Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"САМОСОЗНАНИЕ" / "КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ" / "Я-ЭГО"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саидова З.Х.

В данной статье раскрывается понятие «самосознание» в рамках отечественной и психологической науки. Выделены основные научные течения и школы, занимавшиеся вопросами исследованиями когнитивного элемента самосознания у подростков. Раскрыта сущность понятий «самосознание», «идентичность», « Я-эго», «Я-образ», «Я-концепция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE COMPONENT OF SELF-AWARENESS IN ADOLESCENTS

This article explores the concept of "identity" in the framework of national and psychological science. Main scientific directions and schools devoted to studies of the cognitive element of consciousness in adolescents. The essence of the concepts "identity", "identity", "I-ego", "self-image", "self-concept".

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ»

этой стадии складывается собственная семья и строится свой образ жизни: вступление в брак, рождение первого ребенка, установление круга знакомств, связанных с общей работой. На работе развиваются, профессиональны роли и позиции, продолжается профессиональная подготовка, в первую очередь через самообразование.В ситуации, когда выбор уже сделан, профессиональная деятельность ставит перед каждым молодым человеком задачу движения и специализации в избранной профессии, приобретения мастерства. В некоторых случаях, молодой человек, попробовав себя в практической деятельности, может принять решение изменить жизненный выбор и поменять профессию. Самооценка человека в этой фазе еще зависит от реакции на его действия и деятельность. Молодой человек стремиться проявить себя в различных ситуациях, чтобы понять и познать себя и свои способности, найти свое признание, стремится к самостоятельности, независимой жизни, осознает себя взрослым и полноправным. Подводя итог, можно заметить, что в студенческие

годы происходит активное развитие самосознания человека: в юности формируются такие аспекты самосознания, как: самоотношение, самоинтерес, самопознание, Я - образ и т.п.; в молодости преимущественно -профессиональное самосознание.

Использованные источники:

1. Бахур В.Т. Это неповторимое «Я». - М.,2006. С. 192

2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека - М.: Школьная пресса, 2000.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. С. 384

4. Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1989.455 с. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989. С. 448

УДК 159.99

Саидова З.Х. аспирант

кафедра «Педагогика и психология» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Россия, г. Грозный ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА САМОСОЗНАНИЯ У

ПОДРОСТКОВ

В данной статье раскрывается понятие «самосознание» в рамках отечественной и психологической науки. Выделены основные научные течения и школы, занимавшиеся вопросами исследованиями когнитивного элемента самосознания у подростков. Раскрыта сущность понятий «самосознание», «идентичность», «Я-эго», «Я-образ», «Я-концепция».

Ключевые слова: «самосознание», «самооценка», «когнитивный компонент», «личность», «Я-эго», «Я-образ», «Я-концепция».

Saidova Z. H.

postgraduate student of the Department "Pedagogy and psychology"

Of the"Chechen state University"

Grozny

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE COMPONENT OF SELF-AWARENESS IN ADOLESCENTS

This article explores the concept of "identity" in the framework of national and psychological science. Main scientific directions and schools devoted to studies of the cognitive element of consciousness in adolescents. The essence of the concepts "identity", "identity", "I-ego", "self-image", "self-concept".

Key words: psychology of identity, "identity", "cognitive component", "person", "I-ego", "self-image", "self-concept".

Ни один аспект психологии юношеского возраста не привлекал к себе такого большого внимания, какое в течение многих лет уделялось вопросам самосознания, самооценки и идентичности. Известно, что высокая степень расхождения между такими компонентами или структурами Я-концепции, как реальное и идеальное Я, приводит к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала.

В 1890 году У.Джеймс посвятил феномену «Я» целую главу своей книги «Принципы психологии». В 1947 году К.Роджерс выступал перед Американской психологической ассоциацией с докладом о самооценке, а Хилгард продолжил развитие этой темы в 1949 году. Одна из наиболее значительных работ Э.Эриксона называется «Идентичность, юность и кризис». В ней автор говорит о важности задачи формирования идентичности[3, с.78]. Очень велика связь Я-концепции с психическим здоровьем, взаимодействием личности с окружающими и социальной адаптацией, с успехами в учебе и т.д.

