»
Тел.: +7(495)442-23-93 Эл. Почта: Nazarova@mesi.ru
Статья посвящена исследованию проблематики реализации в России Конвенции ООН по правам инвалидов. Сегодня одной из целей, набирающей силу реформы образования в России, является улучшение ситуации в области свободы доступа к образованию. Эта реформа связана с ратификацией Россией «Конвенции о правах инвалидов» и потребует внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство. Вместе с тем ратификация Конвенции ООН создаст дополнительные гарантии защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечения им равных возможностей реализации своих конституционных прав и свобод и полного участия в жизни общества.
Ключевые слова: Конвенция ООН по правам инвалидов, лица с ограниченными возможностями здоровья, право на образование, высшее профессиональное образование, инклюзивное образование.
Elena A. Nazarova,
Doctorate of Economics, Associate Professor, the Department of World Economy and International Relations
Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics Tel.: +7(495)442-23-93 E-mail: Nazarova@mesi.ru
THE UN CONVENTION ON THE RIGHTS OF PERSONS WITH DISABILITIES AND ITS POSSIBLE IMPLEMENTATION IN RUSSIA
The article is devoted to research of the problematic of The United Nations Convention on the Rights of Persons with Disabilities realize in Russia. One of the goals of education reform gaining momentum in Russia is to improve the situation of freedom of access to education. This reform is associated with Russia's ratification of the "Convention on the Rights of Persons with Disabilities" and will require changes and additions to federal legislation. However, the ratification of the UN Convention will provide additional safeguards to protect the rights of persons with disabilities and ensuring their equal opportunity implementation of their constitutional rights and freedoms and to full participation in society.
Keywords: the UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities, persons with disabilities, right to education, higher vocational education, inclusive education.
1. Введение
Каждое государство разрабатывает и осуществляет государственную политику в области образования, основываясь на международно-правовык стандартах и исходя из национальных условий и возможностей. Одной из целей, набирающей силу реформы образования в России, является улучшение ситуации в области свободы доступа к образованию.
Конвенция по правам инвалидов [2] быша принята в г. Нью-Йорке резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г. и вступила в действие 3 мая 2008 г. Нужно отметить, что этот исключительной важности документ охватывает ряд ключевых вопросов, касающихся многих аспектов жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, таких как: индивидуальная мобильность, медицинское обеспечение, образование, занятость, реабилитация, участие в политической жизни, а также равенство возможностей. Конвенция о правах инвалидов предусматривает ликвидацию всех препятствий и барьеров для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В Конвенции, по сути, заявляется, что причиной инвалидности являются отнюдь не медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, а то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Это касается, в первую очередь, реализации лицами с ограниченными возможностями здоровья права на образование и труд.
2. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В целом, право на образование занимает особое место в системе прав и свобод человека, поскольку является важным условием развития личности и фактором, способствующим росту интеллектуального потенциала общества в целом.
Статья 24 Конвенции образование гласит [2]:
1. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:
a) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия;
b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;
c) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.
2. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы:
a) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;
b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;
c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;
д) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;
е) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.
3. Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социализационные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества. Государства-участники принимают в этом направлении надлежащие меры, в том числе:
а) содействуют освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности и способствуют поддержке со стороны сверстников и
наставничеству;
b) содействуют освоению жестово-го языка и поощрению языковой самобытности глухих;
c) обеспечивают, чтобы обучение лиц, в частности детей, которые являются слепыми, глухими или слепоглу-хими, осуществлялось с помощью наиболее подходящих для индивида языков и методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию.
4. Чтобы содействовать обеспечению реализации этого права, государства-участники принимают надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в том числе учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком и/ или азбукой Брайля, и для обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования. Такое обучение охватывает просвещение в вопросах инвалидности и использование подходящих усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки инвалидам.
5. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. С этой целью государства-участники обеспечивают, чтобы для инвалидов обеспечивалось разумное приспособление.
Фундаментальный принцип Конвенции «образование для всех» состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться.
Во 2 пункте данной статьи используется термин инклюзивное образование.
Основополагающий принцип инклюзивного образования - все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей или различий в способности к обучению, которые они могут иметь. При получении профессионального образования в вузе основой общности лиц с ограниченными возможностями здоровья и обычных студентов являются государственные образовательные стандарты, обязательные для тех и других.
