Научная статья на тему 'Философская категория «Справедливость» в наследственном праве России'

Философская категория «Справедливость» в наследственном праве России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
188
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
справедливость / равенство / долг / добродетель / право / наследственное право / наследование

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сидельникова А.С.

Статья посвящена анализу философской категории «справедливость». Проведен анализ представлений философов о справедливости в исторической ретроспективе. Выявлено, каким образом справедливость реализуется в рамках норм наследственного права России. Обращено внимание на наличие нормативных предписаний как соответствующих, так и не соответствующих идеям справедливости. Отмечена необходимость дальнейшего совершенствования государственно-правового регулирования в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философская категория «Справедливость» в наследственном праве России»

Приоритетные направления государственной политики

15

6. Российско-молдавские отношения не налаживаются [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://point.md/ru/novosti/politika/rossijsko-moldav-skie-otnosheniya-v-2015-godu-ne-naladyatsya (дата обращения: 04.02.2016).

ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ «СПРАВЕДЛИВОСТЬ» В НАСЛЕДСТВЕННОМ ПРАВЕ РОССИИ

© Сидельникова А.С.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Статья посвящена анализу философской категории «справедливость». Проведен анализ представлений философов о справедливости в исторической ретроспективе. Выявлено, каким образом справедливость реализуется в рамках норм наследственного права России. Обращено внимание на наличие нормативных предписаний как соответствующих, так и не соответствующих идеям справедливости. Отмечена необходимость дальнейшего совершенствования государственно-правового регулирования в данной области.

Ключевые слова: справедливость, равенство, долг, добродетель, право, наследственное право, наследование.

Справедливость является одной из важнейших социально-философской категорией, которой часто оперирует право, например, право справедливости, справедливый суд, справедливое наказание, справедливое судебное разбирательство [1]. Справедливость - один из основных принципов права. Понятие справедливости тесно связано с идеями о гражданском обществе и правовом государстве [2].

Исходя из этого представляется целесообразным предпринять попытку рассмотрения философской категории «справедливость» в контексте изменения подходов к определению смыслового содержания данного феномена.

Первейшие суждения о справедливости можно обнаружить еще в мифах и эпосах различных народах мира. Здесь справедливость играет роль основополагающего закона бытия, примиряющего между собой различные элементы единой мифологической картины мира. Справедливость выступает атрибутом мироздания, своеобразным проводником от «хаоса» к упорядоченной реальности.

В Древней Греции феномену справедливости уделялось особое внимание. Согласно Гесиоду, справедливость означала не только честность, умеренность, но прежде всего отказ от захвата чужой собственности любым путем. Софисты выдвигали на первый план регулятивный характер спра-

Магистрант 1 курса Юридического института.

16

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

ведливости. Согласно воззрениям Демокрита, «справедливость состоит в том, чтобы делать то, что нужно, исполнение долга, несправедливость же -не делать этого, а уклоняться» [3]. Сократ говорил, что «справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость», считал, что она драгоценнее всякого золота. Платон приходит к выводу что справедливость - это воздаяние должного каждому человеку, одна из четырех добродетелей идеального государства [4].

Особая заслуга в разработке категории справедливости принадлежит Аристотелю. Он впервые в истории философии выявил две формы ее существования: уравнивающую и распределяющую. Уравнивающая справедливость - это воздаяние равным за равное, то есть принцип эквивалентности. А распределяющая справедливость признает справедливым и равное, и неравное распределение благ между различными лицами в соответствии с их вкладом в общественное благо.

Согласно воззрениям Эпикура справедливость - результат договора, заключенного между людьми, суть которого в том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда.

Дальнейшее развитие понятия справедливости в философско-правовом аспекте продолжалось римскими юристами. Так, Цицерон считал справедливость самой совершенной из всех добродетелей. Он называет две важнейшие задачи справедливости: никому не наносить вреда и пользоваться общественной собственностью как общественной, а частной как своей [5].

Таким образом, проведенный анализ воззрений философов античности позволяет сделать вывод, что категория «справедливость» в данный период времени рассматривалась в основном сквозь призму понятий должного, равенства, соразмерности и пропорциональности, общего блага, эквивалентности.

В средневековый период, период теологического мировоззрения, справедливость связывалась с происхождением от высших. божественных сил. Так, в учении Ф. Аквинского фундаментальное положение заключалось в лишении категории справедливости земного, социального характера и превращение ее в одно из средств укрепления существующих общественных отношений.

