УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Марина Викторовна ГРИГОРОВИЧ
Центр психолого-медико-социального сопровождения детей, нуждающихся в психологопедагогической, медико-социальной помощи, г. Старый Оскол, Белгородская область, Российская Федерация, педагог-психолог, е-шай: [email protected]
В статье на основе акмеологического, системного, субъектно-деятельностного подходов проводится психологический анализ содержания и структуры личностной рефлексии подростков, определяется ее значимость для достижения идентичности, субъектности и социальной зрелости в подростковом возрасте.
Ключевые слова: личностная рефлексия; волонтерство; идентичность; подросток.
Одной из важнейших задач акмеологи-ческой науки на сегодняшний день является выявление объективных, связанных с реальной системой жизнедеятельности факторов развития личности и привлечение различных социальных институтов к созданию условий, обеспечивающих ее эффективное самоосу-ществление. В связи с этим важным представляется психолого-акмеологический анализ такого инновационного явления, как волонтерское движение, ориентированного, преимущественно, на взаимодействие с подростками и молодежью.
В условиях ориентации современной российской молодежи на ценности потребления волонтерство нацелено на присвоение индивидом общественно значимых образцов поведения, социальных норм и ценностей альтруизма и гуманизма [1]. Как тип социально признаваемой и социально одобряемой деятельности волонтерство характеризуется нравственным и созидающим уровнем социальной активности, выраженной в общественно полезных мероприятиях, и является одним из условий интеллектуального, личностного и деятельностного развития личности, определяя ее жизненную позицию как гуманистическую.
Выполняя волонтерскую деятельность, подросток успешно решает основные задачи развития на данном возрастном этапе (преодоление кризиса идентичности, формирование гармоничного образа «Я») за счет овладения психологическими механизмами актуализации личностного потенциала, которыми в условиях волонтерской деятельности является личностная рефлексия. Участие
подростков в добровольческой деятельности, способствуя развитию рефлексии, приводит к появлению выраженного и устойчивого интереса к психологическому знанию, психологическому аспекту действительности, направленности на внутренний мир человека, а в дальнейшем - к формированию гармоничного образа «Я». В связи с этим выявление структурно-содержательных характеристик личностной рефлексии подростка в условиях добровольческой деятельности является предметом нашего исследования.
Изучение научной психологической литературы по проблеме развития личностной рефлексии подростка показывает ее комплексный, многоаспектный характер, проявляющийся в широчайшем спектре психологических направлений ее разработки [2]. В рефлексивной психологии творчества (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов) личностная рефлексия трактуется как процесс переосмысления человеком содержаний своего сознания и образов «Я» в проблемно-конфликтной ситуации развития. По мнению Н.И. Гуткиной, Ю.М. Орлова, Е.Б. Старовойтенко, В.И. Сло-бодчикова, личностная рефлексия есть само-инициированный процесс, отражающий потребность субъекта в личностном развитии, позитивном самоизменении. Ю.Л. Линецкий считает личностную рефлексию составляющей самосознания человека. Т.А. Симакова считает ее рефлексией более высокого порядка, интегрирующей интеллектуальный, коммуникативный, кооперативный аспекты ее реализации. Н.Г. Шевченко, признавая личностную рефлексию интегративным образованием, отмечает ее роль в успешной
самореализации. По мнению Е.Б. Старовой-тенко, рефлексия есть рациональная и вербально-символическая активность личности, направленная на развитие, интеграцию «Я» и жизненного пути.
Анализ существующих в психологии подходов к исследованию рефлексии позволил нам прийти к пониманию личностной рефлексии как целостного динамического многокомпонентного образования, проявляющегося в процессах осмысления и переосмысления человеком содержаний своего самосознания, обеспечивающего интеграцию различных подструктур «Я» в неповторимую целостность и достижение личностью идентичности, субъектности и социальной зрелости.
Основой нашего исследования являются идеи, сформулированные в рамках системного подхода (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Я.А. Пономарев, В.Д. Шадриков и др.), субъектно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская,
А.В. Брушлинский, А. В. Петровский и др.); акмеологического подхода к исследованию рефлексии (А.А. Деркач, Е.Б. Старовойтенко, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.).