Принцип инклюзивного образования (inclusive education) нашел нормативное закрепление в Стандартных пра-
вилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятыгх Генеральной Ассамблеей ООН (декабрь 1993г.) и был выбран в качестве приоритетного образовательного принципа на Международной конференции по образованию для лиц со специальными потребностями, которая проходила в 1994 году в Испании (г. Саламанка). Позже, он был поддержан Мировым образовательным форумом (Дакар, Сенегал, 2000) и сегодня широко внедряется мировым сообществом в образовательную практику.
На наш взгляд, для лиц с ограниченными возможностями здоровья образование играет сегодня даже более важную роль, чем для людей без этих ограничений, так как это действительно один из наиболее действенных социальных ресурсов, направленных на уменьшение общественной изоляции и экономической зависимости.
Обладая данным ресурсом и реализуя его на практике, лица с ограниченными возможностями здоровья способны повысить не только свой материальный уровень, но и свои мотивации, направленные на повышение личностного статуса, а также на полноценное включение в жизнь общества.
Нужно заметить также, что в Конвенции не определяются конкретные формы образования студентов с ограниченными возможностями здоровья и не устанавливаются определенные сроки внедрения «инклюзии» в образовательные системы стран-участников. При этом очевидно, что ООН понимает, что формирование и модернизация такой сферы как образование зависит от традиций и уровня развития каждой конкретной страны.
Действительно, Конвенция определяет лишь общие направления и принципы совершенствования образования стран-участников.
В России законодательно закреплено право граждан на образование, естественно это право распространяется и на лиц с ограниченными возможностями здоровья, но при этом отсутствуют требования и механизмы реализации права этого права лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Существуют специализированные, коррекционные учреждения, не отвечающие требованиям инклюзии, да и в обыгчнык учреждениях ВПО слишком мал процент обучающихся студентов-инвалидов.
Таким образом, действующая се-
годня система образования инвалидов в РФ не соответствует требованиям инклюзии и, в частности, принципам Конвенции ООН о правах инвалидов.
Это значит, что для ускорения внедрения инклюзии необходимо создавать условия для полноценного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая:
• подготовку специалистов;
• создание апробированных методик, обеспечивающих совместное обучение студентов;
• создание надлежащих материально-технических условий.
Переход к инклюзивному образованию является сложным и многоэтапным процессом. Нельзя ускорить этот процесс путем ликвидации коррекци-онных образовательных учреждений. Для введения инклюзии также недостаточно наличия только самих учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом. Необходимо также подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении студентов, нужно обеспечить адекватную поддержку семей студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Наряду с этими условиями, конечно же, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов городская среда, т.е. должны быть ликвидированы и физические барьеры.
Только при таком системном подходе можно ожидать реального существенного сокращения количества студентов, обучающихся в специализированных образовательных учреждениях, и увеличения темпов развития инклюзивного образования.
Таким образом, для внедрения и развития инклюзивного образования в России необходимо, прежде всего, законодательно закрепить инклюзивное образование в качестве одной из основных форм обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и выработать план первоочередных мероприятий и стратегию по внедрению инклюзивного образования в России, в которые нужно включить следующее [4]:
• создание безбарьерной среды в образовательных учреждениях;
• подготовку специалистов и методик совместного образования;
• разработку и апробирование модели инклюзивного образования в нескольких регионах России;
• предусмотреть меры по распространению эффективных моделей инклю-
зивного образования;
• обеспечить выщеление необходимых ресурсов для разработки, апробирования и внедрения моделей инклюзивного образования;
• осуществлять постоянный мониторинг международного опыта инклюзивного образования и его анализ для последующего использования в России;
• предусмотреть меры и формы поддержки семей с лицами с ограниченными возможностями здоровья;
• осуществлять разъяснение сути инклюзивного образования в СМИ с целью формирования позитивного отношения к нему граждан.
Инклюзивная форма обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает формирование в вузе атмосферы доброжелательности, сочувственного отношения, признание за инвалидами равного права на обучение, осуществление политики равных возможностей.
При этом нельзя забывать, что инклюзия любого студента в образовательные условия высшей школы с ее спецификой требует более или менее длительного периода адаптации и это представляется особенно актуальным для студентов с ограниченными физическими возможностями. Это вызвано рядом факторов, сформировавшихся в предшествующие периоды жизни и учебы молодых людей с проблемами физического здоровья. Среди них могут быть, и пробелы в знаниях, и дефицит коммуникабельности, и слабая ориентация в социуме, и привычка к нетребовательному, снисходительному отношению, и завышенные представления о своих возможностях.
Однако эти факторы не могут быть причиной изоляции инвалидов от высшего образования. Необходима система смягчения их влияния, коррекции, поддержки, что образует систему сопровождения учебы инвалида в вузе.
