Научная статья на тему 'Моделирование процесса развития личностной рефлексии подростков в условиях волонтерской деятельности'

Моделирование процесса развития личностной рефлексии подростков в условиях волонтерской деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
231
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ВОЛОНТЕРСТВО / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПОДРОСТОК / PERSONAL REFLECTION / VOLUNTARINESS / MODELING / TEENAGER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Григорович Марина Викторовна

На основе анализа актуальной научной литературы, обобщения опыта практической работы в статье рассматриваются сущностные характеристики личностной рефлексии подростков, выявляются и обосновываются концептуальные составляющие модели ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса развития личностной рефлексии подростков в условиях волонтерской деятельности»

УДК 159.9

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Марина Викторовна ГРИГОРОВИЧ

Центр психолого-медико-социального сопровождения детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медико-социальной помощи, г. Старый Оскол, Белгородская область, Российская Федерация, педагог-психолог, е-шай: grigorovichmarina@rambler.ru

На основе анализа актуальной научной литературы, обобщения опыта практической работы в статье рассматриваются сущностные характеристики личностной рефлексии подростков, выявляются и обосновываются концептуальные составляющие модели ее развития.

Ключевые слова: личностная рефлексия; волонтерство; моделирование; подросток.

В эпоху становления новых экономических отношений и модернизации российского общества одной из важнейших задач ак-меологической науки является выявление объективных, связанных с реальной системой жизнедеятельности, факторов развития личности и привлечение различных социальных институтов к созданию условий, обеспечивающих ее эффективное самоосуществление.

Выделение рефлексии в качестве специального предмета научного изучения происходит под влиянием прикладной проблематики, связанной с акмеологическим (А.А. Деркач, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов) и психо-лого-педагогическим (Н.Г. Алексеев, В.В. Давыдов, И.Н. Семенов) обеспечением разных сфер социальной практики - образования, науки, проектирования, управления.

Личностная рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает «Я-концепцию» человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования (А.Г. Ас-молов, Р. Бернс, В.П. Зинченко и др.); способствует целостности и динамизму внутренней жизни человека, помогает стабилизировать и гармонизировать свой эмоциональный мир, мобилизовать волевой потенциал, гибко управлять им (В. В. Столин, К. Роджерс и др.); является гарантом позитивных межличностных контактов, определяя такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека и др. (С.В. Кондратьева, В.А. Кри-вошеев, Б.Ф. Ломов и др.).

Очевидно, что личностная рефлексия является одним из важнейших регуляторов развития личности, в связи с чем особое значение она приобретает на этапе формирования фундаментальных личностных особенностей - в подростковом возрасте [1. с. 248259]. Условием, способствующим развитию личностной рефлексии подростков, является, на наш взгляд, волонтерская деятельность как тип общественно-полезной деятельности на основе добровольного выбора, характеризующийся нравственным и созидающим уровнем социальной активности, нацеленный на присвоение индивидом общественно значимых образцов поведения, социальных норм и ценностей альтруизма и гуманизма [2, с. 15-22].

Организация опытно-экспериментальной работы с целью проверки истинности данного предположения потребовала разработки психолого-акмеологической модели развития личностной рефлексии подростков в условиях волонтерской деятельности.

Модель есть идеальная копия реального объекта, которая воспроизводит наиболее существенные его черты, характеристики и свойства, выступающие определяющими по отношению к результатам (В.В. Давыдов).

В акмеологии с помощью моделей синтезируется знание о том, что должно быть сформировано. Поэтому при построении модели развития личностной рефлексии подростков в условиях волонтерской деятельности нами особо учитывалось, что стратегия ак-меологического моделирования используется и в качестве метода проектирования и интеграции наличных, желательных идеальных состояний, уровней, свойств и средств их

достижения, и в качестве средства описания объекта исследования (В.Н. Дружинин, А.Н. Кочергин, Е.В. Селезнева и др.). При этом сама модель должна быть прогностич-ной, т. е. содержать информацию не только о наличной характеристике личностной рефлексии подростка, но и о той ее характеристике, которая может быть сформирована через определенный промежуток времени, в будущем, поскольку личностная рефлексия подростков развивается и совершенствуется.

Многочисленные исследования в психологии, акмеологии подтверждают, что создание таких моделей - действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений (Л.В. Абдалина, Е.Г. Казьмина, А.С. Огнев, Е.В. Селезнева, и др.) [3].

