Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"САМОУВАЖЕНИЕ" / "САМООЦЕНКА" / "ЛИЧНОСТЬ" / "СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саидова З.Х.

В данной статье раскрывается понятие «самосознание». Выделены особенности кризиса юношеского возраста. Раскрыта сущность понятий «самосознание», «саморефлексия», «самоопределение», «самоанализ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CONSCIOUSNESS AT STUDENT''S AGE

In this article the concept "consciousness" reveals. Features of crisis of youthful age are marked out. The essence of the concepts "consciousness", "self-reflection", "self-determination", "introspection" is disclosed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

Идеал младших подростков характеризуется еще и тем, что многие подростки находят наиболее привлекательные для себя образцы среди сверстников. По сравнению с взрослыми ровесник оценивается подростками как образец, который ближе, понятнее, доступнее. В силу равенства возможностей подросток осознает доступность для себя достижений сверстника. Это стимулирует процесс познания качеств сверстника и собственных качеств. Ошибки сверстника помогают подростку скорректировать собственные действия, избежать просчетов. Преимущественное равнение на сверстника определяется не только тем, что товарищ ближе и понятнее, но и тем, что он может помочь советом и делом.

В младшем подростковом возрасте идеал начинает выступать в качестве достаточно сильного мотива поведения. Он воплощает в себе определенную систему требований ребенка к самому себе, служит определенным стимулом самовоспитания. Если требования, предъявляемые ребенку извне, расходятся с требованиями идеала, они не окажут на него должного влияния.

Использованные источники:

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: Вопросы психологии, 1979 г., №4, с. 22-34.

3. Борисов Ю.А., Кудрявцев И.А. Смысловая сфера сознания и самосознания подростков// Психосемантика // Психологический журнал, 2003 г., т.24, №1, с. 91-103.

4. Немов Р.С. Психология. М.: Владос, 2003 г., т .1, 688 с.

5. Кондратенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск, 1991.

УДК 159.99

Саидова З.Х. аспирант

кафедра «Педагогика и психология» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Россия, г. Грозный РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

В данной статье раскрывается понятие «самосознание». Выделены особенности кризиса юношеского возраста. Раскрыта сущность понятий «самосознание», «саморефлексия», «самоопределение», «самоанализ».

Ключевые слова: «самосознание», «самооценка», «личность», «Я-образ», «самоуважение», «студенческий возраст».

Saidovа Z. H.

Graduate student of Pedagogics and Psychology department FGBOOU WAUGH ""The Chechen state university"

Grozny

DEVELOPMENT OF CONSCIOUSNESS AT STUDENT'S AGE

In this article the concept "consciousness" reveals. Features of crisis of

youthful age are marked out. The essence of the concepts "consciousness", "self-reflection", "self-determination", "introspection" is disclosed.

Keywords: "consciousness", "self-assessment", "personality", "Ya-image", "self-esteem", "student's age".

Студенчество - важный период в жизни человека, когда завершается подготовка к самостоятельной жизни, профессиональной деятельности, происходит формирование ценностей, мировоззрения. Возрастные границы студенчества условны: от 16-17 до 21-22 лет. Для понимания особенностей студенческого возраста, обратимся к периодизации психического развития человека, предложенной В.И. Слободчиковым и Е.И. Исаевым [3. c. 384].

Специфика данной периодизации заключается в том, что она представляет собой: карту человеческих общностей (ступеней развития), внутри которых могут быть достигнуты различные уровни развития всех психических функций, тех способностей, которые необходимы для пребывания внутри этих общностей, их преобразования и построения новых. Юность - это завершающая стадия ступени персонализации. Основные результаты развития на этой стадии: саморефлексия; окончательное формирование образа своего Я, осознание собственной индивидуальности, самобытности; становление мировоззрения; появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни [3]. Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия своего «Я» к практическому воплощению его в различных видах жизнедеятельности. В качестве главного результата развития на этой стадии выделяют потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Одно из достижений ступени - новый уровень самосознания. Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира в его индивидуальной целостности и уникальности. Юноши и девушки осознают себя в качестве неповторимой, не похожей на других личности, с собственным миром мыслей, чувств и переживаний, с собственными взглядами и оценками. Отсюда желания утвердиться среди окружающих людей - тенденция к манифестации себя в разных формах: в манере двигаться, говорить, одеваться; в своеобразных оценках явлений быта, произведений литературы и искусства; в особых выражениях; в неприятии некоторых общепринятых положений [2]. Изменившееся отношение к себе, осознание своей особости сочетается с интересом к себе, со стремлением к самопознанию. Отсюда - само-рефлексия, способность замечать проявления характера, свойств воли, особенности переживаний, понимать природу возникающих желаний и устремлений. Центральный

психологический процесс в самосознании - формирование личной идентичности, индивидуальной самотождественности, единства. Открытие

себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить.

Самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны и многие жизненные планы юноши. Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ Я нередко побуждает преувеличивать свои достоинства и преуменьшать свои те достатки. В целом адекватность самооценок с возрастом повышается. Важный компонент самосознания - самоуважение. В юности молодой человек принимает сам себя, он учится принимать себя и нести ответственность за свой выбор и решения. Самопринятие - важнейший признак становления личностного способа бытия [1. с. 192].

Период юности - период самоопределения. Самоопределение -социальное, личностное, профессиональное, духовное - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социально и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем и каким быть?; а так ж с определение жизненных перспектив, с проектированием будущего.

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связано с формированием мировоззрения [2]. Основанием кризиса юности является соотнесение идеального представления о профессии и реальной профессии, необходимость действенного подтверждения профессионально выбора. Юноши и девушки начинают действовать, реализуют жизненные планы, утверждают выбранный образ жизни, осваивая профессию или включаясь в трудовую деятельность. Нередки разочарования в профессиональном и жизненном выборе, несоответствие ожиданий и представлений о профессии и реальностью ее освоения.

В кризисе юности молодые люди впервые сталкиваются с экзистенциальным кризисом - кризисом смыла жизни. Отсутствие внутренних и внешних средств разрешения кризиса приводит к таким негативным вариантам развития, как наркомания, алкоголизм, крайняя форма неспособности справиться с кризисом приводит к суициду. Важное место в развитии самосознания молодых людей занимают вопросы профессионального самопознания. В связи с доминированием в сознании студентов экзистенциальных вопросов, в избранной профессии в первую очередь вычленяются вопросы назначения и сущности профессии, ее общественной, культурной и социальной ценности, профессиональных норм и ценностей, самоопределения и самопознания [1].

Начало молодости (стадия принятия), возрастные границы которой 1928 лет приходится как раз на студенческие годы. Молодые годы - это время овладения профессией, приобретения экономической ответственности, полное включение во все виды социальной и общественной жизни страны. На

этой стадии складывается собственная семья и строится свой образ жизни: вступление в брак, рождение первого ребенка, установление круга знакомств, связанных с общей работой. На работе развиваются, профессиональны роли и позиции, продолжается профессиональная подготовка, в первую очередь через самообразование.В ситуации, когда выбор уже сделан, профессиональная деятельность ставит перед каждым молодым человеком задачу движения и специализации в избранной профессии, приобретения мастерства. В некоторых случаях, молодой человек, попробовав себя в практической деятельности, может принять решение изменить жизненный выбор и поменять профессию. Самооценка человека в этой фазе еще зависит от реакции на его действия и деятельность. Молодой человек стремиться проявить себя в различных ситуациях, чтобы понять и познать себя и свои способности, найти свое признание, стремится к самостоятельности, независимой жизни, осознает себя взрослым и полноправным. Подводя итог, можно заметить, что в студенческие

годы происходит активное развитие самосознания человека: в юности формируются такие аспекты самосознания, как: самоотношение, самоинтерес, самопознание, Я - образ и т.п.; в молодости преимущественно -профессиональное самосознание.

Использованные источники:

1. Бахур В.Т. Это неповторимое «Я». - М.,2006. С. 192

2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека - М.: Школьная пресса, 2000.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. С. 384

4. Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1989.455 с. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989. С. 448

УДК 159.99

Саидова З.Х. аспирант

кафедра «Педагогика и психология» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Россия, г. Грозный ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА САМОСОЗНАНИЯ У

ПОДРОСТКОВ

В данной статье раскрывается понятие «самосознание» в рамках отечественной и психологической науки. Выделены основные научные течения и школы, занимавшиеся вопросами исследованиями когнитивного элемента самосознания у подростков. Раскрыта сущность понятий «самосознание», «идентичность», «Я-эго», «Я-образ», «Я-концепция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.