Адаптация как составная часть инклюзивного обучения может быть начата в довузовский период в рамках подготовительного годичного учебного процесса, организуемого вузом на своей учебной базе. На этом этапе начинается социальная, психологическая адаптация наряду с довузовской учебной подготовкой, педагогическая коррекция, развитие коммуникационных способностей абитуриентов, приобщение их к внутривузовской жизни.
Адаптация в довузовский период
фактически уже является началом инклюзии, так как включает в себя не только процесс получения абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья знаний о вузе, учебе и жизни в нем, но дает им также практику предметной подготовки к вступительным испытаниям в общих потоках абитуриентов. Общение в этот период с преподавателями избранных факультетов позволяет как абитуриентам, так и преподавателям узнавать друг друга, устанавливать интеграционные контакты.
Немаловажно для адаптации и инклюзии абитуриентов-инвалидов также и то, что довузовский год их жизни, учебы проходит в стенах вуза, его аудиториях, читальных залах, компьютерных лабораториях, библиотеке, спортивном зале по вузовскому рабочему режиму, с соблюдением вузовской структуры учебного процесса. Способствует инклюзии инвалидов создание внутриву-зовской безбарьерной среды.
Далее, процесс адаптации, инклюзии инвалидов продолжается на студенческой скамье, в условиях реальной вузовской учебы. Инклюзия становится для студентов с ограниченными физическими возможностями главной задачей первых студенческих лет. Надо интегрироваться в учебный процесс с его режимом, формами, системой контроля; освоить традиции вуза; «вписаться» в жизнь факультета, в коллектив студенческой группы; познакомиться со структурными подразделениями вуза такими, как ректорат, деканат, кафедры, студенческий отдел, профсоюзный комитет студентов и т.п.; приспособить к условиям вузовской учебы и жизни свой организм, поддерживая работоспособность.
Многочисленные аспекты инклюзии студентов с ограниченными возможностями здоровья могут быть успешно реализованы не только усилиями самих молодых людей. Им помогает внимание, расположение и помощь со стороны сокурсников, преподавателей, сотрудников, руководителей. Кроме этого гарантии успеха может дать система сопровождения учебы инвалидов и создание в структуре вуза специального подразделения, которое выполняет соответствующие функции.
Таким образом, положительными факторами инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья являются возможность социальной и психологической реабилитации инвалидов через общение со свер-
стниками и участие в «обыгчной жизни». Отрицательными факторами - техническая сложность налаживания обучающего процесса для инвалидов, имеющих ярко выфаженныш нарушения (слабовидящие, слабослышащие и отстающие в развитии).
В целом же инклюзивное обучение позволяет лицам с ограниченными возможностями самореализоваться, получить профессию, добиться успеха в жизни и карьере, быть и ощущать себя личностью, неотъемлемой частью социума.
Инклюзивное обучение является одной из тех форм высшего профессионального обучения, которое помогает осуществлять комплексную (психологическую, социальную и профессиональную) реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе. На наш взгляд при таком подходе к обучению они, как профессионалы, могут стать конкурентоспособными на рынке труда.
3. Занятость лиц с ограниченными возможностями здоровья
Право на труд является неотъемлемым правом любого человека, и люди с ограниченными возможностями здоровья не исключение. Статья 27 Конвенции - Труд и занятость гласит [2]:
1. Государства-участники признают право инвалидов на труд наравне с другими; оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов. Государства-участники обеспечивают и поощряют реализацию права на труд, в том числе теми лицами, которые получают инвалидность во время трудовой деятельности, путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер, направленных, в частности, на следующее:
a) запрещение дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда;
b) защита прав инвалидов наравне с другими на справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и
здоровые условия труда, включая защиту от домогательств, и удовлетворение жалоб;
с) обеспечение того, чтобы инвалиды могли осуществлять свои трудовые и профсоюзные права наравне с другими;
ф наделение инвалидов возможностью эффективного доступа к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства и профессиональному и непрерывному обучению;
е) расширение на рынке труда возможностей для трудоустройства инвалидов и их продвижения по службе, а также оказание помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы;
1) расширение возможностей для индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательства, развития кооперативов и организации собственного дела;
g) наем инвалидов в государственном секторе;
И) стимулирование найма инвалидов в частном секторе с помощью надлежащих стратегий и мер, которые могут включать программы позитивных действий, стимулы и другие меры;
1) обеспечение инвалидам разумного приспособления рабочего места;
поощрение приобретения инвалидами опыта работы в условиях открытого рынка труда;
к) поощрение программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих мест и возвращения на работу для инвалидов.
2. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды не содержались в рабстве или в подневольном состоянии и были защищены наравне с другими от принудительного или обязательного труда.
