Научная статья на тему 'Развитие самосознания личности как предпосылка формирования доверительных отношений'

Развитие самосознания личности как предпосылка формирования доверительных отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
367
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / ОТНОШЕНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / САМООТНОШЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хабиева Эльвира Равильевна

В статье рассматривается понятие «доверие» в связи с развитием самосознания личности. А также проанализированы этапы формирования доверительных отношений личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие самосознания личности как предпосылка формирования доверительных отношений»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Развитие самосознания личности как предпосылка формирования доверительных отношений Хабиева Э. Р.

Хабиева Эльвира Равильевна / Khabieva Elvira Ravilyevna - аспирант, Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б. Н. Ельцина, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматривается понятие «доверие» в связи с развитием самосознания личности. А также проанализированы этапы формирования доверительных отношений личности.

Ключевые слова: доверие, отношение, самосознание, самоотношение, личность.

Доверие является одним из составляющих компонентов устойчивости всех общественных отношений, это сложный общественный феномен, который имеет многоуровневую природу. Особенно актуально вопрос возможности доверия стоит в подростковом возрасте, так как именно в этот период жизни человек впервые сталкивается с решением проблемы самоопределения. Стремление подростка к эмансипации во всех сферах жизни, полная подчиненность группе, которой он принадлежит, обособление и индивидуализация с одной стороны, а с другой стороны желание следовать общепринятой моде - все это требует от подростка умения правильно выбирать людей, которым можно доверять.

Можно сказать, что одним из главных новообразований подростково -юношеского возраста признается развитие их самосознания и личностной рефлексии. Поэтому цель данной работы - проследить закономерности развития самосознания личности как предпосылки формирования доверительных отношений. Этапы формирования, которых, в свою очередь, можно предложить в виде следующей схемы (рис. 1).

Рис. 1. Этапы формирования

Данная схема включает уровни, как вертикальной, так и горизонтальной сопряженности, что и дает возможность рассмотрения качественных характеристик доверия и его целостного представления.

Для более наглядного рассмотрения этапов формирования доверительных отношений необходимо проследить за изменением самосознания личности. Особенности самосознания детей подросткового возраста наиболее полно раскрыты в работах А. А. Бодалева (1970); Л. И. Божович (1976); Н. И. Гуткиной (1987); И. В. Дубровиной (2003); И. С. Кона (1982); А. М. Прихожан (1987); Д. И. Фельдштейна (1989) и др.

А. А. Бодалев считает, что «Настоящее, когда мы рассматриваем его глубоко, вырастает из прошлого, как и то, каким будет развитие взрослого человека, во многом обусловлено тем, как складывалось его развитие в утробе матери, в младенчестве, в предшкольную и школьную пору детства, в начальной школе, в отрочестве и юности» [1; С. 254]. Эту же мысль подчеркивает Д. И. Фельдштейн, отмечая, что на всей «вертикали развития Детства» идет формирование сознания, самосознания, определение ребенка как субъекта социальных отношений. Социальное созревание имеет разные формы проявления, уровни развития [2; С. 290]. Поэтому при рассмотрении подростково-юношеского возраста необходимо учитывать развитие самосознания, полученное в предыдущие возраста.

Развитие сознания - это непрерывный процесс становления психической организации, понимания Себя, Другого и Мира. Сознание является атрибутом субъекта. Раскрывая непрерывность становления субъектности, мы можем продвинуться в понимании природы сознания. Осознание осуществляется субъектом, центром которого выступает структура Я. Познание Себя и Другого занимает определяющее место, но может существовать и в недифференцированной

(интуитивной форме). С. Л. Рубинштейн указывал, что «Вопрос о существовании «другого Я» - это вопрос о существовании другого действующего лица: вопрос о существовании чужой психики, сознания дан не обособленно, а имплицитно в вопросе о другом действующем лице (его существование генетически для ребенка первично)» [4; С. 61]. Каким же образом происходит дифференциация Я и не-Я, Я и Другой. В процессе этой дифференциации происходит развитие самосознания, где каждый этап его развития формирует и определенный этап развития доверия: от базового доверия к доверию по типу отраженного самоотношения.

Можно предположить, что первым представлением о себе является Экологическое Я - это Я, воспринимаемое относительно физического окружения. В самом начале жизни человек способен получать информацию (например, через оптический поток), которая прямо специфицирует его непосредственное положение и его изменения в среде. Экологическое Я образуется спонтанно с самого рождения и активно функционирует как составная часть Я-концепции на протяжении всей жизни, изменяясь и развиваясь [10; С. 37].

Второй начальной важнейшей задачей в развитии Я-концепции является установление эквивалентности Я - Другой. Этот тип представлений о себе может быть обозначен как Я-интерперсональное, появляющееся также у младенцев и специфицируется видоспецифическими сигналами о взаимоотношениях: Я-индивид, который участвует в человеческих обменах. Такой тип представлений также складывается непосредственно. В человеческой жизни люди часто взаимодействуют прямо, лицом к лицу, средствами, присущими человеческому виду. Все эти виды взаимодействия воспринимаются непосредственно и не требуют специальной, осознанной интерпретации. Это уровень наивного субъекта [6; С. 54].