В истории философии и психологии изложены различные точки зрения относительно самосознания личности, его структурных компонентов, которые представлены в работах А.В. Петровского, Е.Т. Соколовой, И.И. Чесноковой и др.. А.В. Петровский определяет самосознание как когнитивный компонент Я-концепции, включающий образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости [2, с. 56].

Л.Д. Столяренко, выделяя критерии самосознания, определил и его структурные компоненты в виде:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я; 2) осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное I Я); 3) познавательные когнитивные представления о себе; 4)эмоциональное, чувственное представление о себе [6, с. 194].

Психологический анализ самосознания, как считает И.И.Чеснокова, обязательно включает вопрос о структуре самосознания. В качестве одного из возможных вариантов структуры она предлагает понимание самосознания как единства трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности [7, с. 285].

Личностный подход к изучению особенностей самосознания разрабатывался Е.Т.Соколовой. По ее мнению самосознание является сложным динамическим единством знания и отношения, интеллектуального и аффективного [4, с. 291].

Таким образом, научные исследования позволили выработать и обосновать целостную теоретическую и экспериментальную парадигму исследований самосознания и обусловили новые возможности для научных исследований в данном направлении.

К.Роджерс предложил теорию личностно центрированного консультирования, в которой по-своему рассматривал процесс формирования самосознания. Он отмечал,что чтобы получить адекватное представление о реальном «Я», необходимо понять суть концепции организмического оценочного процесса [1, с. 193].

Таким образом, согласно личностно-ориентированной теории, у людей существует два процесса оценки:организмический процесс и интернализация оценок других людей (условия ценности). Психологи считают, что полное развитие личной идентичности невозможно додостижения подростком стадии формальных операций в своем когнитивном развитии [3, с. 92]. Подростковый возраст - это не только период физического становления, но и этап когнитивного развития, важной функцией которого является построениетеории самого себя [3,с.95].

Таким образом, самосознание можно определить как отношение личности к себе, оценивание личностью самой себя, ее мысли и мнения о себе, сформированные на основе жизненного опыта и оценок других людей. При анализе когнитивного компонента самосознания, в первую очередь, возникает вопрос о том, посредством каких психических функций, относящихся к разряду познавательных (ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение) реализуется гностическое отношение субъекта к самому себе. Самоощущение, как это показано В. В.

Столиным, связано с организмическим уровнем активности человека [5, с. 128]. В самосознании тело со своими внутренними состояниями презентируется посредством самоощущения и на ее основе формируется «схема тела». Процессы восприятия также в большой степени

«обеспечивают» субъект необходимой, а также избыточной информацией о самом себе. Самовосприятие своей внешности играет большую роль на разных этапах жизни человека, а в некоторых периодах развития личности (в частности, в подростковом) его функция интенсифицируется и значительно определяет форму и содержание жизнедеятельности личности.

Существуют специфические социально-культурные нормы - «поставь себя на место другого», которые способствуют социальной регуляции межличностных отношений. Значение функции памяти в организации внутриличностного опыта трудно переоценить. Воспоминание о своих поступках и пройденном жизненном пути, т.е. автобиографическая память, дает необходимый материал для построения образа ретроспективного Я («каким я был»). Мыслительные процессы, реализующие в гностическом плате функцию самоотношения, образуют Я-концепцию личности. Сложные процессы наделения себя определенными свойствами, мотивирование собственного поведения, объяснение другим и себе причин того или иного собственного поступка включается в многогранный процесс самопознания.

B.В.Столин показал, что субъект судит о наличии той или иной черты по невозможности или затруднительности действия, которому данная черта препятствует [5, с. 307].

Таким образом, когнитивный компонент самосознания представляет собой сложное образование. Он включает в себя самооценку, т.к. задача «работы» самосознания и самопознания заключается те только в том, чтобы принимать себя в расчёт в процессе активности и знать что-то о себе, но и в том, чтобы оценить свои свойства и возможности по определенным критериям («хороший-плохой», «годный-негодный» и т. д.). Путем процессов самопознания личность стремится понять те только то, кто она есть, но и какова она есть, те только то, что она сделала, но и что и как она может сделать.

Использованные источники:

1. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.,2002.С.193.

2. Общая психология под ред. Петровского А.В. М., 1986. С. 56.

3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

C. 78-95.

4. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 2000. С. 291.

5. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984. - С. 128-307.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. М., 1998. С. 194.

7. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. С. 285.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.