У основателя философии Нового времени Ф. Бэкона справедливость состоит в том, чтобы не делать другому того, чего не желаешь себе. У Т. Гоббса справедливость - это «подчинение законам», «постоянное стремление уважить право». Локк Д. считал, что справедливость имеет двоякое основание: естественную природу человека (сущностью которой является внутреннее стремление человека к собственности, способность к труду и требование личной неприкосновенности) и установление соответствующих законов для защиты естественных стремлений человека. Согласно воззрениям Ж.-Ж. Руссо, есть «одна абсолютная всеобщая справедливость, происте-

Приоритетные направления государственной политики

17

кающая исключительно из разума и осуществляемая посредством законов». В философии Г. Гегеля справедливость представляет собой «нечто великое, поскольку в законах, в которых она воплощена, ведут к процветанию государства» [3].

Итак, в Новое время произошло смещение акцентов изучении справедливости как философско-социального феномена. Отбросив теологические основания справедливости, философы устремили свой взор на ее социально-правовые аспекты [6]. Отдельно хотелось бы сказать о представлениях И. Канта относительно справедливости, которые основывались на использовании понятий свободы и долженствования. Понятие справедливости нашло отражение в известной формуле, названной категорическим императивом: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Таким образом И. Кант в своем учении, в своей формуле объединяет в единое целое представленные трактовки справедливости в различные периоды времени, он как бы подытоживает существующие суждения.

На этой ноте хотелось бы перейти к анализу справедливости в наследственном праве. Исторически так сложилось, что наследование - это юридико-правовой инструмент, который обеспечивает равновесный, справедливый баланс частных и публичных интересов в сфере имущественных отношений.

В первую очередь, в институте наследования по закону справедливость проявляется в призвании к наследованию в соответствии с установленной очередностью. Действительно, здесь имеет место максимальный учет имущественных интересов ближайших к наследодателю лиц. Восемь очередей наследников позволяют справедливо соотнести интересы граждан и государства при наследовании.

Правила о наследовании по праву представления и на основании наследственной трансмиссии также пронизаны идеями справедливости, так как способствуют тому, чтобы наследство перешло к наиболее близким к наследодателю лицам. В духе справедливости сформулированы и нормы о доле пережившего супруга в наследственном имуществе, в соответствии с которыми в состав наследственной массы включается только половина совместно нажитого имущества во время брака.

Однако, по нашему мнению, наиболее полно отражают справедливость нормы о недостойных наследниках, суть которых в том, что от наследования устраняются граждане, которые своими противоправными действиями направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследст-

18

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

ва, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке. Однако в тоже время от наследования отстраняются и потомки недостойных наследников, что вряд ли можно назвать справедливым.

При наследовании по завещанию справедливость также находит свое отражение и в нормах о свободе завещания, и в правиле об обязательной доле в особенности. Правило об обязательной доле призвано защитить интересы нуждающихся в особой защите в силу возраста или состояния здоровья членов семьи наследодателя и близких ему лиц при наследовании по завещанию. Таким образом, обязательную долю можно рассматривать как средство согласования прав гражданина как собственника и его обязанностей как члена семьи.

Проведенный анализ правовых норм позволяет сделать вывод о том, что наследственное право России, пронизанное принципом справедливости, являет собой равновесный баланс частных и публичных интересов, интересов наследодателя и наследников. Однако в одних нормах принцип справедливости проявляется более, в других менее ярко, третьи же нормы сложно назвать справедливыми. Это говорит о необходимости не только дальнейшего совершенствования норм наследственного права, но и о том, что принцип справедливости не всегда в полной мере согласуется с принципом законности.

Список литературы:

1. Бакланов И.С., Бичахчян М. К., Бакланова О. А. Социальная детерминация динамики правосознания: современный российский опыт // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 8. -С. 23-26.

2. Бакланов И.С., Хубиев А.О. Структура гражданского общества в политическом процессе современности // Вестник Северо-Осетинского Государственного Университета им. Хетагурова. - 2012. - № 1. - С. 13-17.

3. Булгаков В.В., Булгакова Д.В. Понятие «справедливость» на исторических этапах развития общества // Вестник ТТУ - Выпуск 5 (109). - 2012. -С. 325-328.

4. Храмцов К.В. Категория справедливости в гражданском праве (философско-правовой анализ) // Вестник Омского университета. Серия «Право». -2007. - № 1 (10). - С. 34-44.

5. Мартышин О.В. Метафизические концепции права // Государство и право. - 2006. - № 2. - С. 66-69.

6. Бакланова О.А. Компаративистский анализ исторических типов социальности // Вестник Северо-Осетинского Государственного Университета им. Хетагурова. - 2011. - № 3. - С. 219-223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.