Научная статья на тему 'Феномен современного коллективизма'

Феномен современного коллективизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
651
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВИЗМ / ИНДИВИД / ОБЩЕСТВО / СИСТЕМА / ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ / ТРАДИЦИИ / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванова К.И.

В статье описывается феномен коллективизма в современном его состоянии. Кроме того, описываются характерные признаки, а также приводятся различные взгляды на коллективизм как на явление. По мнению автора, коллективизм в современном обществе является принципом его построения, его структуризации, а также подразумевает готовность каждого индивида к пожертвованию своими интересами во благо коллектива. Кроме того, в статье отмечено, что коллективизм существует давно и является изменчивым явлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен современного коллективизма»

82

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

стало таковым, потому что в обществе изначально существует градация, деление субъектов на определенные группы.

Таким образом, делаем вывод, что правосознание и справедливое общество являются абсолютизированным категориями, то есть идеальными и недостижимыми. Считаем, что возможно лишь построение и существование околосправедливого общества. Такое общество характеризуется следующим образом: во-первых, большинство его членов уверены в том, что соблюдение и уважение закона является необходимым для развития всего общества в целом; во-вторых, в таком обществе действует формула соответствия действия и воздаяния; в-третьих, реализуется принцип равенства всех перед законом; в-четвертых, меньшинство, то есть правящая группа создает такие условия для большинства, при которых обеспечивается такой уровень жизни, при котором возможно удовлетворение как естественных, так и духовных потребностей индивида; в-пятых, минимальный уровень градации, классовости. Кроме того, представляется, что сама категория «правосознание» изменяется под влиянием общественного уклада.

Список литературы:

1. Бакланов И.С., Бичахчян М.К., Бакланова О.А. Социальная детерминация динамики правосознания: современный российский опыт // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 8. -С. 23-26.

2. Матузов Н.И. Теория государства и права: учеб. для вузов по направлению и спец. «Юриспруденция» / Н.И. Матузов, А.В. Малько; Сарат. фил. Ин-та государства и права Рос. акад. наук. - М.: Юристъ, 2001. - 511 с.

3. Бакланов И.С., Хубиев А.О. Структуры гражданского общества в политическом процессе современности // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2012. -№ 1. - С. 13-17.

4. Бакланов И.С., Бичахчян М.К. Правосознание как базис развития демократического общества // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2013. - № 5. - С. 74-80.

5. Что такое «справедливое общество» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/ec_ref/d074523/printable/.

ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО КОЛЛЕКТИВИЗМА © Иванова К.И.

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

В статье описывается феномен коллективизма в современном его состоянии. Кроме того, описываются характерные признаки, а также приводятся различные взгляды на коллективизм как на явление. По мне-

Философия глазами современника

83

нию автора, коллективизм в современном обществе является принципом его построения, его структуризации, а также подразумевает готовность каждого индивида к пожертвованию своими интересами во благо коллектива. Кроме того, в статье отмечено, что коллективизм существует давно и является изменчивым явлением.

Ключевые слова коллективизм, индивид, общество, система, взаимообусловленность, традиции, коммуникация.

С древнейших времен человек сознательно стремится к коллективизму. Раньше такое стремление было обусловлено вопросами выживания, так как для того человека смысл жизни сводился к тому, чтобы обустроить примитивное жилище, найти пропитание и продолжить род.

С течением времени развивался как сам человек, так и общественные отношения. Кроме того, усложнялась коммуникация, которая оказывает большое воздействие на коллективизм. Целью настоящей работы является отражение наиболее существенных признаков современного коллективизма.

Сам по себе коллективизм является сложным явлением, то есть многоэлементным. Считаем, коллективизм по аналогии с общественным отношением состоит из следующих элементов: субъект, объект и содержание.

Субъектом в коллективных взаимоотношениях является индивид. По мнению О.А. Баклановой современное исследование коллективизма начинается с исследования проблемы индивида, качества его связи с коллективом и особенности интерсубъективного пространства. Особенность исследования индивида состоит в диалектике обособленности от целого и неизбежной соотнесенности с целым, сопричастности ему [1]. Проблема индивида может быть рассмотрена в плоскости общенаучной проблемы соотношения общего и частного, индивидуального и коллективного, а также возможно и рассмотрение вопроса через связь объема и содержания, где объемом будет являться обществоколлектив, а содержанием - каждый отдельный индивид.

Связь индивида с коллективом состоит не только в его причастности к общности, но и в том, что сама связь индивид-общество является системой взаимопредполагаемых элементов.

Кроме того, такая связь для каждого элемента является обратной, то, как индивид воздействует на коллектив, так и коллектив на индивида, внося свои коррективы в действительное и будущее существование. Считаем, что в различных обществах взаимосвязь и взаимозависимость человека и коллектива разная и может быть в различных вариациях: ориентация индивида на себя; ориентация индивида на общество; взаимная ориентация; приоритет коллективного над индивидуальным. При этом отметим, что как общество, так и индивид полностью отрицать интересы второго элемента не могут, так как, как уже отмечалось выше, элементы являются взаимопредполагаемыми и взаимообусловленными. Интересы отдельной личности играют большую роль во взаимоотношениях с коллективом.

84

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Отметим, что существуют и иные взгляды на взаимосвязь индивида и коллектива. Так, например, в психологии считается, что коллективизм - это тип социального устройства, где благо группы людей или общества в целом считается более важным, чем благо отдельной личности [2]. Стоит обратить внимание на то, что данное определение дано в начале двухтысячных годов.

