Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ'

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ПОДРОСТОК" / "ЛИЧНОСТЬ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саидова З.Х.

В данной статье раскрывается понятие «самосознание» в рамках отечественной психологической науки. Выделены факторы развития самосознания студентов. Раскрыта сущность понятий «самосознание», «саморазвитие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A ROLE OF SOCIAL FACTORS IS IN DEVELOPMENT OF CONSCIOUSNESS OF TEENAGERS

In this article a concept " opens up consciousness" within the framework of home psychological science. The factors of development of consciousness of students are distinguished. Essence of concepts " is exposed consciousness", "self-development".

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ»

С.М. Перлин // Психолого-педагогические принципы применения оптимальных методов обучения студентов в медицинском вузе. - М., 1986. -С.25 - 30

6. Тарарышкина М.А. Формирование профессионально-личностной культуры студентов в образовательном процессе высшей медицинской школы / М.А. Тарарышкина. - дисс. канд. пед. наук. - М., 2007. С. 180

УДК 159.99

Саидова З. Х. ассистент

кафедра «Гуманитарные, естественнонаучные

и социальные дисциплины» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИЯ

ПОДРОСТКОВ

В данной статье раскрывается понятие «самосознание» в рамках отечественной психологической науки. Выделены факторы развития самосознания студентов. Раскрыта сущность понятий «самосознание», «саморазвитие».

Ключевые слова: «Я-концепция», «творческий потенциал», «подросток», «личность».

Saidovа Z. H. аssistant of the Department "Humanities, natural sciences and social sciences" FGBOUIN "Chechen State University"

Grozny

A ROLE OF SOCIAL FACTORS IS IN DEVELOPMENT OF CONSCIOUSNESS OF TEENAGERS

In this article a concept " opens up consciousness" within the framework of home psychological science. The factors of development of consciousness of students are distinguished. Essence of concepts " is exposed consciousness", "self-development".

Keywords: "Я-концепция ", "creative potential", " teenager ", " personality ".

Семья является первой социальной средой, в которой берет начало самосознание ребенка. Первые представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является перенесенным вовнутрь знаниями и отношениями взрослых плюс собственная активность ребенка.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной степени влияют на личность ребенка. Кроме сознательного,

целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, характер взаимоотношений между ее членами, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, а во втором - строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущество первого подхода. Ребенок, лишенный родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение и устойчивый положительный образ «Я». Жесткие родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают у подростков протест и агрессию. Ослабление же родительского внимания вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела [3].

Таким образом, существует два наиболее распространенных стиля семейного воспитания - демократичный и авторитарный. Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов. Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Часто возникают конфликты при их отношении к подростку как к маленькому ребенку, игнорируют его потребность в самостоятельности. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт. Но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностями в общении со сверстниками.

На самосознание подростков оказывают влияние взрослые не только в лице родителей, но и в лице учителей. В начале подросткового возраста это влияние усиливается, так как при переходе в пятый класс появляется новый

состав учителей, разных по стилю, требованиям. Подростку очень трудно быстро адаптироваться к новой обстановке [2. с. 91-103].

Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося. Идеальный ученик в его понимании - тот, кто всегда готов сотрудничать с учителем, стремится к знаниям, никогда не нарушает дисциплину на уроках. В противоположность образцу школьника, идеального во всех отношениях, существует другой: ленивый, пассивный, непослушный, враждебно настроенные к школе и к учителю [4].

Поскольку интерес к себе у подростка обострен, подросток очень чуток к оценке взрослыми отдельный качеств его личности, интеллекта, способностей. Он отличается большой ранимостью и часто болезненной реакцией на любые критические замечания по отношению к нему. Иногда критические замечания попадают на почву неуверенности к себе, в своих возможностях и способностях. Подобные ситуации вызывают сильные переносимые только в себе аффективные переживания в виде обиды и тоски, к потере уверенности в себе.

Эти переживания в виде перечисленных выше аффектов, возникшие в момент обостренной эмоциональности могут скрыто сохранится у подростков и в дальнейшем стать одним из устойчивых состояний их психики.

Идеал - то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. В возрастной психологии идеал - это нравственный образец, эталон, который служит мотивом преобразовательной деятельности субъекта. Л.И. Божович пишет: «Психологический идеал выполняет двоякую функцию. Во-первых, он создает более или менее постоянную и интенсивную систему нравственных стремлений ребенка, которая входит в структуру его аффективных тенденций, создавая вместе с другими его потребностями и стремлениями сложную констелляцию побудительных сил, определяющих его поведение. Во-вторых, идеал, будучи осознанным, начинает выступать в качестве того нравственного эталона, по которому школьник стремиться сознательно формировать самого себя, оценивать свои и чужие поступки, шире говоря, который становится для него нравственным мерилом во всех жизненных вопросах и ситуациях» [1. с. 22-34]. А Л.С. Выготский считает, что идеал подростка - это его зона ближайшего развития. То есть, желаемое «Я» - это зона ближайшего развития детей, их «завтрашний день», а наличное «Я» - это зона актуального развития, это их сегодняшний день.

Большинство психологов считают, что формирование устойчивых идеалов начинается в младшем подростковом возрасте в форме конкретного идеала. Этот идеал характеризуется тем, что он отражает не столько качества личности, сколько типичные обобщенные поступки, в которых эти качества проявляются («всегда помогает»). Таким образом, подросток выделяет преимущественно внешние качества идеала, а внутренние не отделяет от его действий и поступков.

Идеал младших подростков характеризуется еще и тем, что многие подростки находят наиболее привлекательные для себя образцы среди сверстников. По сравнению с взрослыми ровесник оценивается подростками как образец, который ближе, понятнее, доступнее. В силу равенства возможностей подросток осознает доступность для себя достижений сверстника. Это стимулирует процесс познания качеств сверстника и собственных качеств. Ошибки сверстника помогают подростку скорректировать собственные действия, избежать просчетов. Преимущественное равнение на сверстника определяется не только тем, что товарищ ближе и понятнее, но и тем, что он может помочь советом и делом.

В младшем подростковом возрасте идеал начинает выступать в качестве достаточно сильного мотива поведения. Он воплощает в себе определенную систему требований ребенка к самому себе, служит определенным стимулом самовоспитания. Если требования, предъявляемые ребенку извне, расходятся с требованиями идеала, они не окажут на него должного влияния.

Использованные источники:

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: Вопросы психологии, 1979 г., №4, с. 22-34.

3. Борисов Ю.А., Кудрявцев И.А. Смысловая сфера сознания и самосознания подростков// Психосемантика // Психологический журнал, 2003 г., т.24, №1, с. 91-103.

4. Немов Р.С. Психология. М.: Владос, 2003 г., т .1, 688 с.

5. Кондратенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск, 1991.

УДК 159.99

Саидова З.Х. аспирант

кафедра «Педагогика и психология» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Россия, г. Грозный РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

В данной статье раскрывается понятие «самосознание». Выделены особенности кризиса юношеского возраста. Раскрыта сущность понятий «самосознание», «саморефлексия», «самоопределение», «самоанализ».

Ключевые слова: «самосознание», «самооценка», «личность», «Я-образ», «самоуважение», «студенческий возраст».

Saidovа Z. H.

Graduate student of Pedagogics and Psychology department FGBOOU WAUGH "The Chechen state university"

Grozny

DEVELOPMENT OF CONSCIOUSNESS AT STUDENT'S AGE

In this article the concept "consciousness" reveals. Features of crisis of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.