УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
© Марина Викторовна ГРИГОРОВИЧ
Центр психолого-медико-социального сопровождения детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медико-социальной помощи, г. Старый Оскол, Российская Федерация, педагог-психолог, е-шай: [email protected] © Лариса Васильевна АБДАЛИНА Российский государственный социальный университет, г. Воронеж, Российская Федерация, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социологии, психологии и теории социальной работы, е-шай: [email protected]
В статье на основе деятельностного, личностного, субъектного подходов проводится психологический анализ содержания и структуры добровольческой деятельности, определяется ее значимость как фактора эффективного преодоления кризиса идентичности в подростковом возрасте.
Ключевые слова: добровольческая деятельность; волонтерство; идентичность; подросток.
Отличительной особенностью современных условий социально-культурной жизни является высокая степень их сложности, неопределенности и противоречивости, что вызывает у человека значительное психическое, личностное и межличностное напряжение. Во взаимодействии с внешней средой ему постоянно приходится проверять и оценивать свои представления о самом себе, своих возможностях, способностях, ролях, о своем месте в общественных отношениях. Невозможность подростка соотнести внутренний мир с внешним в ситуации «множащегося многообразия» является базовой предпосылкой формирования кризиса индивидуальной идентичности (Н.В. Дмитриева, Л.Б. Шнейдер), который характеризуется внутренней нестабильностью, проявляющейся в отсутствии или потере личностью внешних и внутренних ориентиров - ценностных, смысловых, мотивационных, контроля над собственной жизнью.
Психологи отмечают, что подростковый возраст является тем периодом в жизни человека, когда вопрос формирования личностной идентичности является особенно актуальным (В .И. Слободчиков). Этот возраст несет в себе определенную внутреннюю кри-зисность, содержание которой связано со становлением процессов самопознания, самоопределения, саморазвития, а также механизмов идентификации и рефлексии самореализации в межличностном пространстве.
Задачи развития на данном этапе включают ориентировку и определение своего места во взрослом мире, принятие и освоение социальных ролей, разрешение ролевых конфликтов, дальнейшее совершенствование стратегий преодоления трудностей. Столь масштабная постановка задач и их новизна, отсутствие опыта и неопределенность либо неадекватность средств их решения требуют теоретического переосмысления проблемы и создания определенных психологических условий для ее решения. Поэтому избирательность, адекватность технологии, форм и методов психологической работы с подростками являются одним из таких условий. Профессиональная задача на данном этапе работы может быть сформулирована как поиск и реализация оптимальных, недирективных путей психолого-педагогической работы, которые соответствуют культурным традициям и направлены на создание условий для проживания и рефлексии проблемных жизненных ситуаций, осознания собственных личностных смыслов в выполняемой деятельности и, кроме того, обеспечивают подростка способами подобной внутренней работы в дальнейшем (И.С. Кон, Н.П. Аникеева, Н.Я. Большунова и др.). В наибольшей степени заданным критериям отвечает такой метод психолого-педагогической работы, как вовлечение молодых людей в добровольческую деятельность.
Добровольческая деятельность (волонтерство) - общественно-полезная деятель-
ность на основе добровольного выбора, отражающего личные взгляды и позиции гражданина; институт социального, культурного и экономического развития общества [1]. Природа добровольчества предполагает гуманность и милосердие, что служит важным методом воспитания и эффективной социализации подростков [2].
Содержание добровольческой деятельности предоставляет подростку возможность самостоятельного выбора одного или нескольких возможных направлений деятельности, предполагающих взаимодействие с различными возрастными и социальными категориями: социальное патронирование
детей-сирот, пожилых людей, граждан, находящихся в трудных жизненных условиях; пропаганда здорового и безопасного образа жизни; организация досуговой деятельности детей, подростков и молодежи; экологическая защита; трудовая помощь и пр. [3].
В настоящее время добровольчество все чаще становится объектом исследований в области социологии, педагогики, психологии, юриспруденции [4].
