Права человека в современном мире
63
5. Бакланова О.А. Компаративистский анализ исторических типов социальности // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2011. - № 3. - С. 219-223.
6. Иконникова ГИ., Ляшенко В.П. Философия права: учебник для вузов. -С. 248.
7. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой процесс. -Екатеринбург, 1996. - С. 193.
8. Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998.
РОЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВАХ, СВОБОДАХ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
© Шиянова И.О.*, Бакланова О.А/
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
В работе рассмотрены социокультурные детерминанты представлений о правах, свободах и ответственности в российском обществе, роль истории, культуры и общественного строя на формирование в сознании граждан представлений о категориях «права», «свободы» и «ответственность»; с точки зрения гражданского общества и демократического государства проанализированы современные реалии, оказывающие влияние на российский менталитет.
Ключевые слова права, свободы, ответственность, общество, культура, детерминанты, каноны, социокультурные формы.
Категории «права», «свободы» и «ответственность» являются центральными и одними из важнейших в философии права. Во многом представления о них (как показано в работах [1, 2]) в российском обществе формировались на фоне развития российской ментальности и ее дифференциации как особого процесса.
Модели отношения человека и социума обусловливают отношение к предоставленным правам и свободам каждого гражданина. Как пишет В.А. Купцов, важной проблемой современного человека становится проблема независимости и автономии от угрожающего его подлинной самореализации влияния «сомнительных ценностей и представлений ... навязываемых ему средствами массовой информации» [3]. Именно в противостоянии этому влия-
* Студент 1 курса магистратуры Юридического института.
* Доцент кафедры Философии Гуманитарного института, к.ф.н.
64
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
нию и выработке собственных ценностей и идеалов происходит формирование подлинно свободного и ответственного гражданина современного демократического общества.
Очевидно, что представления о правах, свободах и ответственности являются одними из таких ориентиров для каждого гражданина, поэтому важно понять, что влияет на их формирование в понимании граждан.
Существование свободы невозможно без поддержания и сохранения определённых форм человеческих отношений, под которыми следует понимать различные культурные традиции и обычаи (от обрядов погребения до правил этикета). Эти социокультурные формы можно понимать как некие каноны, которых следует придерживаться, чтобы не превращать свободу в произвол и чтобы свобода носила не разрушительный, а творческий и позитивный характер. Канон как таковой не является препятствием для творчества и свободы, напротив, канон обеспечивает пространство для свободы, позволяя каждому проявить свою индивидуальность. Канон или культурная форма, таким образом, вносит порядок в хаос человеческих чувств и отношений, поэтому соблюдение этих форм обладает ценностью. Нравы, мораль, воспитание и культура в лице, в том числе, канонов и традиций являются одними из основных регуляторов свободы, они же и являются детерминантами представлений о них.
В отечественной философии категория свободы соотносилась с категорией воли. Понятия «воля» и «вольница» оформились на Руси примерно в XVI-XVII веках. С одной стороны, «вольница» означала авторитет группы, а, с другой стороны, в воле могло выражаться повеление природных сил. Наибольшее влияние на формирование представления о свободе и ответственности у русского народа оказали историко-религиозные детерминанты, в которых социокультурные являются производными в дальнейшем факторами. Понятие свободы родилось в христианстве как выражение равенства людей перед Богом и возможности для человека свободного выбора на пути к Богу.
«По сути дела русский народ всегда находился в рабстве, - пишет В. Познер, - почти три века татаро-монгольского ига, за которым через некоторое время последовало установление крепостного права, длившегося без малого четыре века; его отмена не сопровождалась попытками дать крестьянству подлинную свободу (т.е. земельные наделы), а спустя пятьдесят с небольшим лет пришло рабство в виде советской власти с ее прикреплением крестьян к колхозу.
Откуда у народа с подобной историей может взяться понимание свободы? Свобода и ответственность - две стороны одной и той же монеты, без второй нет первой. Но раб по определению безответственен, за него отвечает хозяин. Для раба существует воля - что хочу, то и ворочу, - не имеющая ничего общего со свободой» [4]. Данное высказывание лучшим образом иллюстрирует причинность российского менталитета и российскую иден-
Права человека в современном мире
65
тичность, которые, в свою очередь, обусловливают особенности представлений о правах, свободах и ответственности в России.
