Научная статья на тему 'Философско-правовой аспект проблематики прав человека'

Философско-правовой аспект проблематики прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
388
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
право / свобода / ответственность / общество / гражданин / поколение прав / объективное право / субъективное право

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шиянова И.О., Бакланов И.С.

В работе рассмотрена проблематика понимания права, в частности, во взглядах корифеев философии права, проанализирована связь с другими философско-правовыми категориями, в историческом разрезе приведены позиции теоретиков правопонимания и выделены проблемы понимания права современного периода; рассмотрены современный перечень поколения прав и их роль в понимании сущности права. В работе также выдвигается точка зрения о специфической «надстроечной» природе права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философско-правовой аспект проблематики прав человека»

Права человека в современном мире

59

2. Обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.

3. Обязанность содержать детей.

4. Обязанность обеспечивать получение детьми основного общего образования.

5. Обязанность защищать права и законные интересы детей.

Обязанности детей:

1. Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях.

В российском законодательстве отсутствуют обязанности несовершеннолетних детей. Они определяются в каждой семье родителями самостоятельно.

Таким образом, анализ современного законодательства по вопросам регулирования взаимоотношений в семье показал, что в России уже достаточно развита нормативно-правовая база в этой области. Однако решение некоторых вопросов еще сопрягаются с теми или иными сложностями.

Список литературы:

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // ИПС «Консультант Плюс».

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // ИПС «Консультант Плюс».

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 01.01.2016) // ИПС «Консультант Плюс».

4. Указ Президента РФ от 14.05.96 №712 (ред. от 05.10.2002) «Об основных направлениях государственной семейной политики» // ИПС «Гарант».

5. Семейное право: учебное пособие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aUpravo.ru/library/doc100p0/instrum102/item168.html (дата обращения: 14.01.2016).

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОИ АСПЕКТ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

© Шиянова И.О.*, Бакланов И.С.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

В работе рассмотрена проблематика понимания права, в частности, во взглядах корифеев философии права, проанализирована связь с дру-

* Студент 1 курса магистратуры Юридического института.

* Профессор кафедры Философии Гуманитарного института, д.ф.н.

60

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

гими философско-правовыми категориями, в историческом разрезе приведены позиции теоретиков правопонимания и выделены проблемы понимания права современного периода; рассмотрены современный перечень поколения прав и их роль в понимании сущности права.

В работе также выдвигается точка зрения о специфической «надстроечной» природе права.

Ключевые слова: право, свобода, ответственность, общество, гражданин, поколение прав, объективное право, субъективное право.

Проблема понимания права связана с его многозначностью как в субъективном, так и в объективном плане [1]. Права человека являются важнейшей категорией философии права и других наук. Исторически возникавшие и развивавшиеся школы правопонимания - от естественной и позитивистской до либертарной концепции правопонимания В.С. Нерсесянца [2, с. 319] - предпринимали попытки подойти к определению права с различных позиций, однако вряд ли возможно какое-либо из определений признать успешным в полной мере в связи с широкоаспектностью и важностью данного предельно общего понятия теоретического уровня юридической науки [3, с. 60].

Между тем, право - есть то, окружает человека каждый день и при этом отражает достигнутый уровень социального развития и выступает как существенный элемент социальности [1, 4, 5]. Реализация права тесно связана с существованием ответственности и предоставлением (наличием) свободы у гражданина. Право - гарант осуществления свободы, средство ее защиты и охраны. Право также и мера прогресса, то есть право - это и мера свободы в качестве продукта развития, и мера социального вида ответственности.

Немецкая философская школа с разных аспектов подходила к пониманию права - если Ф. Гегель рассматривал его как реальное бытие таких категорий, как свобода и ответственность личности, то И. Кант определял право как сферу свободы, предназначенную для обеспечения внешней автономии отдельно взятой личности. А вот, например, Л.Н. Толстой считал, что существующие правовые нормы - это нормы свободы, которая юридически признана и выражена государством посредством законов.

Связь права со свободой глубинна во всех аспектах ее рассмотрения -философском-правовом, чисто юридическом, социальном и др. Отметим, что права и свободы не тождественны друг другу. В понимании права в отечественная юридическая традиция неизбежно приходит к отождествлению права если не с законом, то с нормами, «исходящими от государства и обеспеченными силой государственного принуждения». Таким образом, если в понимании права нельзя отбросить отождествление с законом, то относительно категории свободы нужно отметить, что данная категория является более широкой в философско-правовом понимании, что можно проиллюстрировать следующим примером.

В юриспруденции связь права и свободы проявляется в существовании поколений прав, обусловленных конкретным историческим периодом раз-

Права человека в современном мире

61

вития человечества. Поколение прав является степенью свободы граждан. Иконникова Г.И. говорит о том, что сегодня выделяют уже четыре поколения прав [6, с. 248]:

Первое поколение - право на жизнь и сохранение имущества. Оно определяется природой человека и выступает как его свойство защищать свою жизнь и средства ее обеспечения.

Второе поколение - социально-экономические права, которые означают развитие свободы человека в системе социально-экономических и правовых отношений под углом зрения социальной и экономической справедливости.

Третье поколение - право на мир, здоровую окружающую среду, образование и др.

Четвертое поколение - касается переходного состояния между жизнью и смертью как финальными ценностями человечества - аборты, эвтаназия и др. [7, с. 193].

