Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
59
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ПОДРОСТОК" / "ЛИЧНОСТЬ"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саидова З.Х.

В данной статье раскрывается понятие «самосознание» в рамках отечественной психологической науки. Выделены особенности развития самосознания студентов. Раскрыта сущность понятий «самосознание», «саморазвитие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A ROLE OF SOCIAL FACTORS IS IN DEVELOPMENT OF CONSCIOUSNESS OF TEENAGERS

In this article a concept " opens up consciousness" within the framework of home psychological science. The factors of development of consciousness of students are distinguished. Essence of concepts "is exposed consciousness", "self-development".

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.99

Саидова З.Х. ассистент

кафедра «Гуманитарные, естественнонаучные

и социальные дисциплины» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

В данной статье раскрывается понятие «самосознание» в рамках отечественной психологической науки. Выделены особенности развития самосознания студентов. Раскрыта сущность понятий «самосознание», «саморазвитие».

Ключевые слова: «Я-концепция», «творческий потенциал», «подросток», «личность».

Saidovа Z. H. аssistant of the Department "Humanities, natural sciences and social sciences" FGBOUIN "Chechen State University"

Grozny

A ROLE OF SOCIAL FACTORS IS IN DEVELOPMENT OF CONSCIOUSNESS OF TEENAGERS

In this article a concept " opens up consciousness" within the framework of home psychological science. The factors of development of consciousness of students are distinguished. Essence of concepts "is exposed consciousness", "self-development".

Keywords: "Я-концепция", "creativepotential", " teenager", "personality".

Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления. Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие - позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез [5, 281].

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». На него и самосознание в целом оказывает влияние

темп полового созревания. Так, подростки с ранним созреванием обычно чувствуют себя более уверенно и спокойно, нежели подростки с поздним созреванием. [5, 283].

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Кроме того, он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др. [5, 284].

Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки и контроля, а также в разнообразных увлечениях - неучебных занятиях. Сильные увлечения, часто сменяющие друг друга, характерны для подросткового возраста. Выбирая себе занятие по душе, подросток удовлетворяет и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность, и некоторые другие. [1, 97].

Одна из ярких особенностей подросткового возраста - личностная нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме. Для подростка характерна нравственная неустойчивость, неустойчивая самооценка. Подросток со своей мятущейся душой пытается понять себя и открывает в себе все новые и новые черты. Его отдельные образы «Я» изменчивы и не складываются в единую, гармоничную и устойчивую систему. Стабилизация начинается только в самом конце подросткового возраста. [5, 294].

В подростковом возрасте последовательно проявляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я- концепция». Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Вспомним, как развивалось детское самосознание. К 3 годам появилась чисто эмоциональная, завышенная самооценка. Позже, в дошкольном возрасте возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых. У младших школьников самооценка становится более адекватной и дифференцированной. Они различают свои духовные и физические качества, оценивают свои способности, сравнивают себя с другими. К концу младшего

школьного возраста дети, характеризуя себя, все чаще описывают типичное для них поведение, ссылаются на свои мысли и чувства. [2, 173]. Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие и взрослые. Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальнось в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии. [3, 268].

Одна из важнейших особенностей подросткового возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. Если, будучи младшим школьником, он действовал чаще всего либо по непосредственному указанию старших (учителей и родителей), либо под влиянием случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. [4, 175].

Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны - они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешности, привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» - так называемого реального «Я» [3, 147].

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему - «Я -концепцию». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае - это важнейший этап в развитии самосознания. [5, 292].

Таким образом, можно сделать вывод, что подростковый возраст -трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу: впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные

образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.

Использованные источники:

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Учеб.пособие. - М., 2000

2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 2001

3. Казанская В.Г. Подросток, трудности взросления. - Спб., 2008

4. Крутецкий В.А. Психология. - М., 1989

5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Учеб. пособие. -М.,2008.

УДК 159.99

Саидова З. Х. ассистент

кафедра «Гуманитарные, естественнонаучные

и социальные дисциплины» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» САМОСОЗНАНИЕ И ОБРАЗ «Я»

В данной статье раскрывается понятие «самосознание» в рамках отечественной психологической науки. Выделены особенности развития самосознания. Раскрыта сущность понятий «самосознание», «саморазвитие», «образ Я».

Ключевые слова: «самосознание», «саморазвитие», «образ Я», «Я-концепция», «личность».

Saidovа Z. H. аssistant of the Department "Humanities, natural sciences and social sciences" FGBOUIN "Chechen State University"

Grozny

IDENTITY AND IMAGE "I"

This article explores the concept of "identity" in the framework of the national psychology. Highlighted features of the development of consciousness. The essence of the concepts "identity", "personal development", "the way I am."

Keywords: "identity", "personal development", "I", "self-concept", "person". Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как Я, противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ними связанное.

Субъективно переживание собственного Я выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. Я сегодня, при всех возможных изменениях моего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.