Научная обоснованность настоящей модели представляется нам в наличии четкой цели ее создания и функционирования - развитие у подростков личностной рефлексии, обеспечивающей решение основных задач развития на данном возрастном этапе, а именно: достижение подлинной идентичности, субъектности и социальной зрелости.

В модели предусматривается участие подростка в волонтерской деятельности в качестве основы моделируемого процесса.

При построении модели мы руководствовались гипотезой, согласно которой личностная рефлексия подростков будет успешно развиваться в пространстве волонтерской деятельности за счет интериоризации ее ценностных ориентиров, под влиянием таких психологических факторов, как автономность, критичность, друго-доминантность, интер-нальность, уровень притязаний и способствовать достижению подростком идентичности, субъектности и социальной зрелости.

Исходя из этого, модель процесса развития личностной рефлексии подростков в условиях волонтерской деятельности включает три блока: содержательный, составляющими которого являются методологические подходы, компоненты личностной рефлексии подростков; процессуальный, в который вошли психологические детерминанты ее развития, содержательно-технологическое обеспече-

ние, этапы опытно-экспериментальной работы; результирующий, содержащий критерии, показатели и уровни развития личностной рефлексии, прогнозируемый результат.

Необходимые условия развития личностной рефлексии подростков и эффективность модели данного процесса могут быть раскрыты и обеспечены целостностью компонентов, взаимосвязью и взаимодействием всех указанных элементов. Представим это подробнее.

Методологические подходы раскрыли особенности процесса развития личностной рефлексии подростков, проявляющиеся в многомерности, многогранности самого феномена и в постоянном движении, изменении, преобразовании его компонентов.

Вслед за В.И. Слободчиковым и Е.И. Исаевым мы считаем, что категория развития одновременно удерживает и совмещает в себе три достаточно самостоятельных процесса:

1) становление как созревание и рост, переход от одного определенного состояния к другому - более высокого уровня; как единство уже осуществленного и потенциально возможного, как единство производящей причины и закономерных следствий в акте развития;

2) формирование как оформление (обретение формы, а не формовка по заданному штампу) и совершенствование (обретение совершенного, предшествующего в культуре образца); как единство социокультурной цели и общественно значимого результата развития;

3) преобразование как саморазвитие и смену основного жизненного вектора; как преображение - кардинальное преодоление сложившегося режима жизнедеятельности в соответствии с некоторой иерархией ценностей и смыслов бытия человека.

Мы рассматриваем развитие личностной рефлексии подростков в условиях волонтерской деятельности одновременно и как естественный (по схеме процесса), и как искусственный (по структуре деятельности) процесс, и как процесс саморазвития. При этом мы хотели бы подчеркнуть именно аспект саморазвития как фундаментальной способности человека становиться и быть субъектом собственной жизни. Как отмечает Л.И. Анцыфе-рова, «развитие личности - это не то, что с личностью «случается»; личность - это субъект своего собственного развития, постоянно находящийся в поиске и построении тех видов деятельностного отношения к миру, в

котором могут лучше всего проявиться и развиваться уникальные потенции конкретного индивида» [4].

В понятии «личностная рефлексия подростка» фиксируются два аспекта: структурная упорядоченность (взаимосогласованность взаимодействия дифференцированных компонентов личностной рефлексии как целого, обусловленная ее строением) и эволюционная направленность (совокупность базовых связей, ведущих к образованию и изменению взаимосвязей между исходным состоянием структурных компонентов и конечным искомым результатом). На этом основании мы представляем личностную рефлексию подростков в виде совокупности компонентов: когнитивного, эмоционального, регулятивного, креативного, которые раскрывают ее сущность и содержание. Любой компонент не является абсолютно независимым, а органически взаимосвязан с другими, имеет свое собственное место в общей структуре, которая определенным образом координируется целенаправленностью модели. Эти компоненты интегрированы в содержательном блоке.

Так как и потребности общества, и индивидуальные потребности подростков удовлетворяются в результате выполнения волонтерской деятельности, то для достижения цели развития личностной рефлексии с ориентацией на эту деятельность достаточно согласия подростка на овладение ею. Сам процесс развития личностной рефлексии подро-стка-волонтера в этом случае сориентирован на учет психолого-акмеологических факторов и создание условий для того, чтобы подросток проявлял себя, прежде всего, в качестве субъекта волонтерской деятельности, субъекта саморазвития и самореализации в ней.