С позиции системного похода личностная рефлексия подростка рассматривается на основе компонентов, представляющих единое целое. В рамках акмеологического подхода разработана концепция рефлексивной культурадигмы как основы для совмещения аксиологического (гуманистические ценности и идеалы), методологического (гуманистические способы описания и схемообразо-вания знания) и гносеологического (субъект-субъектные познавательные отношения) аспектов личностной рефлексии. Представителями субъектно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Слав-ская, А.В. Брушлинский, А.В. Петровский и др.) утверждается ведущая роль рефлексии в самодетерминации человека, что позволяет нам рассматривать ее как магистральный путь развития субъектности, достижения целостности «Я», формирования личностной и социальной зрелости.
В связи с этим особое значение для развития личности рефлексия приобретает на этапе формирования фундаментальных личностных особенностей - в подростковом возрасте [3]. Традиционно в психологии отмеча-
ется особый интерес к подростковому возрасту (А. Валлон, Дж. Марсиа, Э. Эриксон, С. Холл, Э. Шпрангер, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.И. Сло-бодчиков, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.). Определяющей тенденцией всего прогрессивного развития в подростковом возрасте является становление самосознания (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), субъектности (К.Н. Поливанова, В.И. Сло-бодчиков, Г.А. Цукерман, Б.Д. Эльконин и др.), идентичности (М. Кле, Дж. Марсиа,
З. Фрейд, Э. Эриксон и др.) [3].
Их полная реализация обеспечивается, согласно Л.С. Выготскому, Л.И. Божович,
В.И. Слободчикову, Э. Шпрангеру, С.Ю. Степанову и др., рефлексией. Данное новообразование рассматривается как поворотный пункт в ходе психического развития личности, когда ребенок впервые осознает и себя в своей целостности, и свою способность саморазвития.
Особый интерес для нашего исследования представляет социо-генетическая концепция Э. Эриксона, в которой он указал главную задачу развития подростка - формирование личной идентичности, субъектности, определение себя как личности в системе социальных отношений [4]. Анализ данной концепции позволил нам установить, что основными сферами жизнедеятельности, рефлексируемыми современными подростками являются: Я-интеллектуальное, которое включает восприятие подростками своих умений (способностей) в условиях школы; Я-социальное, отражающее самовосприятие подростком собственной популярности у ровесников, а также представлений о том, нравится ли он другим; Я-телесное, которое определяет уровень удовлетворенности подростком своим внешним видом и демонстрирует восприятие подростком своих атлетических способностей и спортивных умений; Я-профессиональное самоопределение,
включающее восприятие подростком своих профессиональных интересов, склонностей; Я-духовное, отражающее восприятие собственной системы ценностей, системы религиозных убеждений.
Исходя из результатов исследования этапов реализации личностной рефлексии И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова [5], много-
численных исследований системной организации психических явлений (Б.Ф. Ломов,
А.Л. Агафонов, Г.Е. Залесский, В.Н. Мяси-щев, С.Л. Рубинштейн и др.), мы выделяем в структуре личностной рефлексии подростков когнитивный, эмоциональный и регулятивный и креативный компоненты.
Когнитивный компонент личностной рефлексии обеспечивает рефлексирование мыслей, получение и анализ новой информации, ее структурирование. Содержание когнитивного компонента составляют процессы самопознания и самопонимания, познания и понимания Другого, анализа деятельности. К основным способам самопознания нами отнесены: самонаблюдение, самоанализ, моделирование собственной личности, осознание противоположностей в каждом качестве, поведенческой характеристике.
Показателями когнитивного компонента являются система представлений подростка о сущности и значении рефлексии для само-осуществления в жизнедеятельности, знания о себе, которые группируются в конструкты, представляющие в своей совокупности личностную идентичность подростка.
Эмоциональный компонент личностной рефлексии раскрывается в актах переживания личностной значимости полученной информации, прочувствования и проживания ее; переживания и оценивания новых знаний о себе и другом. Этот компонент направлен на оценку степени выраженности тонких переживаний личности и классификацию различных эмоциональных состояний: приятные -неприятные, мешающие деятельности - помогающие, облегчающие общение с другими людьми - затрудняющие процесс общения и др. Важным результатом подобного рефлексивного акта является осознание эмоций как ценности. Показатели эмоционального компонента - самоотношение и самооценка.
Регулятивный компонент личностной рефлексии подростков выполняет функции осознания, контроля и саморегуляции собственных действий подростками в условиях взаимодействия со значимыми Другими, формой реализации этого компонента в нашем исследовании является волонтерская деятельность.