Методологической основой исследования психологической природы и сущности добровольческой деятельности, на наш взгляд, являются следующие идеи: деятельностного подхода (Е.М. Иванова, Н.В. Кузьмина,
A.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шад-риков и др.), в рамках которого добровольческая деятельность подростка-волонтера рассматривается нами как основа, средство и условие изменения, развития и преобразования его личности - его ценностей, способностей, умений, потенциалов и др.; субъектного подхода (Г.И. Аксенова, А.В. Брушлинский, Е.Н. Волкова, М.В. Ермолаева, А.С. Огнев,
B.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.),
согласно которому личность подростка-волонтера является субъектом деятельности, наделенным активностью, инициативностью, ответственностью, стремящимся к достижению подлинной идентичности; личностного подхода (К. А. Абульханова-Славская,
Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Олпорт, К.К. Платонов, В.А. Петровский, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн и др.), где личность подростка-волонтера выступает в качестве интегрирующего начала, объединяющего воедино его различные психические процессы, внутренний мир, самосознание, сооб-
щающего его поведению необходимую последовательность и устойчивость в направлении акмеологического развития, достижения гармоничности и зрелости собственной личности; акмеологического подхода (А.А. Бодалев, В.П. Бранский, А.А.Деркач, В.Г. Зазы-кин, Н.В. Кузьмина, П. А. Флоренский и др.), определяющего закономерности, факторы и условия продуктивного и оптимального развития личности подростка в условиях выполнения волонтерской деятельности; системного подхода (П.К. Анохин, В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов и др.), позволяющего видеть процесс добровольческой деятельности как целостность; аксиологического подхода (О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.К. Мамардашвили, В.А. Ядов и др.), в рамках которого бескорыстное служение людям и обществу рассматривается в сфере ценностных ориентаций добровольца, руководствующегося в своей жизнедеятельности принципами милосердия и гуманизма; гуманистического подхода (Д.А. Белухин, И.А. Якиманская, А. Маслоу и др.), ориентирующего добровольческую активность на Другого как главную ценность этой деятельности.
Теоретическую основу изучения составили: теория единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская и др.); основные положения психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др.); структурно-функциональный и динамический аспекты анализа деятельности (А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, В.М. Гордон, К.А. Абульха-нова-Славская и др.); исследования, посвященные изучению вопросов добровольчества в молодежной среде (С.В. Алещенок, Л.И. Багрянцева, О.Ф. Петрова и др.); исследования мотивации альтруистического поведения (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Е.П. Ильин, X. Хекхаузен и др.),
Формированию целостного представления о психологических аспектах добровольческой деятельности предшествовало знакомство с историческими и современными концепциями волонтерства: идеями альтруизма, религиозных ценностях христианства (И. Бентам, Б. Констан, С. Милль и др.); социалистическими идеями, основанными на либеральных ценностях свободы деятельности индивида (Ш. Фурье, А. Сен-Симон, Р. Оуэн, М. Фридман, Ф. Фукуяма и др.).
Каждый из этих подходов отражает и объясняет одну из сторон добровольного безвозмездного труда [3, 4].
В настоящее время добровольческую деятельность как социальное явление изучают А.Е. Кунина, Т.И. Петракова, О.Л. Романова и др. Кросскультурные исследования в области волонтерства ведут А.А. Шлихтер, И. Городецкая, С.И. Волкова. Е.Л. Шекова и др. Добровольчество с позиций социальной работы, социальной помощи, благотворительности рассматривают И. В. Антонович, Л. Иванова, И. Левдер, О. Решетников, А.В. Хухлин, В. Шарин и др. [3, 4]. С середины 80-х гг. прошлого века добровольческая деятельность активно развивается в России, постепенно расширяются возможности исследований, предметом которых является феномен волонтерской деятельности и участия в ней различных общественных групп [3]. Н.А. Сирота, Т.В. Лозовая, Т.Г. Кобяко-ва, С.А. Смердов, В.М. Ялтонский и другие рассматривают на уровне отдельной личности мотивацию волонтерской деятельности, факторы ее постоянства и прекращения, взаимодействие между волонтерами и наемными работниками, социо-демографические характеристики волонтеров и т. д. Современные исследования (К.С. Гаджиев, А.М. Максимов, О.А. Митрошенков, Л. Новикова, И. Сиземская, И.И. Петров, М. Шабанова и др.) показывают, что процесс добровольческой деятельности в России набирает силу, становясь новым трендом современной российской реальности, что, в свою очередь, требует адекватной теоретической оценки со стороны психологической и акмеологической науки, для которой добровольческая деятельность остается достаточно новым и не до конца изученным психологическим явлением.
При этом научное осмысление добровольческой деятельности как объекта психологического исследования, ее структурносодержательной характеристики, психологических факторов и условий возникновения и реализации, а также ее влияния на личностное развитие подростка все еще отсутствует.
Актуальность исследования психологических аспектов волонтерской деятельности, таким образом, определяется наличием противоречия между необходимостью изучения психологической структуры, детерминант и эффектов добровольческой деятельности и
недостаточной степенью разработанности данной проблемы.