Структура личностной рефлексии подростков, эмпирически выявленные факторы ее развития, обусловили выбор формирующе-развивающих и корректирующих технологий, форм и методов психологического сопровождения подростков, обоснование и разработку тематики занятий. Психологической основой организации процесса развития личностной рефлексии подростков выступили: технология рефлексивно-диалогического взаимодействия (И.Н. Семенов и др.), технология субъект-субъектного взаимодействия (Г.А. Берулава и др.), реализация которых

позволила сопровождать естественное развитие подростка, опираясь на возрастные закономерности, признавать безусловную ценность внутреннего мира каждой личности, каждой индивидуальности.

Технология рефлексивно-диалогического взаимодействия (И.Н. Семенов, Г.И. Давыдова и др.) выступила ведущей и была основана на принципе дидактического формирующего воздействия. Данная технология состояла в обращении к рефлексии и саморегуляции подростка как осуществлению им автономного личностного выбора на основе интеграции свободы и ответственности и приобретения новых ценностных ориентиров. Логика формирующего воздействия на развитие личностной рефлексии состоит в том, что идти следует не от внешних воздействий, обусловленных сформулированной целью воздействия, а от самого подростка, который избирательно относится к этим воздействиям.

Таким образом, в рамках рефлексивного диалога взрослый и подросток выступают как две самоорганизующиеся системы, в ходе взаимодействия которых создается анали-тико-развивающая акме-ориентированная

среда для участников рефлексивного диалога. При этом рефлексивный диалог не только выступает как средство обучения, но и определяет его цель, содержание и структуру на правах системообразующего элемента.

Реализация технологии субъект-субъект-ного взаимодействия (Г.И. Аксенова, А.С. Огнев, К. Роджерс и др.) предполагает наличие единой цели, социального и личностного смысла для всех участников волонтерской деятельности, побуждение их к сотрудничеству, наличие общей ценностной мотивации; объединение индивидуальных деятельностей в совместные субъект-субъект-ные интеллектуально-эмоциональные отношения, способствующие актуализации личностной рефлексии подростков.

Технологическое обеспечение процесса развития составило психологическое сопровождение, включающее два этапа: тренинг и волонтерскую практику, призванные обеспечить комплексность и оптимальность этого процесса.

Результатом реализации психологического сопровождения подростков в условиях волонтерской деятельности является согла-

сованное формирование и развитие выделенных нами критериев и показателей.

Моделированию подлежали выявленные в исследовании уровни развития личностной рефлексии подростков: нулевой (дорефлек-сивный), низкий (частично-рефлексивный), средний (достаточно-рефлексивный), высокий (интегративный).

Прогнозируемый результат моделируемого процесса развития личностной рефлексии подростков в условиях волонтерской деятельности состоял в развитии и повышении уровней личностной рефлексии подростка, достижении им идентичности, субъектности и социальной зрелости в условиях волонтерской деятельности. Достижению результата способствовала организация мониторинговой деятельности, включающей: выявление подростками своих способностей и возможностей; анализ процесса и результата выполнения волонтерской деятельности; оценку собственных достижений, рефлексию полученного опыта.

Предварительный теоретический конструкт модели «Развитие личностной рефлексии подростков в условиях волонтерской деятельности» проверялся далее в опытноэкспериментальной работе и наполнялся конкретным смыслом и содержанием.

1. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996.

2. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // Социологические исследования. 2006. № 5.

3. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.

4. Акмеологический словарь / под ред. А. А. Деркача. М., 2004.

Поступила в редакцию 27.10.2011 г.

UDC 159.9

MODELING OF TEENAGERS’ PERSONAL REFLECTION DEVELOPMENT PROCESS IN CONDITIONS OF THE VOLUNTARY ACTIVITY

Marina Viktorovna GRIGOROVICH, Psychological, Medical and Social Center of Accompaniment of Children Requiring Psychological, Pedagogical, Medical and Social Help, Stary Oskol, Belgorod region, Russian Federation, Pedagogue-psychologist, e-mail: grigorovichmarina@rambler.ru

The article is devoted to the essential characteristics of the teenagers’ personal reflection, based on the latest research literature and practical work. The teenagers’ personal reflection development model conceptual components are exposed and proved.

Key words: personal reflection; voluntariness; modeling; teenager.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.