Относительно России нужно сказать, что потенциал инвалидов на рынке труда остается невостребованным, и их занятость - неоправданно низкой.
Действительно, проблема профессиональной реабилитации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья становится с каждым годом все очевиднее. Важнейшей задачей при решении проблемы профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья представляется ликвидация барьеров на пути к трудоустройству.
Барьеры на пути к трудоустройству людей с инвалидностью существуют в
любом обществе и на многих уровнях (например, физические, психологические, социальные). Их природа может быть как личной, так и системной.
К числу самых распространенных барьеров можно отнести отсутствие физического доступа к рабочему месту и его несоответствующее оборудование, нехватка или полное отсутствие доступного транспорта, недоступность или неудобство различных объектов социальной инфраструктуры, отсутствие или плохое качество необходимых им технических приспособлений. Среди работодателей сохраняется множество стереотипов по отношению к инвалидам, которые препятствуют трудоустройству и часто способствуют занижению заработных плат работникам с ограниченными возможностями здоровья.
Сами инвалиды до сих пор страдают от заниженной самооценки, и не готовы самостоятельно выходить на рынок труда. Нередко, начиная работать, они не справляются именно из-за отсутствия поддержки.
Очевидно, что признание возможности и даже необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья работать на обычных предприятиях, рядом с сотрудниками без инвалидности, накладывает на общество и государственные структуры определенные обязательства. Боязнь этих обязательств, отсутствие должного уровня знаний о возможностях решения проблем инвалидности, в том числе, в реализации их прав на трудовую деятельность, и являются сильными сдерживающими факторами решения проблем трудоустройства инвалидов.
В России в 1995 г. был принят Федеральный закон от 20 июля 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [7], поощряющий трудоустройство инвалидов, который, в частности, утверждает порядок квотирования рабочих мест для инвалидов организациями, численность работников в которых составляет более 30 человек (ст. 21). Федеральный закон от 29 декабря 2001 года № 188-ФЗ [5] изменил порядок и размер взимаемой квоты. Ранее квота составляла не менее 3 % среднесписочной численности с правом субъектов Российской Федерации устанавливать более высокий уровень квоты; сейчас квота может варьироваться в пределах от 2 до 4 %.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ очередной раз из-
менил порядок взимания квоты, теперь квота от 2 до 4 % устанавливается для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек [6]. Таким образом, в части установления квот, можно отметить некоторые послабления для работодателей. Основная часть изменений была связана с упразднением с 1 января 2002 года Государственного фонда занятости населения (ГФЗН). Если ранее в случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу работодатель выплачивал средства в фонд занятости, которые расходовались целевым образом на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты или создание специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов, то теперь механизм установления квоты определяется в субъектах РФ, средства соответственно также поступают в бюджеты субъектов РФ.
Таким образом, по существу, в настоящее время отсутствует реальное квотирование рабочих мест для инвалидов, что является отрицательным фактором, влияющим на занятость инвалидов.
К числу первоочередных мер можно отнести ликвидацию зависимости между получением государственных денежных выплат и трудоустройством.
Прежде всего, это означает отмену степеней ограничения способности к трудовой деятельности в качестве критерия для назначения пенсионных и иных выплат.
По нашему мнению, реализация статьи 27 Конвенции в РФ должна способствовать принятию «антидискриминационного» законодательства в отношении инвалидов, основанного на международном опыте обеспечения права инвалидов на труд и достойную жизнь.
Для обеспечения занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья следует следующие принять меры по [4]:
• законодательному запрещению дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда;
• реализации прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на труд, включая равное вознаграждение за равный труд;
• обеспечению доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства и профессиональному и непрерывному обучению;
• расширению возможностей для индивидуальной трудовой деятельности и предпринимательства;
• первоочередному трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья на открытом рынке труда в государственном секторе;
• принятию комплексных мер по стимулированию найма лиц с ограниченными возможностями здоровья работодателями в частном секторе, включая предоставление налоговых льгот, прямых дотаций на создание рабочих мест для инвалидов, компенсацию дополнительных затрат, связанных с наймом и трудовой занятостью инвалидов, и другие меры;
• разработке методики приспособления и создания рабочих мест в различных отраслях хозяйства России;
• созданию сети консультационных и тренинговых центров, направленных на приобретение знаний и первичного опыта работы лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях конкурентного рынка труда;
• поддержке создания и внедрения программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих мест и возвращения на работу для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4.Заключение
Таким образом, для людей, которые относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и имеющих ограниченный выбор профессий, получение профессионального образования позволяет расширить их возможности интеграции в общество, стать конкурентоспособными на рынке труда. Вопрос доступности высшего образования для них становится жизненно важным. Вышеуказанные факты подтверждают необходимость постоянного совершенствования, периодической корректировки действующего законодательства в области образования, его соотнесения с реалиями жизни.
