Научная статья на тему 'САМОСОЗНАНИЕ И ОБРАЗ "Я"'

САМОСОЗНАНИЕ И ОБРАЗ "Я" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
264
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IDENTITY" / "PERSONAL DEVELOPMENT" / "I" / "SELF-CONCEPT" / "PERSON"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саидова З.Х.

В данной статье раскрывается понятие «самосознание» в рамках отечественной психологической науки. Выделены особенности развития самосознания. Раскрыта сущность понятий «самосознание», «саморазвитие», «образ Я».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTITY AND IMAGE "I"

This article explores the concept of "identity" in the framework of the national psychology. Highlighted features of the development of consciousness. The essence of the concepts "identity", "personal development", "the way I am."

Текст научной работы на тему «САМОСОЗНАНИЕ И ОБРАЗ "Я"»

образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.

Использованные источники:

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Учеб.пособие. - М., 2000

2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 2001

3. Казанская В.Г. Подросток, трудности взросления. - Спб., 2008

4. Крутецкий В.А. Психология. - М., 1989

5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Учеб. пособие. -М.,2008.

УДК 159.99

Саидова З. Х. ассистент

кафедра «Гуманитарные, естественнонаучные

и социальные дисциплины» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» САМОСОЗНАНИЕ И ОБРАЗ «Я»

В данной статье раскрывается понятие «самосознание» в рамках отечественной психологической науки. Выделены особенности развития самосознания. Раскрыта сущность понятий «самосознание», «саморазвитие», «образ Я».

Ключевые слова: «самосознание», «саморазвитие», «образ Я», «Я-концепция», «личность».

Saidovа Z. H. аssistant of the Department "Humanities, natural sciences and social sciences" FGBOUIN "Chechen State University"

Grozny

IDENTITY AND IMAGE "I"

This article explores the concept of "identity" in the framework of the national psychology. Highlighted features of the development of consciousness. The essence of the concepts "identity", "personal development", "the way I am."

Keywords: "identity", "personal development", "I", "self-concept", "person". Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как Я, противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ними связанное.

Субъективно переживание собственного Я выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. Я сегодня, при всех возможных изменениях моего

положения, в любых новых и неожиданных ситуациях, при любых перестройках моей жизни, моего сознания, взглядов и установок, - это Я того же самого человека, какой существовал вчера и каким он будет, вступив в завтрашний день. Один из симптомов некоторых психических заболеваний состоит в утрате человеком тождественности с самим собой, потере собственного Я [1, С. 377 - 403].

Переживание наличия своего Я является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как «открытие Я». Годовалый ребенок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. Затем, в возрасте 2-3 лет, ребенок отделяет доставляющий ему удовольствие процесс и результат собственных действий с предметами от предметных действий взрослых, предъявляя последним требования: «Я сам!» Он впервые начинает осознавать себя в качестве субъекта собственных действий и поступков (в речи ребенка появляется личное местоимение), не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя всем другим («Это мое, это не твое!»).

На рубеже детского сада и школы и в младших классах возникает возможность при содействии взрослых подойти к оценке своих психических качеств (память, мышление и др.) пока еще на уровне осознания причин своих успехов и неудач («У меня все пятерки, а по арифметике - три, потому что я неправильно списываю с доски. Анна Петровна мне за невнимательность сколько раз двойки ставила»). Наконец в подростковом и юношеском возрасте, в результате активного включения в общественную жизнь и трудовую деятельность начинает формироваться развернутая система социально-нравственных самооценок, завершается развитие самосознания и в основном складывается образ Я.

Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного Я (Я-образ, Я-концепция). Образ Я - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. В образ Я встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, - в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ Я тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому. Как всякая установка, образ Я включает в себя три компонента [2, С. 285 - 325].

Во-первых, когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д. Один подросток на

первый план в своем Я-образе выдвигает импозантный вид, который, как он предполагает, придает ему дорогая фирменная одежда. Другой его сверстник - незабываемый факт победы на районных соревнованиях по настольному теннису. Третий - драматическое для него поражение на тех же соревнованиях и затруднения при усвоении физики и математики, которые ему действительно нелегко даются.

Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.

В-третьих - поведенческий (волевой) компонент: стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить свой статус или, наоборот, желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Образ Я - и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его Я, а множество сменяющих друг друга Я-образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. Я-образ - не статическое, а динамическое образование личности индивида [3, С. 222 - 279].

Я-образ может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как реальное Я, но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным, или текущим Я субъекта. Когда подросток в какой-то момент говорит или думает: «Я презираю себя», то это проявление отроческого максимализма оценок не должно восприниматься как стабильная характеристика Я-образа школьника. Более чем вероятно, что через некоторое время его представление о себе сменится на противоположное.

Я-образ - это вместе с тем и идеальное Я субъекта - то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. Идеальное Я выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности. Выявляя характер и действенность этого ориентира, педагог получает возможность существенно влиять на воспитание. При этом важно знать, на какой идеал как образец для построения своей жизни ориентируется молодой человек, так как социальная ценность этих образцов весьма различается, а их мотивирующее значение весьма велико.

Укажем еще один вариант возникновения Я-образа - фантастическое Я -то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. Значение этого образа Я очень велико, особенно в старшем подростковом и юношеском возрасте в связи сосклонностью учащихся старших классов строить планы на будущее, создание которых невозможно без фантазии.

Конструирование своего фантастического Я свойственно не только юношам, но и взрослым людям. При оценке мотивирующего значения этого Я-образа важно знать, не оказалось ли объективное понимание индивидом

своего положения и места в жизни подменено его фантастическим Я. Преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и в конце концов может жестоко его травмировать ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного [4, С. 1983. - 154].

Степень адекватности Я-образа выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности.

Использованные источники:

1. Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. - М., 1977. С. 377 - 403.

2. Веккер Л.М. Психические процессы: 3 т. - Т. 3. - Л., 1981. С. 285 - 325.

3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: 2 т. - Т. I. - М., 1983. С. 222 - 279.

4. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. С. 154.

УДК 33

Салеева В.А. студент 4 курса факультет «Экономика и управление»

Родина Н.О. студент 4 курса факультет «Экономика и управление»

Андрющенко О.В. научный руководитель Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина -

филиал

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации

Россия, г. Саратов УСПЕШНЫЕ ПРАКТИКИ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА Аннотация: В статье представлено понятие социально-психологического климата и пути его создания в организации. Рассмотрены методы и инструменты, которые используются при диагностике социально-психологического климата. Изучена практика создания благоприятного социально-психологического климата в организациях.

Ключевые слова: социально-психологический климат, создание благоприятного климата, климат в организации, практика создания благоприятного климата в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.