Объектом в такой взаимосвязи является то, на что направлены такие отношения. Предполагаем, что по аналогии с правоотношением объектом в коллективизме является то, на что направлены субъективные права и обязанности [3]. Действительно, у индивида по отношению к коллективу есть определенные права и обязанности. Некоторые авторы склоняются к мнению о том, что объектом является то, по поводу чего складывается правоотношение [4]. Крайне сложно установить конкретный предмет отношения индивида и коллектива. Считаем, что за предмет таких отношений необходимо принимать любое воздействие, изменяющее характеристики индивида и общества. Так, например, само существование индивида в коллективе подразумевает определенное двухстороннее воздействие.

Содержанием коллективных взаимоотношений является то фактическое поведение, которое элемент вправе или обязан совершить. Считаем, что во взаимосвязи коллектива и индивида каждый одновременно имеет права и несет обязанности.

Считаем, что коллективизм, как и любое социальное явление имеет ряд признаков: открытость, контрастность, организованность, взаимообусловленность составляющих элементов.

Признак открытости означает способность устанавливать и поддерживать взаимосвязь, строящуюся на коллективистской основе, с другими участниками, коллективами, а также их представителями. Кроме того, предусматривается взаимное уважение интересов индивида и коллектива.

Открытость, по нашему мнению, подразумевает коммуникацию. Конец XX - начало XXI вв. отличаются стремительным развитием средств и форм коммуникации, что сказалось на коллективизме в целом. С одной стороны, новые формы помогают индивидам контактировать, экономя при этом время, а также выводя коммуникацию на совершенно новый уровень. С другой стороны, Информационная революция и нарастающая глобализация круто изменили мир.

Невероятно расширив регулятивные и организационные возможности человека, они одновременно создали условия для его виртуальной деструктивности [1]. Неограниченный доступ к информационным системам негативно сказывается на коммуникации. Так, исчезает та самая «живая коммуникация», то есть непосредственное общение индивидов без использования специальных электронных средств. Кроме того, частым явлением является игровая зависимость, а также зависимость от социальных сетей. Хотя указанные явления и предполагают коммуникацию, но для многих людей все таки являются заменителем реальности.

Философия глазами современника

85

Контрастность предполагает наличие в коллективе индивидов отличных от друг друга по личным, деловым качествам, политическим и религиозным убеждениям. При обмене информацией и коммуникации индивиды изменяют характеристики друг друга. Считаем, что понятие «общества» в его узком значении как раз и не предполагает контрастности, что делает отличным «коллектив» и «общество».

Организованность означает взаимодействие членов коллектива, распределение обязанностей между ними, взаимозаменяемость, способность реагировать на деструктивные изменения и предпринимать меры по их устранению.

Кроме того, под организованностью может пониматься наличие субординационных связей в коллективе, то есть построение элементов системы по принципу власти и подчинения. Именно те индивиды, которые отличаются наличием определенных личных, деловых качеств выступают в качестве организаторов, берут на себя ответственность за интерес коллектива. Признак организованности, по нашему мнению, связан с традицией. Как уже отмечалось выше, сам коллективизм существует испокон веков. Еще при зарождении первых племен, а позднее и протогосударств признак организованности играл одну из решающих ролей. Во главе коллектива всегда стоял наиболее мудрый (старый) член коллектива, который по мнению большинства сможет обеспечить интересы общности.

Отметим, что в некоторых коллективах один индивид совмещал как роль управленца-организатора, так и роль члена, обеспечивающего исполнение воли меньшинства. Так, старейшина мог одновременно являться охотником. Также во все времена в коллективах наблюдалось распределение ролей и обязанностей. Так, например, в первобытных коллективах существовали собиратели, строители. В современности существует такая же схема: есть управленцы и управляемые. Такое положение является необходимым. Иначе, при отсутствии определенной группы управленцев, управление будет осуществляться всеми над всеми, то есть совпадет субъект и объект, что является недопустимым.

Говоря о роли каждого индивида в коллективе, необходимо вспомнить о понятии «коллективного интеллекта», под которым понимается способность группы находить решения задач более эффективные, чем лучшее индивидуальное решение в этой группе. Коллективный интеллект возникает в результате коммуникации, обмене информацией и знаниями, что способствует достижению определенного единого мыслительного результата.

Взаимообусловленность обозначает существование элементов системы и системы в целом из-за существования иных элементов и системы.

Таким образом, современный коллективизм - это, прежде всего, принцип общественной жизни, принцип организации общества, его структуризации, это принцип, при котором в идеале член коллектива при столкновении с дилеммой «общественный интерес» или «личный» делает выбор в

86

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

пользу общественного. Коллективизм - это готовность поступиться личным благом ради общего при наличии выбора. Индивидуализм, исходя из этого, -это противопоставление интересов отдельного индивида интересам общества, предпочтение личных интересов общественным при том же наличии свободы выбирать [1]. Считаем, что наличие выбора является обязательным условием существования коллективизма.

Считаем, что современный коллективизм отличается от коллективизма прошлого, но такие отличия обусловлены появлением, изменением, а также исчезновением ряда общественных отношений и являются естественными.

Список литературы:

1. Бакланова О.А. Специфика исследования коллективизма как базового типа социального бытия // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2012. - № 1. - С. 18-21.

2. Психология. А-Я. Словарь-справочник / пер. с англ. К.С. Ткаченко. -М.: ФАИР-ПРЕСС; Майк Кордуэлл, 2000.

3. Братусь С.Н. Советское гражданское право / под ред. С.Н. Братуся. -М., 1950. - С. 55.

4. Гражданское право. Ч. 1: учеб. / под ред. А.Г. Калпина, А.И. Маслае-ва. - М.: Юристъ, 2002. - С. 67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.