Первоочередное значение для реализации лиц с ограниченными возможностями здоровья своих конституционных прав на образование и труд в России имеет формирование беспрепятственного доступа к объектам социальной и иных инфраструктур.
Ратификация Россией «Конвенции о правах инвалидов» потребует внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство.
«Действующее российское законодательство, в том числе в сфере социальной защиты инвалидов, в целом соответствует нормам Конвенции. Оно основано на тех же принципах и нормах международно-правовых актов о правах и свободах человека. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" адаптирует и конкретизирует международно-правовые нормы и принципы социальной политики в отношении инвалидов применительно к российским условиям. В то же время Конвенция содержит много новых положений, для реализации которых требуются дополнения указанного и других федеральных законов» [3].
В этой связи, разработан проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов". Этот проект предусматривает установить механизмы реализации в России положений Конвенции по тем вопросам, решение которых в настоящее время осуществляется недостаточно эффективно.
Кроме того, в целях обеспечения прозрачности установления ограничений жизнедеятельности, определения инвалидности, повышения эффективности процесса их реабилитации, Правительством России принята Концепция совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Практическая реализация положений Конвенции будет осуществляться в рамках Государственной программы "Доступная среда" на 2011-2015 годы, которая утверждена Правительством России в марте 2011 года.
Ратификация Конвенции создает дополнительные гарантии осуществления и защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечения им равных с другими лицами возможностей реализации своих конституционных прав и свобод и полного участия в жизни общества. Она создает основу активной социальной политики государства в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья и совершенствования правового регули-
рования и практической деятелыности в сфере социалыной защиты, реабилитации и социалыной интеграции инвалидов [3].
Литература
1. Всемирный доклад «Образование для всех к 2015 году. Добыемся ли мы успеха?» Издателыство Юнеско. 2008.
2. Конвенции о правах инвалидов / Резолюция A/61/611, принята генералы-ной Ассамблеи ООН от 24 января 2007 г. - Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 2007, URL:http://www.un.oig/
3. Минздравсоцразвития России разработало проект федералыного закона «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»\\URL: www.minzdravsoc.ru\
4. Официалыный сайт Программы развития ООН, Е.Гонтмахер, Е.Шаталова, Конвенция по правам инвалидов и возможности ее реализации в России (Институт современного развития)// URL: http://undp.ru/
5. Федералыный закон от 29 декабря 2001 года № 188-ФЗ "О внесении изменений в Федералыный закон Российской Федерации. «О социалыной защите инвалидов в Российской Федерации» и закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»
6. Федералыный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодателыные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторый законодателыных актов Российской Федерации в связи с принятием Федералыных законов "О внесении изменений и дополнений в Федералыный закон "Об общих принципах организации законодателыных (представителыных) и исполнителыных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
7. Федералыный закон Российской Федерации № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социалыной защите инвалидов в Российской Федерации».
References
1. World Report 'Education for All by 2015. Will we succeed? "UNESCO Publishing. 2008.
2. Convention on the Rights of Persons with Disabilities / Resolution A/61/ 611, adopted by the UN General Assembly on January 24, 2007 - New York: Unit-
ed Nations, 2007, URL: http://www.un.org/
3. Health Ministry of Russia has developed a draft federal law "On ratification of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities» \ \ URL: www.minzdravsoc.ru \
4. Official website of the UN Development Programme, Gontmakher E., E. Shata-lov, the Convention on the Rights of Persons with Disabilities and the possibility of its realization in Russia (Institute of Contemporary Development) / / URL:
http://undp.ru/
5. The Federal Law of December 29, 2001 № 188-FZ "On Amending the Federal Law of the Russian Federation." On Social Protection of Disabled Persons in the Russian Federation "and the Russian Federation law" On employment in the Russian Federation "
6. The Federal Law of 22 August 2004 N 122-FZ "On Amendments to Legislative Acts of the Russian Federation and Annulment of Some Legislative Acts of
the Russian Federation in connection with the adoption of federal laws" On Making Amendments and Addenda to the Federal Law "On General Principles of Organization of Legislative (representative) and executive authorities of subjects of the Russian Federation "and" On General principles of Local government in the Russian Federation."
7. Federal Law № 181-FZ of 24 November 1995 "On social protection of invalids in the Russian Federation."