Еще одним социокультурным детерминантом выступает «элитарность» как состояние общества, при котором существует определенное меньшинство, «элита», которая и обладает в сознании всех остальных правами и свободами в полной мере [5, с. 25]. Такая несправедливость порождает в сознании граждан индифферентное отношение к праву как к закону и отсылает если не пониманию права в объективном смысле, то к пониманию его в еще более высоком, «надстроечном» смысле - право как надстроечным элементом в системе социальных регуляторов. Поэтому и «правосознание россиян не ориентировано на формальную букву закона, оно по-прежнему подчинено действию неформальных практик» [5, с. 24].
В связи с этим следует отметить, что представления о правах, свободах и ответственности и правовая культура - совершения разные понятия, то есть речь ни в коем случае не идет о правовой ментальности, а только об актуализации категорий «права», «свободы» и «ответственность» в сознании каждого гражданина.
Представления о правах в современном российском обществе обусловлены существующими политико-правовыми реалиями. «Разерешено всё, что не запрещено» - главенствующий принцип, укоренившийся в сознании граждан, который отсылает к совокупности прав, которыми государство наделяет своих граждан. При этом, правовой нигилизм, обусловленный недоверием к власти и ее способности обеспечить реализацию прав, порождает парадоксальную ситуацию неоднозначного отношения граждан к субъективным правам. В свою очередь, недоверие к власти обусловлено тем, что «фактически конституционный строй России (как и повсюду в мире) не гарантирует гражданину полной реализации прав и свобод» [5, с. 24].
С политико-правового аспекта в российской действительности представления о правах, свободах и ответственности связаны с формированием гражданского общества, которое более всего представляет собой активную позицию своих граждан. В этом плане западные страны продвинулись дальше России, граждане которой в силу менталитета испытывают необходимость в «сильной руке» власти и потому подсознательно всю ответственность за существующее положение дел накладывают на власть, забывая о том, что истинное гражданское общество характеризуется активнейшей позицией граждан, которые несут моральную индивидуальную ответственность за индифферентность к развитию социальных институтов [6].
Всё вышеуказанное приводит нас к выводу о том, что категории прав, свобод и ответственности в сознании российских граждан, с одной стороны, связаны с требованиями к государству обеспечить оными (и это одна из причин невозможности становления полноценного гражданского общества в Российской Федерации в ближайшее время), а, с другой - противопоставлены категориям права и закона, которые «по исторической традиции у рос-
66
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
сиян чаще ассоциируются с инструментами государственного принуждения, насилия и наказания, нежели с источником свободы...» [5, с. 24; 7].
Таким образом, роль социокультурных детерминант в формировании представлений о правах, свободах и ответственности применительно к российскому обществу носит свою специфику, связанную с поистине огромным влиянием общества и культуры на российскую ментальность и развитие в сознании граждан представлений о различных явлениях социума. Негативные явления (правовой нигилизм, низкая правовая культура, недоверие к власти) не меняют структуры представлений о правах, свободах и ответственности граждан, наоборот, они порождены данными представлениями.
Список литературы:
1. Бакланов И.С., Бичахчян М.К. Правосознание как базис развития демократического общества // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2013. - № 5. - С. 74-80.
2. Бакланов И.С., Хубиев А.О. Структуры гражданского общества в политическом процессе современности // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2012. -№ 1. - С. 13-17.
3. Купцов В.А. Социальная свобода и ответственность в современном демократическом обществе [Электронный ресурс]. - Чебоксары. - 2006. -Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sotsialmya-svoboda-i-otvetst-vennost-v-sovremennom-demokraticheskom-obshchestve.
4. Официальный сайт Владимира Познера Pozneronline.ru [электронный ресурс] // Познер Online - «Свобода и ответственность - две стороны одной и той же монеты». - 20.12.2015. - Режим доступа: http://pozneronline.ru/ 2015/12/13559/.
5. Бакланов И.С., Бичахчян М.К., Бакланова О.А. Социальная детерминация динамики правосознания: современный российский опыт // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 8. -С. 23-26.
6. Бакланов И.С., Хубиев А.О. Структуры гражданского общества в политическом процессе современности // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2012. -№ 1. - С. 13-17.
7. Бакланов И.С., Хубиев А.О., Бичахчян М.К. Проблема формирования правового гражданского состояния и принцип примата морали по отношению к политике: от Канта к современности // Актуальные проблемы современного российского права Сборник научных трудов / Отв.ред. А.В. Соловьев. - Невинномысск, 2008. - С. 6-9.