Научная статья на тему 'СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ" / "СТУДЕНТ" / "ЛИЧНОСТЬ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саидова З.Х.

В данной статье раскрывается понятие «клиническое мышление» в рамках отечественной психологической науки. Выделена специфика ситуационной задачи. Раскрыта сущность понятий «клиническое мышление», «ситуационная задача».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITUATIONAL TASKS AS A WAY OF DEVELOPING CLINICAL THINKING IN UNDERGRADUATE STUDENTS OF THE MEDICAL SCHOOL

In this article the term "clinical judgment" in the domestic psychological science. Obtained situational specificity of the problem. The essence of the concepts of "clinical judgment", "situational problem."

Текст научной работы на тему «СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

УДК 159.99

Саидова З. Х. ассистент кафедра «Гуманитарные, естественнонаучные и социальные дисциплины» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

В данной статье раскрывается понятие «клиническое мышление» в рамках отечественной психологической науки. Выделена специфика ситуационной задачи. Раскрыта сущность понятий «клиническое мышление», «ситуационная задача».

Ключевые слова: «клиническое мышление», «ситуационная задача», «обучение», «студент», «личность».

Saidovа Z. H. аssistant of the Department "Humanities, natural sciences and social sciences" FGBOUIN "Chechen State University"

Grozny

SITUATIONAL TASKS AS A WAY OF DEVELOPING CLINICAL THINKING IN UNDERGRADUATE STUDENTS OF THE MEDICAL

SCHOOL.

In this article the term "clinical judgment" in the domestic psychological science. Obtained situational specificity of the problem. The essence of the concepts of "clinical judgment", "situationalproblem."

Keywords: "clinical judgment", "situational task", "training", "student", "personality".

В настоящее время в высшей медицинской школе достаточно остро стоит вопрос разработки оптимальных методов обучения, гарантирующих формирование у студентов более глубоких знаний, которые позволят им качественно выполнять профессиональную деятельность врача широкого профиля [1].

Учебный процесс требует постоянного совершенствования, т.к. происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главной характеристикой выпускника медицинского вуза является его компетентность в совокупности с умением клинически мыслить.

В.Г. Кондратьев пишет: «Под клиническим мышлением понимается специфическая умственная деятельность практического врача, обеспечивающая наиболее эффективное использование данных теории и

личного опыта для решения диагностических и терапевтических задач относительно конкретного больного» [6].

Клиническое мышление имеет две составляющие - специфическую, отражающую именно медицинские знания и умения, и неспецифическую, логическую, несущую в себе все закономерности продуктивного мышления. Развитие клинического мышления студентов медицинского вуза является требованием времени, логичным шагом развития педагогической практики. [4]. Появление и развитие активных методов обучения, в частности использование ситуационных задач, обусловлено тем, что перед обучением были поставлены цели не только по усвоению студентами знаний, но и по формированию клинического мышления, развитию творческих и коммуникативных способностей, определению личностного подхода к возникшей проблеме.

Еще С.П. Боткин говорил: «Раз убедившись в том, что учащегося нельзя познакомить в течение всего преподавания со всеми разнообразными проявлениями жизни больного организма, клиницист-преподаватель ставит себе первой задачей передать учащимся тот метод, руководствуясь которым молодой практик был бы в состоянии впоследствии самостоятельно применять свои теоретические врачебные сведения к больным индивидам, которые ему встретятся на его практическом поприще».

Качество профессиональной подготовки студентов-медиков зависит не только от количества полученных на протяжении всех лет обучения в вузе знаний, но и от того, смогут ли они применять эти знания для решения многочисленных, стоящих перед врачом диагностических, лечебных и профилактических задач. С целью сформировать у студентов младших курсов медицинского вуза клиническое мышление, на практических занятиях по нормальной анатомии человека, как форма обучения, используются ситуационные задачи.

Ситуационная задача представляет собой конкретную клиническую ситуацию, которая излагается кратко, но содержит достаточно информации для оценки и решения. Во время решения студенты анализируют и обсуждают микроситуации. Преподаватель активизирует участие студентов отдельными вопросами. Ситуационные задачи используют для того, чтобы заинтересовать аудиторию, заострить внимание на отдельных проблемах, подготовить к творческому восприятию изучаемого материала. Чтобы сосредоточить внимание студентов, ситуация подбирается достаточно характерная и острая, подходящая к тематике практического занятия.