Интерперсональное восприятие, по мнению Е. А. Сергиенко, функционирует от рождения. Два типа ранних форм структуры Я: экологическое (Я и не-Я) и интерперсональное (Я и Другой) являются двумя аспектами взаимодействия с миром. Я-экологическое специфицирует описание системы Я - физический мир, Я-интерперсональное - системы Я - социальный мир. Эти два аспекта ядра личности на первом году жизни могут развиваться относительно независимо, что дает возможность только выделить себя из окружения (физической и социальной среды). Это протоуровень становления «первичной субъектности». Это уровень неосознаваемого Я, но на котором складывается система отсчета: Я-не Я - Другой [5, с. 20-23].

Таким образом, базовая концепция физического и социального мира строится на уровнях досознательного «понимания» относительно первичного выделения себя из мира вещей и людей, первичной дифференциации отличия законов физического мира от человеческого, наделенного интенциями. Это уровень становления сознания можно обозначить как предсознание [5, с. 20-23].

Уровень наивного субъекта и предсознание непосредственно связан с периодом формирования уровня базового доверия (Э. Эриксон). Это стадия слитности для ребенка его Я, Другого и физического предмета. Это инстинктивное доверие или недоверие к миру в целом [9, с. 98].

Взаимодействие Я-экологического и Я-интерперсонального необходимо для возникновения следующего уровня протосубъектности «вторичной интерсубъектности», который предполагает «треугольные отношения», включающие и объекта, и индивида. Дети начинают испытывать общие психические состояния со взрослым по отношению к объекту или событию. Это путь к пониманию дифференцированной интенциональности. Я обладаю интенцией, и Другой обладает интенцией. Интенции могут совпадать или нет. Наличие триадических отношений означает также путь к пониманию и сравнению психических состояний Себя и Другого. Я внимателен к данному объекту, и Другой тоже внимателен к нему (тождество психических состояний), или Другой невнимателен (различия в психических состояниях). Я испытываю интерес и радость по отношению к объекту, и Другой

101

испытывает то же (тождественность переживаний или их различие). Наличие интерсубъективных отношений позволяет установить тождество: Я - Другой [6, с. 67].

Понимание психического Своего и Другого определяется уровнем развития субъектности с характерной для данного уровня ментальной структурой. Активное становление модели психического происходит в дошкольном возрасте. Так, маленькие дети 3 лет, как считает Е. А. Сергиенко, не разделяют Свое психическое и психическое Других людей при обмане и не используют средства для обмана. В этом случае при взаимодействии с Другими они, скорее, выступают не как социальные субъекты, а как протоагенты, что ограничивает возможности передачи социальных норм и правил детям данного возраста. В 4 года начинает дифференцироваться представление, что собственное психическое отлично от психического Других людей, формируются предсказания поведения Других на основе представлений о последствиях собственного поведения. Это уровень агента.

Существенные изменения в уровне развития модели психического происходят в 5 -летнем, особенно в 6-лентнем возрасте. Способность сопоставить разные аспекты ситуаций и их значения для Себя и Других людей позволяет детям на новом уровне анализировать человеческие контакты и их смысл. Они начинают не только понимать обман, но и сами обманывать, что требует сопоставления своей модели понимания ситуации с моделью понимания ситуацией другим человеком [5, с. 24].

Можно сказать, что в дошкольном и младшем школьном возрасте формируется интуитивное самосознание, которое является предпосылкой рефлексивного самосознания. Объектами доверия в данном возрасте выступают значимые Другие. Доверие строится не на конкретных фактах и представлениях, а на интуитивном уровне.

Н. И. Гуткина и А. М. Прихожан подростково-юношеский возраст характеризуют возникновением рефлексивного самосознания. Специфическим новообразованием является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым [2, с. 87-88]. Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, её структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций. Другим важным механизмом самосознания, считает В. В. Столин, выступает личностная рефлексия, представляющая собой форму осознания подростком, как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей [7, с. 85].

Следовательно, можно предположить, что в подростково-юношеском возрасте на основе осознанной личностной рефлексии возникает новый уровень доверия в системе отношений Я - Другой. Доверие к себе возникает по типу отраженного самоотношения. Отраженное самоотношение, по мнению С. Л. Рубинштейна, это представление субъекта о том, что его личность вызывает у других положительные или отрицательные чувства. Субъект познает себя опосредованно отраженно, обнаруживая в действиях и поступках свое отношение к Другому и к себе. Наши переживания осознаются через выражение отношения к Другим [4, с. 77]. То есть, я могу доверять Другому, если думаю, что он доверяет мне, а значит я заслуживаю доверие. Скорее всего, доверие к себе может возникнуть на осознанном уровне только после доверия к Другому.

Подводя итоги, можно сказать, что развитие самосознания: от инстинктивного предсознания до рефлексивного самосознания влечет с собой и развитие доверительных отношений: от базового доверия к миру до осознанного доверия Другому.

Литература

1. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. - 199 с.

2. Гуткина Н. И., Прихожан A. M. Особенности самосознания // Формирование личности, переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1987. - 65-95 с.

3. Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие для вузов. Бишкек, 2003. - 285 с.

4. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1997. - 93 с.

5. Сергиенко Е. А. Развитие понимания себя и другого как проблема сознания // Психология человека в современном мире. Том 3. (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, В. В. Знаков, И. О. Александров. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 400 с. - 19-27 с.

6. Сергиенко Е. А. Ранее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: изд-во ИПРАН, 2006. - 464 с.

7. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1982. - 284 с.

8. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989. — 206 с.

9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. - 340 с.

10. Neisser U. Five kinds of self-knowledge // Philosophical psychology. 1988. V. 1. Р. 35-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.