Регулятивный компонент определяется характеристиками уровня субъектности [6]. Реализация регулятивного компонента лич-
ностной рефлексии предполагает разработку программы самокоррекции, связанную с самоорганизацией и использованием необходимых методов и приемов самосовершенствования. В качестве показателей регулятивного компонента выступают самоконтроль и саморегуляция.
Креативный компонент стимулирует рефлексивные процессы, обеспечивает целе-полагание, порождение идеи, постановку проблем, затем осуществление цели, воплощение идеи, решение проблемы и в итоге формирует индивидуальный стиль деятельности, в т. ч. волонтерской.
Его показателями выступают беглость и оригинальность мышления в процессе рефлексирования собственного «Я», «Другого» и взаимоотношений с «Другим», выполняемой деятельности, в которую включен подросток.
Характеристика сущностных черт личностной рефлексии подростков, а также ее компонентов, посредством которых она проявляется, позволила сформулировать ее важнейшие функции: интегрирующую, ценностно-ориентационную, адаптивно-адаптирю-
щую и функцию саморазвития.
В рамках интегрирующей функции личностная рефлексия обеспечивает объединение различных модальностей «Я» в целостный образ и достижение идентичности, а также позволяет подростку максимально полно реализовать свою субъектность во всех сферах взаимодействия с миром: витальной, общения, предметной деятельности и самосознания.
Ценностно-ориентационная функция отражает сущностное предназначение и смысл рефлексивной деятельности, в ней заложен смыслообразующий потенциал личностной рефлексии подростка. Благодаря этой функции происходит освоение норм и ценностей жизнедеятельности, которые затем интерио-ризируются и становятся нормами и ценностями личности подростка. Предельными ценностными ориентирами волонтерской деятельности подростка, определяющими ее границы и структурирующими систему ценностей волонтера, является ценность личности «Другого», ценность права каждого человека на собственное построение жизни и деятельности и ценность «Я». Таким образом, личностная рефлексия обеспечивает
личности подростка нравственно-гуманистическую устойчивость.
Адаптивно-адаптирующая функция личностной рефлексии обеспечивает рефлексивную самоорганизацию личности подростка в процессе социализации. Изменяя, переосмысливая и переструктурируя себя в контексте личностной рефлексии, подросток не только приспосабливается к миру, но и мир приспосабливает к себе. В первом случае речь идет об адаптивной функции личностной рефлексии, во втором - об адаптирующей.
Функция саморазвития предполагает процесс «развертывания» имеющихся рефлексивных потенциалов на основе внутренней активности и направленности на его самореализацию.
Как следует из всего вышесказанного, очевидными моментами рассмотрения психологических особенностей личностной рефлексии подростков можно считать следующие: как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению она стимулирует процессы самосознания, обогащает «Я-концепцию» человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования (А.Г. Асмолов, Р. Бернс,
В.П. Зинченко); способствует целостности и динамизму внутренней жизни человека, помогает стабилизировать и гармонизировать свой эмоциональный мир, мобилизовать волевой потенциал, гибко управлять им (В.В. Столин, К. Роджерс); является гарантом позитивных межличностных контактов, определяя такие партнерские личностные
качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека и др. (С.В. Кондратьева, В.А. Кривошеев, Б.Ф. Ломов).
Таким образом, проведенный анализ показывает, что личностная рефлексия является одним из важнейших и все еще недостаточно изученных регуляторов развития личности. В связи с этим приоритетным направлением дальнейших исследований личностной рефлексии подростков является определение объективных и субъективных факторов ее развития в условиях осуществления подростками волонтерской деятельности.
1. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // Социологические исследования. 2006. № 5. С. 15-22.
2. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 9-17.
3. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996. С. 248-259.
4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
5. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье, 1992.
6. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.
Поступила в редакцию 21.07.2011.
UDC 159.9
FEATURES OF TEENAGERS’ PERSONAL REFLECTION IN CONDITIONS OF VOLUNTARY ACTIVITY Marina Viktorovna GRIGOROVICH, Psychological, Medical and Social Center of Accompaniment of Children Requiring Psychological, Pedagogical, Medical and Social Help, Stary Oskol, Belgorod region, Russian Federation, Pedagogue-psychologist, e-mail: [email protected]
On the basis of acmeology, system, subjective and active approaches the article analyses the structure and subject of personal reflection, the article defines its value for the achievement of the teenager’s identity, subjectiveness and social maturity.
Key words: personal reflection; voluntariness; identity; teenager.