Ситуационные задачи, как активный метод обучения, представляет собой способ активизации учебно-познавательной деятельности студента, который побуждает к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом [5].

Решение ситуационных задач может способствовать развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять явления

действительности, развитию способности ориентироваться в материале предмета, повышению уровня функциональной грамотности, формированию ключевых компетентностей, подготовке к профессиональному выбору [3].

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практический характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую требуется знание несколько смежных дисциплин, например: нормальная анатомия человека, патологическая анатомия человека, нормальная физиология человека и др. В процессе решения ситуационных заданий формируется творческая личность студента. Постоянный поиск новых решений, их обоснование, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в нестандартные ситуации делают знания более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования [2].

Анализ успеваемости студентов за прошедшие годы показал, что в процессе решения проблемных ситуационных задач на практических занятиях по нормальной анатомии человека несколько улучшились показатели мыслительной деятельности студентов.

Таким образом, формирование клинического мышления при решении ситуационных задач у студентов младших курсов медицинского вуза представляется сложным, многофакторным процессом. Осознанно управляемым в обучении студентов должно стать не только приобретение знаний, но и развитие логического компонента клинического мышления врача, а также развитие отдельных мыслительных действий и процессов, посредством которых осуществляется продуктивное мышление.

Применение ситуационных задач по анатомии расширяет возможности учащихся в изучении предмета, позволяет развивать клиническое мышление при освоении медицинской специальности.

Использованные источники:

1. Бережная Л.А. Условия формирования клинического мышления студентов медицинского вуза / Л.А. Бережная // Психолого-педагогические принципы применения оптимальных методов обучения студентов в медицинском вузе. - М., 1986. С. 3 - 14.

2. Блинов В.М. Эффективность обучения / В.М. Блинов. - М.: Педагогика, 1976.

3. Казакова А.Г. Основы педагогики высшей школы / А.Г. Казакова. - М.: ИПО ПРОФИЗДАТ, 2000. С. 124

4. Парахонский А.П. Развитие продуктивного мышления студентов посредством стимулирования самостоятельной работы / А.П. Парахонский, Е.А. Венглинская // Современные наукоемкие технологии, 2009. - № 9. - С. 129 - 130

5. Сенников Б.А. Разработка методики проблемного обучения в медицинском институте / Б.А. Сенников, В.А. Вотинцев, Л.Ф. Еременко, Л.С. Михалевич,

С.М. Перлин // Психолого-педагогические принципы применения оптимальных методов обучения студентов в медицинском вузе. - М., 1986. -С.25 - 30

6. Тарарышкина М.А. Формирование профессионально-личностной культуры студентов в образовательном процессе высшей медицинской школы / М.А. Тарарышкина. - дисс. канд. пед. наук. - М., 2007. С. 180

УДК 159.99

Саидова З. Х. ассистент

кафедра «Гуманитарные, естественнонаучные

и социальные дисциплины» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИЯ

ПОДРОСТКОВ

В данной статье раскрывается понятие «самосознание» в рамках отечественной психологической науки. Выделены факторы развития самосознания студентов. Раскрыта сущность понятий «самосознание», «саморазвитие».

Ключевые слова: «Я-концепция», «творческий потенциал», «подросток», «личность».

Saidovа Z. H. аssistant of the Department "Humanities, natural sciences and social sciences" FGBOUIN "Chechen State University"

Grozny

A ROLE OF SOCIAL FACTORS IS IN DEVELOPMENT OF CONSCIOUSNESS OF TEENAGERS

In this article a concept " opens up consciousness" within the framework of home psychological science. The factors of development of consciousness of students are distinguished. Essence of concepts " is exposed consciousness", "self-development".

Keywords: "Я-концепция", "creativepotential", " teenager", "personality".

Семья является первой социальной средой, в которой берет начало самосознание ребенка. Первые представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является перенесенным вовнутрь знаниями и отношениями взрослых плюс собственная активность ребенка.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной степени влияют на личность ребенка. Кроме сознательного,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.