Внутренними психологическими условиями, способствующими обретению подростком личностной идентичности, его самоопределению и самореализации, являются, на наш взгляд, следующие характеристики добровольческой деятельности: добровольность, безвозмездность, социальная направленность [2].
Безвозмездность труда волонтера ведет к осознанию субъектом своей необходимой связи с социумом. Участие в добровольческой деятельности означает принятие подростком личной ответственности за себя, за других и за сообщество в целом. Субъект добровольческого труда свободен в выборе цели, предмета, средств, условий труда, что побуждает подростка к активной целеполагающей и смыслообразующей деятельности и обеспечивает высокую степень его внутренней и внешней самостоятельности. Для субъекта добровольческого труда характерна свобода в распоряжении продуктом труда, который доброволец волен свободно передавать другому субъекту, что определяет положительную морально-ценностную направленность его деятельности.
Таким образом, добровольческая деятельность, как тип признаваемой и одобряемой обществом деятельности, характеризуется нравственным и созидающим уровнем активности, выраженной в общественно полезных мероприятиях, и является одним из условий интеллектуального, личностного и деятельностного развития личности, формирования ее идентичности, определяя ее жизненную позицию как гуманистическую.
К основным психологическим аспектам добровольческой деятельности подростка мы относим: личностный смысл как внутреннюю необходимость созидательной самореализации; потребности - в признании, уважении, общении; мотивы - альтруистические -добро, милосердие, гуманизм; цель в виде решения психологических и социальных проблем, улучшение благополучия других людей; действия посильной технологической сложности; продукт - благосозидание; результат - достижение идентичности, самореализация и самоосуществление в жизнедеятельности за счет реализации социально значимых деяний.
Мы считаем, что, выполняя волонтерскую деятельность, подросток может успешно решать основные задачи развития на данном возрастном этапе: преодоление кризиса идентичности, формирование гармоничного образа «Я», самоопределение, самовыражение, самореализация, за счет овладения психологическими механизмами актуализации личностного потенциала, которыми в условиях волонтерской деятельности являются рефлексия, личностная децентрация, идентификация с Другим. Данное положение подтверждается анализом результатов анкетирования подростков [2009-2010 гг., N = 85], в ходе которого подростки-волонтеры отметили следующие психологические эффекты участия в добровольческой деятельности: понимание собственных сил и возможностей; получение обратной связи от окружающих, способствующей развитию более высокой самооценки; приобретение психологических знаний; получение опыта взаимодействия с разными возрастными группами; развитие и укрепление специальных способностей; возможность почувствовать радость отдачи от помощи Другому; проверка профессиональной пригодности к соответствующим профессиям.
Таким образом, проведенный теоретический анализ психологической литературы и практического опыта работы позволяет гово-
рить о том, что участие подростков в добровольческой деятельности ведет к развитию такого личностно значимого качества, как рефлексия - способность к самопознанию субъектом внутренних психических актов и состояний. В свою очередь это будет способствовать в дальнейшем формированию более гармоничного образа «Я» подростка как показателя достигнутой им личностной идентичности. В связи с этим выявление структурно-содержательных характеристик рефлексивного потенциала подростка и определение психологических основ, обеспечивающих эффективность его реализации в условиях добровольческой деятельности, должны, на наш взгляд, явиться предметом особого исследования.
1. Лестер М. Саламон. Организационная революция // Курьер ЮНЕСКО. 2001. № 6. С. 44-45.
2. Смит Д. Добровольцы - капитал будущего? // Курьер ЮНЕСКО. 2001. № 6. С. 28-29.
3. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // Социологические исследования. 2006. № 5. С.15-22.
4. Кудринская Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции: автореф. дис. ... д-ра соц. наук. М., 2003.
Поступила в редакцию 26.04.2011 г.
UDC 159.9
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF TEENAGERS’ VOLUNTARY ACTIVITY
Marina Viktorovna GRIGOROVICH, Psychological, Pedagogical and Social Center for children needed in psychological, pedagogical, medical, social help, Stary Oskol, Russian Federation, psychologist, e-mail: [email protected] LarisaVasilyevna ABDALINA, Russian Social State University, Voronezh, Russian Federation, Doctor of Psychology, Associate Professor, Professor of Sociology, Psychology and Theory of Social Work Department, e-mail: [email protected]
On the basis of active, personal and subjective approaches the article analyses the structure and subject of the voluntary activity, the article defines its value for the effective overcoming of the teenager’s identity crisis.
Key words: voluntary activity; voluntariness; identity; the teenager.