Существование данных «поколений» подтверждает тот факт, что право -есть мера прогресса, и не исключено, что следующая ступень развития общества может породить и пятое, и шестое поколение прав человека и гражданина.

Алексеев С.С. выделяет актуальные проблемы прав человека, относя к ним следующие. Во-первых, «размытость» категории прав, связанная с обескровливанием, размыванием права в лозунговой политической жизни и в науке.

Во-вторых, необходимость углубления теоретической разработки. Алексеев С.С. связывает решение данной проблемы с разработками Покровского А.И., в частности: развитие к мысли о соотнесении неотъемлемых прав человека не с «органами власти», а с государством в целом; духовная, трансцендентная сторона неотъемлемых прав человека. Выраженный в позиции А.И. Покровского основательный подход к правам человека, выводящий правовое положение личности на уровень ее взаимоотношений с государством в целом, взаимоувязан с другой существенной проблемой - с тем, что неотъемлемые права человека потому и касаются «государства как такового» и потому и ограждают личность от произвола власти, что они по своему источнику и важнейшей стороне своей сути обращены к человеку как духовной личности, и в этом отношении затрагивают не политику (и даже не только «политические права», как замечает автор), а прежде всего духовные, нравственные начала людей.

В-третьих, новый шаг в понимании неотъемлемых прав человека - переход к объективному праву - такая характеристика неотъемлемых прав человека, в соответствии с которой их существование и реальное значение неотделимо от объективного права. Право человека - также и объективное право. Именно здесь сошлись мысли И.А. Покровского и Канта. И по всем данным, именно здесь перед нами - самое существенное, ключевое, прин-

62

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

ципиально новое из всего того, что способно качественно обогатить современное понимание прав человека.

Также следует отметить еще одно обращение С.С. Алексеева к работам И.А. Покровского в рассмотрении проблематики права - «право на право», которое своими корнями уходит в биосоциальную природу человека. Покровский И.А. предлагал включать данное право в число неотъемлемых прав человека. ««Право на право» выражает, надо полагать, важнейшие стороны назначения права в жизни людей, его качества как права человек -саму возможность утвердить свое высокое положение в обществе, отстоять каждым свое человеческое достоинство, иметь надежное убежище от произвола, самодурства чиновников» [8].

На наш взгляд, можно также выделить проблему понимания права в нескольких смыслах, подходах. При объективном подходе право трактуется широко и в отечественной юридической традиции практически отождествляется с законом. При субъективном же подходе право трактуется узко - как принадлежащая субъекту возможность поступать по своей воле в рамках, опять же, закона. Современные тенденции позволяют говорить о том, что подойти к пониманию права можно и с третьей позиции - понимать право как институт, который порожден обществом, но при этом строго регулирует жизнь социума, то есть выступает надстроечным элементом в системе социальных регуляторов. Это не значит, что роль права больше, чем каких-либо других социальных норм, это лишь указывает на его особую природу, едва ли постижимую в полной мере. Одним из аргументов может служить позиция И.А. Покровского - говоря об уже упомянутой нами категории «право на право» он отмечал, что право, возможно, находится на уровне чувства - «чувство права».

Таким образом, многоаспектность понимания права сохраняется как в философской традиции отечественных и зарубежных ученых, так и в юридической науке, что обусловлено его спецификой как особого социального явления, порожденного социумом в качестве собственного регулятора и показателя развития общества на том или ином историческом отрезке.

Список литературы:

1. Бакланов И.С., Бичахчян М.К. Правосознание как базис развития демократического общества // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2013. - № 5. - С. 74-80.

2. Нерсесянц В.С. Философия права: учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2005. - С. 319.

3. Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник. -М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. - С. 60.

4. Бакланова О.А., Бакланов И.С. Современная российская социальность в контексте социального конструкционизма // Вопросы социальной теории. - 2015. - Т. 7, № 1-2. - С. 168-177.

Права человека в современном мире

63

5. Бакланова О.А. Компаративистский анализ исторических типов социальности // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2011. - № 3. - С. 219-223.

6. Иконникова ГИ., Ляшенко В.П. Философия права: учебник для вузов. -С. 248.

7. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой процесс. -Екатеринбург, 1996. - С. 193.

8. Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998.

РОЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВАХ, СВОБОДАХ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

© Шиянова И.О.* *, Бакланова О.А/

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

В работе рассмотрены социокультурные детерминанты представлений о правах, свободах и ответственности в российском обществе, роль истории, культуры и общественного строя на формирование в сознании граждан представлений о категориях «права», «свободы» и «ответственность»; с точки зрения гражданского общества и демократического государства проанализированы современные реалии, оказывающие влияние на российский менталитет.

Ключевые слова права, свободы, ответственность, общество, культура, детерминанты, каноны, социокультурные формы.

Категории «права», «свободы» и «ответственность» являются центральными и одними из важнейших в философии права. Во многом представления о них (как показано в работах [1, 2]) в российском обществе формировались на фоне развития российской ментальности и ее дифференциации как особого процесса.

Модели отношения человека и социума обусловливают отношение к предоставленным правам и свободам каждого гражданина. Как пишет В.А. Купцов, важной проблемой современного человека становится проблема независимости и автономии от угрожающего его подлинной самореализации влияния «сомнительных ценностей и представлений ... навязываемых ему средствами массовой информации» [3]. Именно в противостоянии этому влия-

* Студент 1 курса магистратуры Юридического института.

* Доцент кафедры Философии Гуманитарного института, к.ф.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.